Урок с использованием приёмов ТРКМ
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Данный урок я проводила на методической неделе "Деятельностный подход на уроках".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_1_klasse.docx37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Канюкова Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов

                                                                                     МОУ «СОШ № 13»

                                                                                 г. Нефтеюганск

ПРЕДМЕТ: Литературное чтение

КЛАСС: 1 г

ТЕМА:  «Дик и черника» Ю.Коваль

Цель урока: для учителя: создание условий для развития  речевой деятельности учащихся, т.е следующих групп умений и навыков

  1. Содержательные:
  1. Умение читать и понимать текст.
  2. Умение сообщать содержание текста.
  1. Коммуникативные:
  1. Умение задавать вопросы и отвечать на них.
  1. Организационные:
  1. Умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебным регламентом.
  2. Умение организовывать свою познавательную деятельность в  группе, индивидуально.
  3. Умение оценивать собственную деятельность

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные  УУД: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, формировать умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

ОРГ. МОМЕНТ

Личностные УУД

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.

Гости к нам пришли сегодня…

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, поклонитесь.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Итак, мы начинаем урок чтения.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю,

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнение других.

МОТИВАЦИЯ.

БЕСЕДА, ПОДВОДЯЩАЯ К ТЕМЕ УРОКА.

Коммуникативные УУД (ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт)

Коммуникативные УУД

Технология здоровьесбереже

ния (работа в паре создаёт антистресовую ситуацию, что формирует здоровую психику ребёнка)

     РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Личностные УУД

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Дыхательная гимнастика

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Познавательные УУД (понимают текст по содержанию)

Познавательные УУД (поиск информации в тексте)

РЕФЛЕКСИЯ

ФИЗМИНУТКА

Технология здоровьесбереже

ния

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ВОПРОСОВ

РЕФЛЕКСИЯ

Регулятивные  УУД (оценка собственного продвижения)

Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы постараемся с вами дать на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение»?

А вы, первоклассники, как понимаете значение этого слова?

Давайте поработаем над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать, что оно обозначает. Работать мы будем сегодня в группах и оценивать свою работу будем вот на этом цветочке (показываю). Если вы активно будете принимать участие на уроке, то в конце урока ваш цветочек станет ярким.

1 группа будет отвечать на вопрос – КОГО можно обучать?

2 группа подумает – ЧЕМУ можно обучать?

3 группа вспомнит – КАК обучают?

4 группа будет размышлять – ЗАЧЕМ обучают?

Время на выполнение 3 минуты. Как только ваша команда будет готова, вы должны дать знак.

Я буду наблюдать за тем, как вы:

• слушаете друга;

• помогаете друг другу;

• вместе решаете возникшую проблему.

Итак, готовы.

Мы с ребятами внимательно слушаем, какие ответы получились в группах.

 (После отчёта первой группы: правильно, люди учатся всю жизнь: и когда дети, и когда взрослые.  Животных, которые живут рядом с нами, мы тоже чему-то учим).

(После отчёта второй группы: молодцы, перечислили много умений, которые в жизни нам необходимы и, чтобы этими умениями овладеть, нам приходится учиться)

(После отчёта третьей группы: отлично, как много действий вы назвали).

(После отчёта четвёртой группы: правильно, получение знаний необходимо нам на протяжении всей жизни).

Вы хорошо поработали в группе. Какие умения позволили вам так хорошо справиться с заданием?

Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет.

На какой вопрос надо дать Пете сегодня ответ? (Что такое обучение?)

Опираясь на ваши мысли, позвольте мне подвести итог работы.

Обучение – это получение знаний и овладение какими-то умениями.

А чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке чтения: какие знания получить и какими умениями овладеть?

А можете сказать, каким словом называют обучение животных каким-то умениям? (Дрессировка)

Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ о необычном обучении необычным умениям животного.

Автора этого рассказа вы узнаете, если расположите буквы в порядке построения фигуры (звёздочки). Работаем в группе.

                                                                               

      О             А           К        Л           В           Ь

Какая фамилия автора у вас получилась?

(ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ КОВАЛЬ)

Если вы приняли участие  на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет.

Посмотрите на иллюстрацию. Можете ли вы предположить, о чём мы будем читать? Кто станет главными героями нашего рассказа? (Человек и собака). Прочитайте название рассказа. Как звали собаку на картинке? О чём ещё будет идти речь? Что такое черника? Выберите рисунок черники. Это ягода лесная или садовая? (лесная, так как на рисунке она растёт в лесу, на полянке).

Русское название «черника» произошло от того, что эта ягода чернит руки и рот. Плоды синевато-чёрные из-за налёта или просто чёрные. Налёт легко удаляется, и тогда ягода полностью соответствует своему названию (показываю настоящую ягоду).

Черника растёт и в ХМАО в сосновых лесах.

Встаньте, представим, что мы с вами в лесу, давайте вдохнём запах черники (вдох – руки поднимаем, выдох со звуком, наоборот)

Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.

Прочитаем ключевые слова рассказа:

ПЁС

ДИК

ХОЗЯИН

ОБЖОРА

ЧЕРНИКА

НАУЧИТЬ

Изменились ли ваши предположения?  О чём мы будем читать?

Как вы думаете, где происходит действие рассказа?

Оцените свою работу на этом этапе урока. Закрасьте лепесток.

Трудно по одному рисунку и ключевым словам определить, о чём будет текст. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда его прочтём. - Чтобы понять главную мысль автора, читать надо вдумчиво. Мы учимся с вами вести диалог с автором. Приготовились. Читаем первую часть.

После 1-й части:

Как звали собаку? Докажите это словами из текста. Как написано это слово? Почему? Как автор описывает Дика? Что значит «обжора»? Замените это слово другими словами, близкими по смыслу (ненасытный, прожорливый). Докажите словами из текста, что Дик был обжора?

Как понимаете значение слов: РЫБЬЯ ТРЕБУХА (внутренности рыбы)

Чью голову надо закопать под ёлку, чтобы комары не кусали? (Дик закапывает свою голову).

После 2-й части:

Какой второй главный герой появился? Как автор ел чернику? Что такое пригоршня? (Ладонь с пальцами, согнутыми так, что можно туда что-нибудь положить).

Что в это время делал Дик? Что сделал автор, чтобы накормить Дика? Как Дик съел чернику? Каким словом можно заменить слово «убрал»?, «мигом»? (Слизал, быстро).

После 3-й части:

Что значит «поучить уму-разуму?» (как правильно). А кто вас учит уму-разуму?  Что ещё мы узнали про этого пса?

После 4-й части:

Сколько дней понадобилось Дику, чтобы съесть всю чернику? (2). Значит,  какой был Дик?

Почему автор рад, что Дик любит только чернику?

Если вы поработали на данном этапе урока, отвечали на вопросы, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет.

Обратимся к записям на доске: КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? И ответим на записанные вопросы.

КОГО обучали в рассказе? ЧЕМУ обучали Дика? КАК автор обучал собаку?

ЗАЧЕМ пришлось обучать Дика есть чернику?

- Немного отдохнём.  Пойдем в лес на то место, где Дик ел чернику,  преодолевая воображаемые препятствия. Вот идём мы с вами  по  тропинке. (Шагают)

- Очень много комаров в лесу (Изображают, как отмахиваются от комаров. Раз хлопок, другой хлопок)

- Впереди ручей, перепрыгнем через него (перепрыгивают ручей)

-А вот через речку надо пройти по мостику, держась за перила (изображают)

- Мимо спящего медведя  - осторожно! (на цыпочках)

- Через болото, прыгая по кочкам (перепрыгивают, перешагивают)

-Вот и поляна.  Как много ягод черники!

Сядем на корточки. (Присели) Собираем  ягоды в пригоршню. (Изображают) Съели. Встали. Хорошо! (Потянулись) Вкусно!

Занимаем свои места и переходим к следующему заданию. Самый ответственный этап урока. Он, возможно, самый трудный, но и самый интересный. Мы задаём друг другу вопросы. Ребята первой и второй группы будут составлять тонкие вопросы, а ребята 3 и 4 группы – толстые вопросы. При составлении вопросов пользуйтесь памяткой, она поможет вам вспомнить вопросительные слова. Работайте сообща. Выслушивайте все предложенные вопросы ребятами в группе.

Итак, 1 группа задаёт свои вопросы 3 и 4 группе (и т.д)

Я тоже составила вопросы, но для всех ребят: почему автору было стыдно рассказать о том, как он обучал Дика? Почему автор решил рассказать именно этот эпизод из жизни пса? Чем удивил его пёс?

Что вы можете сказать об авторе рассказа? Каким был Дик по характеру? Как относятся друг к другу герои рассказа?

Если вы поработали на данном этапе урока, закрасьте один лепесток на цветочке в любой цвет.

В начале урока мы дали определение слову ОБУЧЕНИЕ. Каким должен быть тот, кто обучает? (терпеливым)

Давайте попробуем вместе решить, о чём рассказ Ю.Коваля, то есть определить его тему.

Выберите:

  1. О том, как плохо быть обжорой
  2. О дружбе человека и собаки
  3. О том, какие умные бывают собаки

Как итог урока составим синквейн по ключевым словам: Дик и хозяин (по группам – 1 и 2 – Дик, 3 и 4 – Хозяин)

  1. Ключевое слово
  2. Какой?
  3. Что делает?
  4. Близкое по значению слово

Вспомним, чему мы учились сегодня на уроке. Справились мы с задачами урока.

Посмотрите на свои лепесточки. У кого много лепестков разукрашено, погладьте себя по головке, вы хорошо работали на уроке.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

СЛАЙД

Предположение детей

На доске таблички с вопросами: КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? (на партах у групп тоже)

1 группа: детей, животных, взрослых

2 группа: шить, плавать, читать, писать, водить машину

3 группа: показывать, объяснять, читать, рассказывать

4 группа: чтобы быть умным, всё уметь и знать.

Умение слушать друг друга, работать дружно.

Мы будем учиться находить в тексте ядрышко и скорлупку.

У каждой группы на парте и на доске

СЛАЙД

СТАДИЯ ВЫЗОВА, ПРОГНОЗИРОВА

НИЕ

СЛАЙД 2 (щелчок)

На доске иллюстрация ягод

На доске слова

ОСМЫСЛЕНИЕ

На доске словарная работа

           СЛАЙД

СЛАЙД 4

На партах памятка вопросительных слов

ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ

РЕФЛЕКСИЯ

Дик

Обжора, добрый, весёлый

Схватывает всё на лету

Друг

                   

Хозяин

Весёлый, добрый

Обучает собаку

Друг

Комментарии

Дидактический  процесс урока построен на основе «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

В течение урока выдерживалась модель ВЫЗОВ  - ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

На стадии ВЫЗОВА были созданы условиям  для того, чтобы ученик  актуализировал имеющиеся знания и, опираясь на них,  был организован обмен мнениями, мыслями и предположениями.

 На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ (реализации)  было организовано получение информации на основе приема чтения с остановками, тонких и толстых вопросов. Так же учащиеся обменивались мнениями по поставленной проблеме, т.к. мнение каждого ученика ВАЖНО. Была проведена работа в группах.

Работа в группе: для первоклассников это в первую очередь умение общаться, умение оценивать свои действия и действия своего товарища, умение схематизировать. Понятно, что о сформированности этих умений говорить ещё очень рано. Работа по их формированию будет продолжена и дальше в течение всего периода обучения этих детей в школе. Но первый этап по становлению данных компетентностей самый сложный и самый ответственный. Во-первых, дети должны понять, что это тоже умение (общаться, рефлектировать, схематизировать), такое же  как умение читать, писать, считать и им тоже нужно учиться. В данном уроке мне хотелось поделиться собственным опытом обучения первоклассников работе в группах.

На стадии РЕФЛЕКСИИ (размышления)  было организовано осмысление полученной информации; и самооценка усвоения знаний по теме. Также детям было предложено составить синквейн.

Считаю, что урок поставленной цели достиг. Убеждена, что технология РКМЧП способствует созданию на уроках открытости и сотрудничества, повышает интерес к изучаемому материалу, развивает умение критически мыслить.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Использование приёма моделирования при решении задач", 3 класс

Цель: Формирование действия моделирования при решении текстовых задач.Задачи:продолжить работу по обучению учащихся решению текстовых задач с опорой на схему, таблицу;способствовать формированию комму...

Открытый урок с приёмами ТРКМ

Урок комбинированный с использованием приёмов ТРКМ.Русский язык 3 класс...

Мастер-класс Приёмы ТРКМ для уроков в начальной школе

Мастер-класс Приёмы ТРКМ для уроков в начальной школе...

Технологическая карта урока с использованием технологии ТРКМ

Этот  урок входит в систему уроков по развитию речи. Состоит из 9 этапов, каждый из которых имеет свою цель и результат.На уроке реализовывалась основная дидактическая цель: «Расширение пон...

Фрагменты уроков с использованием приема ТРКМ "Ромашка Блума"

Данный материал будет полезен для уроков Окружающего мира 1-3 классы....