Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Здоровый образ жизни" (с использованием метода интеллект-карт)
план-конспект занятия (средняя группа)

Ольховская Ксения Олеговна

Технологическая карта разработана для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Здоровый образ жизни". В занятии применяется метод интеллек-карт, который способствует повышению интереса детей к занятиям, их познавательной активности, формирует умение рассуждать и строить причинно-следственные связи. Цель занятия: расширять и систематизировать знания о здоровом образе жизни через составление интеллект-карты в познавательном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zozh.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Брусничка»

Технологическая карта

Тема: «Здоровый образ жизни» 

«Ознакомление с окружающим миром»

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                Выполнила:

                                                                                                                                                                                воспитатель

                                                                                                                                                                                 Ксения Олеговна      

                                                                                                                                                                               Ольховская.

2024г.

Актуальность: в сфере дошкольного образования развиваются динамичные процессы, сопровождаемые множеством организационных и содержательных преобразований: реализацией ФГОС ДО, обновлением образовательных программ и изменениями в информационной среде, в которой растёт ребёнок. В эпоху информационных технологий всё острее стоит вопрос о том, как помочь детям справится с потоком информации, открывая перед ними взаимосвязь событий и явлений, а также понимание причинно-следственных связей. ФГОС ДО подчёркивает необходимость поиска новых средств развития ребёнка через разнообразные методики и технологии, способствующие формированию у дошкольников интегративных качеств личности: любознательности, активности, а также навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В этом контексте активно разрабатываются методы стимуляции творческих способностей детей и развития мышления. Одним из наиболее эффективных инструментов становится использование интеллект-карт – графического изображения информации, позволяющего видеть сложные взаимосвязи между понятиями и проблемами.

Цель: развитие познавательных процессов и психических функций дошкольников через внедрение метода интеллект-карт в образовательный процесс.

Гипотеза: применение интеллектуальных карт повысит интерес детей к занятиям, их познавательную активность и творческий потенциал, формируя умение рассуждать и строить причинно-следственные связи.

Новизна: дети становятся активными участниками на всех этапах работы, что не только повышает их самооценку, но и создаёт ситуацию успеха для каждого из них.

Дата

14.10.2024г.

Тема

«Здоровый образ жизни».  

Возраст

4-5 лет

Разработчик

Воспитатель Ольховская Ксения Олеговна

Культурная практика 

«Ознакомление с окружающим миром» 

Культурно-смысловой контекст 

Образовательная деятельность с использованием метода интеллект - карты

Образовательные области

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:

Расширять и систематизировать знания о здоровом образе жизни через составление интеллект-карты в познавательном развитии

Образовательные задачи

Обучающие: формировать бережное отношение к своему организму, желание выполнять различные упражнения, игры для профилактики различных заболеваний.

Развивающие: продолжать развивать активный словарь, связную речь, память, внимание, мышление через составление интеллект-карты

Воспитательные: воспитывать в детях привычку к здоровому образу жизни

Планируемые результаты

В результате дети смогут:

- бережно относиться к своему организму, выполнять различные упражнения для профилактики заболеваний.

- составлять рассказы о здоров образе жизни с опорой на интеллект-карту

- иметь возможность самостоятельно проявлять привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование и материалы

Карточки с загадками, картинки с изображением режимных моментов, «Чудесный мешочек» с предметами личной гигиены, муляжи продуктов питания (полезные и вредные), ватман, фломастеры, картинки для составления интеллект-карты

Предварительная работа

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный этап

Приветствие «Давайте поздороваемся» (здороваться, значит желать друг другу здоровья)

Цель: формирование положительных отношений между детьми и воспитателями

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Проблемно-ориентированный этап

Создание проблемной ситуации: в группу входит чумазая девочка и жалуется на плохое самочувствие и предлагает детям грязное яблоко.

Акцентные вопросы:

Кто к нам пришёл? Как вы считаете, почему она может себя плохо чувствовать? Разве можно есть грязными руками? Мы можем ей помочь? А как? Что мы будем делать?

Дети внимательно слушают воспитателя, принимают решение о выполнении задания. Совместно с воспитателем формулируют цель.

Информационный этап

Чумазая девочка сообщает, о плохом самочувствии. Говорит, что не знает, что такое здоровье, не умеет делать зарядку, никак не может запомнить, что нужно делать, чтобы быть здоровой

Воспитатель спрашивает детей: что же делать? С помощью акцентных вопросов создает условия для целеполагания и совместно с детьми формулирует цель деятельности.

Предлагает составить умную карту (интеллект-карта), которая поможет всё запомнить

 Дети принимают решение помочь Чумазой девочке, рассказать ей всё о здоровом образе жизни и составить для неё умную карту

Практический этап

Детям загадываем загадки, отгадки располагаем по стрелочкам разных цветов от картинки в центре ватмана. Предлагаем детям выбрать по какой стрелочке сначала пойдём, о чём расскажем

 I.Задание.

«Чудесный мешочек» - предлагаем детям на ощупь определить предметы гигиены и назвать их. Изображения предметов после отгадывания располагаем по стрелочкам второго уровня

Предполагаемые вопросы:

Давайте узнаем, кто находится в мешочке? Подумайте, для чего это используют, можно ли этим делиться с друзьями

II. Задание.

 «Полезная и вредная еда» - предлагаем из предложенных муляжей выбрать продукты, полезные для здоровья. Картинки правильных ответов располагаются по соответствующей стрелочке.

 Предполагаемый вопрос: для чего полезен этот продукт?

III Задание

«Режим дня» - предлагаем детям высказывания о режимных моментах и спорте. Предлагаем детям хлопать в ладоши, если они согласны с высказыванием и топать ногами, ели не согласны. Картинки с правильными ответами располагаются на интеллект-карте

Дети отгадывают загадки, ответы располагают на ватмане по подготовленным стрелкам

Дети на ощупь определяют предметы личной гигиены и называют их.

Дети, разделившись на две команды, бегают к муляжам, выбирая только полезные продукты. Затем проверяют правильность выполнения

 

Оценочно-  Рефлексивный этап

этап

 Педагог составляет интеллект – карту, опираясь на ответы детей

Воспитатель проводит беседу с детьми оценочного характера.

Предполагаемые вопросы:

 Чем мы сегодня занимались? Для чего мы это делали? Всё ли у нас сегодня получилось? Предлагает детям показать класс, если было интересно и всё получилось; и скрестить руки на груди, если что-то не получилось или было скучно.

В это время чумазая девочка умывается, приводит себя в опрятный вид. Благодарит детей за умную карту. Теперь она точно ничего не забудет

Дети оценивают свою деятельность, размышляют, рассуждают. Делятся своими впечатлениями, показывая характерные жесты руками.

Список литературы и электронных образовательных ресурсов.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /

Самоанализ учебного занятия.

Цели и задачи поставлены с учетом возраста детей.

Воспитанники проявляют интерес к деятельности.

 С помощью педагога дети смогли сформулировать цель занятия, спланировать самостоятельную деятельность;

 самостоятельно делают элементарные выводы.

Дети взаимодействуют со сверстниками в коллективе (команде), проявляют самостоятельность, самоконтроль.

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Полезный и опасный огонь»

Цель занятия:  формировать у детей представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, через использование интерактивной игрыЦель занятия для ребенка: изучить пра...

Технологическая карта занятия по окружающему миру "Юпитер" в подготовительной к школе группе

Технологическая карта занятияФИО: Кичакова Евгения ИгоревнаОбразовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Тема занятия: Пла...

Технологическая карта занятия по окружающему миру

Дошкольников необходимо знакомить с  традициями, укладом жизни своих предков. Предметы интерьера старинной русской избы,  хороводные игры, потешки, народные песни все это неотьемлемая часть ...

Технологическая карта занятия по окружающему миру на тему «Поход в лес»

Актуализация знаний и представлений детей о лесе и его значении в жизни людей....

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Путешествие на озеро Байкал"

Создать условие для познавательного и коммуникативного развития детей в процессе ознакомления с родным краем. ...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая картаобразовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...