Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах живописцев изображены картины русской природы. Зиме посвящены многие стихи и рассказы.
Воспитание любви к русской природе, к Родине - одна из основных задач в обучении. Через творчество русских поэтов А. С. Пушкина, И.С. Тургенева, и композиторов П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова, художника А. А. Пластова дети знакомятся с красотой родной природы, учатся наблюдать изменения в природе, знакомятся с русской культурой. Развивается речь детей, пополняется активный словарный запас, расширяется кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Fayl_1_Stihi_russkih_poetov_Dokument_Microsoft_Word.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
Межрегиональная научно-образовательная программа развития творчества и инноваций
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
«Качество - основной показатель профессионализма»
Урок литературного чтения.
Тема: «Стихи русских поэтов о зиме»
Автор работы: Костромина Ольга Владимировна
учитель начальных классов
Место выполнения работы: ГОУ СОШ № 121
Санкт - Петербург
Цель: обучать выразительному чтению и анализу литературных произведений.
Задачи урока:
- Продолжить знакомство с творчеством русских писателей;
- Расширять кругозор детей;
- Развивать речь детей, учить чувствовать красоту русского языка;
- Учить наблюдать за изменениями в природе;
- Воспитывать любовь к русской природе.
Оборудование:
- Выставка книг русских поэтов;
- Выставка творческих работ учащихся (рисунки, сочинения, поделки).
- Мультимедийный проектор. Слайды с изображением русской природы;
- Запись произведений П. И. Чайковского «Времена года» и Г.В. Свиридова «Метель»;
- Зарисовка «Зима в нашем городе»;
- Портреты А.С. Пушкина и И.С. Тургенева;
- Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег»
Ход урока:
- Проверка готовности к уроку.
Загадка.
Ежегодно приходят к нам в гости: один – седой, другой – молодой, третий – скачет, четвертый – плачет.
-О чем эта загадка? О временах года.
-Какое из времен года называют «седой»?
-Почему же зима седая?
Зима – старшая из сестер - времен года, ведь с неё начинается год. Любит русский народ зиму-зимушку, а особенно дети любят зиму.
-А чем вам нравится зима?
- А еще длинными зимними вечерами можно под завывание метели сидеть у окошка и читать сказки.
- Объявление темы.
- Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме и беседовать о природе зимой.
- Работа по теме.
1.Слушание музыки П. И. Чайковского.
Замечательный русский композитор П. И. Чайковский говорил, что восторг от созерцания природы огромен. Он действует на зрение, слух, обоняние, осязание.
- А теперь под чарующую музыку П.И. Чайковского мы мысленно представим картины зимней природы. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь».)
- О чем рассказала музыка?
- По каким еще приметам мы узнаем о природе Зимы?
2.Работа с пословицами.
- Вы хорошо рассказали о природе Зимы и легко дополните предложения, записанные на доске.
Мороз … за нос хватает, а перед … шапку снимает.(ленивого, проворным)
Декабрь год …, зиму…. .(кончает, начинает)
- Что это за предложения? (пословицы)
- Какими словами дополнили пословицы?
- Как они называются? (антонимы)
- Прочитайте первую пословицу и объясните ее смысл.
- А теперь прочитайте вторую пословицу и подумайте, какими из слов
сечень, студень, лютень, снежень
можно заменить слова декабрь? (студень)
- Почему же на Руси так называли декабрь?
-Какой из зимних месяцев называется сечень?
- А какой лютень? (январь, февраль)
Вот такие звучные, красивые и точно определяющие характер каждого месяца названия давал русский народ братьям – месяцам.
3.Чтение стихотворения А.С. Пушкина «…Вот север тучи нагоняя…»
- Вы рассказали о природе Зимы прозой, послушайте, как об этом говорит А. С. Пушкин:
…Вот вечер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница зима.
-Прочитайте еще раз отрывок про себя и подумайте, почему автор называет зиму волшебницей?
-Подберите к слову «волшебница» синонимы. (чародейка, кудесница, фея)
4. Зима в музыке, живописи.
- Действительно, зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года.
Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах живописцев изображены картины русской природы. Зиме посвящены многие стихи и рассказы.
Не оставила равнодушным зима и нас с вами. В результате родились ваши творческие работы.
5. Слушание детей.
-А теперь послушаем, какие стихи вы подготовили к сегодняшнему уроку. (Слушание детей)
- Ребята, назовите авторов стихов, которые вы прочитали. Попробуйте ответить, чем они похожи, что объединяет их? (Все стихи русских поэтов, они воспевают красоту русской природы).
6.Знакомство со стихотворением И.С. Тургенева «Первый снег»
-Готовясь к уроку, вы выбирали наиболее понравившиеся вам произведения. Я хочу познакомить вас со стихотворением Ивана Сергеевича Тургенева «Первый снег».
- И.С. Тургенев родился в городе Орле (показ портрета), в 1818 году в дворянской семье, учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах - Московском, Петербургском, Берлинском.
И.С. Тургенев прославился как великий русский писатель, и вас еще жду встречи с его произведениями чуть позже. Но начал он свой литературный путь, как поэт.
Стихи И.С. Тургенева яркие, отличаются большой музыкальностью. Некоторые его стихи положены на музыку.
Чтение стихотворения.
- Кому понравилось стихотворение?
- Какие картины представили?
- Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, с каким чувством, с каким настроением встречает автор приход зимы?
- С чем автор сравнивает первые снежинки?
- Найдите олицетворение?
- Как вы понимаете выражение «румяные щеки красавиц вспыхнут»?
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Кто попробует прочитать выразительно?
- Физминутка.
Физкультминутка проводится под музыку.
Работа по теме (продолжение).
7. Рисование иллюстрации.
- Ребята, попробуем нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению карандашом, а дома вы раскрасите.
Встреча с прекрасным пробуждает в нас ответные прекрасные, добрые, теплые чувства. Дома попробуйте сочинить своё стихотворение о зиме.
8.Демонстрация картины художника А. Пластова «Первый снег»
- Под впечатлением понравившейся литературы художники пишут картины, например: «Первый снег» А. А. Пластова. (Показ картины)
- Я предлагаю прослушать фрагмент вальса Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
- Итог урока.
- Вам понравился урок?
- Что было наиболее интересным?
- Что нового узнали?
- Вы хорошо сегодня поработали, молодцы.
- Пришла красавица – зима. Замахала волшебница своей рукавицей и укатала березки серебристым инеем, а на елочки и сосенки надела снежные шубки. Метель разметала по земле охапки пушистого снега, засыпала кусты. Алмазными россыпями сверкают сугробы. За эту красоту, за снежную прелесть мы и любим русскую зимушку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».
Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»
Цели урока:1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, вид...
Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Великие русские писатели"
Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели», 3 классВ. -1. _____________________________1. Укажи произведение Л. Н. Толстого.А) «Горные вершины» Б) « Прыжок...
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Веселые стихи".
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 классТип урока: Систематизация и обобщение знанийТема"Веселые стихи". Обобщение раздела "Из детских журналов".ЦельЗакрепить знания о творчестве...
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Урок литературного чтения с применением компьютерных технологий....
Методическая разработка урока по литературному чтению «Русская сказка «Морозко». Характеристика героев»
В данном материале представлена технологическая карта урока, посвященного описанию и рассмотрению характеристик героев русской сказки. Применение данной технологической карты позволяет ее использовать...
Методическая разработка урока по литературному чтению" Каша из топора-русская народная сказка" 2 класс
Конкурс методических разработок...