Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rabochaya__programma_po_tehnologii.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Н.В.Маркелова/

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ- СОШ  с.Калининское       »

_________________/А.А.Горохова/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ  с.Калининское    

________________/О.В.Айсина/

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Маркеловой Надежды Викторовны,

 высшей категории

по технологии, 3 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2011 г.

2011 - 2012  учебный год

Рабочая  программа по технологии

3 класс

Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии создана на основе:

  1. федерального  государственного стандарта начального общего образования;
  2. учебного плана МОУ-СОШ с.Калининское на 2011-2012 учебный год;
  3. в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
  4. авторской программы по предмету «Технология» О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет «Технология» авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой

в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Цели, задачи и содержание курса технологии  в начальной школе

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  1. формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  1. формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  1. общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  1. формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  1. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  1. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  1. формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  1. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  1. формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  1. ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок  изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок  технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

                          Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностными результатами
 изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

  1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  1. описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  1. принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  1. опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 34-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  1. уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
  1. уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  1. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  1. выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
  1. осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  1. в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  1. искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
  1. добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  1. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
  1. делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  1. преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  1. донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  1. донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  1. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  1. уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  1. уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;

знать холодные и тёплые цвета;

уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы           34

Количество часов в неделю                                       1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Раздел 1. Жизнь и искусство (32 часа)

Раздел 2. Гармония образа (36 часов)

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

(12 ч).

Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.

Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).

Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.

Природа как источник творческих идей мастера и художника.

Профессии мастеров прикладного творчества.

Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).

Самообслуживание – пришивание пуговиц.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

                                                                     (20 ч).

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.

Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Вырезывание отверстий на деталях.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).

3. Конструирование (12ч).

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.

4. Художественно-творческая деятельность (16 ч).

Эстетические понятия.

I. Эстетическое в жизни и искусстве. (Художественный образ.)

II. Основы композиции. (Форма и содержание. Игрушка. Дисгармония.)

III. Из истории развития искусства. (Искусство эпохи Средневековья и Возрождения.)


Эстетический контекст.


Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства.


Соответствие формы и содержания в изо, литературе, музыке, театре, архитектуре.


Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление жизни.


Народность, утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке. Современное значение игрушки.


Нарушение пропорций, разрушение целостности, какофония (шумовой эффект в музыке, театре), асимметрия.


Театр народов мира.        



5. Использование информационных технологий (8 ч).

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет[1], видео, DVD).

Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии

Художественно-творческая изобразительная деятельность

Трудовая (технико-технологическая) деятельность

I

 Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства.

 О материалах.

Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися.

II

Основы композиции.

 Воздушная перспектива, пропорции.

Соответствие формы и содержания художественного произведения. 

Единство формы и содержания в игрушке.

О конструкции.

Соединение деталей  виды «замков».

Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.

 Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания.

Изготовление игрушек.

III

Компоненты изобразительной деятельности: 

  1. изготовления солёного теста,
  1. холодные и тёплые цвета,
  2. смешивание основных цветов красок для получения холодного и тёплого колорита,
  3. набросок, графика.

Компоненты технологии.

Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника.

IV

Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания.

Образ эпохи.

Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла.

V

 Архитектура как вид искусства.

 Проектирование как основа коллективной деятельности (к архитектуре).

VI

О профессиях и ремёслах региона.

Понятия: 1. Культурологические: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.

2. Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета  воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции.

3. Технологические: эскиз развертки, развёртка, линии

Учебно-тематическое планирование уроков технологии  в 3 классе

(«Художественный труд и искусство»)

Программа «Школа 2100»

Авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева

Всего 68 часов, 2 часа в неделю

№ в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата

Коррекция

План

Факт

Раздел 1. Жизнь и искусство (32 часа)

1

1

Вспомни!

с. 1, № 1, рабочая тетрадь

2

2

Вспомни!

с. 2, № 2, рабочая  тетрадь

3

3

Замысел

с. 3, № 1, рабочая тетрадь

4

4

Замысел

с. 3, № 2, рабочая тетрадь

5

5

Замысел

с. 4, учебник

6

6

Воплощение замысла в искусстве

с. 6, учебник

7

7

Воплощение замысла

в искусстве

с. 4–5, рабочая тетрадь

8

8

Воплощение замысла

в искусстве

с. 7, учебник

9

9

Воплощение замысла

в искусстве

с. 10, рабочая тетрадь

10

10

Роль фантазии в создании

искусства

с. 8, учебник

11

11

Роль фантазии в создании

искусства

с. 11,  рабочая тетрадь

12

12

Роль фантазии в создании

искусства

с. 12, рабочая тетрадь

13

13

О чем могут рассказать

игрушки

c. 12, 13, учебник

14

14

О чем могут рассказать

игрушки

с. 12, рабочая тетрадь

15

15

О чем могут рассказать

игрушки

с. 13, рабочая тетрадь

16

16

О чем могут рассказать

игрушки

с. 14, рабочая тетрадь

17

17

О чем могут рассказать

игрушки

с. 15, рабочая тетрадь

18

18

Переосмысление жизни

в искусстве

с. 16, рабочая тетрадь

19

19

Переосмысление жизни

в искусстве

с.17, рабочая тетрадь

20

20

Переосмысление жизни

в искусстве

с. 18, рабочая тетрадь

21

21

Переосмысление жизни

в искусстве

с. 14, учебник; придумать

сценку

22

22

Переосмысление жизни

в искусстве

с. 17, учебник; составить

рассказ по одной картине

23

23

Отражение жизни в образах

с. 19, учебник; ответить

на вопросы

24

24

Отражение жизни в образах

с. 19,  рабочая тетрадь

25

25

Отражение жизни в образах

с. 20, рабочая тетрадь

26

26

Отражение жизни в образах

с. 21, учебник; ответить

на вопросы

27

27

Отражение жизни в образах

Придумать название Сиднейскому оперному театру

28

28

Знакомое в незнакомом

с. 22–23, рабочая тетрадь

29

29

Знакомое в незнакомом

с. 24–25, рабочая тетрадь, учебник

30

30

Знакомое в незнакомом

с. 24–25, рабочая тетрадь, учебник

31

31

Образ растений в искусстве

с. 24–25,  рабочая тетрадь, учебник

32

32

Образ растений в искусстве

с. 26–27,  рабочая тетрадь

Раздел 2. Гармония образа (36 часов)

33

1

Время в искусстве

с. 28, учебник. Объяснить, как вы понимаете высказывание Гегеля

34

2

Время в искусстве

с. 28–29,  рабочая тетрадь

35

3

Время в искусстве

с.31, рабочая тетрадь

36

4

Отражение времени в искусстве

с. 30–31, учебник. Описать

картину

37

5

Отражение времени в искусстве

с. 32,  рабочая тетрадь

38

6

Отражение времени в искусстве

с. 33,  рабочая тетрадь

39

7

Образы времени и пространства

с. 33, № 3, учебник

40

8

Архитектурные образы

с. 34–35, № 3, учебник

41

9

Архитектурные образы

с. 34–35, рабочая тетрадь

42

10

Архитектурные образы

с. 36–37, рабочая тетрадь

43

11

Единство множества

с. 36–37,  № 3, учебник

44

12

Информация

с. 34–35,  № 3, учебник

45

13

Личность автора в искусстве

с. 38–39; проиллюстрировать сочинение

46

14

Мысль и чувства

с. 38, рабочая тетрадь

47

15

Виды информации

с. 36–37, № 3, учебник

48

16

Гармония образа и ее противоположность

с. 39–40, рабочая тетрадь

49

17

Компьютеры. Знакомство с персональным компьютером

Повторить пройденный материал

50

18

Образ и цвет

с. 40–41, рабочая тетрадь

51

19

Компьютеры. Знакомство с персональным компьютером

Повторить пройденный материал

52

20

Образ художника

с. 42–43, рабочая тетрадь

53

21

Представление об информации. Управление компьютером

Повторить пройденный материал

54

22

Образ эпохи  в искусстве

с. 44–45, рабочая тетрадь

55

23

Представление об информации. Управление компьютером

Повторить пройденный материал

56

24

Человек вознесся к небесам.

с. 50–51, учебник

57

25

Источники информации.

Интернет

Повторить пройденный материал

58

26

Человек вознесся к небесам

с. 47, рабочая тетрадь

59

27

Источники информации.

Интернет

Повторить пройденный материал

60

28

Человек вознесся к небесам

с. 49–50, рабочая

тетрадь

61

29

Информация  и данные

Повторить пройденный материал

62

30

Образ нового человека

с. 51–52, рабочая тетрадь

63

31

Носители информации

Повторить пройденный материал

64

32

Из тьмы явился цвет

с. 54–55, учебник,  № 2

65

33

Воспроизведение данных. Обработка данных на компьютере

Повторить пройденный материал

66

34

Весь мир – театр

с. 53–54, рабочая тетрадь

67

35

Воспроизведение данных. Обработка данных на компьютере

Повторить пройденный материал

68

36

Наш театр.

Разыгрываем басню

с. 55–61, рабочая тетрадь;

с. 62–63, учебник

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для реализации программного содержания курса технологии  используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 3-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»).  – М.: Баласс, 2008.

2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.

3. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой, 3 класс. Искусство и технология. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.- М.: Баласс, 2004.

4. Ж. «Начальная школа»

5. Ж. «Начальная школа плюс до и после».

Список литературы:

1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 3-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»).  – М.: Баласс, 2008.

2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 2 класс

РП по технологии Школа 2100 Куревина...

Рабочая программа по технологии, 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по технологии, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе Лутцевой (ОС «Школа 2100»)

Рабочая программа по технологии для 2 класса  по программе Лутцевой  (ОС «Школа 2100»)...

Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 3 класс

Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том,...