Методическая разработка "Согласные звуки [т] [т’], буква Тт"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Методическая разработка урока обучения чтения в 1 классе по программе ПНШ "Согласные звуки [т] [т’], буква Тт". 

Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tt.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Согласные глухие звуки [т] [т’], буква Тт

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей эти звуки, учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости; упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текста.

2. Развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения, речь, внимание, память, мышление.

3. Воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: учебник “Азбука” (авторы Агаркова Н Г , Агарков Ю А), схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов, картинки с изображениями клоунов.

 Ход урока

I. Организационный момент

II. Звуковой анализ слов

У: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано:

1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, сне.г (Туча)

2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап)

3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк)

4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка)

5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна)

У: Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает)

У: Что заметили?

Д: Все слова начинаются со звука [т]

У: Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук

Д: [т]-[т]- [т]-[т]

У: Охарактеризуйте этот звук.

Д: Этот звук согласный глухой твёрдый.

У: Согласный глухой твёрдый звук будем обозначать с помощью схемы –

У: Ребята, с этого звука начинается имя одного из клоунов.

(На доске находятся две картинки с изображениями клоунов, под которыми расположены звуковые схемы слов)

Д: Его зовут Том.

У: Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.

Д:[т][о][м]

У: А как зовут второго клоуна?

Д: Его зовут Тим. Первый звук обозначен квадратом и апострофом, значит этот звук мягкий.

У: Проверим? Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т’] [и] [м]

У: Приложите пальчики к гортани, произнесите все вместе первый звук.

Д: [т’] [т’] [т’] [т’]

У: Охарактеризуйте этот звук.

Д: Этот звук согласный глухой мягкий.

У: Согласный глухой мягкий звук будем обозначать с помощью схемы -

Звуки [т] [т’] обозначает буква “т” (показ буквы) .

Физминутка «Клоун»

III. Конструирование печатной буквы “Т” “т”

У: Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную - “т”

Учащиеся выполняют работу.

У: Итак, какие элементы вы выбрали?

Д: Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы - №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной - №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)

IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках

У: Ребята, что вы узнали о букве “т”?

Д: Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’].

У: Звук [т] обозначают с помощью квадратных скобок и строчной печатной буквы “т” (показ карточки), а звук [т’]….

Д: …с помощью квадратных скобок, строчной печатной буквы “т” и апострофа.

У: Назовите слова, которые начинаются со звука [т]

Д: Такси, тундра, такса, танец, ткань….

У: Назовите слова, в которых есть звук [т’]

Д: Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки…

V. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели        

[т’]        [о]        [р]        [н]

т        ё        р        н

                [т]        [о]        [р]        [т]

т        о        р        т

У: Откройте “Азбуку” на странице 49. Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева , выделяя голосом каждый звук.

Д: [т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение)

У: Ребята, объясните значение слова “ тёрн”.

Д: Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами)

У: Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук.

Д: [т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение)

У: Ребята, объясните значение слова “торт”.

Д: Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом.

У: Чем похожи эти схемы?

Д: - В этих словах один слог, так как один гласный звук.

- Гласный звук [о]

- В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы

- Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки.

У: Чем отличаются эти схемы?

Д: - В первом слове последняя буква “н”, во втором - буква “т”

- В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове - [т]

- В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором - звук [о] обозначает буква “о”

Вывод: буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук.

VI. Чтение слогов по заданным схемам

У: В каком столбике гласная буква показывает на то, что предыдущая буква обозначает твёрдый согласный звук?

Д: Во втором столбике (учащиеся читают слоги вслух )

У: В каком ещё столбике согласная буква обозначает твёрдый звук?

Д: В первом, т. к. буква “т” “закрывает” слог (учащиеся читают неприкрытые закрытые слоги)

У: Какой звук обозначает буква “т” в третьем столбике?

Д: Мягкий согласный звук, так как после буквы “т” стоят гласные (“я”, “ю”, “ё”, “е”, “и”), которые показывают на мягкость предыдущего согласного.

Физминутка для глаз 

VII. Чтение слогов и слов в столбике  

Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке “слово-существительное” преобразуется в “слово-прилагательное” - мята – мятная, поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать “слово-предмет”, например, мята – мятная конфета)

После чтения учитель предлагает выполнить следующее задание:

У: Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук.

Д: “утя,”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного

Д: “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного

У: В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый?

Д: “отметил”, “утята”

У: Молодцы!

VIII. Чтение текста

У: Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”. Кто знает значение данного слова?

У: Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Омут.

        Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.

Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик.

У: Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута

Д: Немало тайн он таит

У: Что увидели утята в омуте?

Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают

Д: А там ил, муть и тайны нет.

У: Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять?

Д: Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть.

У: Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.

IX. Итог урока

У: Что вы узнали нового для себя?

Д: Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’]

Значения новых слов.

У: Спасибо за урок.

Х. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Употребление заглавной буквы в словах" 2 класс

План - конспект урока "Употребление заглавной буквы в словах" во 2 классе...

Методическая разработка Тест "Большая буква" 1 класс

Данный тест разработан в системе "Знак" и проводился как итоговый по теме  " Большая буква" в 1 классе....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "Буква И"

Поперечная ЕкатеринаКласс: 1 «б»   Предмет: письмо Тема: «Прописная И»Цели деятельности учителя: учить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и назван...

Методическая разработка открытого урока "Буква Ж, звук [ Ж]".

Открытый урок для учащихся 1 класса по программе "Школа России"...

Методические рекомендации по написанию букв

Методические рекомендации по написанию букв...