Урок по теме И.А.Крылов "Квартет"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

представлен конспект урока и презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема И,А,Крылов «Квартет»

Цели:

Обучающие:

  1.  продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
  2.  учить понимать глубину содержания произведения;
  3.  формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
  4.  находить мораль в произведении;
  5.  учить читать басню по ролям;
  6.  различать речь автора и героев басни;

        7.    развивать навыки беглого чтения;

Развивающие: 

  1. содействовать развитию мыслительных операций:
  2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
  3.  развивать творческое воображение, познавательную активность,
  4.  работать над развитием разговорной речи .

Воспитательные: 

  1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
  2. формировать положительные качества,
  3. вызвать внутреннее неприятие  пороков персонажей басни и нежелание им подражать и  на них походить.
  4. пробуждать добрые чувства,
  5. воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни,   характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Познавательные: 

  1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
  2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные: 

  1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
  2.  выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
  3. планируют свои действия для решения учебной  задачи,

Коммуникативные: 

  1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  2.  участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
  3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

                                                   ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

 Урок литературного чтения. Сегодня на уроке будем


Думать, размышлять,
На вопросы
отвечать,

 Выразительно читать.

II. Актуализация.

Прочитайте слова на слайде, о ком они?

Забавой он людей исправил, (Слайд 2)

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша боль.

И не забудут этой боли,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Как вы думаете, о ком написаны эти строки?       О И.А. Крылове

Эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове. (Слайд 3)

Мы  с вами уже знакомы с некоторыми его произведениями?  Назовите их.

( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград»)

К какому жанру они относятся?

Давайте обобщим знания об этом жанре с помощью теста.(Тест на карточках)

Поменялись тестами и по слайду проверили выполнение теста друг у друга.

                                                                                                                  ( Слайд 4)
                 

(На слайде 1  В; 2  В; 3  А; 4  Б; 5  А; 6   Б;  7   А )

Все справились с тестом?  Есть над чем еще работать?

III. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».( Слайд5)

Какую цель для себя вы поставите на урок.

Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день

Что такое квартет? (Ответы детей)   ( Если не отв: Где можно уточнить значение слова?)

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. (Слайд 6)

Где четыре музыканта
Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют. (слайд)

А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

-Сядьте удобнее, расслабьтесь.                                     (Слайд 6 второй щелчок,  

                                                                                  выключение  звук по щелчку)

- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)

-  Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне  узнаем, послушав  басню в исполнении актера М.М. Козакова

Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?

Прослушивание басни.                                                                    (Слайд 7)

- Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет» ?

- А можете их назвать? 

- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)

Словарная работа.(Самостоятельная)

 Прочитайте, карандашом отметьте непонятные вам слова и найдите их значение в словаре. Прочитайте.

                                       ( слайд 8)

- Подумайте, на сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)

Просмотрите глазами текст и определите границы частей басни.

- Где заканчивается 1 часть? -  это основное повествование

2 часть – мораль

- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в басне.

Работа в паре.  

       - Какие животные участвуют в квартете?

   Возьмите карточки

Дайте характеристику этим животным.  На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с  его особенностями)

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей

(Проверка по слайду)                                                       (Слайд 9)

  • Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
  • Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)
  •  Осел - упрямый, туповатый
  •  Косолапый Мишка -  неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

 А речь, только каких животных звучит в басне?  (Cоловей, Мартышка, осел.)

Почему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.)
Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?

- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?


А) Парная работа

Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении.

(Выполняют по колонкам в парах)

I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:

II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла

III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья

Обратите внимание на слайд, вам дана помощь как читать слова того или иного героя.                                                                                   (Слайд 10)

I ряд -читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

II ряд –читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

III ряд-  читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.        

                                                                         (прослушать по 1 чел с ряда)

Б) Групповая работа. 

Работа в четверках чтение по ролям

При чтении по ролям кто еще добавится? ( автор)

 Проверка групп

В) Самостоятельная работа.

В чьи уста Крылов вложил слова  морали?  Перечитайте мораль басни. В чем ее  основная ее мысль? (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей?

- Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?

 Прочитайте задание в уч стр30

IV.  Подведение итога.

Вспомните какую цель ставили на урок? Достигли ее?

С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?-   Какой человеческий недостаток высмеивает автор?

  Рефлексия.                                           (Слайд 11)

-

Закончите  предложения:

  «Сегодня я узнал ….»

  «Было интересно ….»

  «Урок дал мне для жизни…..»

V. Домашнее задание:  Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.    

Приложение 1

ТЕСТ

Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это: 

А        краткий рассказ;

Б        поучительный рассказ;

В        краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет басни называют

   А       поэт

   Б        писатель

   В        баснописец

3.  Басни писались с целью:

А        высмеять пороки людей

Б        научить правильному поведению

В        показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

А        прямое значение

Б        иносказательное значении    

5. В басне:

А        есть вывод – мораль

Б        вывода нет, каждый придумывает его сам.

В        вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

А        Они высмеивают не людей, а животных.

Б        Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

В        Они высмеивают только богатых людей.

7. Мораль басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» такова:  

А        «Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Б        «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»

В        «Хоть видит око, да зуб неймет.»

Приложение2.

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме « Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка» (второй урок по теме). (1 класс, программа « Школа России»)

Тип урока: урок формирования понятия (способа). Цель: создать условия для организации наблюдения за образованием, записью и чтением чисел второго десятка. Задачи: Предметные: - содействовать форми...

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...