Урок по теме: "И.А.Крылов. Басни"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок разработан по программе "Школа XXI века" для учащихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_krylov_4_kl.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК
« Начальная школа ХХI века»
Урок литературного чтения
4 – б класс
Учитель
Лепезина Е.С.
УМК « Начальная школа ХХI века»
Урок литературного чтения
Учитель: Лепезина Е.С.
Визитная карточка урока
Блок: Басни
Тема: И.А. Крылов « Басни»
Характеристика деятельности учащихся:
- Систематизация ранее полученных знаний о баснях.
- Побуждение к активному включению в различные виды деятельности.
- Поддержание интереса учащихся к предмету.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- формирование учебно-познавательного интереса
- формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
- формирование умения планировать свою деятельность
- формирование умения приминать и выполнять учебную задачу
- формирование умения сотрудничать с учителем
Познавательные УУД:
- формировать умение ориентироваться в прочитанном, анализировать, находить главную мысль, воспринимать переносное значение смысла басни.
- Формировать умение строить устные высказывания
Коммуникативные УУД:
- Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию
- Формирование умения работать в парах, группах
Тема урока: « ИА Крылов « Стрекоза и Муравей»
Цели урока:
Обучающие:
— продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;
— обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;
— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.
Воспитательные:
— содействовать формированию интереса к искусству слова;
— содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;
— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.
Общеучебные:
— развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;
- развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;
— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.
Ход урока
- Организационный момент
- Тема урока
1 слайд
Эзоп | Крылов | Толстой | Михалков |
Что объединяет этих людей?
Кто наиболее вам известен из этих баснописцев?
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
2 слайд
ИА Крылов « Басни» |
Сегодня на уроке мы поговорим о ИА Крылове и его творчестве.
- Фильм о ИА Крылове
3 слайд
Фильм |
- В каком жанре писал ИА Крылов?
Вспомним, что мы знаем о баснях и их особенностях. Поработаем в парах и ответим на вопросы. На партах вопросы, прочитайте и подготовьте ответ. Оцените свою работу в паре.
Что такое басня?
4 слайд
Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием |
Кто действующие лица в басни?
5 слайд
Действующие лица:
|
Что такое мораль?
6 слайд
Мораль- нравоучение, поучение, вывод |
Что высмеивают басни?
7 слайд
Басни высмеивают:
|
Чему учат басни?
8 слайд
Басни учат:
|
- ИА Крылов писал басни, посмотрим инсценировку некоторых басен.
9 слайд
Иллюстрации басен |
Инсценировка басен « Слон и Моська», « Лебедь, рак и щука» « Лошадь и собака» , «Ворона и лисица», « Обезьяна и очки».
А какие ещё басни вы знаете?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней « Стрекоза и Муравей»
10 слайд
ИА Крылов « Стрекоза и Муравей» |
Прежде, чем её прочитать послушайте чтение басни актёром, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроение.
11 слайд
« Стрекоза и Муравей» Аудиозапись |
Прочитайте басню самостоятельно.
Чтение вслух, по цепочке. Чтение по ролям.
- Беседа - анализ текста
В стихах или в прозе написана басня? Найдите рифмы.
Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
12 слайд
Зима катит в глаза – неожиданно наступила зима Помертвело чисто поле – в поле стоит тишина Удручена – огорчена Кум, кума – крёстный отец, крёстная мать Вешних – весенний Мурава – трава Голову вскружило – забыла обо всём |
Как изображена в басне Стрекоза?
13 слайд
Стрекоза |
Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
-Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
-Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
-Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
-Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)
14 слайд
Муравей |
-Настали ли нужда и голод для Муравья?
-Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
-Почему он отказал Стрекозе в помощи?
-Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
-Можно ли его назвать жадным?
-Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
-Как вы относитесь к Стрекозе?
-А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
-Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
-Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
-Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.
-Как вы их понимаете?
-Бывает ли так в жизни? Приведите примеры
- Работа в тетради.
Запишите мораль басни в тетрадь.( Т стр. 23)
Прочитайте пословицы. Подчеркните ту, которая могла бы быть моралью этой басни.
- Итог урока
- Оком говорили на уроке?
- Какие пороки высмеивал ИА Крылов в басне « Стрекоза и Муравей»( лень, легкомыслие)
- Нужно ли изучать басни?
- Чему учат басни?
15 слайд
Кроссворд |
Обобщим наши полученные знания на уроке. В этом нам помогут кроссворды.
Работа в группах.
- Оцените свою работу на уроке.
- Домашнее задание
Выразительное чтение по ролям. Придумайте свой конец басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам по теме "И.А. Крылов. Басни".
Сопровождение уроков, посвящённых басням И.А. Крылова "Чиж и голубь", "Слон и Моська", с краткими биографическими сведениями о баснописце, словарной работой к тексту басен, аудио записями....
Презентация к уроку на тему: "Русь расправляет крылья"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова на тему: "Русь расправляет крылья" (УМК "Школа России"). Презентация разделена на 2 части. Перед демонстрацией необходимо соед...
Урок по теме И.А.Крылов "Квартет"
представлен конспект урока и презентация к уроку...
Литература 4 класс.Конспект урока на тему :И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"
Неделя 3День 2 Урок 2 Тема занятия: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Ссылка:Календарно-тематическое планирование по литературе 4 клас...
Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:· сформировать представление учащи...
Конспект зачетного урока на тему "И. А. Крылов. Басня "Мартышка и Очки"
Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».Задачи:1. познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;2....
Урок литературного чтения по теме: «И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басня "Лебедь, Щука и Рак".
Познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», формировать представление обучающихся о басне, как о жанре литературы, учить определять характерные признаки басни....