Подомарева Е.А. Методическая разработка урока литературного чтения Устное народное творчество.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

I.                   Организационный момент.

II.                Проверка домашнего задания.

III.             Актуализация знаний. Определение темы целей урока.

 - Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.

- Как вы сами понимаете, что значит “устное народное творчество”?

(Дети рассказывают своими словами).

- Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Всё, что знали люди, передавалось устно от старших младшим.

- Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся, изучая произведения этого раздела?

— Чему мы научимся?

 

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа с учащимися

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

 

2. Работа с презентацией.

Слайд 1. Задание. Закончить пословицу, опираясь на ее начало.

- Кто может объяснить, что такое пословица?

- Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

- Приведите свои примеры пословиц. Объясните их смысл.

 

Слайд 2. Задание. Прослушать аудиозапись, определить жанр устного народного творчества.

- Скороговорки – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.

- Для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)

 

Слайд 3. Задание. Прочитать текст, определить жанр устного народного творчества. Привести свои примеры считалочек.

 - Один, два, три, четыре, пять –

   Кто умеет здесь считать?

   Рассчитайте-ка ребят,

   Что в кружочке здесь стоят.

- Считалка - небольшой стихотворный текст в шутливой форме, предназначенный для случайного избрания одного участника из множества.

 

Слайд 4. Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

- Постарайтесь вспомнить потешки, которые вы слышали в детстве («Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки»).

- Как вы думаете, для чего нужны потешки?

- Потешки нужны чтобы развеселить, развлечь детей.

 

Слайд 5. Еще один жанр устного народного творчества – небылицы.

- Кто может объяснить, что такое небылицы?

- Небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.  Учитель в качестве образца читает детям небылицу «……..».

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «небылица»?

- Быль – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

 

Слайд 6. Задание. Назвать персонажей, изображенных на картинках. Что объединяет этих персонажей?

- Сказка – это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.

 

V. Итог урока.

- С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: "Устное народное творчество» (вводное занятие).

УМК «Школа России», 2 класс.

Форма урока: урок-игра

Цели урока:

1. Образовательные:

поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развивающие:

* развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

* развитие грамотной устной речи;

3. Воспитательные:

* воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

* воспитание нравственных качеств.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний. Определение темы целей урока.

 - Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои мысли и знания. Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.

- Как вы сами понимаете, что значит “устное народное творчество”?

(Дети рассказывают своими словами).

- Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Всё, что знали люди, передавалось устно от старших младшим.

- Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся, изучая произведения этого раздела?

— Чему мы научимся?

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа с учащимися

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

2. Работа с презентацией.

Слайд 1. Задание. Закончить пословицу, опираясь на ее начало.

- Кто может объяснить, что такое пословица?

- Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

- Приведите свои примеры пословиц. Объясните их смысл.

Слайд 2. Задание. Прослушать аудиозапись, определить жанр устного народного творчества.

- Скороговорки – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.

- Для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.) 

Слайд 3. Задание. Прочитать текст, определить жанр устного народного творчества. Привести свои примеры считалочек.

 - Один, два, три, четыре, пять –

   Кто умеет здесь считать?

   Рассчитайте-ка ребят,

   Что в кружочке здесь стоят.

- Считалка - небольшой стихотворный текст в шутливой форме, предназначенный для случайного избрания одного участника из множества.

Слайд 4. Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

- Постарайтесь вспомнить потешки, которые вы слышали в детстве («Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки»).

- Как вы думаете, для чего нужны потешки?

- Потешки нужны чтобы развеселить, развлечь детей.

Слайд 5. Еще один жанр устного народного творчества – небылицы.

- Кто может объяснить, что такое небылицы?

- Небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.  Учитель в качестве образца читает детям небылицу «……..».

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «небылица»?

- Быль – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Слайд 6. Задание. Назвать персонажей, изображенных на картинках. Что объединяет этих персонажей?

- Сказка – это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.

V. Итог урока.

- С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?


ТЕМА УРОКА: «Устное народное творчество. Обобщение».

Цели: создать условия для повторения и обобщения изученного материала, проверки знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению.

Планируемые образовательные результаты: предметные: научатся читать, выражая настроение произведения, учитывая ритм текста; получат возможность научиться контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; исправлять свои ошибки при повторном чтении; планировать работу с произведениями в соответствии с условными обозначениями видов деятельности; метапредметные: познавательные: обобщают собственные представления; регулятивные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, отвечают на вопросы; личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению "Устное народное творчество"

Урок  «Устное народное творчество» по предмету « Литературное чтение» разработан  для учащихся 2 класса, занимающихся по УМК «  Школа России»  авторов- Л Ф Климанова, В Горецкий, М...

Презентация к уроку литературного чтения.Устное народное творчество

Данная презентация позволяет обобщить знания учащихся о устном народном творчестве. Здесь учащиеся вспомнят виды устного народного творчества: пословицы, скороговорки, загадки, былины. С пом...

Конспект с презентацией к уроку литературного чтения "Устное народное творчество.Небылицы"

Материал содержит разработку урока литературного чтения во втором классе с применением ноутбуков по теме "Устное народное творчество. Небылицы".Урок построен с учётом требований ФГОС, содержит задания...

презентация к уроку литературного чтения "Устное народное творчество"

Цели:Обучающие: повторить жанры устного народного творчества (УНТ); повторить синонимичные понятия «фольклор-УНТ»; учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; учить выразительно ч...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Технологическая карта урока литературного чтения "Устное народное творчество"

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;2) развитие навыков сотрудничества  со сверстниками ;3)развитие ...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»

Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...