Урок литературного чтения
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Федотова Анжелика Владимировна

 

Урок литературного чтения в 3 классе СРО Л.В.Занкова

Тема: «Любовь к родной стороне в произведениях искусства на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и репродукций картин И.Левитана «Тихая обитель» и А.Саврасова «Грачи прилетели»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе СРО Л.В.Занкова

Тема: «Любовь к родной стороне в произведениях искусства на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и репродукций картин И.Левитана «Тихая обитель» и А.Саврасова «Грачи прилетели»»

Вход в кабинет

Постановка  проблемного  вопроса

Работа  по  содержанию  картин:

На доске под темой открываю:

Обитель

Под темой открываю:

Пейзаж

Под темой открываю:

Лирика

Под темой открываю:

Живопись

Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Зима» Дети подходят к окну.

Под темой открываю:

Музыка

Литература

Дети проходят на места и рассаживаются по уровневым группам.

Работа  над  стихотворением.

Обратная  связь – словарь настроений.

Домашнее задание:

Разно уровневые  задания в группах:

Проверка:

ТЕСТ

Итог урока:

РЕФЛЕКСИЯ

- Сегодня  мы с вами  присутствуем в картинной галерее и нашему  вниманию  представлены  картины А.Саврасова «Грачи  прилетели» и

И. Левитана «Тихая  обитель».

 - Ребята, а если бы от вас  зависело, какая из этих картин будет представлять на Всемирной  выставке во Франции вам было бы  трудно  выбрать?

- Давайте  рассмотрим  репродукции  более  подробно. Из  скольких  деталей состоит  картина  Саврасова?

- А картина  Левитана?

- Какое  настроение вы испытываете  глядя на картину «Грачи  прилетели»?

- А посмотрев на картину «Тихая  обитель»?

- Что на ваш взгляд  объединяет эти картины?

( пейзаж)

- Что такое  пейзаж?

(жанр изобразительного  искусства, посвященный  изображению естественной  или  измененной  человеком природы).

- Это действительно лирический  русский  пейзаж и Алексей  Кондратьевич  Саврасов  был одним из родоначальников такого  пейзажа. Вашему  вниманию предложены  сведения о художнике и  история  создания  картины.

- Как вы понимаете  слово  лирический?

- На своей  картине Саврасов мастерски  передает состояние природы. Это своего  рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ  весенней  природы, созданный  художником – это лирическое переживание увиденного, немного  грустное, волнующее  зрителя.

-  А какое  время  года  изображено  на  картине  Исаака Левитана?

(переход от лета к осени)

- Немного сведений о художнике и из истории  создания  картины.

- Какие  краски  преобладают  в картине Саврасова?

- А в картине Левитана?

- По моему мнению, эти две  картины очень  красивы. Вы согласны со мной?

- Что вы  чувствуете  глядя на картину Саврасова?

- А на картину  Левитана?

 - Какие звуки  можно  услышать,  глядя  на  каждую картину?

(гомон грачей, взмах крыльев, журчание  воды, легкое  дуновение  ветерка)

- Что общее  просматривается в обеих  картинах?

(отношение  художников к уголку  Родины)

- Ребята, а теперь посмотрите на картину за окном.

- Какие  чувства возникают  у вас? – Какое  настроение?

- Кому помогает музыка в восприятии картины за окном?

- Кому помогли репродукции картин Саврасова и Левитана?

- А какие еще  произведения помогают  восприятию?

(литературные произведения).

- Что на ваш  взгляд, будет являться на сегодняшнем  уроке, объектом

нашего  общения?

(дети  выводят цели  урока и тему)

Тема: «Любовь к родной стороне в произведениях искусства»

Чтение  учителем наизусть  стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее  утро».

- Какое  настроение у вас после услышанного  стихотворения? – покажите, используя  словарик.

- Каким  настроением  проникнуто  все  стихотворение?

(бодрым, радостным, веселым)

- На  основании  чего  вы сделали вывод о настроении, выраженном в стихотворении?

(«…день  чудесный…», «…друг  прелестный…», красивое  описание  природы)

 - Что для вас значит хорошее  настроение? – Как оно проявляется?

(весело, радуешься, внутреннее  состояние  человека, отношение к окружающему, людям, которые  тебя  окружают)

- Какую  строфу из этого  стихотворения вы уже не раз  слышали?

(Мороз и солнце; день чудесный!...Под голубыми  небесами.)

 ( все о близких  для человека уголках Родины)

Так какая же картина, на Ваш взгляд, могла представлять нашу Родину на Всемирной выставке во Франции?

- В действительности, обе картины представляли нашу страну во Франции в 1862 году.

- Как вы считаете, кто из вас был активен на этом этапе урока? – чью работу мы можем оценить?

- Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?

- А кому захотелось изобразить  на листе ?

- А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении?

Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.

- Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку и картины и стихотворение?

- Следующая работа поможет нам  более полно  ответить на этот  вопрос. Я предлагаю  вам  провести  исследование в группах. Задание на карточках. Ознакомьтесь с заданием. Если нет вопросов, то приступаем к исследованиям.

1группа (4 уровень) – выясните, может ли каждая строфа быть самостоятельным  маленьким  стихотворением.

2 группа (3 уровень) – работа с трудными  словами, объяснение по словарю.

3 группа (2 уровень) – подготовить  выразительное  чтение (работают с консультантом)

 - Заканчиваем обсуждение в группах и приготовились не только слушать  одноклассников, но и анализировать их ответ.

- Начинаем с 3 группы.

Целевая установка: - читает ученик из группы, все остальные по голосовому сигналу, показываете «словариком настроений», как меняется ваше настроение.

Оцениваем.

Задание 1 и 2 группы проверяем одновременно: ребята из 1 группы – читают и доказывают,  а ребята из 2 группы -  объясняют трудные слова в прочитанной строфе.

Оцениваем.

 А сейчас я предлагаю вам проверить  свои знания.

- положите перед собой лист бумаги  и маркер.

- Ответ фиксируйте таким образом: да – дуга, нет – прочерк.

Вопросы:

1). Можно ли, на ваш взгляд, взять эпиграфом к нашему уроку, слова Гавриила Державина «Отечества и дым, нам сладок и приятен»?

2). Является ли для человека главным, чувство любви к Родине?

3). Исаак Левитан был учеником А.К.Саврасова?

4).А.С.Пушкин, в 1 строфе сравнивает солнечный свет с янтарным блеском?

5). Это строки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»?

…Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы.

6). На своих картинах Саврасов и Левитан изобразили одну и ту же местность?

7). Лирика – это род литературы, отражающий переживания, мысли автора, в связи с жизненными ситуациями?

ПРОВЕРКА ПО КЛЮЧУ.

- Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку и картины и стихотворение?

- Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение?

- Что вы представляете, когда слышите слово «Родина»?

 - Покажите своё настроение в конце урока.

- Подойдите ко мне те ребята, кто познал истину в обсуждении урока.

- Подойдите те ребята, для кого урок стал открытием нового.

- Кто помог однокласснику.

- Возьмитесь за руки те, кому помогла  дружба.

- спасибо всем за урок и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.

Федотова А.В., методист ГИМЦ  г.Комсомольск-на-Амуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...


 

Комментарии

Уважаемая Анжелика Владимировна! Ваши материалы по литературному чтению весьма интересны, Вы творческий человек- спасибо большое за Ваше желание поделиться своим опытом с коллегами. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Удачи и творческих идей.