Урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Курбатова Галина Александровна

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tema_Kapaluha..doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 3 классе.

-Тема: Виктор Петрович Астафьев. « Капалуха».

Цели: 1. Познакомить с творчеством В. П. Астафьева; осуществлять нравственно-эстетическое просвещение детей с помощью книг.

           2. Совершенствовать технику чтения; отрабатывать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; развивать речь учащихся; тренировать наблюдательность; развивать внимание, память.

           3.Доказать, что доброта – это богатство и щедрость души, прививать любовь к книгам о природе и животных.

Оборудование: доклады, рисунок с изображением глухаря, карточки с объяснением слов, закладки для записи дом. задания, портрет автора.

                                          Ход урока.

  1. ЧТЕЦКАЯ ПЯТИМИНУТКА.
  1. Чтение скороговорки.

ВСТАВАЙ АРХИП, ПЕТУХ ОХРИП.

-Прочитайте скороговорку медленно, протяжно.

- Теперь в среднем темпе, выразительно; а сейчас в скороговорочном темпе.

- Прочитайте радостно, восторженно, грустно, удивленно.

2. Игра « Глаз-фотограф».

- Прочитайте и запомните слова, записанные на доске.

ТАЙГА

СТАДО

ПРОСЕКА

ВАЛЕЖНИК

ГНЕЗДО

- Кто больше слов запомнил?

I. ПОДГОТОВКА К ПЕРВИЧНОМУ ВОСПРИЯТИЮ.

- Посмотрите на доску. Прочитайте как называется раздел учебника, над которым мы работаем.

“ЛЮ..   .. ВОЕ.»

  • С произведениями каких авторов мы  познакомились в этом разделе?
  • Вспомните рассказы В. И. Белова “ Про Мальку”, “ Малька провинилась”. Что вас в них удивило и восхитило.( Малька верная мать,обязательная, храбрая.)
  • Что хотел сказать автор этими рассказами? ( Животные тоже любят своих детей).
  • Как вы думаете, о каком чувстве мы сегодня будем говорить на уроке?
  • А как вы понимаете, что такое любовь?
  • О какой именно любви мы будем говоритьсегодня? ( о любви животных к своему потомству.)
  • Посмотрите на доску. Что записано на доске?( фамилии писателей.)

Л. ТОЛСТОЙ, В. АСТАФЬЕВ, А. ЧЕХОВ.

- Определите фамилию автора, с произведениями которого мы сегодня познакомимся на уроке. Ее можно определить по трем признакам:

1. Является современным писателем.

2. В его фамилии 3 слога.

3. Начинается с гласной буквы.

- Догадались, кто это? ( В. П. Астафьев)

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ С ДОКЛАДОМ ОБ АВТОРЕ.(см. “ Я познаю мир”, “ Литература”, с. 24-25.)

  • Вместе с автором мы с вами попадем в удивительную страну. Эту зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.
  • Догадались? Правильно , это лес.
  • У нас все есть для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять.
  • Прочитайте поговорку о лесе:

МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ,

МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ,

НЕТ ЛЕСА – ПОСАДИ.

  • Как вы ее понимаете?

III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Чтение текста учителем.

IV. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

  • Какое чувство вы испытывали во время слушания произведения? ( Чувство страха, восхищения.)

V. ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ.

   Чтение трудных слов с доски.

К АЛЬПИЙСКИМ УРАЛЬСКИМ ЛУГАМ

ПОКОРОБЛЕННЫЕ ВЕТРАМИ

СРЕДИ РЕДКОЛАПЫХ ЕЛЕЙ

ШЕВЕЛИЛИ – ПОШЕВЕЛИВАЛИ

ОТКРЫТА – ПРИОТКРЫТА

СЕДЫМ – СЕДОВАТЫМ

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Трехкратное чтение с замером времени.( Подсчет провести после уроков.)

- Кто такая капалуха?(местное название глухарки)

- Что с ней случилось?

- К какому жанру относится данное произведение?

СТИХИ, РАССКАЗ, ПОВЕСТЬ

- Докажите свое мнение. ( Рассказ – небольшое по объему, небольшое количество действующих лиц, события, происходящие в небольшом промежутке времени.)

VII. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

 1.  ТАЙГА – ТРУДНОПРОХОДИМЫЙ ЛЕС.

 ПРОСЕКА – ВЫРУБЛЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ.

ВАЛЕЖНИК – СУХИЕ СУЧЬЯ, ДЕРЕВЬЯ, УПАВШИЕ НА ЗЕМЛЮ.

ЧЕРНИЧНИК – ЗАРОСЛИ ЧЕРНИКИ.

2.- Какое слово вы хотели бы пояснить в предложении?

ГЛУХАРКА МЕТАЛАСЬ В СТОРОНЕ.

МЕТАЛАСЬ – БЕСПОКОИЛАСЬ, НЕ НАХОДИЛА СЕБЕ МЕСТА.

ГЛАЗА ЕЕ НАЧАЛИ ЗАТЯГИВАТЬСЯ ДРЕМНОЙ ПЛЕНКОЙ.

ВСЯ ОНА БЫЛА НАСТОРОЖЕ, ВСЯ НАПРУЖЕНА.

ЗАКОСТЕНЕЛИ ОТ НЕПОДВИЖНОСТИ КРЫЛЬЯ ПТИЦЫ.

3. – Найдите в тексте слова, близкие по смыслу к слову осматривать.( озираться по сторонам, ощупывать глазами.)

VIII.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

     Вверх руки подняли и покачали –

     Это деревья в лесу.

     Руки согнули, кисти встряхнули –

     Ветер сбивает росу.

     В стороны руки, плавно помашем.

     Это к нам птицы летят.

     Где они сядут, тоже покажем –

     Руки согнули назад.

IX. ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

На доске запись.

План.

  1. Описание тайги.
  2. Маленький бугорок.
  3. Гнездо глухарки.
  4. Птица и ее поведение.

 - Какую работу мы можем выполнить с данным планом?

- На что при этом должны обратить особое внимание? ( на место события, изображенного в рассказе, и на поведение птицы.)

- Прочитайте отрывок, в котором описывается тайга. А сейчас перечитайте этот отрывок наоборот по строчкам.

- Расскажите, что вы запомнили о тайге. (Пересказ отрывка.)

- Прочитайте отрывок, который соответствует второму пункту плана. Перечитайте этот отрывок с двукратным произношением каждого второго слова. Дайте словесное описание бугорка.

- Найдите описание гнезда. Переверните учебник вверх ногами, перечитайте отрывок. Расскажите о гнезде глухарки.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

  1. Крепко зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами : налево-вверх-направо-вниз,

Направо-вверх-налево-вниз. Повторите 10 раз.

  1. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленноотводите обратно. Повторите 5 раз.
  2. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

- Прочитайте, как описывается птица в рассказе. Перечитайте эти предложения, читая слова наоборот.

- Расскажите, что узнали о глухарке.

- Прочитайте о том, как она защищала свое гнездо. Прочитайте отрывок через слово.

- Назовите основную черту, характеризующую главную героиню рассказа.(безграничная, преданная любовь к своим птенцам, даже еще не родившимся).

- Да вы правы. В данном случае самыми дорогими для глухарки были ее дети, и она делала все, чтобы они остались жить. Для этого она готова была пожертвовать своей жизнью.

- Охарактеризуйте, как автор относится к главной героине рассказа?( Он ею восхищается, гордится ее поступком.)

- Найдите строки, в которых это показано.

- Как вы относитесь к глухарке?

- Почему поведение глухарки достойно восхищения?

X. ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА.

- Чтобы произошло с детьми глухарки, если бы ребята взяли яйца с собой?

Придумайте другой конец этому рассказу.

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Зад. 14, 15, 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3классе.

В статье предложена разработка урока литературного чтения в 3классе (1 -4) по программе «Школа России». Обобщающий урок по теме «Великие русский писатели» был проведён в форме КВН. ...

Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе   по УМК «Начальная школа XXI века»...

Урок литературного чтения для 3класса УМК "Гармония"Х.К. Андерсен. "Пятеро из одного стручка"

На уроке использованы различные виды работы, которые позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность и стать активным участником. Работа на основном этапе строится в группах и творческие зада...

Презентация к уроку литературного чтения 3класс

Презентация к уроку литературного чтения 3класс по теме басня И.А.Крылова "Ворона И Лисица"...

А.А.Плещеев "Весна"Урок литературного чтения в 3классе.Школа России.

А.А.Плещеев "Весна"Урок литературного чтения в 3классе.Школа России....