Разработки уроков
план-конспект урока чтения (2,3,4 класс) на тему

Макарова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-ом классе

Тема: К. Д. Бальмонт. «Россия»

Цели: ввести в круг чтения обучающихся стихи К. Д. Бальмонта; закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «метафора», «олицетворение»; отрабатывать навык выразительного чтения; вспоминать стихи о Родине; воспитывать патриотическое отношение к Родине.

Оборудование: учебники, рабочие тетради,  презентация «Жизнь

К. Д. Бальмонта», флажки с названием групп, ватман, цветные карандаши, краски, карточки для заполнения, кроссворд.

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Проверка д/з

Зачитываются мини-сочинения на тему « Книга в моей жизни»

  1. Тема урока.

- Вот сегодня мы продолжим свое бесконечное путешествие в океана книг и отправимся  к К. Д. Бальмонту.

Презентацию подготовил ученик и сопровождает показ рассказом.

- О чем вам говорит слово Россия? Каким синонимом можно его заменить?

            Составление каталогов. Работа в парах.

- Вы знаете другие произведения о Родине?

Название произведения о Родине

Автор

Проверка

  1. Повторение чтение отрывков наизусть
  2. Работа по учебнику

Слушание стихотворения (читает учитель)

- А сейчас послушайте, что значит слово Россия для К. Д. Б

-Обратите внимание, как звучат стихи поэта, как «разговаривает» природа, какие чувства пробуждают эти строки.

6.  Беседа по первичному восприятию

 - Какие чувства вызывает у поэта слово «Россия»?

-  Что для вас значит слово Родина?

-  Какие чувства испытываете вы?

- Какой вы видите свою Родину?

7. Самостоятельное чтение стихотворения в учебнике.

- Выделите логическое ударение, укажите паузы

8. Беседа по содержанию

- Какие непонятные слова встретились в тексте?

(словарная работа)

- Какие картины нарисованные поэтом вы увидели?

- Как вы понимаете выражение «заизумрудился овраг»?

- Чем является это выражение? (метафора)

- Что такое метафора?

- Как поэт предлагает бороться с тоской? Какие части речи употребляет?

- Как Константин Дмитриевич описывает возвращение ласточки, прочитайте?

- Как понимаете выражение «Заморского  отверзшись края, в родимую влюбилась ширь»?

- С кем сравнивает поэт солнце?

- Почему?

- Как называется такое сравнение? (олицетворение)

- Что поэту кажется милей всего в мире?

- Какие строки наполнены музыкальностью, прочтите?

- Как вы понимаете выражение «Нерукотворно беспорочен»?

9. Самостоятельная работа по группам:

1 группа – готовит выразительное чтение стихотворения

2 группа – работает в тетрадях

3 группа – пишет отзыв о стихотворении

4 группа – рисует картину к стихотворению

5 группа – моделирует обложку к стихотворению

( центр каждой группы обозначен флажком с названием, дети самостоятельно по желанию рассаживаются по группам)

10. Проверка

- Выразительное чтение

- Найдите рифмы. Что это такое? (рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк)

- Модель обложки. Объяснение, доказательство

- Проверка работ в тетрадях.

- Рисунок, объяснение, доказательство выбора картины

- Как называются картины описанные Бальмонтом в стихотворении? (пейзаж)

- Что такое пейзаж?

- какое дерево упоминает автор в стихотворении?

- Как вы думаете, почему? ( береза – дерево-символ России)

- Чтение отзывов

11. Итог урока

- Как вы считаете, это произведение  можно спеть? (Можно)

- Почему? (это лирическое произведение)

-Что значит лирическое произведение? (автор выражает свое состояние души, свои мысли)

12.  Кроссворд

1. Столица России

2. Наш край

3. Птица из стихотворения

4. Лесная поляна из стихотворения

5. Имя Бальмонта

6. Выдержка из произведения

7. Какой синоним автор подобрал к слову ищу?

1

м

о

с

к

в

а

2

о

с

е

т

и

я

3

л

а

с

т

о

ч

к

а

4

п

р

о

г

а

л

и

н

а

5

д

м

и

т

р

и

й

6

ц

и

т

а

т

а

7

в

з

ы

с

к

у

ю

- Какое слово получилось по вертикали? (молодцы)

- Вам было интересно?

13. Д/З

Задание на листочках.

- Когда выполните задание  на листочках, узнаете задание на следующий урок.

 



Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Тема: Лес

Цель: рассмотреть лес с точки зрения многоэтажного дома; развивать кругозор; речь учащихся, мышление; формировать экологическое воспитание.

Оборудование: учебники, презентация, листы ватмана для групповой работы.

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Введение в тему (презентация по ходу урока)

Загадка:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

                                (лес)

- А в лесу много…? (деревьев)

- О чем будет речь на нашем уроке?

    3. Тема урока

        - Какие деревья мы встретим попав в лес?

        - Что у всех деревьев одинаковое?

       - А что разное?

    Закройте глазки и представьте.

        - Представьте, если вы прислонитесь спиной к стволу дерева и посмотрите вверх, сквозь листву – что вы увидите?

      (рассказы детей)

       - А все ли деревья одинаковые?

       - Разные деревья образуют смешанные леса. Все они разной высоты.

       - Что они напоминают? (многоэтажный дом)

       - Вот и получается, что лес – это один большой зеленый …? (дом)

       - А все растения  - этажи

      - Крепкий ствол дерева уходит в небо. Над нашими головами раскинулись ветви, а в землю глубоко-глубоко уходят корни.

 4. Сказка (рассказывает учитель)

        Давным  – давно, когда только –только были созданы вода и суша, воздух и подземный мир, зажглись солнце и звезды, Боги смотрели на людей, сверкающий мир, и показался он им красивым, но слишком пустым. И решили они заселить его животными.

         Живых существ в молодом мире появилось великое множество: большие звери – кто с когтями, кто с рогами; малые звери – кто пушистый; крылатые птицы, безногие змеи, махонькие жучки, паучки, черви, бабочки… Всех не перечесть! Красивые получились существа!

        Да вот беда – бродят, бегают, прыгают обитатели молодого мира в полном беспорядке, толкаются, ссорятся. А все потому, что никто им не показал, где кому жить- обитать положено.

        Стали Боги раздумывать, как же им все сразу понятно объяснить и показать, где что в мире находится.

        Вот тогда они и придумали Великое Дерево, которое станет стержнем мира.

        Корни Дерева всегда будут в темноте подземной: по ним те, кому положено найдут дорогу в Нижний мир.

- Кто там будет жить?

Ствол Дерева всегда будет тянуться вверх к солнцу сквозь наш средний мир.

- Здесь поселится кто…?

А  ветви Дерева Боги раскинули широко-широко, чтобы они держали на себе Верхний мир.

- В нем живут…?

А еще ветры, облака, звезды, луна и солнце…

И как только поднялось Великое Дерево, как только соединило собой все три мира – Нижний, Средний и Верхний, - и тут же все живые существа заняли свои места, и никто больше ни с кем не ссорился. В молодой мир пришел порядок.

5. Работа в группах

- Попробуйте сами заселить свой «мир».

Практическая работа на листах ватмана с нарисованными деревьями, наклеиваются фигурки различных животных.

Защита своих проектов.

- Почему так заселили?

- А как вы считаете, человеку лес нужен? Докажите.

Презентация «Северный Кавказ»

6. Работа по учебнику.

Стр. 97

- Прочитайте текст.

- Что вы узнали интересного о дубе?

7. Рубрика «Интересно»

- А вы, знаете, какие интересные деревья существуют?

Учащиеся выступают с заранее подготовленными  сообщениями о колбасном  дереве, молочном дереве, конфетном дереве, железном дереве.

8. Экологическая страничка

- Бывая в лесу, мы всегда должны помнить, что наше право- пользоваться его дарами, а наша обязанность – охранять его.

Работа в группах.

 - Переверните свои плакаты. Посмотрите на деревья. (нарисованы деревья с лицами выражающими разные чувства)

- Как вы считаете, могут деревья испытывать чувства?

- Почему?

- Попробуйте приклеить на дерево листочки, такие которые расскажут о причине его чувства.

 Доказательство выбора

- Так что же необходимо для счастья деревьев?

9. Итог урока.

- Что вас заинтересовало на уроке?

- Чем поделитесь дома, с друзьями?

10. Д/З

По выбору.

  1. Сочинить свою сказку о любом дереве, лесе.
  2. Подобрать стихотворение о дереве.
  3. Нарисовать «портрет» дерева.

 



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения

( уроки слушания)

в 1 « Д» классе

по программе

« Начальная школа

21 века»

Учитель: Макарова Елена Николаевна

2008 г.



Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3-ем  КЛАССЕ

ТЕМА: « ПРОВЕРЬ СЕБЯ. ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ « СТИХИ С. ЕСЕНИНА»

ЦЕЛИ:  обобщить полученные знания по разделу; развивать речь учащихся, словарный запас.                      умения делать выводы, обобщения; прививать любовь к родному краю, к природе; воспитывать дружелюбие.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, тетради, тест «Русские поэты», каталог для заполнения, ватман для работы в группах, листочки для сочинений, портрет С. Есенина

ХОД УРОКА:

  1. ОРГ. МОМЕНТ
  2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:

                                                           

- Посмотрите на доску, ваше мнение, о чем пойдет речь на уроке?

- Что вы помните о Сергее Александровиче Есенине?

3. ПОВТОРЕНИЕ:

 - Заполните каталоги по стихам С. Есенина. Поработайте в парах.

(заполнение каталогов)

- На обратной стороне смоделируйте обложку к стихам: первый ряд- стихи о Родине, второй ряд- стихи о природе, третий ряд- стихи о людях.

- Почему второй ряд смоделировали обложку красно-зеленой?

- Прочтите выразительно стихи о Родине, о природе, о людях.

- Кто заметил, какое любимое дерево было у поэта? Почему?

                                   

4. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ:

-Прочитайте отрывок о березе. Какое время года описывает в нем поэт? Как вы догадались?

 .

                                               

- Прочитайте второй отрывок. Какое время года описал Есенин в этом отрывке? Докажите

                           

- Какая тема прослеживается во всех стихах поэта?

- Кто из поэтов Осетии тоже писал стихи о родине?

( чтение наизусть стихотворения  К. Хетагурова)

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  В ТЕТРАДЯХ

«Проверь себя»

(выполняется дифференцированно)

- У кого на столах лежат фишки зеленые- выполняют задания 1, 2 пользуясь учебником,

у кого синие- выполняют все задания пользуясь учебником, у кого оранжевые- выполняют все задания самостоятельно.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ- ТЕСТ

7. РАБОТА В ГРУППАХ

- Выберете двух художников и двух писателей. Художники рисуют любимое дерево поэта, писатели сочиняют произведение о березе.

8. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

9. ИТОГ УРОКА В ФОРМЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ



Предварительный просмотр:

Тема: Слушание. В. Даль. «Девочка Снегурочка»

Цель: формировать умение работы с книгой и произведением; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение пересказывать по плану; расширять читательский опыт через слушание; прививать интерес к литературному чтению.

Оборудование: учебник, тетрадь, толковый словарь, снежинка, презентация по сказке, мягкие игрушки: лиса, собака, медведь, волк.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверка Д/З

- Отгадайте кроссворд и узнайте волшебное слово, спрятанное по вертикали.

1. Персонаж сказки Э. Шима «Всем вам крышка» /морозко/

2. Автор стихотворения «Детство» /Суриков/

3. Маленькая птичка из стихотворения З. Александровой. /снегирь/

4. Имя сына Деда Мороза. /Ветер/

5. Автор рассказа «Деревья в лесу» /Пришвин/

6. С чем сравнивают снегирей? /яблоко/

- Какое слово получилось? /Осетия/

- Что оно значит для вас?

- Проверьте домашнее задание друг у друга.

(работа в парах, взаимопроверка, взаимооценка)

1

2

3

4

5

6

  1. Слушание сказки

– Как вы проводите долгие зимние вечера?

- А любите слушать чтение книг?

- Прочтите название произведения.

- С каких слов начинается произведение?

- Догадались, какой жанр? Докажите.

- Перед вами лежат листочки бумаги на которые вы по ходу слушания должны записывать непонятные для вас слова.

Учитель рассказывает сказку (рассказ сопровождает презентация и игрушки – звери)

Сказка превращается в маленькое представление.

  1. Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия

- Понравилось вам произведение? Что именно?

- Когда волновались?

- За кого переживали?

- Какие необычные слова услышали?

(все слова появляются на слайде)

- Вам не кажется странным, что в литературной сказке столько слов, редко употребляемых в речи?

  1. Сообщение об авторе

- А все дело в том, что Владимир Иванович Даль (1801 – 1872 г.г.) был удивительным человеком.

        Его отец – выходец из Дании, мать – из немецкой семьи. Сам он знал 5 языков. Владимир Иванович окончил мореходное училище и служил на флоте. Потом сменил профессию и стал доктором медицины. А в 30 лет начал писать сказки, рассказы, повести, очерки.

        Но все же основное дело Даля – это собирание народной словесности. Он объездил всю Россию, собирая песни, сказки, пословицы, поговорки, слова, выражения. Итогом этой работы стал удивительный «Толковый словарь живого великорусского языка» 50 лет потребовалось Владимиру Ивановичу на составление этой книги.  Словарь содержит 200 000 слов. Сейчас мы посмотрим как объясняются  «наши слова».

Словарная работа.

  1. Рассматривание иллюстраций и их комментирования

/4 рисунка – картинный план сказки/

  1. Моделирование обложки
  2. Офтальмологическая физминутка
  3. Выполнение заданий 1, 2 на стр. 123

- Вот и еще одна снежинка к нам прилетела.

  1. Упражнения в выразительном чтении.

- Прочтите зачин сказки.

- Как заканчивается сказка?

- Прочтите песенку стариков ласково, передавая любовь к Снегурочке.

  1. Работа в тетради стр. 45

Дифференцированная работа: 1-я группа выполняет задания 1, 3;

2-я группа – задания 2, 4.

Проверка, коллективное обсуждение ответов.

  1. Итог урока

- О ком слушали сказку?

- Кто автор?

- Что интересного вы о нем узнали?

- Сколько снежинок к нам прилетело? Вспомним все произведения.

  1. Д/З по выбору.

Подготовить краткий пересказ по плану в тетради.

Разыграть сказку по ролям.

Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Всем выполнить задание в тетради.

 



Предварительный просмотр:

Литературное чтение 2 класс

Тема: «Идет волшебница – зима». З. Александрова. «Зима»

Цель: познакомить учащихся с новым разделом учебника; обогащать словарный запас учащихся словами по теме чтения; формировать умение работы со стихотворением; развивать выразительность речи, учить передавать голосом чувства; пробуждать любовь к родной природе.

Оборудование: учебник, тетрадь, альбомные листы, таблица «Заместителей», книги о природе, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Работа с книгами о родной природе

(используются книги с иллюстрациями)

- Что объединяет все эти произведения?

- О чем в них говорится?

- Как вы догадались?

-Какие произведения о природе вы еще знаете?

  1. Знакомство с разделом «Идет волшебница – зима». Презентация по ходу всего урока.

- Отгадайте загадку:

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратила лужи в стекла,

Сделав снежные сады.

                   /Зима/

- Кто догадался, о чем мы будем читать произведения на уроке?

- Прочтите название раздела в учебнике на стр. 108

- Что меняется в нашей природе с наступлением зимы?

  1. Сопоставление логической цепочки

- Попробуем составить цепочку из слов на тему «Зима»

(появляются слова на слайде)

- Как вы считаете, почему называют зиму волшебницей?

- Какой вы представляете волшебницу «Зиму»? докажите.

- Обратите внимание, кто «пришел» на наш урок? (Изображение волшебницы – зимы)

- Как вы думаете, что является лучшей подругой зимы?

(учитель раскрывает ладонь со «снежинкой»)

Появляется слайд с изображением зимней природы.

- Опишите картину.

- Как называется картина с изображением природы?

- Кто может назвать художников, которые  изображали пейзажи?

- А что за птица залетела к нам? (снегирь)

- Как зимой себя чувствуют птицы?

- Все ли птицы остаются зимовать?

- Чем мы можем помочь зимующим птицам?

  1. Работа со стихотворением З. Александровой «Зима»

Сообщение об авторе подготовленным учеником.

- Зинаида Александровна пишет стихи и песни о детях, об их дружбе, отдыхе, делах и занятиях, о том, как они охраняют природу, помогают взрослым. Много стихов у Зинаиды Александровны и о временах года, птицах.

Самостоятельное чтение стихотворения «Зима»

Работа с рубрикой «Подсказки» стр. 109

Определение жанра, темы произведения.

Работа в парах. Моделирование обложки.

  1. Офтальмологическая  физминутка «Снежинки»

  1. Упражнения в выразительном чтении

          (работа в парах)

Выполнение заданий стр. 108 -109

- Какое настроение вызывает?

- Как надо читать это стихотворение?

Описание иллюстрации к стихотворению.

- Используйте строки из стихотворения.

 - Почему автор сравнивает снегирей с розовыми яблоками?

-Кто видел снегирей? Расскажите.

  1. Работа в тетрадях

Задание 1

- Что общего в этих словах?

- Как называются такие слова? /однокоренные/

Самостоятельное выполнение задания 2 с последующей проверкой.

  1. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились?

- Это первая снежинка, которую принесла нам волшебница «Зима»

(учитель прикрепляет снежинку с названием произведения)

  1. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

Выполнить задания 3, 4 в тетрадях.



Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка «Снегурочка»

Цель: учить различать авторские и народные сказки; наблюдать за выразительными средствами языка; передавать голосом чувства, свое5 отношение к читаемому; формировать самостоятельность при выполнении заданий; развивать и расширять словарный запас учащихся; воспитывать общечеловеческие ценности.

Оборудование: учебники, тетради, иллюстрированные книги со сказкой «Снегурочка»

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка Д/З

Проверка заданий в тетрадях.

Разыгрывание отрывка сказки В. Даля по ролям.

Рисунки учащихся.

  1. Самостоятельное знакомство с произведением.

- Прочтите сказку.

Моделирование обложки. (работа в парах)

  1. Беседа после чтения

- Что вы прочитали?

- Докажите, что это сказка.

Чтение зачина, концовки; название «сказочных» примет.

- Понравилась вам сказка? Чем?

- Заметили вы связь с похожими произведениями? Какими?

- Кто главный герой сказки?

- Что общего в этих сказках? Чем отличаются?

  1. Офтальмологическая физминутка
  2. Упражнения в выразительном чтении по частям.

Составление плана сказки:

  1. Выполнение заданий 2-4 стр. 126

- Прочитайте, как ожила Снегурочка?

- Прокомментируйте иллюстрации словами из текста.

  1. Сравнение моделей двух сказок: В. Даля. «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка».

- Какой вывод мы можем сделать?

(сказки бывают авторские и народные)

  1. Сообщение учителя

- Сказки – вид фольклора. Они не стареют даже сейчас, в мире информационных технологий. Каждая национальная сказка имеет свои неповторимые черты. В ней отражаются условия жизни народа, его нравы, обычаи. У каждого народа богатое устное творчество. Какие народные сказки вы знаете?

  1.  Итог урока

-  С каким произведением познакомились?

- Вот и еще одна снежинка прилетела к нам на урок.

  1. Д/З по выбору учащихся.

Прочитать сказку

Выполнить задание 6 в учебнике

Придумать продолжение сказки

Выполнить задания в тетради на стр. 46



Предварительный просмотр:

Тема: В. Даль. «Девочка Снегурочка».

          Русская народная сказка «Снегурочка».

Цель: обратить внимание на особенности авторского языка, структурное сходство двух сказок, образов, эмоциональных переживаний; провести связь между изученными произведениями и музыкальными произведениями Римского- Корсакова «Снегурочка»,  художественным произведением В. Васнецова «Снегурочка»; развивать речь, обогащать словарный запас; учить выражать свое мнение к произведению; воспитывать интерес к художественному слову, к музыке, к искусству.

Оборудование: учебники, творческие работы, запись оперы «Снегурочка» Римского- Корсакова, презентация с обязательной репродукцией Васнецова «Снегурочка», блокноты у учащихся.

 

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Проверка Д/З

Пересказ сказки по плану и ее продолжение. Слайд 2.

Сравнение сказок. Заполняется таблица на слайде 3.

- Кто автор?

- Как начинается каждая сказка?

- Как заканчивается?

- Главный герой? Персонажи сказок?

  1. Знакомство с произведениями на тему «Снегурочка»
  1. Сообщение о композиторе Николае Андреевиче Римском – Корсакове (1844 – 1908г.г.) Слайд 4.

Великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков родился несколько позже В. И. Даля. Он закончил мореходное училище и служил на флоте. Даже совершил кругосветное путешествие на корабле, которое длилось 2 года. За это время Николай Андреевич написал несколько музыкальных произведений.

        Творческое же наследие композитора огромно. Им создано 15 опер, 3 симфонии, 80 романсов и многое другое. Но больше всех произведений, композитор любил оперу «Снегурочка», которую он написал в 1880 году. Сюжет оперы Николай Андреевич взял из пьесы – сказки А. Н. Островского, который в свою очередь взял за основу произведения один из вариантов народной сказки о Снегурочке.

  1. Краткое содержание оперы с фрагментами прослушивания в презентации.

Действие оперы происходит в сказочной стране берендеев, в далекие времена. Жизнь берендеев течет мирно и спокойно, пока на свет не появляется Снегурочка, нарушающая порядок, установившийся в жизни людей и природе. Могучий солнечный бог Ярило разгневан появлением Снегурочки – дочери Весны- Красны и Деда Мороза. Существование холодного существа, скрывающего летней порой в лесной глуши, противоречит закономерному чередованию холода и тепла, зимы и лета. Рассерженное божество прячется от людей и природы, скупо посылает на землю свои живительные лучи.

        Музыка «Снегурочки» насыщена подлинными народными темами, народными инструментальными звучаниями.

  1. Беседа после слушания.

- Какие вы знаете народные инструменты?

- Что напоминает по звучанию наша народная музыка?

- Какие народные праздники вы отмечаете всей семьей?

- А какой праздник ждете больше всего?

4.  Сообщение о художнике В. М. Васнецове.

- Последние дни уходящего года всегда радостны и полны ожидания чуда. А новогодняя ночь – это волшебный праздник, когда все  на мгновение становятся детьми и ждут исполнения самых заветных желаний.

        Вот и замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов всю свою жизнь «не расставался» с детством.

- Как вы считаете, почему? Вспомните иллюстрации в книгах.  (демонстрация слайдов)

        Одной из самых любимых тем художника является сказка. Виктор Михайлович родился в 1848 году. А в 1899 году написал картину «Снегурочка». А началось все в один из декабрьских вечеров, когда в доме Васнецовых читали по – ролям пьесу-сказку А. Н. Островского «Снегурочка» и решили непременно поставить спектакль к Новому году. Васнецову было поручено написать декорации и придумать эскизы костюмов и … сыграть роль Деда Мороза.

        Виктор Михайлович писал картину «Снегурочка» в уютной мастерской, и его кисть воплотила на холсте очарование настоящей русской зимы: дыхание ее холода и великолепие ее снегов, тишину глубокого сна природы  и безмолвие лунной ночи. Метели и бураны завалили снегом поля и дороги, сделали непроходимыми леса. Но в удивительной тишине этой безветренной ночи, написанной художником, о пролетевших вьюгах напоминают только оставшиеся снежные комья на пушистых елочках. Снег укрыл землю толстым мягким ковром, и земле уютно, сладко спится под этим чудесным снежным покрывалом. Редкие алмазные звезды сияют в сумраке небес. В глухой темноте едва угадывается деревушка.

         Именно ночью, при зыбком изменчивом свете луны происходит таинство превращения и чуда: выходит из леса юная красавица – Снегурочка. Ее парчовая шубка и шапочка написаны жемчужно-серыми красками и напоминают поблескивание снега. Снегурочка. Застенчивая, трепетная, полная ожидания и робкой надежды. В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

        Такой Снегурочка появляется и сейчас на новогодних праздниках.

  1. Беседа после слушания.

- Кто непременный спутник Снегурочки?

- Почему его так называют, как вы думаете?

- А почему именно дед?

- Времена года и течение жизни человека соотносятся друг с другом. Поэты называют весну – «утро года», начало жизни- «весной» человеческих дней. Попробуй соотнести времена года с этапами жизни человека.

( юность, расцвет, зрелость, старость. Напротив времена года: весна, лето, осень, зима)

- Зима олицетворяет завершение жизни, но рядом с Дедом Морозом всегда появляется юная Снегурочка, так происходит непрерывное течение жизни.

  1. Рассмотрение репродукции «Снегурочка»

- Обратите внимание на выражение лица Снегурочки . Расскажите, как вам кажется, о чем она думает.

  1. Сопоставление произведений

На слайде:

В. Даль (1801-1872 г.г.) литературная сказка «Девочка Снегурочка».

Н. Римский – Корсаков (1844 -1908 г.г.) опера «Снегурочка».

В. Васнецов (1848- 1926г.г.) картина «Снегурочка.

- Что общего вы заметили?

- А что общего у всех авторов?

- От какого произведения пошло начало?          

  1. Составление «сказочного» словаря

Дети записывают слова в блокноты. Работа в парах.

  1. Итог урока

- Какие вы открытия сделали на уроке?

- Какой вывод можно сделать исходя из нашего урока?

(Одни и те же чувства, события, можно выражать при помощи пера, кисти, нот.)

  1.  Д/З по выбору

Нарисовать «свою» Снегурочку

Придумать сказку о Снегурочке с использованием слов из словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...


 

Комментарии

Ситникова Наталья Валерьевна

Здравствуйте, Елена Николаевна! Очень хотелось посмотреть конспекты уроков, но они не открываются. Почему?

Макарова Елена Николаевна

возможно из-за того, что выполнены в офисе 2010