Конспект занятия "Путешествие в страну басен Крылова"
план-конспект урока чтения (2,3 класс) по теме
Соревнование двух команд по басням И.А. Крылова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt_zanyatiya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну басен И.А. Крылова.
Цель: показать воспитательное значение басни, ее народность, красоту и особенность языка басен Крылова, рассказать о происхождении басни, развивать творческие способности детей, умение выступать перед зрителями, развивать интерес к чтению, воспитывать дружбу, взаимопомощь.
Оборудование: 1) на доске: название темы, портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням И.А. Крылова;
2) выставка книги И.А. Крылова;
3) выставка поделок по теме: «Герои басен И.А. Крылова»;
4) костюмы для инсценировок басен;
5) компьютер.
Ход занятия:
1) Учитель: Добрый день ребята, наши гости! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы предложили участникам кружков «Затейники» и «Грамотей» разделиться на 4 команды. Каждая команда условно названа по цвету фигур, что лежат на столе. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы. В конце занятия будут определены победители.
- А так о чем пойдет речь на нашем занятии, узнаете, разгадав кроссворд.
1. | Н | Е | Б | Ы | Л | И | Ц | А | ||
2. | З | А | Г | А | Д | К | А | |||
3. | С | К | А | З | К | А | ||||
4. | Б | Ы | Л | И | Н | А | ||||
5. | К | О | Л | Я | Д | К | А |
1) Шутливое произведение, которое описывает то, чего не бывает в действительности.
2) Краткое произведение, автор которого не называет предмет или явление, а указывает лишь на их признаки.
3) Произведение, в котором добро всегда побеждает зло.
4) Произведение о богатырях и их подвигах.
5) Святочная народная песня.
- Прочитайте еще раз слова по горизонтали. Что объединяет слова?
- Прочитайте ключевое слово (Басня).
- Что такое басня? Кто герои?
- Что высмеивает басня?
Учитель: Первым баснописцем был Эзоп. Он жил в Древней Греции в VII в. до н.э. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари приглашали его ко двору, чтобы послушать его знаменитые басни. В России басни Эзопа были переведены при царе Петре I. Вот одна из них.
(Читают дети басню «Колесо и конь»)
«Колесо и конь»
В телеге колесо прежалобно скрипело:
«Друг, - выбившись из сил,
Конь с удивлением спросил, -
Что значит жалоба твоя?
Всю тяжесть ведь везешь не ты, а я!»
Иной с устало-скорбным ликом,
Злым честолюбьем одержим,
Скрипит о подвиге великом,
Хвалясь усердием чужим.
- О чем эта басня?
(Не верь тому, кто вечно стонет).
- Что содержится в конце басни?
(Мораль).
Мораль: Я – Мораль. Жила и буду жить всегда. Ведь надо открывать людям глаза на правду. Иной поймет меня, а иной нет. Вот и страдают все вокруг. Я осуждаю лесть, обман, жадность.
Каждая басня чему-то учит.
-Чему учит эта басня?
(Нельзя говорить о тяжести труда другого как о своем).
2) Учитель: А вот первым баснописцем на Руси был Антиох Кантемир. Писали басни так же Ломоносов, Пушкин, Л. Толстой, С. Михалков. Но самыми известными стали басни И.А. Крылова.
- И сегодня мы посвятим нашу встречу этому удивительному человеку.
- Иван Андреевич Крылов прожил нелегкую жизнь, ему не пришлось учиться, и только благодаря своему огромному стремлению к образованию и трудолюбие он стал высокообразованным человеком.
- Ребята, а что вы знаете о детстве И.А. Крылова?
(Биография).
3) Учитель: И.А. Крылов написал более 200 басен. В этом году великому баснописцу исполнилось 240 лет со дня рождения. Но порой кажется, что они написаны сегодня. По-прежнему с большим интересом читают их взрослые и дети не только в нашей стране, но и за рубежом.
- Чтение басен:
1) Слон и Моська – собака лает, ветер относит.
2) Зеркало и обезьяна – цену нам определяют другие.
3) Лисица и ворона – кто зазнается, тот без обеда остается.
4) Кукушка и петух – в лести правды нет.
5) Квартет – за всякое дело берись с умом.
- А вот что может произойти, когда неправильно относиться к заданию, выполнять его не так, как положено.
Сценка «Басни Крылова»
- Иван Андреевич части сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и подражал голосом и жестами тем, кого представлял.
- Ребята тоже сейчас попробуют быть артистичными и покажут сценки по басням И.А. Крылова.
- Стрекоза и Муравей – делу время, а потехе час.
- Две собаки
- Свинья под дубом – нет хуже порока, чем неблагодарность.
- Назовите мораль.
- Что высмеивает автор?
4) Учитель: А сейчас, ребята, у вас будет возможность вспомнить и другие басни Крылова.
(Соревнования по командам).
Следующее задание «Назовите героев басен»
Задание команде «Красных»
- Она «наелась» желудей досыта, до отвала (свинья).
- Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать» (ягненок).
Задание команде «Синих»
- Она «без души лето целое все пела» (стрекоза).
- Она пыталась руководить квартетом (мартышка).
Задание команде «Зеленых»
- У нее есть 5-6 кривляк-кумушек (обезьяна).
- Он кормил своими плодами неблагодарную свинью (дуб).
Задание команде «Желтых»
- Она хотела без драки попасть в большие забияки (Моська).
- Его по улице водили, как будто напоказ (слон).
5) Многие выражения из басен стали крылатыми словами. Люди часто употребляют их в своей речи. Такие крылатые выражения называют афоризмами.
- Назвать крылатые выражения. (Кто больше назовет, тот и выиграет).
6) Угадайте, из какой басни крылатые выражения.
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, обратиться? (Зеркало и обезьяна).
- Как под каждым ей кустом был готов и стол и дом? (Стрекоза и Муравей).
- Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он кукушку. (Кукушка и Петух).
- Вперед чужой беде не смейся, голубок. (Чиж и Голубь).
7) А теперь задание на скорость. За 1 минуту из слов надо собрать крылатое выражение. Назвать басню. Каждая команда получает конверт со словами.
У | сильного | всегда | всегда | бессильным | виноват |
(Волк и ягненок)
А | Васька | слушает | да | ест |
(Кот и повар)
Да | только | воз | и | ныне | там |
(Лебедь, щука и рак)
От | радости | в | зобу | дыханье | сперло |
(Ворона и Лисица)
8) Ребята, посмотрите какие замечательные рисунки сделали художники к басням Крылова. Ребята тоже постарались и сделали свои рисунки.
А теперь задание по иллюстрации (по рисунку) отгадай басню.
- Задание каждой команде.
Внимание!
9) «Волшебный ящик». В нем лежат предметы. По предмету угадайте название басни.
- Очки (Мартышка и очки).
- Зеркало (Зеркало и обезьяна).
- Виноград (Лиса и виноград).
- Сыр (Ворона и Лисица).
- Ребята, вы сегодня прикоснулись к творчеству великого баснописца И.А. Крылова. Мы обязательно будем и дальше читать басни Крылова. А сейчас пришло время подвести итоги нашего конкурса на «Лучшего знатока басен Крылова».
10) Кроссворд по басням Крылова.
Подведение итогов.
Награждения.
Рефлексия.
Отзывы детей и гостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы и мир басен Крылова"
МБОУ Старочеркассая СОШ...
Конспект занятия В стране дорожных знаков
изучение и закрепление дорожные знаки...
Конспект по теме "Страна оригами", 1 кл., УМК "Планета знаний"
Страна оригами...
Конспекты по ВУД "страна мастеров" + презентации
Изтовление игрушки на ёлку;Изготовление игрушки-сувенира «Сарубобо"Изготовление чудо-деревца;Изготовление новогоднего сувенира;Изготовление необычной гирлянды» (коллективная работа). Презентации:...
Конспект урока "Вставай, страна огромная!" 4 кл
Конспект урока "Вставай страна огромная!" 4 кл...
Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"
Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....