Литературное чтение 2 класс
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Прокофьева Татьяна Валентиновна

Разработка урока по литературному чтению  2 класс УМК "Школа России".Тема "Сказка о рыбаке и рыбке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu_2_kl..docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 603

Урок

по литературному чтению в 2 «Б» классе.

                 Учитель: Магер Татьяна Валентиновна. 

Тема: Знакомство со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Цели:

  1. Ознакомить учащихся биографией А.С.Пушкина и со сказкой «Сказкой о рыбаке и рыбке»;
  2. Развивать умение выразительно и вдумчиво читать произведение, умение интонацией передавать настроение;
  3. Научить детей отличать сказку от других произведений;
  4. Обогащать словарный запас детей;
  5. Воспитывать доброту, милосердие.

Оборудование:

  1. на доске портрет А. С. Пушкина;
  2. выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
  3. экран, компьютер;
  4. выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина и прочитаем удивительную  сказку.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в их доме. 
Эти две замечательные сказочницы подарили Саше мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
Сказки А.С. Пушкина - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую
. ( Обращаю внимание детей на выставку книг и рисунков)

 -Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте вместе вспомним эти сказки.

2.Инсценирование отрывков из сказок:

1. "Свет мой, зеркальце! скажи

 Да всю правду доложи:

 Я ль на свете всех милее,

 Всех румяней и белее?"

 И ей зеркальце в ответ:

 "Ты, конечно, спору нет;

 Ты, царица, всех милее,

 Всех румяней и белее".

2. "Посади ты эту птицу, -

 Молвил он царю, - на спицу;

 Петушок мой золотой

 Будет верный сторож твой:

 Коль кругом все будет мирно,

 Так сидеть он будет смирно;

 Но лишь чуть со стороны

 Ожидать тебе войны,

 Иль набега силы бранной,

 Иль другой беды незваной,

 Вмиг тогда мой петушок

 Приподымет гребешок,

 Закричит и встрепенется

 И в то место обернется".

3. "Что, батька, так рано поднялся?

 Чего ты взыскался?"

 Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:

 Повар, конюх и плотник.

 А где найти мне такого

 Служителя не слишком дорогого?"

 Балда говорит: "Буду служить тебе славно,

 Усердно и очень исправно,

 В год за три щелка тебе по лбу,

 Есть же мне давай вареную полбу".


4.Просмотр  фрагмента  из видеофильма «Сказка о царе Салтане…»

( Песня Белочки «Во саду ли, в огороде».)


- В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей?

- Какие ещё вы знаете сказки А.С.Пушкина?

-А сегодня я вам расскажу вот какую сказку.

Тут синее море,

Тут берег морской.

Старик вышел к морю.

Он невод забросил.

Кого-то поймает

И что-то попросит.

О  жадной старухе

Рассказ здесь пойдет.

А жадность, ребята,

К добру не ведет.

3.Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

А) Работа с текстом до чтения. 
- Прочитайте название произведения.
- Что можно узнать из заголовка?
- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Чтение учителем первой части. 
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод - сеть рыболовная.
Откуп – плата.
Простофиля - глупый, несообразительный человек.

В) Чтение части детьми (хорошо читающими).
Словарная работа.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.

  4.ФИЗМИНУТКА 

Рыбка плавает в водице,

Хочет рыбка поиграть.

Ах ты, рыбка – озорница

Мы хотим тебя поймать!

Г) Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Вопросы:
- Кем захотела теперь быть старуха?
- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
- Найдите и прочитайте в тексте (стр.34).
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.

Е) Чтение детьми вполголоса.

- Как встретило море старика?
- Найдите и зачитайте слова, с которыми обратилась к старику рыбка.
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»

Ж) Чтение одним учеником.
- Почему народ над старичком насмеялся?
«Не садися не в свои сани!»
- Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
Словарная работа.
Невежа

З) Просмотр фрагмента из видеофильма. 
- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху

 - Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей).

 5. Итог урока.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни?

- Что общего у этого произведения с русскими народными сказками? (3 раза старик ловил неводом рыбу;

  рыбка говорит человеческим голосом и слышит старика, когда он ее кликает с берега морского;

много просторечий, разговорные обороты «Не садись не в свои сани»)

-Какую пословицу можно отнести к этой сказке?

( Много захочешь - последнее потеряешь.

Много желать - добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.)

-Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали на уроке. На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки. Нарисуйте иллюстрации к частям сказки (работа по подгруппам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...