урок обучения грамоте "Буква г"
классный час по чтению (3 класс) по теме

Костенко Елена Геннадьевна

конспект урока обучения грамоте "Буква г". Данный урок- победитель конкурса "Формула успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc461.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2

           

Обучение грамоте и развитие речи

1 класс

(базовый уровень)

Урок   « Звуки [г],[г’].Буквы Г, г»

Составила учитель начальных классов

1 квалификационной категории, стаж работы 15 лет

Костенко Елена Геннадьевна

                                        Аннотация к уроку

Костенко Елена Геннадьевна,  образование высшее, педагогический стаж – 15 лет, 1 квалификационная категория, учитель начальных классов МОУ Коченёвская средняя  общеобразовательная школа № 2.

Данный урок является 45 в курсе «Обучения грамоте и развития речи», 31 в теме «Алфавит»  в 1 классе по «Букварю» автора Т.М.Андриановой УМК «Планета знаний».

Тип урока – комбинированный.

Форма организации – урок-сказка.

Дети 1 класса лучше воспринимают учебный материал при высокой положительной мотивации .Такая мотивация формируется при использовании на уроке сказочных героев, красочной наглядности. Урок построен в форме драматизации кукольного спектакля  по мотивам русской народной сказки «Колобок». Присутствие сказочных героев на уроке способствует усилению развития познавательного интереса и усвоения новых знаний, понятий. На каждом этапе появляется  герой  из сказки со своим заданием. В этом заключается особенность данного урока в отличие от стандартного.

Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:

- выбор темы;

- определение круга вопросов;

- индивидуальная работа с отдельными учащимися;

- выбор методов, приёмов;

- подбор средств обучения.

При построении урока следует отметить , что:

  • Смена деятельности каждые 5-7 минут;
  • Есть 2 динамические паузы;
  • Имеет место межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
  • Все этапы урока работают на конечный результат

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Подготовительная работа

4. Актуализация полученных знаний.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

На уроке были использованы следующие

методы:

  1. По источнику передачи и характеру восприятия:
  • Словесный (рассказ учителя, беседа, сообщения детей)
  • Наглядный (иллюстрации, толковый словарь, игрушки)
  • Практический ( работа с газетным материалом, работа с раздаточным материалом, работа с сигнальными карточками, с книгой)
  1. по характеру познавательной деятельности:
  • Объяснительно – иллюстративный
  • Эвристический (частично-поисковый)
  • Репродуктивный

Приёмы:

1.приёмы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, воображения (игровые приёмы –« эхо», «твёрдый-мягкий», «фантазёры», « доскажи словечко»; отгадывание загадок)

2.Приёмы, способствующие созданию поисковых ситуаций в мыслительной деятельности учащихся ( « мозговой штурм», создание ситуации познавательного поиска, прогнозирование темы текста )

3.Приёмы , активизирующие эмоции учащихся ( «психологические минутки» в начале и в конце урока, приём личностной значимости – на этапе рефлексии, использование сказочного сюжета)

4.Приёмы контроля (невербальный- наблюдение учителя, фронтальный опрос)

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Развивающее обучение
  • Проблемное обучение
  • Использование игровых методов
  • Обучение в сотрудничестве (работа в паре)

В течение урока, на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса: « что мы узнали с нашим героем ?», «что интересного приготовил герой?», « какое задание выполняли со сказочным героем?»)

Особое внимание уделяется этапу рефлексии : « вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что понравилось больше всего?»

Продуктивность урока оцениваем совместно с детьми – выбираем сердечки разного цвета.

Тема урока:  звуки [г’],  [г]. Буквы Г, г.

Цель урока: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте.

Задачи:

- формировать фонематический слух, совершенствовать навык чтения;

- развивать речь, внимание, память , воображение; расширять кругозор детей и обогащать словарный запас;

- прививать интерес к чтению; развивать умение работать в сотрудничестве.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации: нестандартный урок. Урок- сказка.

Оборудование: раздаточный материал «слоговичок», индивидуальные сигнальные карточки, индивидуальные зеркала для логопедических упражнений; иллюстрации ( изображение Герба России, рисунок с верблюдом, рисунки с буквой «г»), объёмные игрушки для кукольного спектакля; толковый словарь; газетные вырезки; цветные сердечки; букварь.

                           

Ход урока:

Организационный момент.

1.Приветствие детей.

2.Подготовка рабочего места.

     3.Психологический настрой. Аутотренинг«психологическая минутка».

- Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.

Сообщение темы, цели, задач урока.

-Вы любите сказки?

Тогда мы пойдём в гости к сказке. Сегодня продолжим знакомство с «обитателями» удивительного города  «Алфавитинска».Откроем тайну новой буквы – буквы для обозначения согласных звуков.  Научимся читать  с ними слова.  Но прежде, чем мы начнём знакомство, угадайте, в какую сказку мы пойдём, и какой герой нам будет помогать.

Игровой приём «Узнай по описанию»:

«Я по амбару метён, по сусеку скребён, в печке печён, на окошке стужён. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…..» (прилож.1)

- Но сначала мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно.

-Кто наши помощники?                              (губки, зубки, язычок)

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)

1. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

         

  Логопедическое упражнение с использованием зеркала:

  • «ИГОЛОЧКА»- напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд.

                Повторяем 3-4 раза.

  • «УЛЫБКА» -широко растягиваем губы в улыбке.

     Повторяем 3-4 раза.

  • «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА» - языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.
  • «ЗУБНАЯ ЩЁТКА» -языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.
  • « ЛОШАДКА» - цокаем язычком (десять раз).

2. Речевая разминка. Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.

    Игровой приём «эхо».

   

На доске написать слоги:

РА- ЛО –МУ – НИ                              1 вариант игры:

                                                          Первую строчку читаем «как медвежата» БО –ПА –ВЫ –ФЭ                               Вторую строчку читаем  «как мышата»

                                                          Третью строчку читаем шёпотом.

НЫ –ПИ –МА –РУ

                                                           Первый столбик читаем «как эхо»

                                                           Второй столбик: «как ручеёк…-быстро»

                                                           Третий столбик читаем «как тигрята» и т.д.

2 вариант игры: поём слоги на мотив «В лесу родилась ёлочка» и т.п.

-Ну, вот, мы в полной готовности. Сказка начинается.

Давайте начнём сказку рассказывать………

(Коллективная работа: рассказывание сказки с постановкой кукольного спектакля)

-Покатился колобок и встретил он зайчика. А зайка и говорит: «колобок, я тебя съем»  А колобок и отвечает: «сначала выполни моё задание…..»

Актуализация полученных знаний.

1) повторение знаний о звуках, изученных  на прошлом уроке.

Развитие фонетического слуха. Работа с сигнальными карточками. Игровой приём: «твёрдый-мягкий».

- Я буду произносить слова, а вы поднимайте синюю карточку, если услышите твёрдый звук [ф]и зелёную, если услышите мягкий звук [Ф’]

(фартук, филин, жираф, физик, конфета, фазан, фабрика, Африка, финик)

2) Развитие речевого аппарата. Чтение слогов, слов. Коллективная работа:

чтение «цепочкой».

Работа с раздаточным материалом - «слоговичком».

-Поблагодарил зайка колобка за то,что интересного много узнал и предложил ему выполнить его любимую зарядку.

Физминутка. Динамическая пауза.

- Покатился колобок дальше. Кто ему встретился?...         (волк)

Хотел волк тоже колобка съесть, но колобок и ему задание дал…..

Работа над новой темой урока.

1.Выделение в речи новых звуков. 

1)Выделение звука [г’] через работу со словом  «ГЕРБ».(приложение 2)

  • Демонстрация изображения Российского герба. Постановка проблемного вопроса:

-Как называется изображение на иллюстрации, которую вы видите?

- Кто может рассказать, что означает это слово?  (ответы детей)

 -Значение любого слова можно узнать  в толковом словаре.

  • Толкование слова «герб» с ссылкой на толковый словарь.( Рассказ учителя с демонстрацией словаря).
  • Использование художественной литературы. Чтение стихотворения о гербе. (Индивидуальное сообщение хорошо читающих учеников).

   СТИХОТВОРЕНИЕ «ГЕРБ РОССИИ»

На герб посмотрим: здесь орёл,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль всё, не шёл бы враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей конём сражённый.

б) составление звуковой схемы. (Коллективная работа.)

- Как узнал волчок столько много интересного  и отпустил колобка…..

Покатился он дальше. Кого встретил?            (Медведя)

Хотел медведь колобка съесть, да колобок и говорит:

«Ты сначала, Мишенька, моё задание выполни.»…….

2).Выделение звука [ г ] через с работу со словом «ГОРБ»

 а) работа с иллюстрацией «верблюд» (приложение 3). Создание ситуации познавательного поиска.

  -Скажите, как изображение этого животного может быть связан с темой урока?                                           (У верблюда есть ГОРБ)

б) составление звуковой схемы.  (Коллективная работа)

3).Характеристика звуков [г’]  и  [г].

4).Первичное закрепление новых звуков. Развитие фонетического слуха.

Использование приёма «мозговой штурм»:

 - Придумайте слова со звуком [г’]  и [г].   (свободные высказывания детей)

-Покатился колобок дальше- и вот повстречал он лису. И лиса хотела съесть колобка, но колобок наш умным был и лисе предложил познакомиться с новой буквой…….

2.Работа с новой буквой.

    1). Зрительное восприятие буквы.

  • Устное ассоциативное сравнение начертания буквы. Игровой момент «фантазёры»:

- Пофантазируйте, на что похожа буква?

  • Рисуночное ассоциативное сравнение начертания буквы. Индивидуальные выступления детей с демонстрацией рисунков.(приложение 4а,4 б)
  • Нахождение буквы в тексте. Игровой момент «доскажи словечко»

- Отгадайте загадку : «что папа любит читать?»    (газету)

Работа в парах: (дети работают с полосками из газет и вычёркивают буквы)

- Вы сейчас будете читать газету, но необычным способом. Вы будете искать буквы Г и их зачёркивать. Чтобы быстрее справиться, поработайте с соседом.

Физминутка.  Упражнение на релаксацию мышц

-Изобразите нашу букву с помощью рук, ног…

- Очень лисе понравилось такое «знакомство с буквой» и отпустила колобка. А колобок пригласил всех зверей в лесную школу. Давайте научим зверят читать…

Закрепление. Работа с букварём. Развитие навыка чтения.

1.Чтение слогов, слов с новой буквой. Словарная работа (толкование слов).

2.Работа с текстом.

  • Рассматривание иллюстраций к тексту.Прогнозирование темы текста.

- О чём будет текст?

  • Чтение текста сильными учениками.
  • Беседа по содержанию. Фронтальный опрос.

Подведение итогов.

Рефлексия.

- Ну вот наша сказка подходит к концу.

1.Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

- Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.

2. Беседа:

- какой была тема урока?

-что нового для себя узнали?

- что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

3. Оценка деятельности.

- У меня в коробочке лежат сердечки трёх цветов.

Если вам не понятен урок, то выберете синее сердечко; если  понятна тема урока, но не очень , то –зелёное сердечко; если всё  понятно –то красное.

Приложение 1

Приложение 2

                       

Приложение 3

        

Приложение 4 а.

«Перед нами буква Г – стоит подобно кочерге»

Приложение 4 б

«Букву на плече носил – на лугу траву косил»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....