Урок по теме И.А.Крылов "Квартет"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
представлен конспект урока и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Крылов Квартет конспект и презентация | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема И,А,Крылов «Квартет»
Цели:
Обучающие:
- продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
- учить понимать глубину содержания произведения;
- формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
- находить мораль в произведении;
- учить читать басню по ролям;
- различать речь автора и героев басни;
7. развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
- содействовать развитию мыслительных операций:
- сравнение, анализ, синтез, систематизация;
- развивать творческое воображение, познавательную активность,
- работать над развитием разговорной речи .
Воспитательные:
- воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
- формировать положительные качества,
- вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
- пробуждать добрые чувства,
- воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
- осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
- выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
- планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
- строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
- участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Урок литературного чтения. Сегодня на уроке будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
II. Актуализация.
Прочитайте слова на слайде, о ком они?
Забавой он людей исправил, (Слайд 2)
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой боли,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Как вы думаете, о ком написаны эти строки? О И.А. Крылове
Эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове. (Слайд 3)
Мы с вами уже знакомы с некоторыми его произведениями? Назовите их.
( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград»)
К какому жанру они относятся?
Давайте обобщим знания об этом жанре с помощью теста.(Тест на карточках)
Поменялись тестами и по слайду проверили выполнение теста друг у друга.
( Слайд 4)
(На слайде 1 В; 2 В; 3 А; 4 Б; 5 А; 6 Б; 7 А )
Все справились с тестом? Есть над чем еще работать?
III. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».( Слайд5)
Какую цель для себя вы поставите на урок.
Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день
Что такое квартет? (Ответы детей) ( Если не отв: Где можно уточнить значение слова?)
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. (Слайд 6)
Где четыре музыканта
Замечательно играют,
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют. (слайд)
А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.
-Сядьте удобнее, расслабьтесь. (Слайд 6 второй щелчок,
выключение звук по щелчку)
- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера М.М. Козакова
Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?
Прослушивание басни. (Слайд 7)
- Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет» ?
- А можете их назвать?
- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)
Словарная работа.(Самостоятельная)
Прочитайте, карандашом отметьте непонятные вам слова и найдите их значение в словаре. Прочитайте.
( слайд 8)
- Подумайте, на сколько частей можно разделить эту басню? (на 2)
Просмотрите глазами текст и определите границы частей басни.
- Где заканчивается 1 часть? - это основное повествование
2 часть – мораль
- А сейчас мы с вами попробуем разобраться в басне.
Работа в паре.
- Какие животные участвуют в квартете?
Возьмите карточки
Дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)
Проказница- Мартышка | упрямый, туповатый |
Козел | неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. |
Осел | существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, |
Косолапый Мишка | лишенный всяких музыкальных способностей |
(Проверка по слайду) (Слайд 9)
- Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
- Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)
- Осел - упрямый, туповатый
- Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
А речь, только каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.)
Почему именно к Соловью обратились герои басни? ( Соловей самая музыкальная птичка.)
Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?
- Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?
А) Парная работа
Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении.
(Выполняют по колонкам в парах)
I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:
II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла
III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья
Обратите внимание на слайд, вам дана помощь как читать слова того или иного героя. (Слайд 10)
I ряд -читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
II ряд –читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
III ряд- читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
(прослушать по 1 чел с ряда)
Б) Групповая работа.
Работа в четверках чтение по ролям
При чтении по ролям кто еще добавится? ( автор)
Проверка групп
В) Самостоятельная работа.
В чьи уста Крылов вложил слова морали? Перечитайте мораль басни. В чем ее основная ее мысль? (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей?
- Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?
Прочитайте задание в уч стр30
…
IV. Подведение итога.
Вспомните какую цель ставили на урок? Достигли ее?
С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?- Какой человеческий недостаток высмеивает автор?
Рефлексия. (Слайд 11)
-
Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»
V. Домашнее задание: Выучить басню наизусть. Выписать из басни текст, который подходит к иллюстрации в учебнике.
Приложение 1
ТЕСТ
Выберите правильный ответ
1. Басня – это:
А краткий рассказ;
Б поучительный рассказ;
В краткий иносказательный рассказ поучительного характера
2. Человека, который пишет басни называют
А поэт
Б писатель
В баснописец
3. Басни писались с целью:
А высмеять пороки людей
Б научить правильному поведению
В показать пример для подражания
4. Форма речи басни носит:
А прямое значение
Б иносказательное значении
5. В басне:
А есть вывод – мораль
Б вывода нет, каждый придумывает его сам.
В вывод не нужен.
6. В чём успех басен И.А.Крылова?
А Они высмеивают не людей, а животных.
Б Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
В Они высмеивают только богатых людей.
7. Мораль басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» такова:
А «Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Б «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»
В «Хоть видит око, да зуб неймет.»
Приложение2.
Проказница- Мартышка | упрямый, туповатый |
Козел | неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. |
Осел | существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, |
Косолапый Мишка | лишенный всяких музыкальных способностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме « Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка» (второй урок по теме). (1 класс, программа « Школа России»)
Тип урока: урок формирования понятия (способа). Цель: создать условия для организации наблюдения за образованием, записью и чтением чисел второго десятка. Задачи: Предметные: - содействовать форми...
конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...
Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. 3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.
Цели урока.Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.Учить учащихся наблюдать за природой.Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выд...
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».) (Пров...