Урок литературного чтения 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения 2 класс"Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка",

Урок литературного чтения по теме: "Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка", 2 класс

Учитель  Борунова Татьяна Егоровна..

Цели: продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;  формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;  использовать картины, воссоздающие воображение детей;

воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Микроумения:

самостоятельно находить отрывки из текста;

ориентироваться в смысловом содержании текста;

формировать умение видеть заголовок и понимать его роль.

Оборудование:

музыкальный фрагмент; репродукция В.Васнецова “Аленушка”;

элементы сказок в кузовке;

Ход урока

1. Орг. Момент.

Прозвенел уже звонок

И мы с радостью начнём урок.

Сегодня у нас необычный урок.

 

2. Актуализация знаний.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

– Чем этот жанр отличается от других?

– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

 

3.  Презентация.

Физминутка. По методике Базарного провести физминутку для глаз.

 

4. Сообщение темы и целей.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок
.

В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Сформулируйте цели урока: познакомиться …

                                                  учиться читать……

                                                  учиться отвечать на вопросы…

 

 

2.2. Подготовка к восприятию и сообщение темы урока

 

Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?

 

 

 

5. Работа над названием сказки.

– Чтение названия сказки с доски.

– По названию определите главных героев.

Что заметили в названии?

Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?

Какие отношения между героями?

 

6. Чтение сказки по учебнику.

Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли?

Чтение сказки учителем и детьми.

 

7. Первичный анализ.

– Слушал ли Иванушка свою сестру?

– К чему это привело?

– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?

– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?

– Почему “ведьму” никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?

Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.

– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

Вывод:отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе.

 

Физминутка. (под музыку)

 

8.Работа над картиной.

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.

– Что роднит сказку и картину?

– Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте)

– Как именно изобразил художник Аленушку: почему она плачет? Почему одна? (Она сидит пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду.)

– А почему В.Васнецов изобразил Аленушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.)

Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

9.  Домашнее задание: мысли про себя – внутренний монолог. Если вы проникнитесь сочувствием к Аленушке, обретете способность слышать ее внутренний голос, то сможете составить внутренний монолог.

Вернемся к сказке.

– Зачитайте слова Иванушки, которые он описывает как плач-заклинание.

– Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки (мелодично, жалобно).

– Какую бы музыку подобрали к этим отрывкам?

Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа.

А если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать? (Волшебная)

 

10. Итог урока .

Обращение к целям

СПАСИБО ЗА УРОК!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...