Урок литературного чтения, 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе. В.А. Осеева «Волшебное слово». Конспект урока выполнен в технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m1815.doc.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
- Скосырская Ольга Иосифовна
- МОУ Новониколаевская СОШ Барабинского района Новосибирской области
- Литературное чтение
- 2 класс
- В.А. Осеева «Волшебное слово»
- Изучение нового материала
Тема: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Цель:
- Учить пониманию и осмыслению прочитанного произведения.
- Развивать умение выражать свои мысли.
- Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, карточки для учащихся с синквейном, портрет В.А. Осеевой
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, я хочу начать урок с замечательного стихотворения
Ты улыбкой, как солнышко брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья то сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Давайте и мы с вами улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
- Какие добрые слова вы сказали друг другу?
Учащиеся перечисляют слова.
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на этом уроке?
(Дети обсуждают в парах и высказывают свои предположения)
- Сегодня мы прочитаем рассказ В.А. Осеевой.
Портрет автора и рассказ о ней. (Рассказывают заранее подготовленные ученики)
Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года...
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.
2. Стадия «Вызов»
Прием «Чтение с остановками»
В. Осеева Волшебное слово
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?
(На доске записываются предположения)
- Давайте прочитаем рассказ и узнаем, верны ли ваши предположения.
3. Стадия «Осмысление»
Прием «Чтение с остановками»
Дети читают текст. Рассказ разбит на смысловые части. Учитель останавливает чтение и предлагает вопросы разного уровня.
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком
чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому.
- Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть
не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала...
прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.- Брат на лодке едет кататься, а меня
не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу,
сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
1 остановка:
- Как вы думаете, почему старичок обратил внимание на мальчика?
- Из–за кого Павлик решил убежать из дома?
- Почему мальчик рассердился на сестру?
- За что он обиделся на бабушку?
- О чем Павлик просил своего брата? Правильно ли он это делал?
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом,
глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо
в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась
Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
2 остановка:
- Почему Павлик «раскрыл рот» от удивления?
- Как нужно произносить это слово?
- Как вы думаете, почему «волшебное слово» нужно произносить по-особенному?
- Знаете ли вы, какое слово сказал Павлику старичок?
Физминутка: Выберите те слова, которые можно назвать «волшебными»
Сенсорный круг
В качестве основы для сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3 м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся класса. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них — задания в виде табличек. На табличках записаны слова: спасибо, отстань, пожалуйста, будь здоров, надоел и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берет задание. «Волшебные» слова располагаются на доске.
Сенсорный круг способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц.
- В каких случаях вы говорите такие слова?
- Поверил мальчик старичку или нет?
- Зачем Павлик побежал домой?
- Как вы думаете, что будет дальше?
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали
перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола,
она смущённо пробормотала:
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках,
походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска.
Он думал теперь только о волшебном слове.
3 остановка:
- Почему Лена сначала спрятала краски от брата?
- Как вы думаете, воспользовался Павлик советом старичка?
- Почему он вернул краску сестре?
- Как вы думаете, к кому он пойдет дальше?
“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое
лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала
она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
“Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.
4 остановка:
- Зачем Павлик пошел к бабушке?
- Вы действительно думаете, что он просто хотел получить пирожок?
- Почему бабушка не прогнала внука?
- «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке» Как вы это понимаете?
- Чему так обрадовался мальчик?
- Как вы думаете, брат возьмет Павлика кататься на лодке?
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.
Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо
и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика
по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло!”
- Оправдались ваши предположения?
- Почему сестра и бабушка попросили взять Павлика покататься на лодке?
- Как вы думаете, чем может закончиться рассказ? (дети устно высказывают свои предположения и обсуждают)
- Давайте прочитаем, как заканчивает рассказ автор В. Осеева.
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика.
Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
- Как вы думаете, что подумал Павлик, увидев, что скамейка пуста?
- Подумайте, что было бы, если бы старичок не обратил внимания на Павлика?
- Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем рассказ?»
- Ребята, давайте рассмотрим ситуацию, которая описана на карточках, лежащих у вас на столах. Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» вежливым?
Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.
– Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
– А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, смотрела в окно.
Дети читают описанную ситуацию и высказывают свои мнения.
Физминутка.
4. Стадия «Рефлексия»
- Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек… …потом – говори.
Сначала думай… …добром и платят.
Вырасти вырос… …добру и учит.
Век живи… …а ума не вынес.
За добро… …век учись.
Дети работают в парах, обсуждают, затем высказывают свои мысли.
Прием «Синквейн»
- Чему хотела нас научить В. Осеева? (говорить вежливые слова, быть внимательными друг к другу)
- Кто на самом деле творил «чудеса» в этом рассказе?
- Определите тему синквейна и дополните его. (Синквейн напечатан на карточках)
___________
Доброе Волшебное
Просит Желает Приветствует
Ласковое слово и камень растопит
___________
Учащиеся читают свои варианты синквейнов.
- Как вы думаете, какая строка синквейна совпадает с мнением автора рассказа? (Ласковое слово и камень растопит)
- Хотели бы вы прочитать другие рассказы В. Осеевой?
- На следующих уроках мы с вами продолжим знакомство с творчеством писателя.
Домашнее задание: Перечитать рассказ и подумать, какие еще вопросы мы не задали к этому тексту.
Использованные ресурсы::
- Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по чтению», 2 класс
- http://publ.lib.ru/ARCHIVES/O/OSEEVA_Valentina_Aleksandrovna/_Oseeva_V._A..html – биографические сведения
- http://www.glinskie.ru/common/message.php?table=calend&num=93 – портрет писательницы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....