Урок литературного чтения
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
ТЕМА урока: «Красна речь пословицей».
Цели урока:
- Обобщить знание о пословицах, как одном из видов успешного народного творчества.
- Развивать устную речь учащихся, память, внимание.
- Воспитание патриотизма, любви к Родине, доброты, трудолюбия.
Оборудование:
Плакаты с пословицами, листы с напечатанным текстом у каждого ученика.
Ход урока
- Организационный момент
- Основная работа с учащимися:
- В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства, и передавали из уст в уста. Так появилось устное народное творчество или? – Фольклор.
- Найдите в данных высказываниях главные ключевые слова. Ученики – это слово – пословица.
- Правильно. О пословицах мы сегодня и будем говорить на нашем уроке и создадим журнал о пословицах.
- Запишем тему. Обратимся к 1 листку и выполним задание. Что же такое пословица? (читает ученик).
- Что же пословица делает? (советует, поучает, наставляет, предупреждает). Люди с уважением относятся к пословице, часто употребляют их в своей речи.
- Какой от этого становится их речь? (яркой, образной).
Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня на уроке запомнили как можно больше пословиц и они вам помогли в жизни.
Все пословицы мы распределим на несколько разделов.
1 РАЗДЕЛ: “Чтение – лучшее учение”.
О чем будут пословицы в этом разделе? О чтении.
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют данной теме. (ученики называют пословицы, объясняют смысл). (Николай Алексеевич Некрасов “Школьник” стихотворение, Михаил Васильевич Ломоносов пешком из Архангельской губернии он направился в Москву, через 6 лет в награду за успехи в учении отправился учиться в Германию, стал крупным ученым).
- Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Как мы должны относиться к книгам? (Бережно).
- Что означает слово “библиотека”? (Это учреждение, которое собирает и хранит книги для общественного пользования).
- На чем писались первые книги? (высекали на каменных плитах, вырезали на дереве, на папирусе – из стеблей водного растения, на пергаменте – кожа коз и овец, в 18 веке на бумаге).
- Кто напечатал первую русскую книгу в 1564 году в Москве? (Иван Федоров).
- Сейчас мы узнаем насколько вы знаете названия произведений и их авторов. (Игра “Ромашка”). На больших лепестках названия книг, на маленьких их авторы, нужно правильно совместить лепестки.
2 РАЗДЕЛ: “Дерево сильно корнями, а человек – трудами. О труде”.
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Без труда мечта мертва».
«Без труда не вынешь рыбку из труда».
«Без труда ничего не даётся».
«Землю красит солнце, а человека - труд».
«Птица крепнет в полёте, а человек - в труде».
«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах».
- Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась. {Объяснения учащихся)
Ученики.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
- Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учёба, хорошие, крепкие знания.
3 РАЗДЕЛ: «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»
- Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.
Ученики.
«Человек без друга – что земля без воды».
«Человек без друзей – что дерево без корней».
«Друга ищи, а найдёшь – береги».
«Друзья познаются в беде».
«Старый друг лучше новых двух».
«Не тот друг, кто медком мажет, а тот,
кто правду в глаза скажет».
«Будь сам другом и тебе помогут в беде».
- (задает вопросы). Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Человек без друга – что земля без воды»?
- А какие песни о дружбе вы знаете? (Дети называют песни.)
- Так каким должен быть настоящий друг?
- Физминутка под мелодию песни «Когда мои друзья
со мной» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танина).
4 РАЗДЕЛ: «Счастье не ищут, а делают».
- Укажите из представленных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
Ученики.
«Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся».
«Счастье без ума – дырявая сума: где найдёшь,
там и сгубишь».
- Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Богданова «След человека».
Вопрос. Так какова же главная мысль рассказа?
5 РАЗДЕЛ: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
- Учитель. Почитаем пословицы о Родине.
- Прослушаем замечательное стихотворение о Родине.
- Согласны вы с тем, что у каждого человека своя Родина – самая лучшая? (любить, защищать, делать всё, чтобы людям хорошо жилось).
- А сейчас я проверю, насколько вы знаете другие пословицы.
ВИКТОРИНА ПОСЛОВИЦ.
Кто много читает... (тот много знает).
Поздно встанешь... (мало сделаешь).
Мир освещается солнцем... (а человек знанием).Что одному не под силу... (легко коллективу).
Не красна изба углами... (красна пирогами).
ИГРА «По двум словам отгадай пословицу».
коса - камень «Нашла коса на камень»,
дело - мастер «Дело мастера боится».
труд - лень «Труд человека кормит, а лень портит»,
язык - дело «Не спеши языком, торопись делом»,
лес - дрова «Чем дальше в лес, тем больше дров».
ИГРА «Семь и один».
Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.
«Семеро одного не ждут».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семь бед – один ответ».
«Семеро с ложкой, один с сошкой».
Дети показывают инсценировку «Закончил дело – гуляй смело».
Действующие лица: мальчик – ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.
Мальчик сидит за столом, он делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.
Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, Солнышко ясное, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
Птичка. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, милая Пташечка, нет! Теперь мне гулять не впрок. Дай прежде окончу урок!
Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде закончу урок!
Мальчик показывает, как заканчивает выполнение уроков. Убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»
III. Итог урока.
- Сегодня мы с вами говорили о пословицах.
Вопросы: Для чего нужны пословицы в нашей речи? Будете ли вы их использовать?
А теперь попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые прочитали в начале урока.
- Молодцы! Все постарались. Мы с Незнайкой остались очень довольны вашей работой!
IV. Домашнее задание.
Выберете любую пословицу которая вам понравилась и придумайте к ней рассказ. Можно использовать события, которые произошли с вами , с вашими друзьями , близкими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....