Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rabochaya__programma_po_tehnologii.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________/Н.В.Маркелова/ Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ- СОШ с.Калининское » _________________/А.А.Горохова/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с.Калининское ________________/О.В.Айсина/ Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Маркеловой Надежды Викторовны,
высшей категории
по технологии, 3 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2011 г.
2011 - 2012 учебный год
Рабочая программа по технологии
3 класс
Автор-составитель: Маркелова Надежда Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии создана на основе:
- федерального государственного стандарта начального общего образования;
- учебного плана МОУ-СОШ с.Калининское на 2011-2012 учебный год;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
- авторской программы по предмету «Технология» О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет «Технология» авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой
в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Курс «Технология» является составной частью образовательной модели «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Цели, задачи и содержание курса технологии в начальной школе
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.
Третий блок технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 34-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
знать холодные и тёплые цвета;
уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Содержание тем учебного курса
Количество часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1. Жизнь и искусство (32 часа)
Раздел 2. Гармония образа (36 часов)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание
(12 ч).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника.
Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
(20 ч).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (12ч).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.
4. Художественно-творческая деятельность (16 ч).
Эстетические понятия.
I. Эстетическое в жизни и искусстве. (Художественный образ.)
II. Основы композиции. (Форма и содержание. Игрушка. Дисгармония.)
III. Из истории развития искусства. (Искусство эпохи Средневековья и Возрождения.)
Эстетический контекст.
Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства.
Соответствие формы и содержания в изо, литературе, музыке, театре, архитектуре.
Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление жизни.
Народность, утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке. Современное значение игрушки.
Нарушение пропорций, разрушение целостности, какофония (шумовой эффект в музыке, театре), асимметрия.
Театр народов мира.
5. Использование информационных технологий (8 ч).
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет[1], видео, DVD).
Интегративные связи изобразительной деятельности и технологии
Художественно-творческая изобразительная деятельность | Трудовая (технико-технологическая) деятельность | |
I | Природные материалы. Солёное тесто, снег как материалы для изобразительной деятельности. Их свойства. | О материалах. Происхождение и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Названия и свойства материалов, самостоятельно выбираемых учащимися. |
II | Основы композиции. Воздушная перспектива, пропорции. Соответствие формы и содержания художественного произведения. Единство формы и содержания в игрушке. | О конструкции. Соединение деталей виды «замков». Отделка (изделия и деталей) кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д. Анализ замысла изделия в единстве формы и содержания. Изготовление игрушек. |
III | Компоненты изобразительной деятельности:
| Компоненты технологии. Разметка объёмных геометрических форм (развёрток) с помощью линейки и угольника. |
IV | Представление о прообразе и художественном образе живописного и скульптурного произведения в единстве формы и содержания. Образ эпохи. | Прообраз художественного изделия. Материал и способ его обработки в выражении художественного замысла. |
V | Архитектура как вид искусства. | Проектирование как основа коллективной деятельности (к архитектуре). |
VI | О профессиях и ремёслах региона. |
Понятия: 1. Культурологические: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
2. Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции.
3. Технологические: эскиз развертки, развёртка, линии
Учебно-тематическое планирование уроков технологии в 3 классе
(«Художественный труд и искусство»)
Программа «Школа 2100»
Авторы: О.А. Куревина, Е.А. Лутцева
Всего 68 часов, 2 часа в неделю
№ | № в теме | Тема урока | Использование ИКТ | Домашнее задание | Дата | Коррекция | |
План | Факт | ||||||
Раздел 1. Жизнь и искусство (32 часа) | |||||||
1 | 1 | Вспомни! | с. 1, № 1, рабочая тетрадь | ||||
2 | 2 | Вспомни! | с. 2, № 2, рабочая тетрадь | ||||
3 | 3 | Замысел | с. 3, № 1, рабочая тетрадь | ||||
4 | 4 | Замысел | с. 3, № 2, рабочая тетрадь | ||||
5 | 5 | Замысел | с. 4, учебник | ||||
6 | 6 | Воплощение замысла в искусстве | с. 6, учебник | ||||
7 | 7 | Воплощение замысла в искусстве | с. 4–5, рабочая тетрадь | ||||
8 | 8 | Воплощение замысла в искусстве | с. 7, учебник | ||||
9 | 9 | Воплощение замысла в искусстве | с. 10, рабочая тетрадь | ||||
10 | 10 | Роль фантазии в создании искусства | с. 8, учебник | ||||
11 | 11 | Роль фантазии в создании искусства | с. 11, рабочая тетрадь | ||||
12 | 12 | Роль фантазии в создании искусства | с. 12, рабочая тетрадь | ||||
13 | 13 | О чем могут рассказать игрушки | c. 12, 13, учебник | ||||
14 | 14 | О чем могут рассказать игрушки | с. 12, рабочая тетрадь | ||||
15 | 15 | О чем могут рассказать игрушки | с. 13, рабочая тетрадь | ||||
16 | 16 | О чем могут рассказать игрушки | с. 14, рабочая тетрадь | ||||
17 | 17 | О чем могут рассказать игрушки | с. 15, рабочая тетрадь | ||||
18 | 18 | Переосмысление жизни в искусстве | с. 16, рабочая тетрадь | ||||
19 | 19 | Переосмысление жизни в искусстве | с.17, рабочая тетрадь | ||||
20 | 20 | Переосмысление жизни в искусстве | с. 18, рабочая тетрадь | ||||
21 | 21 | Переосмысление жизни в искусстве | с. 14, учебник; придумать сценку | ||||
22 | 22 | Переосмысление жизни в искусстве | с. 17, учебник; составить рассказ по одной картине | ||||
23 | 23 | Отражение жизни в образах | с. 19, учебник; ответить на вопросы | ||||
24 | 24 | Отражение жизни в образах | с. 19, рабочая тетрадь | ||||
25 | 25 | Отражение жизни в образах | с. 20, рабочая тетрадь | ||||
26 | 26 | Отражение жизни в образах | с. 21, учебник; ответить на вопросы | ||||
27 | 27 | Отражение жизни в образах | Придумать название Сиднейскому оперному театру | ||||
28 | 28 | Знакомое в незнакомом | с. 22–23, рабочая тетрадь | ||||
29 | 29 | Знакомое в незнакомом | с. 24–25, рабочая тетрадь, учебник | ||||
30 | 30 | Знакомое в незнакомом | с. 24–25, рабочая тетрадь, учебник | ||||
31 | 31 | Образ растений в искусстве | с. 24–25, рабочая тетрадь, учебник | ||||
32 | 32 | Образ растений в искусстве | с. 26–27, рабочая тетрадь | ||||
Раздел 2. Гармония образа (36 часов) | |||||||
33 | 1 | Время в искусстве | с. 28, учебник. Объяснить, как вы понимаете высказывание Гегеля | ||||
34 | 2 | Время в искусстве | с. 28–29, рабочая тетрадь | ||||
35 | 3 | Время в искусстве | с.31, рабочая тетрадь | ||||
36 | 4 | Отражение времени в искусстве | с. 30–31, учебник. Описать картину | ||||
37 | 5 | Отражение времени в искусстве | с. 32, рабочая тетрадь | ||||
38 | 6 | Отражение времени в искусстве | с. 33, рабочая тетрадь | ||||
39 | 7 | Образы времени и пространства | с. 33, № 3, учебник | ||||
40 | 8 | Архитектурные образы | с. 34–35, № 3, учебник | ||||
41 | 9 | Архитектурные образы | с. 34–35, рабочая тетрадь | ||||
42 | 10 | Архитектурные образы | с. 36–37, рабочая тетрадь | ||||
43 | 11 | Единство множества | с. 36–37, № 3, учебник | ||||
44 | 12 | Информация | с. 34–35, № 3, учебник | ||||
45 | 13 | Личность автора в искусстве | с. 38–39; проиллюстрировать сочинение | ||||
46 | 14 | Мысль и чувства | с. 38, рабочая тетрадь | ||||
47 | 15 | Виды информации | с. 36–37, № 3, учебник | ||||
48 | 16 | Гармония образа и ее противоположность | с. 39–40, рабочая тетрадь | ||||
49 | 17 | Компьютеры. Знакомство с персональным компьютером | Повторить пройденный материал | ||||
50 | 18 | Образ и цвет | с. 40–41, рабочая тетрадь | ||||
51 | 19 | Компьютеры. Знакомство с персональным компьютером | Повторить пройденный материал | ||||
52 | 20 | Образ художника | с. 42–43, рабочая тетрадь | ||||
53 | 21 | Представление об информации. Управление компьютером | Повторить пройденный материал | ||||
54 | 22 | Образ эпохи в искусстве | с. 44–45, рабочая тетрадь | ||||
55 | 23 | Представление об информации. Управление компьютером | Повторить пройденный материал | ||||
56 | 24 | Человек вознесся к небесам. | с. 50–51, учебник | ||||
57 | 25 | Источники информации. Интернет | Повторить пройденный материал | ||||
58 | 26 | Человек вознесся к небесам | с. 47, рабочая тетрадь | ||||
59 | 27 | Источники информации. Интернет | Повторить пройденный материал | ||||
60 | 28 | Человек вознесся к небесам | с. 49–50, рабочая тетрадь | ||||
61 | 29 | Информация и данные | Повторить пройденный материал | ||||
62 | 30 | Образ нового человека | с. 51–52, рабочая тетрадь | ||||
63 | 31 | Носители информации | Повторить пройденный материал | ||||
64 | 32 | Из тьмы явился цвет | с. 54–55, учебник, № 2 | ||||
65 | 33 | Воспроизведение данных. Обработка данных на компьютере | Повторить пройденный материал | ||||
66 | 34 | Весь мир – театр | с. 53–54, рабочая тетрадь | ||||
67 | 35 | Воспроизведение данных. Обработка данных на компьютере | Повторить пройденный материал | ||||
68 | 36 | Наш театр. Разыгрываем басню | с. 55–61, рабочая тетрадь; с. 62–63, учебник |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для реализации программного содержания курса технологии используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 3-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»). – М.: Баласс, 2008.
2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.
3. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой, 3 класс. Искусство и технология. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.- М.: Баласс, 2004.
4. Ж. «Начальная школа»
5. Ж. «Начальная школа плюс до и после».
Список литературы:
1. Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. Учебник для 3-го класса. («Прекрасное рядом с тобой»). – М.: Баласс, 2008.
2. Куревина, О. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. – М.: Баласс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...
Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 2 класс
РП по технологии Школа 2100 Куревина...
Рабочая программа по технологии, 4 класс, программа 2100.
Рабочая программа по технологии, 4 класс, программа 2100....
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе Лутцевой (ОС «Школа 2100»)
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе Лутцевой (ОС «Школа 2100»)...
Рабочая программа по технологии "Школа 2100" 3 класс
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том,...