"Барбос и Жулька" А. И. Куприн
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
Цели: Познакомить с рассказом Куприна « Барбос и Жулька».
Отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения, увеличить словарный запас
Развивать память, внимание, мышление. эмоциональную сферу ребят, речь, расширять кругозор
Воспитывать любовь к животным, обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения;
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
а) Выставка детских работ.
--Рассмотрите нашу галерею на доске. Здесь изображены разные моменты. Расскажите. ( Рассказы детей).
--О чем эта сказка? ( О том, как Миша побывал в сказочном городе, населенном мальчиками – колокольчиками)
--Что узнали? ( Как и почему звенят колокольчики, как движется валик, почему предметы издали кажутся маленькими, узнали устройство механической игрушки).
б) Картинный план.
--Расположите рисунки в правильном порядке.
Мальчик – колокольчик. ( 1)
Царевна – Пружина. ( 5)
Дядьки – молоточки. ( 3)
Мальчики – колокольчики. (2)
Надзиратель – валик. (4)
в) Чтение по ролям. Опрашиваются слабо читающие дети.
г) Слушание мелодии
- Послушайте, как могла звучать музыкальная шкатулка.
( Звучит мелодия. Играет музыкальная шкатулка. )
3. Постановка цели урока.
а) -- А теперь посмотрите на эту механическую игрушку. ( Показ собачки. Дети слышат лай собаки. )
.-- Есть ли у вас дома собака?
-- Жители нашего города заботятся о младших братьях. В городе есть центры «Кот и пес», «Друг».
-- Какие породы вам известны? ( Бультерьер, терьер, овчарка, пудель, дог и другие)
б)-- В наше время насчитывается около 400 пород собак Нам удобнее разделить все породы на 3 большие группы: охотничьи, служебные и декоративные.
в) Рассказ ученика о пуделе.
Помните Артемона из сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино?». А с Арто из рассказа А. Куприна «Белый пудель» вы знакомы? А может быть вам встречались щенок Альберт ( правда потом выяснилось, что его зовут Бобби), которого нашел малыш из книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», кучер Медоро из сказки К. Коллоди «Приключение Пиноккио». Все они пудели – разного окраса и роста. Пудели – порода классическая, о них говорят это собаки на все случаи жизни. В семье Путина В. В. долгие годы жили белый той-пудель Тося и её сын Родео. Писатель Альфред Брем сказал: « По природе пудели во всем хороши, и если есть что-то плохое, то это от человека». Собаки первые одомашненные животные. Много тысяч лет назад человек заметил, как хорошо под даются обучению волки. Он воспитал волка и приобрел друга – собаку.
г) Фразеологизмы.
С собаками не сыщешь. ( Трудно найти.)
Собака на сене. (О том, кто, имея что-то, не пользуется сам и не дает другим).
Как собаке пятая нога. (Совершенно не нужен.)
Вот где собака зарыта.
Как собак не резанных.
Собаку съел на чем-то.
Ни одна собак.
Чушь собачья.
Какое твое собачье дело.
Как собака устал.
Холод собачий. .
д) Пословицы.
Собаке собачья смерть. ( Жил недостойно, не заслужил достойного конца)
Собака лает, ветер носит. ( Не обращать на что-то внимании.)
Собака человеку – неизменный друг.
-- Сегодня познакомимся с новым рассказом. Чтобы узнать, кто автор этого рассказа, надо вспомнить известные нам произведения.
а) Как называется рассказ о профессоре Пирогове, который помог семье Мерцаловых? ( «Чудесный доктор»)
б) В каком рассказе вы встретились с собакой по кличке Арто? (« Белый пудель»)
в) Стихотворение Бунина об осени. ( «Листопад»)
г) Рассказ, с которым познакомимся сегодня. ( «Барбос и Жулька» )
д) В каком рассказе вы познакомились с девочкой Надей и слоном Томми? («Слон»).
-- Прочитайте хором, кто автор? (Дети по выделенным буквам читают фамилию Куприна).
4. Биография Куприна.
Куприн жил в 19 веке. Отец Иван Иванович, мелкий чиновник умер, когда мальчику был 1 год. Мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из древнего татарского рода. Осталась с 3 детьми без всяких средств к существованию. Переехали в Москву, поселились во вдовьем доме. В 6 лет отправила сына в сиротский пансион. Он один из первых поднялся на воздушном шаре, едва не погиб на самолете, носился в бурю по морю с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно.
Работал корреспондентом, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком суфлером. Широкоплечий с узкими зоркими глазами на татарском лице Куприн менее всего походил на писателя. Он любил русскую природу, превосходно знал повадки животных. Он учит любить «младших братьев» - животных. Легко находит общий язык с ними. Я ни разу не видел, чтобы он прошел мимо пса по улице и не остановился, чтобы погладить его», - вспоминал друг.
-- Какие произведения этого автора вы знаете? («Слон», «Белый пудель») -- Мы переходим к изучению новой темы. Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь? ( О собаке). Рассказ называется «Барбос и Жулька».
В словаре Ожегова собака – 1)домашнее животное;
2)злой грубый человек.
Барбос – большая дворовая собак.
Жулька – (жулик) – вор, мелкий мошенник.
5. Изучение нового материала.
1) Словарно-лексическая работа (у детей на партах листы,
- В этом рассказе есть слова непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначат, какими словами их можно заменить.
Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.
Флирт – любовная игра, кокетство.
Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.
Чиновники – государственные служащие.
Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.
Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.
Триумф – блестящий успех.
Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.
Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.
Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)
Репяхами – репейник.
Искони – издавна.
Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.
2) Чтение рассказа хорошо читающими детьми. ( 6 человек)
-- Ребята прочитают рассказ, а вы слушайте и думайте, какие отношения были у Барбоса и Жульки? ( Они были друзьями)
3) Физминутка. Звучит песня «Дружба», дети выполняют упражнения.
6. Работа над осознанным чтением.
--Понравился ли вам рассказ?
-- Какое впечатление он на вас произвел?
-- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак? (Чтобы было понятно , какой у них был характер).
-- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?
--О чем говорит её поступок?
-- Как вы думаете, почему собака умерла?
-- Как вы оцениваете поступок Барбоса?
--Как люди относились к животным? Кто лучше всех понимал собак?
--Что, по-вашему, является, кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия)?
--Что вас рассмешило? Что показалось грустным?
--Какому герою ты больше всего сопереживал? Почему?
--В чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
-- Как думаете, как сложится судьба героя?
-- Назовите героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим произведением. (Л.Н.Толстой «Лев и собачка».)
7. Закрепление.
Работа над иллюстрацией.
-- Пока читали, вы увидели иллюстрацию. Какой эпизод изобразил художник?
-- Какие чувства испытывает в этот момент Барбос? Прочитайте, как об этом пишет автор.
Выборочное чтение.
Описание вида Барбоса.
Описание Жульки.
-- Кто из собачек вам больше всего нравится? Кто из них смелее?
Вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.
--Наверное, каждый из вас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода.
--Каких героев вы считаете положительными, а каких отрицательными? Почему? ( Собака всех покусала, покусала свиней)
--Как можно выйти из такого положения в реальной жизни? Послушайте песню в исполнении вокальной группы девочек. (Даниил Хармс
Доедая с маслом булку
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: -Вот напасть,
Хочет он на нас напасть!
Чтоб в беду нам не попасть
Псу мы бросим булку в пасть.
Все окончилось прекрасно,
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою булку
--Какая пословица, поговорка, крылатая фраза могла бы лучше передать характер героев? (Записаны на доске)
«Кто дрожит – тот лежит».
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет».
«Сам погибай, а товарища выручай».
8. Итог.
--Можно ли назвать поступок Жульки подвигом?
-- Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?
-- О чем этот рассказ?
--Какой фрагмент больше всего запомнился?
--Мы многое обсудили и каждый вынес для себя что-то важное. Вы интересно рассуждали. Спасибо за урок.
9. Домашнее задание.
-- Прочитать текст ещё раз, составьте устный рассказ о Барбосе или Жульке по вариантам.
10. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.Куприн "Барбос и Жулька"
Урок по литературному чтению в 4 классе(УМК "Школа России") по теме "Творчество А.И. Куприна. Произведение "Барбос и Жулька"...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька"
Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию урока литературного чтения в 3-ем классе по теме "А.И.Куприн. Барбос и Жулька". Автор учебника - Ефросинина. УМК "Начальная школа XXI века"...
А.И. Куприн "Барбос и Жулька", 4 класс
Презентация и конспект урока литературного чтения в 4 классе....
А.И. Куприн "Барбос и Жулька"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе....
А. И. Куприн "Барбос и Жулька" (Литературное чтение, 4 класс)
Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...
ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
Работа в классе. 2 урока....
Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".
Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...