Урок литературного чтения 4класс "Школа 2100"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Этот урок проводится двумя преподавателями: учителями 4 и 5-ого класса. Для тех кого интересует преемственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МИНИАТЮРЫ Г.Цыферова._Microsoft_Office_Word_97_-_2003.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: литературное чтение
Тип урока: обучение чтению нового текста.
Тема: Миниатюры Геннадия Михайловича Цыферова
Класс: 4 класс
Технологии: деятельностного подхода, технология коллективной мыслительной деятельности
Аннотация:
Цель: продолжить знакомство с творчеством Г.Цыферова; формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения; развивать умения мыслить, воображать; воспитывать культуру учебного диалога.
Задачи: обучение деятельности, формирование личностных качеств…
Методические приемы: беседа, выразительное чтение, творческая работа.
Оборудование: портрет Г.М.Цыферова, букетик вербы; иллюстрации (Весна-красна, ручей, капель, туман, солнце – «оживленные»), картины весны; словарные слова (импровизатор, миниатюра, звукопись, аллитерация, олицетворение, метафора, эпитет), творческие листы,фломастеры (карандаши), магнитофон.
Данный урок провели в рамках эксперимента и семинара по преемственности: учитель начальных классов, работающий ныне и учитель среднего звена в 5 классе.
Структура соответствует уроку данного вида:
- Этап. Работа с текстом до чтения, цель названного этапа является развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
- Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрации, которые предшествуют тексту, затем высказывают свои предположения о теме, содержании.
- Дети, читая текст (для себя, затем вслух), уточняют свои предположения.
Словарная работа также ведется по ходу чтения, тем самым она становится мотивированной. На этом же этапе ведется и размышления о творчестве писателя.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
- Подготовленные дети читают текст, затем самостоятельно с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
- Далее выборочное чтение вслух, комментируемое учителем и при котором дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).На этом этапе проводится творческая работа.
На протяжении всего урока реализовывали такие направления работы по чтению:
- обучение приемам понимания текста;
- создавали условия для эмоционального переживания прочитанного;
-вели работу над совершенствованием техники чтения;
-обучали приемам понимания текста;
- вели работу над литературоведческими понятиями
- вели работу по анализу текста;
- организовывали работу по развитию умений и навыков и других видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма
Развивали на данном уроке и интерес к чтению.
Мобилизирующим моментом, конечно, является творческая работа.
Учет факторов, влияющих на физическое и психологическое здоровье детей.
Создание комфортных условий для работы учащихся является обеспечение ситуации успеха, через развитие творческих способностей учащихся.
/Запись на доске/
Эпиграф: Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе,
стремится вносить в свою жизнь красоту.
М. Горький
Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов
Методические приемы: беседа, выразительное чтение, творческая работа.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (Любови Геннадьевны) о целях и задачах урока.
Определение темы урока.
- Ребята, сегодня на уроке литературы мы с вами будем читать, размышлять, творить. По оформлению доски выскажите предположение о теме нашего урока.
II. Работа с текстом до чтения.
Предлагаю прочитать авторский текст и проверить свои предположения. (Учебник с.208)
-Какие предположения подтвердились? Поделитесь своими находками.
А теперь заглянем мы, как Пушкин встарь, в ученый наш словарь!
Импровизатор (открывается карточка на доске) Кто это?
( Это такие люди, к которым слова приходят мгновенно. Человек, который каждый раз ищет то, чего нельзя сказать, - неизъяснимое: улыбку ветра, память дождя.)
- Мы с вами уже знакомились с творчеством Г.Цыферова.
Найдите в тексте описание его внешности.
(Человек средних лет в очках, с маленькой бородкой и очень скромный.)
Рассмотрите на творческих листах его портрет.
Таким ли себе представляли Геннадия Цыферова?
III . Размышления о творчестве писателя.
-Что читали?
-Чем необычны эти сказки? Что их отличает?
-Какой вывод можем сделать о творчестве писателя? (В текстах проявляется особая зоркость писателя, умение выражать образную мысль сжато и точно).
Миниатюра (зарисовка) (открывается карточка на доске)
-Что это такое? (Это такие крохотные сказки, похожие на картинки. Мини…)
-Почему эти произведения нужно читать закрытыми глазами? ( В таком случае картинки, рисуемые в сказке, можно представить ярче, выразительнее, образнее.)
Ш. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение миниатюр Г. Цыферова подготовленными учениками.
-Закройте глаза и послушайте чтение миниатюр.
А теперь прочитайте миниатюры самостоятельно.
-Какая показалась самой волшебной? Самой нежной? Самой неожиданной?
-Соотнесите иллюстрации, представленные на доске, с миниатюрами?
Отметьте черты сходства и различия и прокомментируйте свои ответы.
2) Наблюдение над рождением образа.
-За счет чего миниатюры получаются яркими, образными, выразительными?
-Какие изобразительно-выразительные художественные средства присутствуют здесь?
Приведите примеры.
(Звукопись, метафора, эпитет, олицетворение).
-Сегодня вы работаете на творческих листах.
-В разделе словарь подберите к этому термину определение и запишите термин на нужной строке.
- Используйте эти выразительные художественные средства в своей творческой работе, к которой мы переходим сейчас.
- Работать будем в группах: чтецы, художники, писатели.
- Чтецы работают над выразительным чтением миниатюр Г.Цыферова,
художники рисуют картины по предлагаемым темам в творческих листах.
-Писатели, чтобы ваша работа была стройная и соразмерная, вспомните памятку
«Как написать зарисовку»
- Используйте нужные слова. Их вы также найдете в памятке.
- А теперь определитесь с темой.
- И еще один совет вам, ребята. Будьте внимательны к слову, избегайте неоправданных повторов. Сосредоточьтесь и пишите как бы для самого себя или для самого дорогого человека на свете. И пусть эта приятная мелодия поможет вам в ваших творениях.
Мы же с Татьяной Александровной поддержим вас.
- Творческая работа (в группах) (Учителя рядом с ребятами)
VI. Презентация творческих работ.
- Итак, работа закончена. Нам остаётся проанализировать некоторые и выявить художественные находки.
- Выступление «артистов». Ребята по очереди выходят к доске и читают миниатюры Г.Цыферова. Ребята оценивают выступающих.
- «Художники» прикрепляют к доске свои рисунки.
- Узнайте в рисунке миниатюру Г.Цыферова
- «Писатели» представляют свои творения. Указывают выразительные художественные средства.
- Ребята, в будущем году вы продолжите работу с изобразительно-художественными средствами и узнаете, что звукопись по-другому называется аллитерацией. Это еще одно словарное слово на нашем уроке (открывается карточка на доске, и дети записывают новый термин в словарь рядом с термином «звукопись»).
VII. Вывод. Итог урока.
-Сегодня вы маленькие, но художники, потому что, как и Г.Цыферов, стремились передать красоту с помощью метко подобранного письменного или устного слова или кисти художника.
- Думаю, что работы получились у всех: у кого-то лучше, у кого-то скромнее.
- И чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Доработать свои миниатюры артистам. Художникам и чтецам написать свои миниатюры.
- Мы благодарим вас за урок. Всего доброго!
Творческий лист
Миниатюры
Геннадия Михайловича Цыферова
Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе,
стремится вносить в свою жизнь красоту.
М. Горький
I.Словарь изобразительно-выразительных художественных средств
- ----------------- есть скрытое значение (Как что? Словно..., будто…). Перенос по сходству (употребляется в переносном значении).
- --------------- представление неодушевленного предмета, явления как одушевленного живого существа.
- ------------------ художественное определение. Используют обычно, как цветопись, для передачи выражения чувств, настроений, оценки чего-либо; помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопрос какой? (-ое, -ая). «Слова- краски».
- ------------------ подбор одинаковых или похожих звуков (повтора согласных звуков).
II. Сочини свою миниатюру на любую из тем:
«Весна», «Солнце», «Листок», «Ручеёк».
III. Памятка
Как написать зарисовку
- Смотрю.
- Наблюдаю.
- Чувствую.
- Записываю.
- Придумываю заголовок.
IV. Используй слова при написании миниатюры
Тема | Эпитет (Какой? Какая? Какое?) | Метафора | Олицетворение (Что сделала? Что делает?) | Звукопись (Аллитерация) |
Весна | Нарядная, дружная, цветущая, чудесная, юная, ранняя, запоздалая | Пришла, нарядила, украсила, вдохновила, разбудила | ||
Солнце | Ласковое, яркое, приветливое, нежное, радостное, лучезарное, живое, творящее | Греет, светит, творит, сияет, горит, заботится, встречает, ласкает лучами, плывет | ||
Листок | Душистый, клейкий, первый, зеленый, молодой, бархатистый | Распускаются, появляются, радуют | ||
Ручеёк | Звонкий, серебристый, говорливый, быстрый, стремительный | Звенит, журчит, бежит, стремится, серебрится, торопится, поёт | Жур-жур… |
________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
/Обратная сторона листа/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование Литературное чтение "Школа 2100" 3 класс
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению Развернутое календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе программы Р. Н. Буне...
Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение"И кот ученый свои мне сказки говорил"
Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...
Урок по программе "Школа 2100" 3 класс литературное чтение "И кот ученый свои мне сказки говорил"Обобщение
Урок по литературному чтению по программе "Школа 2100" для 3 класса.Тема : "И кот ученый свои мне сказки говорил..."...
Тематическое планирование уроков литературного чтения "Школа 2100" 3 класс
Тематическое планирование к учебнику "В одном счастливом детстве"...
Конспект урока литературное чтение Школа 2100
Конспект урока рекомендую провести с использованием аудиокниги и презентации....
Презентация к уроку литературного чтения "Школа 2100" 3 класс Б.Заходер "Вредный кот"
Данная презентация может быть использована как на уроке чтения, так и во внеклассной работе....
Презентация к уроку литературного чтения "Школа 2100" 3 класс В.Берестов "Честное гусеничное"
Данная презентация используется при изучении творчества В.Берестова...