Урок литературного чтения Ш. Сильверстайн "Щедрое дерево"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кулик Екатерина Игоревна

Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение Класс 3 класс Тип урока: комбинированный Тема: Идея произведения .Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» Цель: осознание идеи произведения Задачи: задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности. Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. УУД: Личностные УУД: воспитывать уважительное отношение к матери, родителям, требовательности к себе как к сыну, дочери; формировать представление о таком человеческом качестве, как щедрость. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные:проявлять активность в решении познавательной задачи,аргументировать свою позицию. Познавательные: развивать речь учащихся; развивать умения анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать, формировать действия контроля и оценки, совершенствовать навык сознательного чтения, формировать выразительное чтение, формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею художественного произведения; анализировать поступки героев. Ресурсы: Учебник литературного чтения 3 класс УМК «Гармония» Технологии: Деятельностный метод, технология критического мышления, ИКТ- технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок чтения "Щедрое дерево"41 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок чтения

Тема: Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»

Цель: Осознание идеи произведения

Задачи:

  1. Развивающие – развивать речь учащихся; развивать умения анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать, формировать действия контроля и оценки.
  2. Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к матери, родителям, требовательности к себе как к сыну, дочери;  формировать представление о таком человеческом качестве, как щедрость.
  3. Образовательные– совершенствовать навык сознательного чтения, формировать выразительное чтение. Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею художественного произведения; анализировать поступки героев.

Урок – комбинированный.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебники.

Ход урока

  1. Организационный момент

   Приветствие: Здравствуйте, ребята.  Я очень рада, что мне сегодня представилась возможность провести этот урок вместе с вами. Надеюсь, он будет интересным и полезным. Но для этого нам необходимо быть на уроке внимательными.  А также, чтобы у нас всё получилось,  давайте пожелаем, друг другу удачи, улыбнитесь друг другу.

Мобилизующее начало:

Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная, волшебная страна. Авторы – это волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова  в необычные, загадочные, или просто придать словам  новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?

  1. Подготовка к восприятию

  1. Сегодня мы прочитаем произведение  «Щедрое дерево». Ребята, кто-нибудь может, читал это произведение?

- По названию произведения, можете ли вы предположить, о чём мы будем читать.

-…Из заголовка следует, что в тексте рассказывается о щедром дереве.

- Каков смысл слова «щедрый»?

- Выберите слова, которые подходят по значению к слову «щедрый». (Охотно тратящийся на других, не скупой).

- Кому это качество, по вашему мнению, присуще?

- Ребята, а вы знаете какого-нибудь человека, которого можно было бы назвать щедрым?

-… Мы выяснили, действительно, люди могут обладать качеством – щедрость.

2 этап постановки учебной задачи

Интересно, а могут ли этим качеством обладать неодушевлённые предметы?

-…

         В начале урока я говорила о том, что авторы – волшебники, сегодня нам предстоит выяснить, а не  заколдовал ли автор кого-то  в данном произведении. И мы как читатели, а  я  уверенна, что мы очень внимательные читатели разгадаем смысл этого произведения.

3 этап первичного чтения

Сядьте, пожалуйста, поудобнее, закройте книги и тихонечко послушайте, я прочитаю вам  это произведение. Попробуйте прочувствовать его, какое настроение у вас вызовет оно?

1. Чтение учителем… пауза

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?  

На столах у вас словарики настроений, подберите из них подходящие слова.

Словарная работа

Значения, каких слов вам были непонятны?

4 этап повторного чтения и анализа

Для того чтобы выяснить, а что всё-таки автор хотел нам сказать, необходимо ещё раз прочитать произведение.

Чтение по смысловым частям.

- Прочитайте, пожалуйста, первую смысловую часть.

- Кто является главными героями этого произведения?

- Что интересного вы заметили? Обратите внимание на то, как называет автор героев.

- слова Яблоня и Мальчик написаны с большой буквы?

- Как вы думаете, почему?

- Автор подразумевает под этими образами конкретных людей и это их имена.

- Что вы можете сказать об этих героях?

- Ребята, какие отношения между героями в этой части.

Итог: Мы выяснили, что главными героями произведения Я и М. Под этими образами автор подразумевает конкретных людей. Отношения между ними очень тёплые.

- Прочитайте, пожалуйста, 2 часть. Обратите внимание, что меняется?

- Итак, что изменилось?

- Что изменилось в отношениях между героями?

- Как вы думаете, почему?

Итог: В этой части мы увидели, что отношения между героями изменились, так как мальчик вырос, и у него изменились интересы.

- Прочитайте 3 смысловую часть. Какое отношение вызывает у вас поведение Мальчика?

- …

- Изменилось ли отношение яблони к мальчику? – докажите… Что она испытывала?

ИТОГ: Я продолжала помогать М и была от этого счастлива. (выборочное чтение)

- Прочитаем 4 смысловую часть. Изменилось ли  у Я чувство  к мальчику?

- Что яблоня была счастлива не совсем.

-   А как вы думаете, почему она была не совсем счастлива? Что у неё осталось? О себе ли она думала?

- … ей нечего было больше дать.

ИТОГ: Яблоня превратилась в пень, но продолжала быть счастливой, сожалея только о том, что в следующий раз М нечего будет дать.

- Прочитаем последнюю часть и попробуем ответить на вопрос: «Мальчик постоянно искал счастье, нашёл ли он его?»

-…

-А Яблоня?

-… да, она стала счастливой.

- Что для неё было счастьем?

- …помогать Мальчику.

- И даже в тот момент, когда она стала пнём?

Итог: давайте обобщим всё выше сказанное. Что было счастьем для Я? А в чём видел счастье мальчик?

Проблемный анализ

- Могла ли Я относится по-другому к мальчику? Могла ли она не заботиться о мальчике?

-нет

- Когда люди заботятся о других, жертвуя собой?

-…когда любят.

- Скажите, а почему на протяжении всего повествования, даже когда Мальчик был совсем стар, Яблоня продолжала называть его Мальчиком?

- …она считала его своим ребёнком.

- А кто так может любить человека, не задумываясь о себе. Кто может быть таким щедрым, ни смотря, ни на что?

-…мама.

- Так кого автор воплотил в образ Я?

- Как вы относитесь к поступкам Мальчика по отношению к Яблоне?

-…

4 этап обобщение

- Итак, какая главная мысль этого произведения?

- Нужно не только брать, но и что-то отдавать. И тогда ты тоже будешь счастлив. Необходимо заботится о родителях.

Давайте подведем итог: Смогли ли мы с вами разгадать авторский замысел. Что нам помогло?

И мне бы хотелось вам прочитать слова Мопассана, о которых вы должны помнить на протяжении всей своей жизни «Неблагодарный сын – преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери». Спасибо, молодцы!

Д\з нарисуйте свой образ щедрого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 м классе «УМК»Гармония». Тема: Определение эмоционального тона для передачи характера персонажа. К. Ушинский “Спор деревьев”

Развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения; совершенствовать навык осмысленного и выразительного чтения; ...

Урок литературного чтения В.Солоухин "Деревья"

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»

Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»Авторы: Четверикова Ирина Витальевна, Демченко Ирина Григорьевна...

Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Толстой Какая бывает роса на траве? Как ходят деревья?"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Бунеева Р.Н. построен в виде путешествия по Ясной поляне, где Л.Н.Толстой написал большинство своих рассказов. Урок предусматривает групповую работу....

Урок литературного чтения 2 б класс К. Д. Ушинский «Спор деревьев»

Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят задачи. Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, группова...

Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: М. Пришвин "Разговор деревьев" УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведеия М.Пришвина «Разговор деревьев».Планируемыерезультаты:Предметные:знать: жанровые особенно...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М. Пришвин "Разговор деревьев"". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М. Пришвин "Разговор деревьев"".  УМК "Перспективная начальная школа"...