Методические рекомендации по развитию разговорной речи в школе II вида.
методическая разработка (1 класс) по теме
Полезные конкретные советы по развитию разговорной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по развитию разговорной речи.
Содержание.
- Введение (из опыта работы).
2. Цели и задачи работы по развитию разговорной речи. Этапы работы по развитию разговорной речи и их содержание.
- Виды работы по развитию разговорной речи.
- Система совместной работы учителя и воспитателя по развитию связной разговорной речи на уроках и во внеурочное время.
- Рекомендации по составлению планирования и выбору видов деятельности для педагогов.
І. Введение.
Дети, у которых недостаточность слуха приводит к большим или меньшим отклонениям в речевом развитии, нуждаются в специальном обучении. Слабослышащие дети не могут самостоятельно овладеть правильной речью, хотя и имеют определённый словарный запас. В школу, как правило, они приходят, имея общее недоразвитие речи разной степени.
Обследуя детей, педагоги пришли к выводу о необходимости создания общей системы работы по развитию устной речи учащихся. В работе принимают участие все педагоги, работающие с детьми. Учитель формирует речь, учитель слухо-речевой реабилитации работает на своих занятиях над коррекцией речи и произношением, воспитатель обобщает и закрепляет знания, умения, навыки детей, активизируя их речь на всех режимных моментах и воспитательских занятиях.
Потребность высказаться, сообщить что-то людям, быть понятым поддерживает попытку ребёнка развить и усовершенствовать свои языковые средства. Коммуникативная сторона речи – главная мотивирующая сила и организующее начало, которые формируют у ребёнка активное стремление овладеть речью.
Овладевая способностью излагать мысли связно и понятно, ребёнок одновременно учится получать необходимую ему информацию с помощью вопросов. Обучая детей умению расспрашивать, педагоги одновременно способствуют большей организованности его мыслительной деятельности. Усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный, достаточно сложный, требующий большого терпения.
ІІ. Цели и задачи работы по развитию разговорной речи. Этапы работы и их содержание.
Работа по развитию связной речи в начальных классах проходит в несколько этапов.
1 этап. Подготовительный и первый класс.
Цели и задачи 1 этапа:
- создание словарного запаса с использованием простейших частотных слов обиходно-разговорного характера;
- формирование элементарных навыков связной устной речи;
- формирование речевой деятельности через единство компонентов;
- обучение практической грамматике, обучение пониманию речи, обучение собственному речепроизводству.
Содержание работы на данном этапе:
- Разработка совместного планирования видов деятельности на уроках и во внеурочное время по развитию тематического словаря.
- Ведение тетради связи учителя, воспитателя, учителя слухоречевой реабилитации.
- Проведение совместных внеклассных мероприятий по развитию речевой деятельности.
- Организация внешкольной работы родителей по накоплению активного тематического словаря.
2 этап. (2-3 класс).
Цели и задачи 2 этапа:
- развитие связной речи учащихся во всех видах деятельности на уроках и внеклассных занятиях языкового цикла;
- формирование и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме;
- обучение видам самоконтроля.
Содержание работы на данном этапе:
- Разработка совместного понедельного планирования разных видов деятельности по развитию связной речи учащихся.
- Создание сборника примерных планов-конспектов по всем видам деятельности, проводимых во внеурочное время с наглядным материалом.
- Создание сборника сценариев внеклассных мероприятий, проводимых во внеурочное время.
- Ведение тетрадей для записи монологических и диалогических высказываний детей с иллюстрациями.
3 этап. (4-5 класс).
Цели и задачи 3 этапа:
- активизация речевой деятельности на уроках и во внеурочное время;
- организация работы по формированию разных видов деятельности и развитию разных форм речи;
- понимание чужой речи и собственное речепроизводство всех видов речи (устной и письменной, диалогической и монологической).
Содержание работы на данном этапе:
Анализ речевой деятельности учащихся за период обучения в начальной школе:
- создание сборника самостоятельных детских высказываний,
- обобщение и систематизация совместно с СПС мониторинговых исследований за период обучения на всех этапах.
ІІІ. Виды работы по развитию разговорной речи.
- Беседы на темы, близкие к жизни детей; беседы по прочитанному рассказу с составлением полных и кратких пересказов.
- Дидактические игры.
- Составление диалогов.
- Описание событий.
- Составление и написание писем, записок, объявлений.
- Составление устных рассказов с последующей записью:
- восстановление событий, предшествующих или последующих событиям, изображённым на картинке,
- составление рассказа по деформированному тексту,
- описание картины,
- рассказ-повествование по серии картинок,
- рассказ-повествование по одной картинке,
- работа по закрытой картинке.
7. Составление рассказов:
- рассказ по данному началу,
- рассказ по данному концу,
- рассказ по опорным словам,
- рассказ по деформированному тексту,
- на заданную учителем тему,
- на свободную тему.
ІV. Система совместной работы учителя и воспитателя по развитию связной разговорной речи на уроках и во внеурочное время.
На основе многолетнего опыта разработана система совместной работы учителя и воспитателя, базирующаяся на следующих документах: государственная программа, календарно-тематическое планирование, понедельное планирование.
Задачи совместной работы учителя и воспитателя:
- Выработка единой системы работы учителя, воспитателя и учителя слухо-речевой реабилитации.
- Организация работы с использованием общего планирования по формированию разных видов речевой деятельности и развитию разных форм речи.
- Целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса, направленная на овладение родным языком, как важней шее условие становления ребёнка как личности.
Виды работы по накоплению словаря и тренировке речевой памяти, используемые педагогами с целью контроля качества усвоения речевого материала учащимися.
- Проведение разнообразных видов игр с целью контроля накопления пройденного тематического словаря.
- Проведение слухоречевых диктантов, тестов.
- Проведение зачётов по усвоению тематических фраз, связанных с разнообразной деятельностью учащихся.
- Создание и обыгрывание ситуаций, создаваемых на основе режимных моментов, и типовых ситуаций из личного опыта школьников.
- Проведение экскурсий и целевых прогулок с последующим обсуждением и иллюстрированием.
- Индивидуальная работа с каждым ребёнком с учётом его личностных особенностей.
- Использование различных видов диалогов.
- Составление монологических высказываний с учётом возрастных особенностей детей.
- Совместная работа с родителями по развитию речи.
V. Рекомендации по составлению планирования для педагогов.
Методические рекомендации по составлению планирования совместной работы педагогов, работающих в данном классе.
- Соблюдение единой тематики по всем видам деятельности.
- Предъявление единых требований по составлению и использованию речевой фразы в разных видах деятельности
- Подбор речевого материала с учётом возрастных особенностей детей.
- Учёт индивидуального психофизического развития ребёнка.
Методические рекомендации для педагогов по работе над активизацией словарного запаса ребёнка.
- Речевой материал по каждой теме фиксируется, зарисовывается, накапливается от простого к сложному (слова, словосочетания, простые предложения, тексты). Так создаётся толковый словарь – детский разговорник.
- Создавая собственную речь, дети, испытывающие затруднения, используют этот словарик, т.е. осуществляют самоконтроль.
- Педагог направляет действия ребёнка, требует оречевления каждого его шага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...
Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.
Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Главным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный подход, т.е. обучение умению владеть разговорной речью, общаться на иностранном языке. Для успешного решения этой задачи нео...
"Методические рекомендации по развитию восприятия, памяти, внимания в процессе коррекции речи у детей с ОВЗ"
пособие методическое содержит приложения с упражнениями...
Развитие разговорной речи на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП
Практический материал для использования в работе на уроках по развитию слухового восприятия и произношению....
Развитие разговорной речи учащихся начальной школы
Цель данной презентации - развитие разговорной речи учащихся. Задания могут быть разнообразными:- Составить монологическое высказывание, пользуясь таблицей- Задать вопросы- Составление диалогов...
Методические рекомендации по развитию разговорной речи у слабослышащих учащихся на уроках и во внеурочное время.
Слабослышащие дети не могут самостоятельно овладеть правильной речью, хотя и имеют определённый словарный запас. В школу, как правило, они приходят, имея общее недоразвитие р...