Урок литературного чтения Ш. Сильверстайн "Щедрое дерево"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение Класс 3 класс Тип урока: комбинированный Тема: Идея произведения .Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» Цель: осознание идеи произведения Задачи: задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности. Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. УУД: Личностные УУД: воспитывать уважительное отношение к матери, родителям, требовательности к себе как к сыну, дочери; формировать представление о таком человеческом качестве, как щедрость. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные:проявлять активность в решении познавательной задачи,аргументировать свою позицию. Познавательные: развивать речь учащихся; развивать умения анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать, формировать действия контроля и оценки, совершенствовать навык сознательного чтения, формировать выразительное чтение, формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею художественного произведения; анализировать поступки героев. Ресурсы: Учебник литературного чтения 3 класс УМК «Гармония» Технологии: Деятельностный метод, технология критического мышления, ИКТ- технология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок чтения "Щедрое дерево" | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок чтения
Тема: Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»
Цель: Осознание идеи произведения
Задачи:
- Развивающие – развивать речь учащихся; развивать умения анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать, формировать действия контроля и оценки.
- Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к матери, родителям, требовательности к себе как к сыну, дочери; формировать представление о таком человеческом качестве, как щедрость.
- Образовательные– совершенствовать навык сознательного чтения, формировать выразительное чтение. Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею художественного произведения; анализировать поступки героев.
Урок – комбинированный.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебники.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что мне сегодня представилась возможность провести этот урок вместе с вами. Надеюсь, он будет интересным и полезным. Но для этого нам необходимо быть на уроке внимательными. А также, чтобы у нас всё получилось, давайте пожелаем, друг другу удачи, улыбнитесь друг другу.
Мобилизующее начало:
Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная, волшебная страна. Авторы – это волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные, или просто придать словам новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?
- Подготовка к восприятию
- Сегодня мы прочитаем произведение «Щедрое дерево». Ребята, кто-нибудь может, читал это произведение?
- По названию произведения, можете ли вы предположить, о чём мы будем читать.
-…Из заголовка следует, что в тексте рассказывается о щедром дереве.
- Каков смысл слова «щедрый»?
- Выберите слова, которые подходят по значению к слову «щедрый». (Охотно тратящийся на других, не скупой).
- Кому это качество, по вашему мнению, присуще?
- Ребята, а вы знаете какого-нибудь человека, которого можно было бы назвать щедрым?
-… Мы выяснили, действительно, люди могут обладать качеством – щедрость.
2 этап постановки учебной задачи
Интересно, а могут ли этим качеством обладать неодушевлённые предметы?
-…
В начале урока я говорила о том, что авторы – волшебники, сегодня нам предстоит выяснить, а не заколдовал ли автор кого-то в данном произведении. И мы как читатели, а я уверенна, что мы очень внимательные читатели разгадаем смысл этого произведения.
3 этап первичного чтения
Сядьте, пожалуйста, поудобнее, закройте книги и тихонечко послушайте, я прочитаю вам это произведение. Попробуйте прочувствовать его, какое настроение у вас вызовет оно?
1. Чтение учителем… пауза
- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
На столах у вас словарики настроений, подберите из них подходящие слова.
Словарная работа
Значения, каких слов вам были непонятны?
4 этап повторного чтения и анализа
Для того чтобы выяснить, а что всё-таки автор хотел нам сказать, необходимо ещё раз прочитать произведение.
Чтение по смысловым частям.
- Прочитайте, пожалуйста, первую смысловую часть.
- Кто является главными героями этого произведения?
- Что интересного вы заметили? Обратите внимание на то, как называет автор героев.
- слова Яблоня и Мальчик написаны с большой буквы?
- Как вы думаете, почему?
- Автор подразумевает под этими образами конкретных людей и это их имена.
- Что вы можете сказать об этих героях?
- Ребята, какие отношения между героями в этой части.
Итог: Мы выяснили, что главными героями произведения Я и М. Под этими образами автор подразумевает конкретных людей. Отношения между ними очень тёплые.
- Прочитайте, пожалуйста, 2 часть. Обратите внимание, что меняется?
- Итак, что изменилось?
- Что изменилось в отношениях между героями?
- Как вы думаете, почему?
Итог: В этой части мы увидели, что отношения между героями изменились, так как мальчик вырос, и у него изменились интересы.
- Прочитайте 3 смысловую часть. Какое отношение вызывает у вас поведение Мальчика?
- …
- Изменилось ли отношение яблони к мальчику? – докажите… Что она испытывала?
ИТОГ: Я продолжала помогать М и была от этого счастлива. (выборочное чтение)
- Прочитаем 4 смысловую часть. Изменилось ли у Я чувство к мальчику?
- Что яблоня была счастлива не совсем.
- А как вы думаете, почему она была не совсем счастлива? Что у неё осталось? О себе ли она думала?
- … ей нечего было больше дать.
ИТОГ: Яблоня превратилась в пень, но продолжала быть счастливой, сожалея только о том, что в следующий раз М нечего будет дать.
- Прочитаем последнюю часть и попробуем ответить на вопрос: «Мальчик постоянно искал счастье, нашёл ли он его?»
-…
-А Яблоня?
-… да, она стала счастливой.
- Что для неё было счастьем?
- …помогать Мальчику.
- И даже в тот момент, когда она стала пнём?
Итог: давайте обобщим всё выше сказанное. Что было счастьем для Я? А в чём видел счастье мальчик?
Проблемный анализ
- Могла ли Я относится по-другому к мальчику? Могла ли она не заботиться о мальчике?
-нет
- Когда люди заботятся о других, жертвуя собой?
-…когда любят.
- Скажите, а почему на протяжении всего повествования, даже когда Мальчик был совсем стар, Яблоня продолжала называть его Мальчиком?
- …она считала его своим ребёнком.
- А кто так может любить человека, не задумываясь о себе. Кто может быть таким щедрым, ни смотря, ни на что?
-…мама.
- Так кого автор воплотил в образ Я?
- Как вы относитесь к поступкам Мальчика по отношению к Яблоне?
-…
4 этап обобщение
- Итак, какая главная мысль этого произведения?
- Нужно не только брать, но и что-то отдавать. И тогда ты тоже будешь счастлив. Необходимо заботится о родителях.
Давайте подведем итог: Смогли ли мы с вами разгадать авторский замысел. Что нам помогло?
И мне бы хотелось вам прочитать слова Мопассана, о которых вы должны помнить на протяжении всей своей жизни «Неблагодарный сын – преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери». Спасибо, молодцы!
Д\з нарисуйте свой образ щедрого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 м классе «УМК»Гармония». Тема: Определение эмоционального тона для передачи характера персонажа. К. Ушинский “Спор деревьев”
Развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения; совершенствовать навык осмысленного и выразительного чтения; ...
Урок литературного чтения В.Солоухин "Деревья"
Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»Авторы: Четверикова Ирина Витальевна, Демченко Ирина Григорьевна...
Разработка урока литературного чтения по теме "Л.Толстой Какая бывает роса на траве? Как ходят деревья?"
Урок литературного чтения в 4 классе по программе Бунеева Р.Н. построен в виде путешествия по Ясной поляне, где Л.Н.Толстой написал большинство своих рассказов. Урок предусматривает групповую работу....
Урок литературного чтения 2 б класс К. Д. Ушинский «Спор деревьев»
Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят задачи. Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, группова...
Конспект урока литературного чтения (2 класс) Тема: М. Пришвин "Разговор деревьев" УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведеия М.Пришвина «Разговор деревьев».Планируемыерезультаты:Предметные:знать: жанровые особенно...
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М. Пришвин "Разговор деревьев"". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М. Пришвин "Разговор деревьев"". УМК "Перспективная начальная школа"...