Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру " Как нам жить?" , Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гуслякова Галина Александровна

Межпредметные связи между чтением и окружающим миром помогают лучше раскрыть экологическую проблему " Судьба природы в наших руках" на примере литературного произведения Н.Некрасова " Дед Мазай и зайцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

         

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 4 классе.

Тема : « Как нам жить», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Цель урока:
1) раскрыть экологическую проблему « Судьба природы в наших руках» и пути её решения;
2) познакомить с «БИОЭТИКОЙ» - учением о нравственном отношении ко всему живому;
Задачи урока:
1) познакомить с новым произведением;
2) создать ситуацию сопричастности , сопереживания, настроить на эмоционально-чувственное восприятие художественного текста;
3) формировать навыки исследовательской работы;
4) формировать умение строить предположения и вести доказательства;
3) развивать умение анализировать прочитанное и делать выводы
Оборудование:
1) кадры из фильма о работе МЧС;
2) рисунки и фотографии об охоте;
3) символы-рисунки детей на тему:»Охрана окружающей среды»

                                   Ход урока.

  1. Создание проблемной ситуации.
    - Ребята, что такое МЧС ?
    - Посмотрите кадры из фильма о работе МЧС. ( дети смотрят, как кошка залезла на дерево и не может слезть, находятся люди. Которые вызывают МЧС, и спасатели снимают кошку)
    - Если бы вы были свидетелями такой сцены, как бы вы поступили?

Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель на доске фиксирует  ответы : 2 противоречивых факта.
ПОЖАЛЕЛ                              ПОЖАЛЕЛ

ПОШЁЛ ДАЛЬШЕ                 ОКАЗАЛ ПОМОЩЬ
( может быть ещё один ответ: ПРОШЁЛ МИМО )

  1.  Формулирование проблемы.
    - Как вы думаете, что нам сегодня надо выяснить на уроке? В чём разобраться?
    Учитель записывает на доске: « Как нам жить?» или « Как помочь природе?»
  2.  Выдвижение гипотез. Актуализация знаний.
    - Попробуйте ответить на этот вопрос, используя свои знания.
    На доске появляется запись.
    1. Не быть равнодушным.
    2. Помогать животным, попавшим в беду.
    3. Не наносить вред природе.
    - Вспомните ранее изученный материал по нашим созданным таблицам. ( ответы детей)

- Нам ещё не хватает знаний по этой проблеме. Мы попробуем их добыть в литературном произведении, которое вы прочитали дома – Н.Некрасов « Дед Мазай и зайцы»

4. « Открытие» нового знания.
1) Работа с текстом.
- Что вас больше всего тронуло? Рассмешило? Удивило?
- Что вы узнали о деде Мазае?
-Прочитайте. О чём предупреждает Мазай зайцев, когда их отпускает? ( « А чур зимой не попадайся..»)

-Почему он так говорит? ( он охотник, и охота – часть его жизни) Зачем же он их спасает? Найдите в тексте доказательство. ( «Я их не бью ни весною, ни летом,
                                   Шкура плохая, линяет косой» )
-Для чего же он охотится на зайцев? ( ради мяса, шкуры)
- Что вы узнали об охоте?
- А как поступают некоторые его односельчане?
( « Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
Ловят и топят, и бьют их баграми.»)
- О чём переживает Мазай, говоря об охоте?
( « В нашем болотистом, низменном крае
    Впятеро больше бы дичи велось,
    Кабы сетями её не ловили,
   Кабы силками её не давили»)

( силок – петля для ловли птиц или мелких животных)

- О чём это говорит? ( убивают намного  больше, чем нужно для жизни )
- Найдите доказательство, что люди убивают больше, чем нужно?
( « Только весенние воды нахлынут,
    И без того они сотнями гинут,-
   Нет! Ещё мало! …»)
- Как называется охота или ловля рыбы в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом? ( браконьерство) Можно ли сказать, что Некрасов описал факт браконьерства?

- Послушайте детей, которые подготовили материал об охоте.

2) Выступление подготовленных детей. ( « Мысли об охоте» Ярослав Русанов)

3) Беседа после прослушивания доклада. ( что нового дети узнали об охоте)

4) Характеристика главного героя.

- Какой поступок совершает дед Мазай?
-вы бы смогли повторить его поступок?
- Каковы наши права и обязанности перед природой?
- на этот вопрос отвечает учение Альберта Швейцера.

БИОЭТИКА – учение о нравственном отношении человека ко всему живому )

Основной принцип – не причинять вреда животному. С детства Альберт задавал себе вопрос: почему на долю животных приходится столько страданий? Глубоко верующий, он придумал молитву, в которой просил бога оградить животных ото зла и защитить их. Став взрослым. Он продолжил рассуждать на эту тему.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока вы можете дать? ( предположения детей)

- Нарисуйте новые символы « бережное отношение к животным»

5) Работа в парах. ( дети рисуют символы)

6) Проверка. Презентация своих работ.

7) Итог урока.

- Какой ответ на наш вопрос « Как нам жить» мы можем дать?

- К чему приведёт неумеренная охота?

- Когда вы вырастите, как будете поступать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру

Тема урока: К.Бальмонт "Снежинка". Время года - зима (3 класс). На уроке большое внимание уделяется развитию творческих способностей учеников, здоровьесбережению, групповой работе. Роль учителя -...

Интегрированный урок по внеклассному чтению и окружающему миру «Идет коза рогатая…» 1 класс для обучающихся с ОВЗ.

Успешность включения ребенка в учебную деятельность, становление его самостоятельности, развитие способности к сотрудничеству заложены в основу реализации системно - деятельностного подхода, который о...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру 2 класс по теме Е.Пермяк "Четыре брата. Три состояния воды"

Цель этого урока: Учить работать с образами героев, с текстом произведения и его структурными элементами;Отрабатывать умение читать вслух и молча, умение выразительно читать;Обогащать читательски...