Рабочая программа. Обучение грамоте. Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
В пояснительной записке содержится:цель,задачи,общая характеристика учебного предмета,описание места учебного предмета в учебном плане,описание ценностных ориентиров, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала, тематическое планирование,календарно- тематическоепланирование,материально-техническое обеспечение, учебно- методическая литература и литература для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr._obuchenie_gramote_2100.doc | 456.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по обучению грамоте
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
план | факт | |||||
1 четверть-81 час Раздел 1. «Говорим, рассказываем». | ||||||
1 2 | 1. Чт. Вводный урок. Календарь и календарные праздники. 1.П. Знакомство с прописями | Интегрированный урок (урок-сказка) | 2 | Определение времени года по рисункам | ||
3 | 2 П. Правила письма. | Урок повторения | 1 | Раскрашивание российского флага | ||
4 5 | 2. Чт. Животные и растения вокруг нас. Слово. Схемы слов. Слова названия. 3. П. Линии прямые, вертикальные, наклонные. | Интегрированный урок (урок-сказка) | 2 | Деление слов по группам Раскрашивание картинок | ||
6 7 | 3. Чт. Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. 4. П. Обведение по контуру. | Интегрированный урок (урок-экскурсия) | 2 | Составление предложений по схемам. Дорисовывание предмета | ||
8 9 | 4. Чт. Летом в деревне. Составление предложений. 5.П.Обведение по контуру и штриховка. | Интегрированный урок (урок-путешествие) | 2 | Составление предложений по схемам. Раскрашивание картинок | ||
10 11 | 5.Чт. Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом. 6.П. Обведение по контуру, штриховка. | Интегрированный урок (урок-сказка) | 2 | Составление предложений по схемам. Раскрашивание картинок | ||
12 | 7.П. Обведение по контуру, штриховка. | Урок повторения | 1 | Раскрашивание картинок | ||
13 14 | 6.Чт. Звуки речевые и неречевые. Составление текста с опорой на рисунки. 8. П. Обведение по контуру, письмо овалов. | Интегрированный урок (урок-путешествие) | 2 | Составление текста по схемам. и картинкам Раскрашивание картинок | ||
15 16 | 7.Чт. Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. 9.П. Письмо наклонных линий и овалов. | Интегрированный урок (урок-сказка) | 2 | Составление предложений и текста. Письмо овалов. | ||
17 18 | 8.Чт. На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 10.П. Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. | Интегрирован урок Урок –игра | 2 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху. | ||
19 20 | 9.Чт. Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст. 11.П. Письмо наклонных с петлей внизу и вверху. | Интегрирован урок (урок-путешествие) | 2 | Составление предложений и текста. Письмо наклонных с петлей внизу и вверху. | ||
21 | 12.П.Упражнение в обведении по контуру и штриховке. | Урок повторения (урок-сказка) | 1 | Обведение по контуру и штриховка. | ||
22 23 | 10.Чт. Театр. Повторение основных понятий. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. 13.П. Написание е – образных элементов (петли большие и маленькие) | Интегрированный урок Урок - игра | 2 | Составление текста рассказа по сюжетным картинкам. Написание е – образных элементов (петли большие и маленькие) | ||
24 25 | 11. Чт. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. 14.П. Письмо элементов буквы г (прямая с закруглением вверху и внизу) | Интегрированный урок (урок-путешествие) | 2 | Деление слов на слоги. Письмо элементов буквы г (прямая с закруглением вверху и внизу) | ||
26 27 | 12.Чт. На уроке труда. Ударение. 15.П. Повторение основных графических элементов. | Интегрированный урок (урок-сказка) | 2 | Постановка ударения в словах Написание основных графических элементов | ||
28 29 | 13.Чт. Деление слов на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова. 16.П. Письмо: повторение основных графических элементов. | Интегрированный урок (урок-путешествие) | 2 | Деление слов на слоги. Написание основных графических элементов. | ||
30 | 17.П. Письмо прямых линий с закруглением вверху и внизу. | Урок повторения Урок - игра | 1 | Письмо прямых линий с закруглением вверху и внизу. | ||
31 32 | 14.Чт. Деление слов на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова. 18.П. Письмо прямых и наклонных линий. | Интегрированный урок (урок-сказка) | 2 | Постановка ударения в словах Написание основных графических элементов | ||
33 34 | 15.Чт. Деление слов на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова. 19.П. Письмо прямых с закруглением вверху и внизу | Интегрированный урок (урок-путешествие) | 2 | Деление слов на слоги. Письмо прямых с закруглением вверху и внизу | ||
35 36 | 16.Чт. Деление слов на слоги. Ударение. Наблюдение над значением слова. 20.П. Письмо изученных графических элементов. | Интегрированный урок Урок - игра | 2 | Деление слов на слоги. Письмо изученных графических элементов. | ||
Раздел 2. «Учим буквы – учимся читать и писать». | ||||||
37 38 | 17.Чт. Звуки, обозначаемые буквами и,г,п,т,р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква». 21.П. Строчные буквы и,г,п,т,р | Интегрированный урок (тетрадь №2) | 2 | Чтение слогов и слов. Написание строчных букв и,г,п,т,р | ||
39 | 22.П. Строчные буквы и,г,п,т,р | Урок повторения | 1 | Написание строчных букв и,г,п,т,р | ||
40 41 | 18. Чт. Звуки, обозначаемые буквами и,г,п,т,р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква». 23.П. Письмо слогов и слов с буквами и,г,п,т,р. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. Написание слогов и слов с буквами и,г,п,т,р | ||
42 43 | 19.Чт. Чтение слогов и слов с буквами и,г,п,т,р. 24.П. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слогов и слов с буквами и,г,п,т,р. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | ||
44 45 | 20.Чт. Гласный звук (о). 25.П. Строчная буква о. | Интегрированный урок | 2 | Выделение звука О в слове. Написание строчной буквы о. | ||
46 47 | 21.Чт. Заглавная буква О в именах людей. Упражнения в чтение слогов и слов. 26.П. Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слогов и словс буквой О. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | ||
48 | 27.П. Упражнение в письме. | Урок повторения | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | ||
49 50 | 22.Чт. Гласный звук (а). 28.П. Строчная буква а. | Интегрированный урок | 2 | Выделение звука а в словах. Написание строчной буквы а. | ||
51 52 | 23.Чт. Гласный звук (ы), буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. 29. Упражнение в написании заглавной буквы в именах и географических названиях. | Интегрированный урок | 2 | Выделение звука ы в словах. Написание строчной буквы ы и её сочетаний. | ||
53 54 | 24.Чт. Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Заглавная буква в географических названиях. 30.П. Упражнение в письме изученных букв и слогов. | Интегрированный урок | 2 | Подбор слов с заданными буквами. Письмо изученных букв и слогов. | ||
55 56 | 25.Чт. Заглавная буква И. 31.П. Упражнение в написании заглавной буквы И, изученных букв и слогов. | Интегрированный урок | 2 | Подготовка рассказа о реке Мокша. Написание заглавной буквы И | ||
57 | 32.П. Упражнение в письме. | Урок повторения | 1 | Письмо изученных букв и слогов | ||
58 59 | 26.Чт. Согласные звуки (н), (н),буква н. 33.П. Согласная строчная буква н. | Интегрированный урок | 2 | Чтение стихотворения Написание строчной буквы н и её сочетаний. | ||
60 61 | 27.Чт. Согласные звуки (к), (к), буква к. 34.П. Согласная строчная буква к. | Интегрированный урок | 2 | Чтение стихотворения Написание строчной буквы к и её сочетаний. | ||
62 63 | 28.Чт. Упражнение в чтение. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. 35. П. Упражнение в письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение текста Письмо изученных букв и соединений | ||
64 65 | 29.Чт. Гласный звук (у), буквы У,у. 36.П. Заглавная и строчная буквы У,у. | Интегрированный урок | 2 | Составление рассказа по опорным словам Письмо букв У, у. | ||
66 | 37.П. Упражнение в письме. | Урок повторения | 1 | Письмо изученных букв и соединений | ||
67 68 | 30. Чт. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения. Проверочная работа 38. П. Упражнение в письме букв, слогов, слов, предложений. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо букв, слогов, слов, предложений. | ||
69 70 | 31.Чт. Звуки (с), (с), буква с. 39. Строчная буква с. | Интегрированный урок (тетрадь №3) | 2 | Работа с текстом. Письмо строчной буквы с. | ||
71 72 | 32.Чт. Упражнение в чтении. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? 40.П. Упражнения в письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
73 74 | 33.Чт. Согласные звуки (л),(л),(м),(м), буквы л, м. 41.П. Строчные согласные буквы л,м. | Интегрированный урок | 2 | Чтение стихотворения Письмо строчных согласных букв л,м. | ||
75 | 42.П. Упражнения в чтении и письме | Урок повторения | 1 | Письмо изученных букв и соединений | ||
76 77 | 34.Чт. Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в географических названиях. 43. П. Упражнения в чтении и письме | Интегрированный урок | 2 | Чтение текста в учебнике Письмо слов с заглавными буквами К, Н. | ||
78 79 | 35.Чт. Упражнение в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С с. 44.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок Урок-повторение. | 2 | Сочинение своей колыбельной песенки. Письмо слогов, слов с изученными буквами С, с | ||
80 81 | 36.Чт. Упражнение в чтении. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения. 45.П. Упражнение в письме. | Интегрированный урок | 2 | Работа с текстом. Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
Итого: 81 урок (чтение-36/письмо-45)
2 четверть (63 урока) | ||||||
82 83 | 1.Чт. Упражнение в чтении. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения. 1.П. Упражнение в письме. | Интегрированный урок | 2 | Работа с текстом. Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
84 | 2.П. Упражнение в чтении и письме. | Урок повторения | 1 | Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
85 86 | 2.Чт. Заглавные буквы Л, М. 3.П. Упражнение в чтении и письме | Интегрированный урок | 2 | Работа с текстом. Письмо слогов, слов с заглавными буквами Л, М | ||
87 88 | 3.Чт. Урок развития речи. Упражнение в чтении и анализе текста. 4.П. Упражнение в списывании текста. | Интегрированный урок | 2 | Сочинение рассказа по сюжетным картинкам. Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
89 90 | 4.Чт. Согласный звук (ш), буква ш 5.П. Строчная буква ш | Интегрированный урок | 2 | Работа с текстом в учебнике. Письмо строчной буквы ш. | ||
91 92 | 5.Чт. Урок развития речи. Анализ текста. Проверка техники чтения. 6.П. Упражнения в чтении и письме | Интегрированный урок | 2 | Чтение текста. Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
93 | 7.П. Обучение списыванию с печатного текста | Урок повторения | 1 | Списывание с печатного текста | ||
94 95 | 6. Чт. Согласный звук (ш), буква ш 8.П.Упражнения в письме | Интегрированный урок | 2 | Чтение текста. Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
96 97 | 7.Чт. Заглавная буква Ш 9.П. Заглавная буква Ш | Интегрированный урок повторения (тетрадь №4) | 2 | Чтение текста. Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
98 99 | 8.Чт. Формирование навыка различия звуков (с), (ш) при чтении. Проверочная работа 10.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение текста. Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
100 101 | 9.Чт. Заглавная буква А 11.П. Упражнение в чтении и письме. Выборочное списывание. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов с заглавной буквой А. Выборочное списывание. | ||
102 | 12.П. Упражнение в чтении и письме. | Урок повторения | 1 | Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
103 104 | 10.Чт. Проверка техники чтения. 13.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение текста. Письмо слогов, слов с изученными буквами | ||
105 106 | 11. Чт. Согласные звуки (д), (д). Буква д. Знакомство с суффиксом ушк. 14.П. Строчная буква д | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
107 108 | 12.Чт. Совершенствование техники чтения 15.П. Самостоятельная работа по письму. | Контрольный урок | 2 | Чтение заданного текста Самостоятельная работа по письму. | ||
109 110 | 13.Чт. Согласные звуки (в), (в). Буква в. Заглавная буква Д. 16. П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
111 | 17.П. Упражнение в чтении и письме. Практическая работа с суффиксами. | Урок повторения | 1 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Образовать новые слова при помощи суффиксов | ||
112113 | 14. Чт. Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. 18. П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
114 115 | 15.Чт. Строчная гласная буква е 19. П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Придумать сон о зиме. Письмо изученных букв и соединений | ||
116 117 | 16.Чт. Внеклассное чтение. 20.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
118 119 | 17.Чт. Строчная буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий. 21.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение скороговорок Письмо слов с изученными буквами и соединениями | ||
120 | 22.П. Упражнение в чтении и письме. | Урок повторения | 1 | Письмо изученных букв и соединений | ||
121122 | 18.Чт. Заглавные буквы Е и Ё. 23.П.Упражнения в чтении и письме. | Интегрированный урок (тетрадь №5) | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Составление и запись слов из карточек. | ||
123 124 | 19. Чт. Упражнение в чтении и письме. 24.П. Упражнение в чтении и письме. Знакомство с приставкой. (с. 3) | Интегрированный урок | 2 | Подбор слов с приставками. Списывание текста | ||
125 126 | 20.Чт. Развитие умения видеть в слове его части. 25. П. Упражнение в чтении и письме. (с. 4) | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
127 128 | 21.Чт. Согласные звуки (б), (б). 26.П. Строчная буква б. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо строчной буквы б | ||
129 | 27. П. Упражнение в чтении и письме. | Урок повторения | 1 | Письмо изученных букв и соединений | ||
130 131 | 22. Чт. Работа с текстом. 28. П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Составление краткого пересказа. Письмо изученных букв и соединений | ||
132 133 | 23.Чт. Заглавная буква Б. 29. П. Упражнения в письме заглавной Б. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
134 135 | 24.Ч. Согласные звуки (з), (з), буква з 30.П. Строчная буква з. | Интегрированный урок | 2 | Составление рассказа о зебре Письмо строчной буквы з | ||
136 137 | 25.Чт. Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных. 31.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Составление рассказа о космосе Письмо заглавной буквы З | ||
138 | 32. П. Упражнение в чтении и письме. | Урок повторения | 1 | Письмо изученных букв и соединений | ||
139140 | 26.Чт. Строчная гласная буква я и ее звуки. 33. П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
141142 | 27.Чт. Заглавная буква Я. 34.П. Упражнения в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Составление и запись слов из слогов. | ||
143144 | 28.Чт. Работа с текстом 35. П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
Итого: 63 урока (чтение-28/письмо-35) 3 четверть (63 часа) | ||||||
145146 | 1. Чт. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Я 1.П. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы я. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо изученных букв и соединений | ||
147 | 2. П. Упражнения в чтении и письме | Урок повторения | 1 | Письмо изученных букв и соединений | ||
148 149 | 2.Чт. Согласный звук (х), буква х. Слова междометия. 3.П. Строчная согласная буква х. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо строчной буквы х | ||
150 151 | 3.Чт. Согласный звук (ж), буква ж. 4. П. Упражнения в письме строчной буквы ж. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо строчной буквы ж | ||
152 153 | 4.Чт. Заглавные буквы Х, Ж 5. П. Упражнения в чтении и письме | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо заглавных букв Х, Ж | ||
154 155 | 5.Чт. Развитие речи. Работа с текстом. 6. П. Упражнения в чтении и письме | Интегрированный урок | 2 | Составить рассказ о друге Письмо изученных букв и соединений | ||
156 | 7. П. Упражнения в чтении и письме | Урок повторения | 1 | Письмо изученных букв и соединений | ||
157158 | 6.Чт. Звук (й), буква й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? 8.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо строчной буквы й | ||
159160 | 7.Чт. Согласный звук (ч) буква ч. 9. П. Заглавная буква Ч. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо букв ч, Ч | ||
161162 | 8.Чт. Слова, отвечающие на вопрос кто? что? 10.П. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча-чу. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо букв ч, Ч, буквосочетаний ча-чу. | ||
163164 | 9.Чт. Согласные звуки (ц), (щ), буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? 11. П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Списывание текста из учебника | ||
165 | 12. П. Упражнение в написании слов с изученными буквами. | Урок повторения | 1 | Письмо слов с изученными буквами. | ||
166167 | 10.Чт. Заглавные буквы Ц, Щ. 13. П. Строчные и заглавные буквы ц, щ | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо букв ц, Ц, щ, Щ. | ||
168169 | 11.Чт. Заглавные буквы Ц, Щ.. 14. П. Упражнение в написании слов с изученными буквами. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. | ||
170171 | 12.Чт. Согласные звуки (ф), (ф), буква ф. 15. П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо строчной буквы ф. | ||
172173 | 13.Чт. Заглавная буква Ф 16. П. Написание заглавной буквы Ф в словах. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо заглавной буквы Ф в словах. | ||
174 | 17. П. Упражнение в написании слов с изученными буквами. | Урок повторения | 1 | Письмо слов с изученными буквами. | ||
175 176 | 14.Чт. Гласный звук (э), буква э. 18. П. Строчная буква э. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо строчной буквы э. | ||
177 178 | 15.Чт. Заглавная буква Э. 19. П. Упражнение в написании слов с изученными буквами. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо заглавной буквы Э в словах. | ||
179 180 | 16.Чт. Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». 20. П. Строчная и заглавная буквы Э, э. | Интегрированный урок | 2 | Чтение текста в учебнике. Письмо строчной и заглавной букв Э, э. | ||
181 182 | 17.Чт. Строчная гласная буква ю. 21.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с новыми буквами. Письмо строчной буквы ю. | ||
183 | 22.П. Упражнение в чтении и письме. | Урок повторения | 1 | Письмо слов с изученными буквами. | ||
184185 | 18.Чт. Заглавная буква Ю. 23.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо заглавной буквы Ю в словах. | ||
186187 | 19.Чт. Буква ь знак. Употребление ь знака для обозначения мягкости согласных. 24.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Составление рассказа о Москве. Письмо слов с изученными буквами. | ||
188189 | 20.Чт. Разделительный ь знак. 25.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. | ||
190191 | 21.Чт. Буква Ъ разделительный знак. 26.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. | ||
192 | 27.П. Упражнение в чтении и письме. | Урок повторения | 1 | Письмо слов с изученными буквами. | ||
193 194 | 22.Чт. Алфавит 28.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок-экскурсия в библиотеку | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. | ||
195196 | 23.Чт. Повторение. Знаки препинания в конце предложения. 29.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Списывание текста с дополнением слов слогами. | ||
197198 | 24.Чт. Повторение. Заглавная буква в именах, кличках животных, географических названиях. 30.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. | ||
199200 | 25.Чт. Повторение. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? 31.П. Упражнение в чтении и письме. Проверочная работа | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. | ||
201 | 32.П. Упражнение в чтении и письме. | Урок повторения | 1 | Письмо слов с изученными буквами. | ||
202203 | 26. Чт. Чтение стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук» 33.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок (повторение) | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. | ||
204205 | 27.Чт. Повторение. Чтение вслух. 34.П. Письмо предложений под диктовку. Контрольный диктант | Интегрированный урок | 2 | Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо текста с изученными буквами. | ||
206 207 | 28. Чт. Праздник «Спасибо, азбука!» 35.П. Упражнение в чтении и письме. | Интегрированный урок | 2 | Чтение стихов про Азбуку Письмо текста с изученными буквами. | ||
Итого: 63 урока (чтение-35/письмо-28) 1 четв. – 81 урок; 2 четв – 63 урока, 3 четв. – 63 урока Всего: 207 уроков |
Рабочая учебная программа
курса «Русский язык» для 1 класса
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколения и на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. О.В.Прониной «Русский язык». Образовательная система «Школа 2100».
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Он разработан Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
В первом классе изучается в течение 50 часов после обучения грамоте.
Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс «Русский язык» в 1 классе в послебукварный период – 50 часов (10 недель по 5 часов).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты освоения курса «Русский язык»
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст;
- понимать эмоции других людей;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, в группе.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово, не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Тематическое планирование по русскому языку в 1 классе
№ п/п | Наименование тем разделов | Максимальная нагрузка учащегося, часы | Из них | ||||
Теоретическое обучение, часы | Лабораторные и практические работы, часы | Проверочные работы | Экскурсии, часы | Самостоятельная работа, часы | |||
1 | Повторяем звуки и буквы | 6 | 5 | 1 | |||
2 | Повторяем слоги и ударение. | 7 | 6 | 1 | |||
3 | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме | 5 | 5 | ||||
4 | Написание большой буквы и разделительного Ь в словах. | 3 | 3 | ||||
5 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. | 3 | 3 | ||||
6 | Корень слова. | 4 | 4 | ||||
7 | Безударные гласные в корне слова. | 6 | 5 | 1 | |||
8 | Словарные слова | 4 | 3 | 1 | |||
9 | Предлоги и предложение. | 5 | 4 | 1 | |||
10 | Обобщение знаний | 7 | 6 | 1 | |||
Итого: | 50 | 44 | 6 |
Содержание учебного предмета «Русский язык» (50 ч)
1 класс
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.
Слово. (35 ч)
- Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
- Обозначение мягкости согласных на письме.
- Алфавит.
- Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
- Однокоренные слова. Корень слова.
- Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение. Текст.(15 ч)
- Признаки предложения, оформление предложения на письме.
- Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
- Отличие текста от набора предложений.
- Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»
Рассмотрена и одобрена Утверждена руководителем
на заседании МО образовательного учреждения
Руководитель МО _________________ Коршунов В. Д.
______________ Волкова Г. Н. «____» _________________ 2013 г.
«____» ________________ 2013 г.
Рабочая учебная программа
по обучению грамоте и русскому языку
для 1 класса
Составитель: Волкова Г.Н.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Краснослободск 2013
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 1 классе (50 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятий | ||
план | факт | ||||||
Повторяем звуки и буквы | 6 | ||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык» | Урок-путешествие | 1 | Запись слов по образцу | |||
2 | Повторение. Гласные звуки и буквы. | Комбинированный | 1 | Звуко-буквенный разбор слов | |||
3 | Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных на письме. | Урок-путешествие | 1 | Анализ звукового состава слов | |||
4 | Согласные звуки и их буквы. | Интегрированный урок | 1 | Выделить в словах согласные буквы | |||
5 | Согласные звуки и их буквы. | Урок-смотр знаний | 1 | Составление слов по схеме | |||
6 | Что мы знаем о звуках и буквах? Контрольное списывание. | Урок обобщения и контроля знаний | 1 | Списывание печатного текста | |||
Повторяем слоги и ударение. | 7 | ||||||
7 | Слоги и ударение. | Интегрированный урок | 1 | Деление слов на слоги | |||
8 | Слоги и ударение. | Интегрированный урок | 1 | Деление слов на слоги | |||
9 | Перенос слов. | Урок-практикум | 1 | Деление слов для переноса | |||
10 | Перенос слов. | Урок-практикум | 1 | Деление слов для переноса | |||
11 | Развитие умения переносить слова. | Урок-практикум | 1 | Работа с тестом | |||
12 | Проверочная работа по теме: «Ударение. Перенос слов». Диктант. | Урок контроля знаний | 1 | Письмо текста под диктовку | |||
13 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок-практикум | 1 | Работа в тетради | |||
Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | 5 | ||||||
14 | Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных на письме. | Урок-путешествие | 1 | Анализ звукового состава слов | |||
15 | Обозначение мягкости согласных гласными на письме. | Урок-практикум | 1 | Выборочное списывание | |||
16 | Обозначение мягкости согласных гласными на письме. | Комбинированный | 1 | Вставить пропущенные буквы в слова | |||
17 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. | Урок-практикум | 1 | Списывание предложения | |||
18 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. | Урок-практикум | 1 | Выборочное списывание | |||
Написание большой буквы и разделительного Ь в словах. | 3 | ||||||
19 | Повторение написания большой буквы разделительного Ь в словах. | Интегрированный | 1 | Заполнение таблицы | |||
20 | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы. | Урок-практикум | 1 | Списывание текста | |||
21 | Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь. | Урок-сказка | 1 | Отгадывание загадок | |||
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. | 3 | ||||||
22 | Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн в словах. | Комбинированный | 1 | Выделение в словах сочетаний жи-ши, ча-ща | |||
23 | Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн в словах. | Комбинированный | 1 | Выделение в словах сочетаний чу-щу, чк-чн | |||
24 | Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн в словах. | Урок-обобщение | 1 | Подбор слов с сочетаниями | |||
Корень слова. | 4 | ||||||
25 | Повторяем корень слова. | Комбинированный | 1 | Обозначение корня в словах | |||
26 | Повторяем корень слова. | Урок-практикум | 1 | Обозначение корня в словах | |||
27 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. | Урок-практикум | 1 | Выборочное списывание | |||
28 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. | Урок-практикум | 1 | Выборочное списывание | |||
Безударные гласные в корне слова. | 6 | ||||||
29 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Комбинированный | 1 | Подбор проверочных слов | |||
30 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Комбинированный | 1 | Подбор проверочных слов | |||
31 | Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне. | Комбинированный | 1 | Списывание печатного текста | |||
32 | Упражнение в написании слов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. | Урок-практикум | 1 | Выборочное списывание | |||
33 | Диктант по теме: «Безударная гласная в корне слова» | Урок контроля знаний | 1 | Письмо под диктовку | |||
34 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок-обобщение | 1 | Обозначение ударения в словах | |||
Словарные слова | 4 | ||||||
35 | Повторение написания словарных слов. | Комбинированный | 1 | Выборочное списывание | |||
36 | Повторение написания словарных слов. | Комбинированный | 1 | Разгадывание кроссворда | |||
37 | Повторение словарных слов. | Урок-обобщение | 1 | Отгадывание загадок | |||
38 | Контрольный словарный диктант. Повторение пройденного. | Урок контроля знаний | 1 | Письмо текста под диктовку | |||
Предлоги и предложение. | 5 | ||||||
39 | Что мы знаем о предлогах и предложении. | Комбинированный | 1 | Озаглавить текста | |||
40 | Повторяем правила оформления предложений на письме. | Урок-практикум | 1 | Составление предложений к сочетаниям слов | |||
41 | Контрольный диктант. | Урок контроля знаний | 1 | Письмо текста под диктовку | |||
42 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок-обобщение | 1 | Составление предложений по схемам | |||
43 | Повторяем правила оформления предложений на письме. | Урок-практикум | 1 | Составление предложений к сочетаниям слов | |||
Обобщение знаний | 7 | ||||||
44 | Обобщение знаний о предложении | Урок-путешествие | 1 | Составление предложений по теме | |||
45 | Повторение. Чему мы научились за год. | Урок-практикум | 1 | Составление текста по опорным словам | |||
46 | Повторение. Чему мы научились за год. | Урок-практикум | 1 | Составление текста по картинкам | |||
47 | Административная контрольная работа за год. | Урок контроля знаний | 1 | Выполнение тестовых заданий | |||
48 | Великий и могучий русский язык | Урок-КВН | 1 | Работа с пословицами о русском языке | |||
49 | Чему мы научились за год. | Урок-праздник | 1 | Чтение стихов о русс. языке | |||
50 | Обобщение знаний. | Урок-обобщение | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- документ камера;
- компьютер
- интерактивная доска
- проектор
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.).
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)».
- Р. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
- DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
- документ камера;
- компьютер
- интерактивная доска
- проектор
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина -Москва: Баласс, 2011. | «Букварь» | Учебник для 1 класса |
2 | О.В.Пронина:. - Москва: Баласс, 2011. | «Мои волшебные пальчики» | Тетради к «Букварю» |
3 | Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина. - Москва: Баласс, 2009 | Уроки обучения грамоте | Методические рекомендации для учителя к «Букварю» тетрадям по письму. |
4. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
5. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина -Москва: Баласс, 2011. | «Букварь» | Учебник для 1 класса |
2 | О.В.Пронина:. - Москва: Баласс, 2011. | «Мои волшебные пальчики» | Тетради к «Букварю» |
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколения и на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. О.В.Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – С. 96-105). Учебно-методический комплект содержит
-учебник Бунеев Р.Н. Букварь: 1 кл. : учеб. по обучению грамоте и чтению / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- 3-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2011. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»),
-прописи О.В.Пронина: «Мои волшебные пальчики». - Москва: Баласс, 2011
-методическое пособие для учителя Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина. - Москва: Баласс, 2010.
В рабочей программе нашли отражение задачи обучения грамоте:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
- развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
- звуковой состав и обозначение звуков буквами;
- состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов с помощью приставок);
- грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
- лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
Цели уроков обучения грамоте:
- формирование навыков чтения у детей, которые до школы не читали (с учетом индивидуальных способностей ребенка) и совершенствование этого навыка у читающих детей.
- развитие интереса к чтению и желания читать. Здесь большую роль играют методика работы с текстом, формирование у детей правильной читательской деятельности, и тексты, предлагаемые для чтения,- их содержание, структура, язык.
- пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых направлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса детей.
В этом курсе предложена особая последовательность введения букв. Эта последовательность определяется:
- необходимостью системно представить позиционный принцип чтения;
- частотностью употребления этих букв в словах;
- особенностями начертания букв;
- возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова.
Проводятся комбинированные уроки чтения и письма, дети параллельно усваивают печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности.
Обучение чтению ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Принцип чтения позиционный. Поэтому значительное место на страницах прописей и «Букваря» отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов. Значение этого упражнения трудно переоценить: оно способствует лучшему пониманию прочитанного, развитию фонематического слуха и умению правильно писать.
На страницах «Букваря» предлагается много материала для упражнений в технике чтения: столбики слогов для чтения, составленные по принципу от простого к сложному (от открытых слогов - к слогам и словам, где имеется стечение нескольких согласных); столбики слов, предложения, небольшие тексты. Перечислим некоторые виды упражнений в технике чтения: прочитать слог; добавить к слогу одну букву, чтобы получилось слово; добавить к слогу другой слог, чтобы получилось слово; найти в словах определенные слоги; из нескольких слогов составить новое слово; работа со слоговой таблицей - составление из букв слогов и слов. Упражнения в чтении предусмотрены и на страницах прописей.
Общая характеристика учебного курса
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Азбуки идет целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный стандарт образования и составлена в соответствии с материалом учебника «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Дополнено национально-региональным компонентом.
Программа предусматривает 207 часов.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Обучение грамоте» изучается в 1 классе. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю, из них 5 часов в неделю – письмо, 4 часа в неделю – обучение грамоте по «Букварю»), курс «Русский язык» в послебукварный период – 50 часов (10 недель по 5 часов).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения грамоте является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Тематическое планирование по обучению грамоте
№ п/п | Наименование тем разделов | Максимальная нагрузка учащегося, часы | Из них | ||||
Теоретическое обучение, часы | Лабораторные и практические работы, часы | Проверочные работы | Экскурсии, часы | Самостоятельная работа, часы | |||
I | Говорим, рассказываем | 36 | 35 | 1 (чтение) | |||
II | Учим буквы – учимся читать и писать | 171 | 162 | 1 (письмо) | 5 (тех.чт.) 1 (письмо) | 1 (чтение) | 1 (письмо) |
Итого: | 207 | 197 | 1 | 6 | 2 | 1 |
Содержание учебного предмета
1. Добуквенный период. (36 ч.)
Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Цель первого раздела («Говорим, рассказываем») ~ подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.
2. Букварный период. (171 ч.)
В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, ш, д, в, буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ.
После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, т. е. заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
Содержание второго раздела «Букваря» («Учим буквы - учимся читать») направлено на достижение целей обучения, перечисленных выше.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква: сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Работа с текстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
- Работа с текстом до чтения.
- Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
- Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
- Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведет «диалог с автором», включая в него детей; использует прием комментированного чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
- Смысловые вопросы учителя ко всему тексту. Обобщающая беседа.
- Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
- Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингво – методический анализ УМК по обучению грамоте "Школа 2100"
Состав УМК («ШКОЛА 2100»): Ø Программа по русскому языку Ø«Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,О.В. Пронина ØТетрадь для печатания к учебнику «Бук...
Рабочая программа по обучению грамоте "Школа 2100"
Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Согласные звуки [н],[н], буква н. Обучение грамоте. Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителя (О. В. Прониной, И. И. Кремлёвой)....
Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...
КТП обучение грамоте "Школа 2100" ФГОС
КТП обучение грамоте "Школа 2100", соответствует ФГОС...
Рабочая программа "Обучение грамоте" "Школа России"
Рабочая программа "Обучение грамоте" чтение...
Рабочая программа Обучение грамоте 1 класс школа 2100
Рабочая программа по курсу "Обучение грамоте" 1 класс, школа 21000 с УУД...