Урок по теме: "И.А.Крылов. Басни"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Лепезина Елена Сергеевна

Урок разработан по программе "Школа XXI века" для учащихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_krylov_4_kl.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК

« Начальная школа ХХI века»

Урок литературного чтения

4 – б класс

Учитель

Лепезина Е.С.                                                                                                                              

 

             

УМК « Начальная школа ХХI века»

Урок литературного чтения

Учитель: Лепезина Е.С.

Визитная карточка урока

Блок: Басни

Тема: И.А. Крылов « Басни»

Характеристика деятельности учащихся:

  1. Систематизация ранее полученных знаний о баснях.
  2. Побуждение к активному включению в различные виды деятельности.
  3. Поддержание интереса учащихся к предмету.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  1. формирование учебно-познавательного интереса
  2. формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения планировать свою деятельность
  2. формирование умения приминать и выполнять учебную задачу
  3. формирование умения сотрудничать с учителем

Познавательные УУД:

  1. формировать умение ориентироваться в прочитанном, анализировать, находить главную мысль, воспринимать переносное значение смысла басни.
  2. Формировать умение строить устные высказывания

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию
  2. Формирование умения работать в парах, группах

                        Тема урока: « ИА Крылов  « Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

Обучающие:

— продолжить знакомство учащихся с творчеством  И. А. Крылова  через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

— обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню,  находить главную мысль басни, мораль, воспринимать  переносное  значение  смысла басни, художественность речи;

— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической  речи, планирования ответа, навыков  работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

—  содействовать формированию интереса к искусству слова;

— содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Общеучебные:

— развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

-   развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Тема урока

1 слайд

Эзоп

Крылов

Толстой

Михалков

Что объединяет этих людей?

Кто наиболее вам известен из этих баснописцев?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

2 слайд

ИА Крылов « Басни»

Сегодня на уроке мы поговорим о ИА Крылове и его творчестве.

  1. Фильм о ИА Крылове

3 слайд

Фильм

  1. В каком жанре писал ИА Крылов?

Вспомним, что мы знаем о баснях и их особенностях. Поработаем в парах и ответим на вопросы. На партах вопросы, прочитайте и подготовьте ответ. Оцените свою работу в паре.

Что такое басня?

4 слайд

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием

Кто действующие лица в басни?

5 слайд

Действующие лица:

  1. животные
  2. предметы
  3. люди

Что такое мораль?

6 слайд

Мораль-  нравоучение, поучение, вывод

Что высмеивают басни?

7 слайд

   Басни высмеивают:

  1. лесть
  2. ложь
  3. глупость
  4. лень
  5. невежество
  6. хамство
  7. жадность

Чему учат басни?

8 слайд

         Басни учат:

  1. дружбе                          
  2. трудолюбию
  3. усердию
  4. честности
  5. доброте
  6. благородству
  7. знаниям
  1. ИА Крылов писал басни, посмотрим инсценировку некоторых басен.

9 слайд

Иллюстрации басен

Инсценировка басен     « Слон и Моська»,   « Лебедь, рак и щука»     « Лошадь и собака» ,    «Ворона и лисица», « Обезьяна и очки».

А какие ещё басни вы знаете?

  1. Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней « Стрекоза и Муравей»

10 слайд

ИА Крылов « Стрекоза и Муравей»

Прежде, чем её прочитать послушайте чтение басни актёром, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроение.

11 слайд

« Стрекоза и Муравей»

        Аудиозапись

Прочитайте басню самостоятельно.

Чтение вслух, по цепочке. Чтение по ролям.

  1. Беседа - анализ текста

В стихах или в прозе написана басня? Найдите рифмы.

Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

12 слайд

Зима катит в глаза – неожиданно наступила зима

Помертвело чисто поле – в поле стоит тишина

Удручена – огорчена

Кум, кума – крёстный отец, крёстная мать

Вешних – весенний

Мурава – трава

Голову вскружило – забыла обо всём

      Как изображена в басне Стрекоза?

        13 слайд

   Стрекоза

                                                                                                                                                       Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

-Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

-Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

-Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

-Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)

      14 слайд          

Муравей

-Настали ли нужда и голод для Муравья?

-Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

-Почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

-Можно ли его назвать жадным? 

-Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

-Как вы относитесь к Стрекозе? 

-А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

-Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

-Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.  Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

-Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

-Как вы их понимаете?

-Бывает ли так в жизни? Приведите примеры

 

  1. Работа в тетради.

         Запишите мораль басни в тетрадь.( Т стр. 23)

         Прочитайте пословицы. Подчеркните ту, которая могла бы быть моралью этой басни.

  1. Итог урока
  1. Оком говорили на уроке?
  2. Какие пороки высмеивал ИА Крылов в басне « Стрекоза и Муравей»( лень, легкомыслие)
  3. Нужно ли изучать басни?
  4. Чему учат басни?

15 слайд      

Кроссворд

       Обобщим наши полученные знания на уроке. В этом нам помогут кроссворды.

        Работа в группах.

  1. Оцените свою работу на уроке.
  2. Домашнее задание

Выразительное чтение по ролям. Придумайте свой конец басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по теме "И.А. Крылов. Басни".

Сопровождение уроков, посвящённых басням И.А. Крылова "Чиж и голубь", "Слон и Моська", с краткими биографическими сведениями о баснописце, словарной работой к тексту басен, аудио записями....

Презентация к уроку на тему: "Русь расправляет крылья"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова на тему: "Русь расправляет крылья" (УМК "Школа России"). Презентация разделена на 2 части. Перед демонстрацией необходимо соед...

Урок по теме И.А.Крылов "Квартет"

представлен конспект урока и презентация к уроку...

Литература 4 класс.Конспект урока на тему :И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Неделя 3День  2 Урок  2 Тема занятия: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Ссылка:Календарно-тематическое планирование по литературе      4 клас...

Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:·        сформировать представление учащи...

Конспект зачетного урока на тему "И. А. Крылов. Басня "Мартышка и Очки"

Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».Задачи:1.    познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;2....

Урок литературного чтения по теме: «И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басня "Лебедь, Щука и Рак".

Познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак», формировать представление обучающихся о басне, как о жанре литературы, учить определять характерные признаки басни....