урок литературного чтения 3класс по УМК Перспектива
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Медведева Надежда Михайловна

конспект урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 3 «д» классе по теме:

«М. Горький « Воробьишко».

Учитель: Медведева Н.М.

Технологическая карта урока во 3 «д» классе по теме:

«М. Горький « Воробьишко».

Цель и задачи  деятельности:

- Познакомить детей с произведением М.Горького»Воробьишко»;

- совершенствовать умение слушать произведение и читать целыми словами, осознанно и выразительно;

- работать с содержанием произведения, читать по ролям , понимать смысл использованных в тексте образных выражений;

- давать характеристику главным героям рассказа;

- определять главную мысль произведения;

- объяснять значение сложных слов;

- развивать творческие способности;

- развивать интерес к творчеству М. Горького;

- воспитать ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- научится правильному и осознанному, выразительному чтению текста целыми словами;

- анализировать художественный текст;

- составлять характеристику главных героев;

- определять главные мысли;

- читать по ролям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- принимать, понимать и решать учебные задачи урока;

- осуществлять контроль своих действий;

- формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

- прогнозировать содержание текста по его заголовку;

- понимать содержание прочитанного произведения;

- составлять характеристику главных героев;

- восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе;

- определять главную мысль произведения;

- формулировать вывод.

Коммуникативные:

- определять авторское отношение и формулировать своё отношение к прочитанному;

- пересказывать текст по заданному плану.

Личностные:

- интерес к творчеству М. Горького;

- чувство ответственности за свои поступки.

Ресурсы:

- учебникЛ.Ф.Климановой «Литературное чтение»;

- портрет М. Горького;

- выставка книг, рисунок воробья;

-карточки для работы в парах;

-презентация;

-аудиозапись произведения М.Горького «Воробьишко.»

-компьютер , экран , проектор.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Самоанализ

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Итак, друзья, внимание

Ведь прозвенел звонок,

Садимся поудобнее,

Начнём скорей урок!

2.Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Урок я начну с очень древней и мудрой легенды.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить и отправился на луг.

Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет-живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет- мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был умным человеком сказал: «Всё в твоих руках»

                  «Всё в твоих руках!»

Как понимаете смысл этого высказывания?

Учитель подводит итог по высказываниям детей.

Человек сам может строить своё счастье, свою судьбу.

В ваших руках. В ваших силах на этом уроке познать чудные законы родного языка.

- А теперь отгадаем загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей.

Я бывалый …

-Что вы знаете о воробье?

-Придумайте родственные слова к слову воробей.

3.Сообщение темы и цели урока.

- Давайте назовём тему нашего урока!

- Сформулируем цели нашего урока.

Сообщение об авторе.

4.Работа по теме:

- Первичное чтение.

Какие чувства вы испытали?

5.Гимнастика для глаз.

-А сейчас проведём гимнастику для глаз.

 

Вторичное чтение.

-Ребята читаем по цепочке и отмечаем непонятные слова. Следите за выразительностью.

6.Словарная работа.

- Назовём трудные слова, которые встретились в тексте и поработаем с ними по словарю.

7.Физкультминутка.

Встал воробышек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Крылышки свои расправил,

Перышки свои поправил.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно.

Наклонился, приподнялся,

Звонко-звонко рассмеялся.

8.Работа с произведением.

1)Вопросы:

- Кто главный герой нашего произведения?

- Как вы думаете, почему автор назвал своего героя «Воробьишко», почему не воробей?

- Как вы думаете, можно ли это произведение назвать сказкой? И почему?

- Давайте представим, что мы Пудики и споём песенку.

 

– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.

– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.

– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?

– Интересные вопросы задавал Пудик? Значит он какой? Докажите?

– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.

– А верил ли Пудик родителям?

– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.

– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.

– А для чего хвост?

– А хвост у мамы отрастет?

– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.

– На кого похож Пудик? А воробьиха?

– Что общего между воробьихой и вашей мамой?

– Исправится ли Пудик? Почему?

2) Работа с пословицей.

Пословица: «Сам с воробья, а сердце с кошку».

-  Как вы думаете о чём или о ком эта пословица?

Вывод

  -    Кому своей жизнью обязан Воробьишко? Почему мама не испугалась?
- Вы видите, на что способна материнская любовь. Материнское сердце способно помочь, защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь

- Целью нашего урока было подумать зачем автор написал эту сказку для нас. Чему он хотел нас научить? 

 - Что автор имел в виду ,когда писал строки: У воробьев совсем так же как у людей.
- О чем мы должны помнить всегда?
- Если маме не верить, то это плохо кончится.

9.Работа в парах.

1п-характер.Пудика.

 2п-характер.мамы-воробьихе. 

-  Перед вами карточки. Что вы там видите?  Давайте с помощью них составим характеристику Пудику и его маме.

маленький            храбрая       несмышленый   любящая

непослушный      ленивая  послушный         преданная 

хвастливый            умная 

мудрый                    смелая         глупенький     отважная

смелый             заботливая    

 трусливый      верная

заботливый                       храбрый

отважный

10.Чтение по ролям.

Сейчас мы с вами будем читать по ролям отрывок на стр.137.

-Распределение ролей.

 

- Вспомним мудрое высказывание, которое звучало в начале урока.

Всё в твоих руках!

В ваших руках доказать, что справитесь с домашним заданием.

11.Домашнее задание.

-1группа- подготовить чтение по ролям, 2 группа-пересказ любой части.

12.ИТОГ УРОКА.

-Какая была тема урока?

-Чему учит это произведение?

Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

-Оцените свою работу?

- А работу класса?

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Объясняют смысл высказывания.

Слайд2загадка

Отгадывают загадку (Воробей).слайд3

-Воробышек, воробьиха, воробьишко.

Формулируют тему и цель урока.

Слайд4

Слайд5

-Аудиозапись сказки «Воробьишко»

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо,влево,кругом,вниз,

Повторять ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Дети отмечают непонятные слова

Поочерёдное чтение текста.

Объясняют значение трудных слов:  «наличник», «пакля», «чин»,

«чваниться», «чадо», «чебурахнуться».

Слайд6

Слайд7

Имитация движений.

 

Отвечают на вопросы, выборочно зачитывают строки из произведения.

Исполнение песни.

Коллективное обсуждение поступков главных героев.

Формулируют своё отношение к прочитанному.

Высказывают своё мнение.

Объясняют смысл пословицы.

Формулируют выводы, высказывают своё мнение.

Слайд8

Слайд9

По карточкам составляют характеристику

Пудикуи его маме.

Работают в парах

Принятие учебной задачи.

Выполнение задания.

Демонстрация

знаний.

Дети записывают домашнее адание.

Слайд10

Оценивают свою работу и работу класса.

Ставят знак «смайлик».

Регулятивные:

- Организация своего рабочего места.

- Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные:

- Умение вступать в диалог, отвечать на вопросы.

Познавательные:

- Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли полно и точно.

Метапредметные:

- Формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

- Осуществляют поиск нужной информации.

Познавательные:

- Осуществляют поиск нужной информации

Предметные:

- Выразительное чтение текста целыми словами.

Коммуникативные:

- Объясняют значение слов, участвуют в коллективном обсуждении.

Познавательные:

- Понимать содержание прочитанного.

-

 

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли полно и точно.

- Слушать и вступать в диалог.

- Участвовать в коллективном обсуждении.

- Определять авторское отношение и формулировать своё отношение к прочитанному.

Познавательные:

- Осуществлять поиск нужной информации.

Познавательные:

- Формулировать вывод.

- Определять главную мысль произведении

Предметные:

- Давать характеристику главным героям рассказа.

Личностные:

- Совместно договариваться о планах общения.

- Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Предметные:

- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль за результатом.

Регулятивные:

- Адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные:

- Уметь формулировать собственное мнение.

Личностные:

- Эмоциональное принятие домашнего задания.

Регулятивные:

- Умеют оценивать свою работу.

Личностные:

- Способность к решению моральных проблем, выдвинутых в произведении.

На данном этапе урока включена легенда с целью мотивации учебной деятельности.

На данном этапе

урока дети самостоятельно формулируют тему и цель.

Здоровье-

сберегающая технология

Данный этап прошёл успешно, у детей

развит навык выразительного

чтения.

Здоровье-

сберегающая технология.

На данном этапе закрепление  шло

через фронтальный опрос. Дети умеют анализировать художественное произведение.

Дети умеют делать выводы, определяют главную мысль произведения.

Дети умеют  умеют составлять характеристику главных героев.

Дети читают по ролям

Все поставленные цели урока удалось реализовать.

Развивался интерес к творчеству

М. Горького, чувство ответственности за свои поступки.



Предварительный просмотр:

CАМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 В 3 «д» КЛАССЕ

Учитель: Медведева Надежда Михайловна

Тема: М.Горький «Воробьишко» 1 урок

Данный урок - первый из двух уроков литературного чтения по этой сказке. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.

Цель урока была: познакомить с  творчеством писателя М.Горького и его произведением .

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе

Оборудование урока: учебник по чтению, портрет писателя, мультимедийная презентация; компьютер, мультимедиапроектор; выставка книг М.Горького ,портрет писателя; аудиозапись сказки

При планировании урока имела в виду, что по уровню развития интеллекта у  3 учеников – средний,у 2-выше среднего.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, работа с учебником, карточками  способствовали достижению образовательных целей урока,стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполнят по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник, рабочие тетради.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников, как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала компьютерную презентацию, детские книжки, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме формирования целостного представления о теме «Люби всё  живое».

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям я доброжелательна, стремлюсь создать ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления мною была проведена гимнастика для глаз.

Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения по теме: М.Горький « Воробьишко » создала учитель начальных классов МБОУ» Покрово –Пригородная СОШ» В с.Новосельцево Медведева Надежда Михайловна

Слайд 2

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь, под крышей, обитаю. Чик-чирик! Не робей. Я бывалый …..

Слайд 3

воробей

Слайд 4

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) «ВОРОБЬИШКО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс УМк Перспектива Распе Эрих Рудольф

Презентация составлена для ознакомления учеников с биографией писателя....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Презентация к уроку литературного чтения "Наш театр" (УМК "Перспектива"), 2 класс

Презентация  к уроку литературного чтения "Наш театр. И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей" (УМК "Перспектива", 2 класс)....

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Презентация к уроку литературного чтения 3класс

Презентация к уроку литературного чтения 3класс по теме басня И.А.Крылова "Ворона И Лисица"...

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".

Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...