Урок литературного чтения, 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Скосырская Ольга Иосифовна

Урок литературного чтения во 2 классе. В.А. Осеева «Волшебное слово». Конспект урока выполнен в технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m1815.doc.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Скосырская Ольга Иосифовна
  2. МОУ Новониколаевская СОШ Барабинского района Новосибирской области
  3. Литературное чтение
  4. 2 класс
  5. В.А. Осеева «Волшебное слово»
  6. Изучение нового материала

Тема: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Цель:

  1. Учить пониманию и осмыслению прочитанного произведения.
  2. Развивать умение выражать свои мысли.
  3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, карточки для учащихся с синквейном, портрет В.А. Осеевой

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • Ребята, я хочу начать урок с замечательного стихотворения

                         Ты улыбкой, как солнышко брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья то сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

Давайте и мы с вами улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

  • Какие добрые слова вы сказали друг другу?

Учащиеся перечисляют слова.

  • Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на этом уроке?

(Дети обсуждают в парах и высказывают свои предположения)

  • Сегодня мы прочитаем рассказ В.А. Осеевой.

Портрет автора и рассказ о ней. (Рассказывают заранее подготовленные ученики)

Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года...
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.        

2. Стадия «Вызов»

        

        Прием «Чтение с остановками»

В. Осеева Волшебное слово

- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?

(На доске записываются предположения)

  • Давайте прочитаем рассказ и узнаем, верны ли ваши предположения.

3. Стадия «Осмысление»

Прием «Чтение с остановками»

Дети читают текст. Рассказ разбит на смысловые части. Учитель останавливает чтение и предлагает вопросы разного уровня.

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком

чертил что-то на песке.

    - Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

    - С тобой что-то случилось?

    - Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

    - Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

    - Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому.

     - Убежишь?

    - Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть

 не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

    - Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

    - Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала...

прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

    - Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

    - Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.- Брат на лодке едет кататься, а меня

не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу,

 сам в лодку залезу!”

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

1 остановка:

- Как вы думаете, почему старичок обратил внимание на мальчика?

- Из–за кого Павлик решил убежать из дома?

- Почему мальчик рассердился на сестру?

- За что он обиделся на бабушку?

- О чем Павлик просил своего брата? Правильно ли он это делал?

- Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Как вы думаете, что будет дальше?

        

    - Что же, не берёт тебя брат?

    - А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

    - Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

    - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом,

глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо

в глаза...

    - А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась

Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

    - Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

    - Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

2 остановка:

  • Почему Павлик «раскрыл рот» от удивления?
  • Как нужно произносить это слово?
  • Как вы думаете, почему «волшебное слово» нужно произносить по-особенному?
  • Знаете ли вы, какое слово сказал Павлику старичок?

 Физминутка: Выберите те слова, которые можно назвать «волшебными»

Сенсорный круг

В качестве основы для сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3 м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся класса. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них — задания в виде табличек. На табличках записаны слова: спасибо, отстань, пожалуйста, будь здоров, надоел и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берет задание. «Волшебные» слова располагаются на доске.

Сенсорный круг способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц.

  • В каких случаях вы говорите такие слова?
  • Поверил мальчик старичку или нет?
  • Зачем Павлик побежал домой?
  • Как вы думаете, что будет дальше?

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали

 перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.

 Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

    - Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола,

 она смущённо пробормотала:

    - Ка-кую тебе?

    - Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках,

походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска.

 Он думал теперь только о волшебном слове.

3 остановка:

  • Почему Лена сначала спрятала краски от брата?
  • Как вы думаете, воспользовался Павлик советом старичка?
  • Почему он вернул краску сестре?
  • Как вы думаете, к кому он пойдет дальше?

“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое

 лицо, заглянул в глаза и прошептал:

    - Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

    - Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала

 она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

“Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.

4 остановка:

  • Зачем Павлик пошел к бабушке?
  • Вы действительно думаете, что он просто хотел получить пирожок?
  • Почему бабушка не прогнала внука?
  • «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке» Как вы это понимаете?
  • Чему так обрадовался мальчик?
  • Как вы думаете, брат возьмет Павлика кататься на лодке?

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо

 и тихо попросил:

    - Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

    - Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

    - Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

    - Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика

по плечу, взъерошил ему волосы:

    - Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

“Помогло! Опять помогло!”

  • Оправдались ваши предположения?
  • Почему сестра и бабушка попросили взять Павлика покататься на лодке?
  • Как вы думаете, чем может закончиться рассказ? (дети устно высказывают свои предположения и обсуждают)
  • Давайте прочитаем, как заканчивает рассказ автор В. Осеева.

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика.

Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

  • Как вы думаете, что подумал Павлик, увидев, что скамейка пуста?
  • Подумайте, что было бы, если бы старичок не обратил внимания на Павлика?

  • Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем рассказ?»
  • Ребята, давайте рассмотрим ситуацию, которая описана на карточках, лежащих у вас на столах. Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» вежливым?

Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

– Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

– А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, смотрела в окно.

Дети читают описанную ситуацию и высказывают свои мнения.

Физминутка.

4. Стадия «Рефлексия»

  • Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек…                            …потом – говори.

Сначала думай…                               …добром и платят.

Вырасти вырос…                              …добру и учит.

Век живи…                                        …а ума не вынес.

За добро…                                         …век учись.

Дети работают в парах, обсуждают, затем высказывают свои мысли.

Прием «Синквейн»

  • Чему хотела нас научить В. Осеева? (говорить вежливые слова, быть внимательными друг к другу)
  • Кто на самом деле творил «чудеса» в этом рассказе?
  • Определите тему синквейна и дополните его.  (Синквейн напечатан на карточках)

___________

Доброе Волшебное

Просит Желает Приветствует

Ласковое слово и камень растопит

___________

Учащиеся читают свои варианты синквейнов.

  • Как вы думаете, какая строка синквейна  совпадает с мнением автора рассказа? (Ласковое слово и камень растопит)

  • Хотели бы вы прочитать другие рассказы В. Осеевой?

  • На следующих уроках мы с вами продолжим знакомство с творчеством писателя.

Домашнее задание: Перечитать рассказ и подумать, какие еще вопросы мы не задали к этому тексту.

Использованные ресурсы::

  1. Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по чтению», 2 класс
  2. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/O/OSEEVA_Valentina_Aleksandrovna/_Oseeva_V._A..html – биографические сведения
  3. http://www.glinskie.ru/common/message.php?table=calend&num=93 – портрет писательницы

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...