Статья на тему: "Интерактивные кубы – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста"
статья

Болдарева Анастасия Сергеевна

Интерактивные кубы IMO-LEARN – один из новых вариантов интерактивного оборудования, разработанный для эффективного внедрения в образование интерактивных методов обучения. 

Используя интерактивные кубы IMO-LEARN, учитель может предлагать выполнять учащимся различные задания по математике, иностранным языкам, русскому языку или другим предметам. Кубы можно использовать в инклюзивном классе, поскольку помогают реализовать смену видов деятельности на уроке, повысить мотивацию младших школьников, позволяют воздействовать на многие сенсорные системы организма детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boldareva_statya_1.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Болдарева

г. Москва

ГАОУ ВО МГПУ ИСПО им. К.Д.Ушинского

Руководитель: А.Ю. Клюквина, преподаватель

ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУБЫ IMO-LEARN – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современный учитель постоянно сталкивается с проблемой мотивации школьников к учебной деятельности и их активного включения в образовательный процесс. Только активная познавательная деятельность ученика на уроке, его неподдельный интерес к изучаемому объекту на фоне положительных эмоций, позволяет лучше запомнить необходимый материал, надолго удерживать полученную информацию в памяти и безошибочно воспроизводить её спустя некоторое время. Использование традиционных средств обучения младших школьников на уроке уже невозможно без участия разнообразных технических средств, наряду с которыми популярными становятся интерактивные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО в образовательном процессе должны быть использованы разнообразные образовательные ресурсы, разработанные с позиции организации интерактивного взаимодействия с обучающимися. Именно к таким средствам можно отнести интерактивные кубы IMO-LEARN. Многие педагоги не знают про их существование или имеют теоретическое представление о таком оборудовании, но в большинстве своем не знают, как им пользоваться и применять на практике. Немаловажным фактором является и то, что немногие школы располагают таким современным оборудованием. Данная статья раскроет некоторые возможности использования такого оборудования в деятельности учителя и наглядно продемонстрирует тезис о том, что интерактивные кубы действительно могут являться эффективным средством обучения младших школьников.

Используя интерактивные кубы IMO-LEARN, учитель может предлагать выполнять учащимся различные задания по математике, иностранным языкам, русскому языку или другим предметам. Кубы можно использовать в инклюзивном классе, поскольку помогают реализовать смену видов деятельности на уроке, повысить мотивацию младших школьников, позволяют воздействовать на многие сенсорные системы организма детей. Например, ученики могут стучать по кубам, как по барабанам, трясти их для достижения образовательной задачи, совершать различные манипуляции, что также способствует развитию их общей моторики и координации движений. Так как кубы легко соединять между собой, их можно также использовать для постройки различных конструкций как по образцу, так по представлению учащихся.

Итак, интерактивные кубы IMO-LEARN – один из новых вариантов интерактивного оборудования, разработанный для эффективного внедрения в образование интерактивных методов обучения. Каждый интерактивный куб имеет неправильную форму, у него 6 граней, которые закруглены, и каждая грань имеет свои цветные метки и даже, если приглядеться, обозначение как у фишек домино. Благодаря своей форме, кубы отлично подходят для сидения: выпуклая грань позволяет безопасно покачиваться, скошенная - способствует правильной осанке. Кроме того, из-за отсутствия острых углов, вы можете быстро перестраивать пространство, не опасаясь детских травм. Кубы достаточно легки, чтобы дети имели возможность легко перемещать их в пространстве, а также совершать с ними простые манипуляции. У каждого куба есть отверстие для модуля, которое находится на стороне желтой метки на грани куба. Модуль - это датчик, который отображает на экране правильность выполненных заданий, с помощью Bluetooth-адаптера.  

Благодаря этому интерактивному оборудованию ученики будут двигаться значительно чаще, чем при использовании стандартной школьной мебели. Это самый простой и прямой способ к увеличению физической активности учеников во время учебы. Например, вы можете создать в классе активный уголок, где ученики будут пользоваться кубами iMO-LEARN, тем самым разминая свои мышцы на перемене, предотвращая гиподинамию, которая сопровождает их на протяжении многих уроков.

Итак, можно сформулировать несколько значимых позиций, в которых отражены преимущества использования интерактивных кубов iMO-LEARN на уроке:

- способствуют повышению мотивации и качества обучения;

- создают педагогические условия, позволяющие формировать у учащихся умения учиться;

- способствуют формированию познавательной и творческой активности учащихся;

- развивают умения учащихся ориентироваться в интенсивном информационном потоке, выделять необходимую информацию и обмениваться ею, используя современные технические средства;

- вносят соревновательный элемент в образовательный процесс;

- тренируют быстроту реакции учащихся, ускоряют осуществление мыслительных операций;

- позволяют включать игровые технологии в ходе проведения урочной и внеурочной деятельности;

- помогают с легкостью осуществить смену видов деятельности и способствуют снижению гиподинамии, которая присуща многим современным школьникам.

Интерактивные кубы помогают встраивать в ход урока разные виды двигательной активности, что способствует активному усвоению материала, а также предлагает бесконечный выбор физических упражнений для поощрения активного обучения во всех областях: математика, языки, упражнения на равновесие и различные головоломки.

Кубы iMO-LEARN можно легко интегрировать в различные классные комнаты, чтобы ученикам было интересно и весело усваивать учебный материал. В таком случае кубы могут стать частью образовательной программы. Использование интерактивных кубов на физминутке позволит отвлечь детей от грустных мыслей, например, после самостоятельной, или задать мотивационный настрой на предстоящий урок.

Есть много вариантов расположения кубов в пространстве учебной аудитории. Основные и самые популярные варианты: круг, полукруг, диалог (поставьте половину кубов iMO-LEARN во внутреннюю часть круга, а вторую - во внешнюю, таким образом вы создаете две группы, в которых ученики могут обсуждать различные вопросы в паре) и случайная рассадка. На кубах, как отмечалось выше, можно сидеть, стоять, их можно трясти, передавать соседу, а также переворачивать свой куб в правильную позицию в соответствии с образовательной задачей.

Рассмотрим конкретные задачи необходимости использования интерактивных кубов:

  1. Повышение двигательной активности (предусматриваются следующие виды активности: физическая активность; упражнения, способствующие развитию общей моторики и координации в пространстве; обучение в движении, т.е. реализация деятельностного подхода в обучении).

Физическая активность включает в себя разминку в течение не менее 5 минут, которая повышает пульс и сердцебиение.

Упражнения, способствующие развитию общей моторики и координации в пространстве, требуют определенных физических или умственных усилий. Цель – приток кислорода к мозгу и интенсивность включения в учебный процесс.

Обучение в движении – это физическая активность, которая позволяет воздействовать на разные анализаторные системы, тем самым положительно влияет на устойчивость познавательного интереса и качество запоминаемого материала.

  1. Обеспечение цифрового взаимодействия. Ученики могут показывать ответы при помощи кубов iMO-LEARN, переворачивая и тряся их. Система автоматически регистрирует ответы, а результаты сразу же отображаются на экране или в облачной системе, где учитель может моментально оценить ответы и знания учащихся.
  2. Продвижение группового обучения (а именно, положительная взаимосвязь с членами детского коллектива, индивидуальная и групповая ответственность за достижимый результат, прямое взаимодействие в процессе коллективных и индивидуальных заданий). Данное интерактивное оборудование позволяет обучать необходимым личным и групповым коммуникативным навыкам, а также быстро и эффективно оценивать действия группы.

Таким образом, можно говорить о том, что интерактивные Кубы – это, с одной стороны, для детей - игровой момент и увлекательный материал, с другой стороны, для учителя – эффективное средство закрепления знаний, умений и навыков, средство мотивации к учебной деятельности, которое можно использовать на разных этапах урока, а также с успехом найти применение и во внеурочной деятельности.

На официальном сайте Интерактивные кубы iMO-LEARN уже предоставлен в свободном доступе сборник упражнений с использованием кубов вне цифровой среды. Вы можете выбрать тип упражнения: баланс, головоломки, дидактические игры, минимальное количество кубов; время и возраст (условно). Такими упражнениями можно разнообразить урок, внести в него элементы игры, что для младших школьников особенно интересно и привлекательно.

Приведем примеры некоторых дидактических игр, которые может организовать педагог на уроке. Например, игра «Сколько гласных».

Ученики ставят свои кубы перед собой. Учитель стоит перед учениками и бросает свой куб iMO-LEARN. Ученики становятся на грань с числом, выпавшим на кубе учителя. Ученик, который первым встал на свой куб, поднимает руку и произносит слово с количеством гласных, соответствующих числу на кубе учителя. Пример: учитель бросает куб и выпадает число «2», ученики переворачивают куб этим числом вверх, становятся на него и говорят слово, в составе которого есть два гласных звука, например, «мама». На сайте разработчика можно найти ссылки на видео, которое дает полное представления о многих игровых заданиях. Такой вид деятельности поможет учителю сделать даже физкультминутку интереснее и по теме урока.

Игра «Ожившая сказка», который можно провести на уроке чтения: расскажите вместе с учениками сказку или какую-нибудь историю, используя кубы iMO-LEARN. Дайте каждому ученику определенную роль. По мере рассказа и появления героев истории, ученики должны будут взять куб и выполнить с ним действие, описанное в истории или сказке.
При выполнении данной игры можно воспользоваться интерактивной доской или планшетом, чтобы дополнить историю картинным рядом.

Часто бывает, что учащиеся устают на уроке записывать. Дадим им возможность освоить предмет при помощи активных движений и конструктора упражнений. Учитель можете создать собственные упражнения и предложить их выполнить своим ученикам. На сайте i3LEARNHUB педагог сможет создать свои собственные интерактивные игры. Перечень шаблонов для создания интерактивных упражнений достаточно большой: анаграмма, игра «виселица», сортировка, паззл и многое другое. Все игры можно создать в соответствии с тематикой уроков, создать тест, организовать самопроверку и даже подведение итогов урока.

Приведем пример алгоритм составления некоторых упражнений, которые может создать педагог самостоятельно, используя данное интерактивное оборудование. Для упражнения «множественный выбор» можно составить конкретные вопросы для урока математики и организовать на уроке небольшую викторину. Сначала, пользуясь интерактивной доской в специальной программе, разработанной для кубов iMO-LEARN, запишем вопрос «12 месяцев – сколько это?» (год) и разнообразные варианты ответов. Обращаем ваше внимание, что зеленый цвет, в составлении вопросов обозначает правильный ответ, а красный соответственно неправильный. Добавим следующий вопрос «Что легче – 1 кг ваты или 1 кг железа?» (Их масса одинакова). Пишем также неправильные варианты ответов: масса ваты; масса железа. Добавим по аналогии еще один вопрос «Назовите результат действия «вычитания»?» (Разность). (Неправильные ответы: сумма, делитель и т.п.). Нажимаем «далее», называем нашу активность произвольно, по желанию педагога (допустим, «викторина»), выбираем используемые инструменты и нажимаем «далее». Проверяем количество игроков и выбираем цветовую гамму для нашего задания. Поздравляем, ваше задание готово!  В данной игре начальное положение кубика не имеет особого значения. Для выбора ученики переворачивают свой кубик так, чтобы грань, соответствующая, по их мнению, правильному ответу, была обращена наверх и начинают сильно трясти, только тогда ответ будет засчитан.  Не забудьте индикатор вставить в куб. Он загорится зеленым огоньком, если ребенок даст правильный ответ. Это поможет ученику мгновенно понять, правильно он ответил на вопрос или нет. Для учителя на экране будут автоматически отображаться выбранные ответы детей, даже элементарные диаграммы для понимания правильности выполнения заданий всеми учащимися.

Подобные интерактивные тесты помогут младшему школьнику не только усвоить учебный материал, но и воспитать у него адекватную самооценку к выполнению своей работы, что окажет положительное влияние на развитие его самостоятельности. В подобном тесте могут принимать участие от двух учеников и даже целые команды, в зависимости от количества имеющихся в образовательном классе интерактивных кубов.

Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что интерактивные кубы являются эффективным средством обучения детей младшего школьного возраста, которое поможет им усвоить и закрепить учебный материал интересным способом. Надеемся на дальнейшую возможность изучения данной темы в нашей педагогической работе, так как считаем, что использование интерактивных технологий в обучении младших школьников достаточно актуально. Именно изучение современных интерактивных средств обучения и возможности их использования еще на этапе обучения в системе среднего профессионального образования, с которыми мы знакомимся в процессе становления своей профессиональной деятельности, способствует перестройке профессионального сознания и определяет вектор движения к становлению профессионального мастерства будущего педагога. 

Библиографический список

  1. Интерактивные кубы iMO-LEARN // i3-Technologies URL: http://lab.digis.ru/imo-learn  (дата обращения: 2020).
  2. Интерактивные кубы // iMO-LEARN Начните двигаться URL: https://digis.ru/upload/iblock/9f3/Interaktivnye-kuby_Primery-aktivnostey.pdf 
  3. Интерактивные кубы iMO-LEARN // i3-Technologies Руководство пользователя URL: https://123azbuka.ru/upload/iblock/3ac/3ac0c84ac85722c2e087c51c8c0e04a3.pdf 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи

Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...

статья: Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста

Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детеймладшего школьного возраста Черевичная Н.Н., Пионтек А.В.ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт Петербурга «Сказка – лож...

Статья "Система заданий по формированию регулятивных умений у детей младшего школьного возраста. Работа с планом."

Данная работа получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе педагогичесго мастерста, проводимом редакцией Просвещение 13 февраля 2015 года....

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »

Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...

куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей младшего школьного возраста"

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики рук и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-л...