А.И. Цветаева. Детство.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения 4 класс.
Ребята знакомятся с воспоминаниями А.И. Цветаевой, с жанром воспоминаний.
На уроке дети углубляют знания об олицетворении, метафоре, сравнении, о возможности использования их в прозаическом произведении.
Развиваются творческие способности детей путём написания сочинений в стиле воспоминаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._cvetaeva_detstvo.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
А.И. Цветаева. Детство.
Цели урока:
Познакомить с воспоминаниями А.И. Цветаевой, с жанром воспоминаний.
Развивать творческие способности детей путём написания сочинений в стиле воспоминаний.
Углублять знания детей об олицетворении, метафоре, сравнении, о возможности использования их в прозаическом произведении.
Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.
Ход урока
1. Организационный момент.
Эпиграф к уроку: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» А. де Сент-Экзюпери.
Звучит песня из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания», «Детские сны»
II..Постановка цели. Актуализация знаний.
Учитель читает наизусть:
В той удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.
— Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его во втором классе.)
- «Мой секрет» С. Михалкова.
- О какой Стране идет речь?
- О Стране Детства
- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»?
— Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению нового раздела нашего учебника. Прочитайте, как он называется?
— Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его во втором классе.)
- «Мой секрет» С. Михалкова.
- О какой Стране идет речь?
- О Стране Детства
- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»?
— Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению нового раздела нашего учебника. Прочитайте, как он называется?
- Страна далекого детства
— Как вы думаете, почему он так назван? Откройте содержание и просмотрите фамилии писателей, с произведениями которых мы встретимся в этой главе. Обратите внимание на годы их жизни.
- Глава так называется потому, что писатели выросли и написали воспоминания о своем детстве. Все писатели родились в 19 веке, а сейчас уже 21! Они, наверное, пишут о далеком прошлом, может быть, о детях 19 века.
Учитель продолжает чтение стихотворения:
Держава Детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад» — сказать легко.
Попробуй! Попали!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, там.
Мне стоит лишь собрать багаж
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
И, как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.
III. Работа над новым материалом
1. Вступительная беседа:
— Как видите, поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну детства. Багаж совсем невелик. Сможем ли мы с вами перенестись в страну Чужого детства так же легко? Какой багаж нужен нам?
- Книга и немного фантазии.
Сегодня мы прочитаем несколько отрывков из воспоминаний Анастасии Ивановны Цветаевой. Она родилась в 1894 году в Москве. Прожила нелёгкую жизнь длиной в 99 лет. Она написала много интересных произведений, но большую часть из них она посвятила творчеству своей старшей сестры, поэта Марины Цветаевой. С её стихами мы познакомимся на следующем уроке.
- Что же такое воспоминания? Индивидуальное задание: найти в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова значение этого слова.
1.Мысленное воспроизведение чего-нибудь сохранившегося в памяти.
2.Записки или рассказы о прошлом.
Остальные обращаются к эпиграфу урока и выясняют, что это то, что помнят.
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания?
Это мы должны понять сегодня на уроке.
Внимание! Мы отправляемся в прошлое.
— Я буду читать первый отрывок, а вы закройте глаза и постарайтесь представить картину, которую описывает автор.
Учитель выразительно читает первый отрывок. Дети сидят с закрытыми глазами, стараясь нарисовать в воображении все, что услышали.
— Какие картины вы представили?
Ночь тёмная, дети стоят у окна, красиво заставленный стол разными вкусностями.
— Знаете ли вы, о каком празднике рассказывает Анастасия Цветаева?
Пасхальная ночь – Пасха: у христиан весенний праздник воскресение Христа. В пасхальную ночь совершается крестный ход.
- Почему дети оставались одни в эту ночь?
Взрослые уходили в церковь.
2. Словарно-лексическая работа. Техника чтения.
Трудные для чтения слова выносятся на доску, читаются по слогам, затем, целым словом. Параллельно объясняются непонятные слова.
Гувернантка — няня, воспитательница.
Гиацинты - луковичный цветок с сильным ароматом. Один из первоцветов.
Феерия— театральная пьеса сказочного содержания, феерический — волшебный, сказочный.
Сердолик — драгоценный камень красного или оранжевого цвета.
— Откройте учебники на странице 11. Внимательно рассмотрите рисунок. Кто изображён на нём?
Девочки Анна и Марина Цветаевы. Потому что человек может помнить то, что происходило с ним.
Дети вслух читают первую часть по абзацам.
Вы уже знаете, что в стихотворных текстах часто встречаются такие образные выражения, как сравнения, олицетворения и метафоры.
— Напомните мне, что такое сравнение и приведите пример.
Когда предмет или действие с чем-то сопоставляется. В тексте есть слова: как, как будто, словно, будто.
— А что же такое метафора? Это тоже сравнение, но скрытое. Нет «как,
словно, будто». Слова употребляются в переносном значении.
— А что такое олицетворение?
Когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.
— Найдите в этом прозаическом тексте сравнения, олицетворения и метафоры.
Сравнения: ночь как пещера, треугольник пасхи — как елка, цвета, как будто приснились — сравнение со сном, запах гиацинтов — сравнивается с запахом сирени; олицетворения - церковь подаст голос, ворвавшийся со двора воздух; метафоры — прокатится первый удар колокола, вспыхнет кремлевским заревом; зала, наводненная золотом лучей (золото лучей — тоже метафора), боярскими шапками бобрового меха куличи, ярмарочное цветение крашеных яиц, сердолик — окорок ветчины.
— Какое выражение самое красивое, на ваш взгляд? Какое вам запомнилось?
- Как можно озаглавить этот отрывок? Пасхальная ночь.
Физкультминутка.
4. Подготовительная работа перед самостоятельным чтением. Словарно-лексическая работа:
Вороная — масть лошадей черного цвета.
Гнедая — красновато - рыжая лошадь с черной гривой и хвостом.
Паллада — имя собственное в честь Афины Паллады богини мудрости и покровительницы воинов.
Заочно — то, что происходит в отсутствие того лица, которое имеет отношение к действию.
Фрейлейн - вежливое обращение к незамужней девушке у немцев, воспитательница - немка.
Отдушина - отверстие для выхода нагретого воздуха.
Техника чтения. Прочитайте по слогам, затем целым словом:
фрей -лей н
Пре-то-ри-ус
распо-ло-жив-шу-ю-ся
тол-стен-ней-шим
от .неожи-дан-нос-ти
— Прочитайте самостоятельно 1 из оставшихся отрывков, тот который вам хочется прочитать. Подумайте, какую главную мысль, и какие чувства вы хотите передать вашим чтением. Продумайте тон, темп, интонации, паузы, логические ударения.
— Обратите внимание на разреженный шрифт. Для чего автор выделил именно эти слова?
5. Выразительное чтение отрывков. (После прочтения каждого задаются вопросы.)
— Как можно озаглавить прочитанный отрывок?
— Какова же главная мысль этого отрывка?
IV. Закрепление
- О чем же пишут в воспоминаниях? Какими словами? Делаем вывод на основе прочитанных эпизодов.
- О том, о чём нравится вспоминать, что было приятно человеку, о том, что удивило, поразило, заставило задуматься, о горе или о радости, о людях, с которыми ты встречался и т. д. Подбирают красивые слова, выражения, чтобы читателям было интересно.
V. Итог урока
- Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему?
Мы с вами не возвращаемся из прошлого.
Домашнее задание
Я попрошу вас вспомнить то время, когда вам было 5-6 лет, когда вы были дошкольниками. Вы все играли в игрушки. И, наверняка, какая-то была самой любимой. Опишите ее, вспомните, как вы с ней играли, что чувствовали в это время, почему она была вашей любимой игрушкой. Расскажите, что с ней стало потом. Храните ли вы ее до сих пор, сломалась ли она, пропала ли, а может быть, вы сами подарили ее младшему брату или сестре. Сделайте это письменно в тетрадях по чтению или оформите на листочке. Тогда у нас получится небольшой альбом из воспоминаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Красною кистью рябина зажглась», «За книгами»
Цели урока: Познакомить со стихотворениями М. Цветаевой.Развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, понимать з...
Презентация к уроку по теме: "Творчество Цветаевой"
Презентационный материал для подготовки к уроку для начальной школы при изучении поэзии М. Цветаевой....
Урок по чтению "М.И Цветаева Стихотворения"
Урок с презентацией по творчеству Марины Цветаевой, проведенный в 4 классе. Знакомство со стихотворением "Бежит тропинка с бугорка..."...
презентация к уроку по творчеству М.Цветаевой
Презентация содержит материал о жизни и творчестве Марины Цветаевой, подготовительную работу над стихотворением "Бежит тропинка с бугорка"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Мир детства. М.И. Цветаева. Наши царства."
Урок разработан творческой группой учителей Маслюковой С.А.,Рочаковой Н.У.,Шерстобитовой Л.Н. Технология: личностно-ориентированное обучение. Цель урока - расширить поэтический кругозор учащихся, позн...
Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»
Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...