Урок по чтению "М.И Цветаева Стихотворения"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Урок с презентацией по творчеству Марины Цветаевой, проведенный в 4 классе. Знакомство со стихотворением "Бежит тропинка с бугорка..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cvetaeva_moe.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 4 классе
«М.И. ЦВЕТАЕВА. СТИХОТВОРЕНИЯ»
Цели урока :
Познакомить творчеством и эпизодами жизни М. Цветаевой.
Развивать мышление учащихся, внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, сравнивать , обобщать, совершенствовать умение выделять главную мысль.
Воспитывать чувства сопереживания, сочувствия; чувство любви к родному краю, детству.
Оборудование: рисунки детей «Мое детство», запись песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка, презентация о жизни М. Цветаевой.
I. Организационный момент
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? О чем оно?
- Как называется раздел, в котором помещено это стихотворение?
- Послушайте музыкальное произведение и подумайте, почему исполнитель проникся такой глубокой любовью к земле.
II. Слушание песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка
-Что общего у стихотворения и песни?( Он полюбил ее с детства) Так уж устроен человек, что ребенком мечтает быстрее вырасти, а став взрослым, с любовью и сожалением вспоминает детские годы.
III. Постановка темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим путешествие по поэтической тетради «Мне вспомнились детства далекие годы». А поможет нам в этом творчество Марины Цветаевой.
IV. Знакомство с периодом детства поэтессы
Слайд 1
Родилась Марина в Москве, в семье, где уже было двое детей от первого брака отца. А воспитывалась с младшей сестрой Анастасией.
Слайд 2
Мать-Мария Александровна- необыкновенно одаренная женщина: прекрасно рисовала, играла на фортепиано, знала 4 иностранных языка. Все это хотела передать детям.
Отец- Иван Владимирович- профессор университета , основатель московского Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Слайд 3
Марина начала заниматься с 4 лет, учится читать, даже рифмует. С 6 лет учится в музыкальной школе. Обладала абсолютным слухом. В 7 лет закончила первую поэтическую тетрадку.
Девочка очень любила свой дом. Часто вечерами мать читала, рассказывала о своем детстве.
Любимая книга- «Снежная королева» -героиня –Маленькая разбойница.
Летом любила гулять во дворе, который в это время зарастал травой.
Слайд 4
Но чаще всего на лето Цветаевы уезжали в Тарусу- маленький городок над Окой. Одинокая русская береза. Несколько сосен посреди поля, луга, березовые рощи, бескрайние поля.
Здесь семья сближалась. Марина часто бродила с отцом и очень полюбила тропинки, ручейки, речушки.
Слайд 5
Но детство кончилось. Марина выросла и вспоминает о детстве.
V. Анализ стихотворения.
- Послушайте стихотворение и скажите, о каком оно месте?
1. Чтение стихотворения учителем.
- Какие картины счастливого детства вспоминает поэт Цветаева много лет спустя? Прочитайте.
2. чтение детьми.
- Прежде всего автору вспоминается тропинка, которая вывела ее в мир взрослости. Какой она видится автору?
- Какие слова говорят о спокойствии, безмятежности?
-Какое настроение вызывают эти строки?( грусть, спокойствие, задумчивость)
Как читать такие строки громко - тихо , быстро - медленно?
- Какие изобразительные средства использует поэт, чтобы точнее передать картину ( олицетворение- бежит тропинка, эпитет- сонными лугами, лениво движется)
-Прочтем 2 поэтическую строфу.
- Звон каких колоколов услышала поэтесса? (колокола детства)
- О чем поют эти колокола?
-А как это «спешат удары за ударом»?
Послушайте, быть может, такой была мелодия безвозвратно ушедшего детства.
- Что называет раем в стихотворении? Что такое рай? Почему рай-и утро, и полдень, и закаты?
- Что такое шпаги?(слайд) -холодное оружие. Почему лопаты- шпаги? Чем представлялся сарай? (Замком царственным). Почему? Все было любимым.
-Как будем читать3 строфу? (С любовью, тихой радостью)Предложение с !
-Изменится ли интонация при чтении заключительной строфы? Как? Почему?(Жизнь идет)
Назовите глаголы. В каком времени они употреблены. – Докажите!
Как они влияют на ваше эмоциональное состояние?
Какие слова помогают читателю прочувствовать мир утрат взрослого человека?(куда, какую, что) Как прочитать? Какие слова непонятны?
Слайд (Мальвы- травянистое высокое растение с крупными яркими цветами).
- Только ли о чувствах утраты поведала поэт Цветаева? Перечитайте.
- Что остается у человека из детства? (Это теплые воспоминания, которые мы зовем любовью к дому, к Родине.)
-Есть ли название у стихотворения? Как озаглавливаем, если нет заголовка?
Какое название дали бы вы?
VI. Выразительное чтение стихотворения.
VII. Домашнее задание: перечитать и выучить наизусть стихотворение М. И. Цветаевой (стр.).
VIII. Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему он вас научил? О чем заставил задуматься? С каким настроением вы уходите с этого урока?
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всe так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всe поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всe так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Поэтические приёмы в стихотворении С.Есенина "Зима", 2 кл.
Урок по системе Л.В.Занкова...
Урок литературного чтения "Образы березы в стихотворениях Есенина, в живописи и музыке"
Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО в 3 классе ( программа "Школа XXI века"). Урок универсален, может быть адаптирован для любого УМК....
Разработка открытого урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И. Сурикова "Детство" "Начальная школа ХХ| век"
Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова ,обучение выразительному чтению стихотворения, чуткому отношению к слову,развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, "погружаться в тему"....
Конспект урока литературного чтения "Рождение красоты в стихотворении С. А. Есенина "Берёза".
Представлен конспект урока по литературному чтению, на котором дети выясняют, как рождается красота в стихотворении Есенина "Берёза"....
Презентация урока литературного чтения в 3 классе "Стихотворение И,З, Сурикова "Детство"
Данная презентация поможет учителям начальных классов провести интересный урок литературного чтения....
Урок литературного чтения. Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
Урок для 3 класса...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Цветаева М.И. "Бежит тропинка с бугорка"", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихо...