Диагностика обученности детей младшего школьного возраста.
материал (3 класс) по теме

Кургина Нина Ивановна

Диагностика обученности детей младшего школьного возраста. При использовании диагностики оценка обучающегося нравственна, т.к. в таблицах по диагностике прослеживается динамика обученности конкретного ребёнка, личный рост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Диагностика

обученности  как способ управления качеством образования.

Кургина Нина Ивановна, учитель начальных классов, школа №73, г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.

Контроль за качеством  обученности должен уступать место диагностике.

Особенно это актуально, когда в классе наряду с обычными детьми  обучаются дети с проблемами в здоровье ( дети-инвалиды, дети с задержкой психического развития).

 Ещё это связано с гуманизацией образования, с отношением к ребёнку как активному, равноправному и активному его участнику, и с более пристальным вниманием к возможностям и способностям каждого ученика.

Если в условиях авторитарной школы объектом управленческого анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализу подвергаются совместный труд учителя и ученика, их общий результат. Ясно, что нельзя осуществлять контроль по-старому: нельзя ожидать, что учитель выставит себе двойки.

Заинтересованным в общем успехе педагогу и обучающемуся гораздо больше нужны сведения не о самом результате, а о том, почему не достигнуты или полностью не достигнуты ожидаемые результаты, запланированный уровень обученности.

Просто факт – оценка «хорошо» или «плохо» - ни о чём не говорит. Плохо оно и есть плохо. А что и как нужно сделать, чтобы было хорошо, - на этот вопрос отвечает диагностика.

Ни контроль, ни фиксированная оценка на эти вопросы не отвечают.

Нередки случаи, когда за одну и ту же работу, выполненную с небольшим перерывом, учителя выставляют разные отметки. Такие субъективные оценки неверно ориентируют педагога, ребёнка, родителей; ведёт к непониманию и конфликтам.

Основой оценивания знаний должно быть не столько усвоение учеником программы, сколько изменение его собственного состояния, что оценивать нужно лишь степень продвижения ученика в освоении предметных умений и навыков по отношению ко «вчерашним» достижениям. И то с поправкой на врождённые способности; на индивидуальный темп обучения. Только такая оценка нравственна и принесёт подлинный воспитательный эффект.

В качестве примера действующих ныне безнравственных и безуспешных форм оценивания можно привести пример, когда ученик, допуская в диктанте 15-20 ошибок, получал двойку. Упорно занимаясь, он стал допускать 6-7 ошибок, но по действующим нормам оценивания ребёнок опять получит двойку.

Ясно, что такая оценка учебного труда школьника не будет способствовать мотивации, усилиям и не даст никакого воспитательного эффекта.

Выставлению оценки ученику должны предшествовать диагностика обученности и целенаправленная коррекционная работа по её итогам.

Лишь после такой кропотливой совместной работы с ребёнком педагог может достоверно оценить труд ученика и его достижения.

В этом случае оценка становится нравственным и понятным стимулом для ученика.

Диагностирование включает в себя проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика, своевременную коррекционную работу.

Руководители школы, педагоги могут на основе диагностики заранее дифференцированно планировать коррекционно-развивающую работу с детьми – как коллективную, так и индивидуальную, чётко зная характер затруднений.

Диагностируемые навыки и умения классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.

- Первоначальные (предварительные) знания, умения, навыки.

Их диагностика проводится в начале учебного года.

- Тематические знания, умения, навыки диагностируются в процессе изучения каждой темы.

- Периодические ЗУН.

Диагностируются по разделу, теме с целью определения качества усвоения учебного материала. Цель такой диагностики – систематизация и обобщение знаний.

- Итоговые знания, умения, навыки, приобретённые на всех этапах образовательного процесса. Диагностика проводится в конце каждой четверти.

Выделенные умения и навыки систематизируются в диагностические таблицы.

 Для упрощения работы по русскому языку делаю нумерованный список орфограмм.

  1. Безударные гласные.
  2. Слова из словаря.
  3. Парные согласные.
  4. Непроизносимые согласные.
  5. Приставки и предлоги.
  6. Жи-ши.
  7. Ча-ща.
  8. Чу-щу.
  9. Чк-чн.
  10. Оро-оло.
  11. Нч-нщ.
  12. Не с глаголами.
  13. Разделительный ь.
  14. Разделительный ъ.
  15. ь знак на конце имён существительных после шипящих.
  16. Правописание окончаний имён существительных.
  17. Правописание окончаний имён прилагательных.
  18. Падежные окончания имён существительных.
  19. Личные окончания глаголов.

                         Диагностическая карта по русскому языку

Список

                      Навыки правописания

Оценка

Кач-во

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Тексты диагностических заданий являются инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений.

Традиционные контрольные задания для этого используют после предварительной экспертизы.

Регулярному диагностированию подвергаются школьники, начиная с первого класса и до последнего дня пребывания в школе.

Необходима гласность диагностирования.

Успехи каждого ученика носят наглядный и «сравнимый» с прежними его успехами, характер.

Обязательна доброжелательность в обсуждении оценок  и совместный с детьми анализ.

После выполнения работы проверяются ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются и одновременно заносятся в таблицу.

Заполненная таким образом таблица представляет диагностическую карту.

                       

                            Диагностическая карта по математике

Список

Вычислительные навыки

Решение задач

Величины

Геом.матер

Оценка

Кач-во

+

-

х

:

+

-

х

:

Преобраз

Сравнен

Чертить

Р,S

Для отслеживания динамики при обучении чтению  делаю диагностическую карту

«Как мы читаем»  3 «А» класс

Список

  1 четверть

2 четверть

3четверть

4 четверть

год

темп

кол-во ошибок

темп

кол-во ошибок

темп

кол-во ошибок

темп

кол-во ошибок

темп

кол-во ошибок

В 3 «А» классе из 27 человек  20 обучающихся с проблемами в здоровье ( 1 ребёнок-инвалид, 19 детей с задержкой психического развития 7 вида).

Даже при таком подборе детей получены пусть и скромные, но положительные результаты.

                      Литературное чтение.

По итогам проверки техники чтения среди обучающихся с задержкой психического развития получены следующие данные личного роста .

№п/п

Список

Сентябрь

              Май

Темп чтения

(слов в мин)

Кол-во ошибок

Темп чтения

Кол-во ошибок

1

Б

31

19

41

10

2

В

22

21

34

15

3

Г

55

18

65

7

4

Д

48

20

51

9

5

К

41

15

47

7

6

К

60

14

70

5

7

К

50

25

57

15

8

Н

41

24

57

15

9

П

45

21

54

11

10

С

60

15

71

4

11

С

40

18

57

9

12

П

27

14

40

7

13

С

30

18

38

11

14

Х

53

14

64

7

15

Б

55

9

75

4

16

В

5 (слог)

18

32

10

17

М

30

14

46

9

18

С

40

18

65

9

19

Н

38 (март)

22

41

10

Из приведённой выше таблицы видно, что на начало учебного года не справлялись с нормой техники чтения 6 человек. А на конец учебного года 3 человека. Рост же личных достижений есть у каждого.

Качество обученности детей 7 вида не определяется.

                      Данные личного роста ребёнка – инвалида.

1

А

58

2

75

0

                      Данные личного роста обучающихся.

1

З

58

5

70

2

2

З

60

5

70

4

3

Л

45

7

58

5

4

М

65

2

75

0

5

П

50

8

65

4

6

У

57

5

70

2

7

Х

40

9

60

5

На начало учебного года качество -47%. (Не справлялись с нормой техники чтения 4 человека.

На конец учебного года качество – 71%. ( Не справились с нормой 2 человека.

                                  Русский язык.

По итогам контрольных срезов получены результаты личного роста обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку.

Список

На начало учебного года

На конец учебного года

Оценка

Кол-во ошиб

Оценка

Кол-во ошиб

1

Б

2/3

15

2/3

7

2

В

3/2

5

3/2

4

3

Г

3/2

5

3/3

4

4

Д

3/3

4

3/3

3

5

К

2/2

24

3/3

5

6

К

3/3

5

4/4

1

7

К

3/2

5

4/4

1

8

Н

3/2

5

3/3

5

9

П

3/2

5

3/3

3

10

С

3/3

5

3/4

3

11

С

2/3

19

2/2

7

12

П

2/3

15

2/2

8

13

С

3/2

5

2/3

6

14

Х

3/2

5

3/3

4

15

Б

3/3

5

5/4

0

16

В

2/2 под диктовку не пишет

2/2 пишет под диктовку

8

17

М

2/2

18

3/3

5

18

С

2/2

21

3/4

3

19

Н

2/2

15

3/2

5

Из приведённых выше данных видно, что у подавляющего большинства детей повысилась успеваемость. А снижение количества ошибок, допускаемых в диктанте, прослеживается у каждого обучающегося.

             Данные личного роста ребёнка-инвалида.

Список

На начало учебного года

На конец учебного года

Оценка

Кол-во ошиб

Оценка

Кол-во ошиб

1

А

4/4

1

4/5

1

            Данные личного роста обучающихся 3 «А» класса по русскому языку.

%

Список

На начало учебного года

На конец учебного года

Оценка

Кол-во ошиб

Оценка

Кол-во ошиб

1

З

4/3

2

3/3

2

2

З

4/4

1

5/5

0

3

Л

4/4

1

4/4

1

4

М

4/4

1

4/4

1

5

П

2/2

6

4/4

1

6

У

4/3

2

3/4

2

7         Х                        2/2                    15                       3/3                      5

Успеваемость по русскому языку на начало учебного года 75%, качество50%.

На конец учебного года успеваемость 100%, качество 62,5%.

                             Математика.

По итогам контрольных срезов по математике среди обучающихся с задержкой психического развития получены следующие данные личного роста.

%

Список обучающихся

Оценка на начало учебного года

Оценка на конец учебного года

1

Б

3

3

2

В

2

2

3

Г

3

3

4

Д

3

3

5

К

3

3

6

К

3

3

7

К

3

3

8

Н

3

3

9

П

2

2

10

П

3

3

11

С

3

3

12

С

2

2

13

С

2

2

14

Х

3

3

15

Б

3

3

16

В

2

2

17

М

2

3

18

С

2

3

19

Н

2

3

Успеваемость на начало учебного года 57,8%.  

Успеваемость на конец учебного года 73,6%.

Данные личного роста ребёнка- инвалида.

Список

Начало года

Конец года

1

А

4

5

 Данные личного роста обучающихся 3 «А» класса.

%

Список

Начало года

Конец года

1

З

3

3

2

З

4

4

3

Л

4

4

4

М

4

5

5

П

2

3

6

У

4

4

7

Х

3

3

Успеваемость на начало учебного года 87,5%. Качество62,5%.

Успеваемость на конец учебного года 100%. Качество62,5%.

                            Изучены материалы журналов «Народное образование»,

                             

                             « Завуч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи

Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...

Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста

В материале представлены интерактивные методы, которые можно использовать в обучении детей начальной школы....

Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста

Психологические стороны обучения детей младшего школьного возраста (Подборка психологических статей, статьи взяты из сети Internet, из печатных источников).Межличностные отношения (КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ...

Пути индивидуализации и интеграции обучения детей младшего школьного возраста.

Дидактические проблемы, над котор0й я работаю на протяжении многих лет «Языковое образование младших школьников.»На мой взгляд, более адекватно этой целиотвечают ра...

Диагностика развития детей младшего школьного возраста

Диагностика развития детей младшего школьного возраста...