Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру " Как нам жить?" , Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Межпредметные связи между чтением и окружающим миром помогают лучше раскрыть экологическую проблему " Судьба природы в наших руках" на примере литературного произведения Н.Некрасова " Дед Мазай и зайцы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 4 классе.
Тема : « Как нам жить», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Цель урока:
1) раскрыть экологическую проблему « Судьба природы в наших руках» и пути её решения;
2) познакомить с «БИОЭТИКОЙ» - учением о нравственном отношении ко всему живому;
Задачи урока:
1) познакомить с новым произведением;
2) создать ситуацию сопричастности , сопереживания, настроить на эмоционально-чувственное восприятие художественного текста;
3) формировать навыки исследовательской работы;
4) формировать умение строить предположения и вести доказательства;
3) развивать умение анализировать прочитанное и делать выводы
Оборудование:
1) кадры из фильма о работе МЧС;
2) рисунки и фотографии об охоте;
3) символы-рисунки детей на тему:»Охрана окружающей среды»
Ход урока.
- Создание проблемной ситуации.
- Ребята, что такое МЧС ?
- Посмотрите кадры из фильма о работе МЧС. ( дети смотрят, как кошка залезла на дерево и не может слезть, находятся люди. Которые вызывают МЧС, и спасатели снимают кошку)
- Если бы вы были свидетелями такой сцены, как бы вы поступили?
Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель на доске фиксирует ответы : 2 противоречивых факта.
ПОЖАЛЕЛ ПОЖАЛЕЛ
ПОШЁЛ ДАЛЬШЕ ОКАЗАЛ ПОМОЩЬ
( может быть ещё один ответ: ПРОШЁЛ МИМО )
- Формулирование проблемы.
- Как вы думаете, что нам сегодня надо выяснить на уроке? В чём разобраться?
Учитель записывает на доске: « Как нам жить?» или « Как помочь природе?» - Выдвижение гипотез. Актуализация знаний.
- Попробуйте ответить на этот вопрос, используя свои знания.
На доске появляется запись.
1. Не быть равнодушным.
2. Помогать животным, попавшим в беду.
3. Не наносить вред природе.
- Вспомните ранее изученный материал по нашим созданным таблицам. ( ответы детей)
- Нам ещё не хватает знаний по этой проблеме. Мы попробуем их добыть в литературном произведении, которое вы прочитали дома – Н.Некрасов « Дед Мазай и зайцы»
4. « Открытие» нового знания.
1) Работа с текстом.
- Что вас больше всего тронуло? Рассмешило? Удивило?
- Что вы узнали о деде Мазае?
-Прочитайте. О чём предупреждает Мазай зайцев, когда их отпускает? ( « А чур зимой не попадайся..»)
-Почему он так говорит? ( он охотник, и охота – часть его жизни) Зачем же он их спасает? Найдите в тексте доказательство. ( «Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, линяет косой» )
-Для чего же он охотится на зайцев? ( ради мяса, шкуры)
- Что вы узнали об охоте?
- А как поступают некоторые его односельчане?
( « Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
Ловят и топят, и бьют их баграми.»)
- О чём переживает Мазай, говоря об охоте?
( « В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили»)
( силок – петля для ловли птиц или мелких животных)
- О чём это говорит? ( убивают намного больше, чем нужно для жизни )
- Найдите доказательство, что люди убивают больше, чем нужно?
( « Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,-
Нет! Ещё мало! …»)
- Как называется охота или ловля рыбы в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом? ( браконьерство) Можно ли сказать, что Некрасов описал факт браконьерства?
- Послушайте детей, которые подготовили материал об охоте.
2) Выступление подготовленных детей. ( « Мысли об охоте» Ярослав Русанов)
3) Беседа после прослушивания доклада. ( что нового дети узнали об охоте)
4) Характеристика главного героя.
- Какой поступок совершает дед Мазай?
-вы бы смогли повторить его поступок?
- Каковы наши права и обязанности перед природой?
- на этот вопрос отвечает учение Альберта Швейцера.
БИОЭТИКА – учение о нравственном отношении человека ко всему живому )
Основной принцип – не причинять вреда животному. С детства Альберт задавал себе вопрос: почему на долю животных приходится столько страданий? Глубоко верующий, он придумал молитву, в которой просил бога оградить животных ото зла и защитить их. Став взрослым. Он продолжил рассуждать на эту тему.
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока вы можете дать? ( предположения детей)
- Нарисуйте новые символы « бережное отношение к животным»
5) Работа в парах. ( дети рисуют символы)
6) Проверка. Презентация своих работ.
7) Итог урока.
- Какой ответ на наш вопрос « Как нам жить» мы можем дать?
- К чему приведёт неумеренная охота?
- Когда вы вырастите, как будете поступать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"
Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....
Урок по Литературному чтению для 4-го класса Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Урок Литературного чтения по программе 2100. Cодержит конспект урока, а также иллюстративный материал в формате MS Power Point...
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру
Тема урока: К.Бальмонт "Снежинка". Время года - зима (3 класс). На уроке большое внимание уделяется развитию творческих способностей учеников, здоровьесбережению, групповой работе. Роль учителя -...
Интегрированный урок по внеклассному чтению и окружающему миру «Идет коза рогатая…» 1 класс для обучающихся с ОВЗ.
Успешность включения ребенка в учебную деятельность, становление его самостоятельности, развитие способности к сотрудничеству заложены в основу реализации системно - деятельностного подхода, который о...
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.
Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...
интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру
интегрированный урок...
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру 2 класс по теме Е.Пермяк "Четыре брата. Три состояния воды"
Цель этого урока: Учить работать с образами героев, с текстом произведения и его структурными элементами;Отрабатывать умение читать вслух и молча, умение выразительно читать;Обогащать читательски...