урок обучения грамоте "Буква г"
классный час по чтению (3 класс) по теме
конспект урока обучения грамоте "Буква г". Данный урок- победитель конкурса "Формула успеха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 461.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2
Обучение грамоте и развитие речи
1 класс
(базовый уровень)
Урок « Звуки [г],[г’].Буквы Г, г»
Составила учитель начальных классов
1 квалификационной категории, стаж работы 15 лет
Костенко Елена Геннадьевна
Аннотация к уроку
Костенко Елена Геннадьевна, образование высшее, педагогический стаж – 15 лет, 1 квалификационная категория, учитель начальных классов МОУ Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2.
Данный урок является 45 в курсе «Обучения грамоте и развития речи», 31 в теме «Алфавит» в 1 классе по «Букварю» автора Т.М.Андриановой УМК «Планета знаний».
Тип урока – комбинированный.
Форма организации – урок-сказка.
Дети 1 класса лучше воспринимают учебный материал при высокой положительной мотивации .Такая мотивация формируется при использовании на уроке сказочных героев, красочной наглядности. Урок построен в форме драматизации кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки «Колобок». Присутствие сказочных героев на уроке способствует усилению развития познавательного интереса и усвоения новых знаний, понятий. На каждом этапе появляется герой из сказки со своим заданием. В этом заключается особенность данного урока в отличие от стандартного.
Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:
- выбор темы;
- определение круга вопросов;
- индивидуальная работа с отдельными учащимися;
- выбор методов, приёмов;
- подбор средств обучения.
При построении урока следует отметить , что:
- Смена деятельности каждые 5-7 минут;
- Есть 2 динамические паузы;
- Имеет место межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
- Все этапы урока работают на конечный результат
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Подготовительная работа
4. Актуализация полученных знаний.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
На уроке были использованы следующие
методы:
- По источнику передачи и характеру восприятия:
- Словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения детей)
- Наглядный (иллюстрации, толковый словарь, игрушки)
- Практический ( работа с газетным материалом, работа с раздаточным материалом, работа с сигнальными карточками, с книгой)
- по характеру познавательной деятельности:
- Объяснительно – иллюстративный
- Эвристический (частично-поисковый)
- Репродуктивный
Приёмы:
1.приёмы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приёмы –« эхо», «твёрдый-мягкий», «фантазёры», « доскажи словечко»; отгадывание загадок)
2.Приёмы, способствующие созданию поисковых ситуаций в мыслительной деятельности учащихся ( « мозговой штурм», создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы текста )
3.Приёмы , активизирующие эмоции учащихся ( «психологические минутки» в начале и в конце урока, приём личностной значимости – на этапе рефлексии, использование сказочного сюжета)
4.Приёмы контроля (невербальный- наблюдение учителя, фронтальный опрос)
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены технологии:
- Здоровьесберегающие
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Использование игровых методов
- Обучение в сотрудничестве (работа в паре)
В течение урока, на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса: « что мы узнали с нашим героем ?», «что интересного приготовил герой?», « какое задание выполняли со сказочным героем?»)
Особое внимание уделяется этапу рефлексии : « вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что понравилось больше всего?»
Продуктивность урока оцениваем совместно с детьми – выбираем сердечки разного цвета.
Тема урока: звуки [г’], [г]. Буквы Г, г.
Цель урока: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте.
Задачи:
- формировать фонематический слух, совершенствовать навык чтения;
- развивать речь, внимание, память , воображение; расширять кругозор детей и обогащать словарный запас;
- прививать интерес к чтению; развивать умение работать в сотрудничестве.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации: нестандартный урок. Урок- сказка.
Оборудование: раздаточный материал «слоговичок», индивидуальные сигнальные карточки, индивидуальные зеркала для логопедических упражнений; иллюстрации ( изображение Герба России, рисунок с верблюдом, рисунки с буквой «г»), объёмные игрушки для кукольного спектакля; толковый словарь; газетные вырезки; цветные сердечки; букварь.
Ход урока:
Организационный момент.
1.Приветствие детей.
2.Подготовка рабочего места.
3.Психологический настрой. Аутотренинг«психологическая минутка».
- Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.
Сообщение темы, цели, задач урока.
-Вы любите сказки?
Тогда мы пойдём в гости к сказке. Сегодня продолжим знакомство с «обитателями» удивительного города «Алфавитинска».Откроем тайну новой буквы – буквы для обозначения согласных звуков. Научимся читать с ними слова. Но прежде, чем мы начнём знакомство, угадайте, в какую сказку мы пойдём, и какой герой нам будет помогать.
Игровой приём «Узнай по описанию»:
«Я по амбару метён, по сусеку скребён, в печке печён, на окошке стужён. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…..» (прилож.1)
- Но сначала мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно.
-Кто наши помощники? (губки, зубки, язычок)
Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)
1. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Логопедическое упражнение с использованием зеркала:
- «ИГОЛОЧКА»- напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд.
Повторяем 3-4 раза.
- «УЛЫБКА» -широко растягиваем губы в улыбке.
Повторяем 3-4 раза.
- «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА» - языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.
- «ЗУБНАЯ ЩЁТКА» -языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.
- « ЛОШАДКА» - цокаем язычком (десять раз).
2. Речевая разминка. Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.
Игровой приём «эхо».
На доске написать слоги:
РА- ЛО –МУ – НИ 1 вариант игры:
Первую строчку читаем «как медвежата» БО –ПА –ВЫ –ФЭ Вторую строчку читаем «как мышата»
Третью строчку читаем шёпотом.
НЫ –ПИ –МА –РУ
Первый столбик читаем «как эхо»
Второй столбик: «как ручеёк…-быстро»
Третий столбик читаем «как тигрята» и т.д.
2 вариант игры: поём слоги на мотив «В лесу родилась ёлочка» и т.п.
-Ну, вот, мы в полной готовности. Сказка начинается.
Давайте начнём сказку рассказывать………
(Коллективная работа: рассказывание сказки с постановкой кукольного спектакля)
-Покатился колобок и встретил он зайчика. А зайка и говорит: «колобок, я тебя съем» А колобок и отвечает: «сначала выполни моё задание…..»
Актуализация полученных знаний.
1) повторение знаний о звуках, изученных на прошлом уроке.
Развитие фонетического слуха. Работа с сигнальными карточками. Игровой приём: «твёрдый-мягкий».
- Я буду произносить слова, а вы поднимайте синюю карточку, если услышите твёрдый звук [ф]и зелёную, если услышите мягкий звук [Ф’]
(фартук, филин, жираф, физик, конфета, фазан, фабрика, Африка, финик)
2) Развитие речевого аппарата. Чтение слогов, слов. Коллективная работа:
чтение «цепочкой».
Работа с раздаточным материалом - «слоговичком».
-Поблагодарил зайка колобка за то,что интересного много узнал и предложил ему выполнить его любимую зарядку.
Физминутка. Динамическая пауза.
- Покатился колобок дальше. Кто ему встретился?... (волк)
Хотел волк тоже колобка съесть, но колобок и ему задание дал…..
Работа над новой темой урока.
1.Выделение в речи новых звуков.
1)Выделение звука [г’] через работу со словом «ГЕРБ».(приложение 2)
- Демонстрация изображения Российского герба. Постановка проблемного вопроса:
-Как называется изображение на иллюстрации, которую вы видите?
- Кто может рассказать, что означает это слово? (ответы детей)
-Значение любого слова можно узнать в толковом словаре.
- Толкование слова «герб» с ссылкой на толковый словарь.( Рассказ учителя с демонстрацией словаря).
- Использование художественной литературы. Чтение стихотворения о гербе. (Индивидуальное сообщение хорошо читающих учеников).
СТИХОТВОРЕНИЕ «ГЕРБ РОССИИ»
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл бы враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей конём сражённый.
б) составление звуковой схемы. (Коллективная работа.)
- Как узнал волчок столько много интересного и отпустил колобка…..
Покатился он дальше. Кого встретил? (Медведя)
Хотел медведь колобка съесть, да колобок и говорит:
«Ты сначала, Мишенька, моё задание выполни.»…….
2).Выделение звука [ г ] через с работу со словом «ГОРБ»
а) работа с иллюстрацией «верблюд» (приложение 3). Создание ситуации познавательного поиска.
-Скажите, как изображение этого животного может быть связан с темой урока? (У верблюда есть ГОРБ)
б) составление звуковой схемы. (Коллективная работа)
3).Характеристика звуков [г’] и [г].
4).Первичное закрепление новых звуков. Развитие фонетического слуха.
Использование приёма «мозговой штурм»:
- Придумайте слова со звуком [г’] и [г]. (свободные высказывания детей)
-Покатился колобок дальше- и вот повстречал он лису. И лиса хотела съесть колобка, но колобок наш умным был и лисе предложил познакомиться с новой буквой…….
2.Работа с новой буквой.
1). Зрительное восприятие буквы.
- Устное ассоциативное сравнение начертания буквы. Игровой момент «фантазёры»:
- Пофантазируйте, на что похожа буква?
- Рисуночное ассоциативное сравнение начертания буквы. Индивидуальные выступления детей с демонстрацией рисунков.(приложение 4а,4 б)
- Нахождение буквы в тексте. Игровой момент «доскажи словечко»
- Отгадайте загадку : «что папа любит читать?» (газету)
Работа в парах: (дети работают с полосками из газет и вычёркивают буквы)
- Вы сейчас будете читать газету, но необычным способом. Вы будете искать буквы Г и их зачёркивать. Чтобы быстрее справиться, поработайте с соседом.
Физминутка. Упражнение на релаксацию мышц
-Изобразите нашу букву с помощью рук, ног…
- Очень лисе понравилось такое «знакомство с буквой» и отпустила колобка. А колобок пригласил всех зверей в лесную школу. Давайте научим зверят читать…
Закрепление. Работа с букварём. Развитие навыка чтения.
1.Чтение слогов, слов с новой буквой. Словарная работа (толкование слов).
2.Работа с текстом.
- Рассматривание иллюстраций к тексту.Прогнозирование темы текста.
- О чём будет текст?
- Чтение текста сильными учениками.
- Беседа по содержанию. Фронтальный опрос.
Подведение итогов.
Рефлексия.
- Ну вот наша сказка подходит к концу.
1.Психологическая разгрузка и снятие напряжения.
- Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.
2. Беседа:
- какой была тема урока?
-что нового для себя узнали?
- что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.
3. Оценка деятельности.
- У меня в коробочке лежат сердечки трёх цветов.
Если вам не понятен урок, то выберете синее сердечко; если понятна тема урока, но не очень , то –зелёное сердечко; если всё понятно –то красное.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4 а.
«Перед нами буква Г – стоит подобно кочерге»
Приложение 4 б
«Букву на плече носил – на лугу траву косил»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
"Методика обучения сочинениям различных видов. Содержание и структура урока обучения сочинению."
Сочинение — это составление своего текста....