Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ильина Оксана Валерьевна

Технологическая карта

образовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе

 

ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополёк»

   Тема: Ознакомление с художественной литературой. Сказка Н.Сладков «Медведь и солнце».

Культурная практика: Речевая деятельность.

Культурно-смысловой контекст: метод «интеллект - карт»

Цели занятия: Закрепляем умение слушать сказку и учим пересказывать, используя метод «интеллект – карта»

Задачи:

Обучающие: Речевое развитие:

- закреплять умение слушать сказку;

активизировать словарный запас;

- совершенствовать связную речь;

- совершенствовать умение составлять «интеллект - карту»;

- продолжать упражнять детей в предсказывании сказки опираясь на «интеллект – карту»

Познавательное развитие:

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги – формата А4, располагать картинки в указанном направлении;

- продолжать учить выполнять задания по словесной инструкции;

- развивать умение детей «оформлять» интеллект - карты в ходе прочтения сказки.

Социально – коммуникативное развитие:

- развивать умение работать по образцу, точно выполнять словесную инструкцию;

- воспитывать организованность;

- формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;

- поощрять инициативу;

- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

- совершенствовать умения детей поддерживать беседу, высказывать точку зрения.

Физическое развитие:

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

 Словарная работа: Просочилась, слякоть, уклон, покосолапил.

Средства: Иллюстрации к сказке НСладкова «Медведь и солнце», игра «Думай, отвечай», аудиозапись «Журчанье весны». Листы бумаги формата А4, на каждую подгруппу детей. Наборы иллюстраций к сказке, для составления «интеллект – карт», фломастеры, клей.

 Способы: Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится», вопросы к детям, рассматривание иллюстраций к сказке НСладкова «Медведь и солнце»; картинки с изображением ранней весны, речевое упражнение «Скажи иначе»«Думай, отвечай», положительная оценка, формирование «интеллект - карт».

 Форма организации: фронтальная, подгрупповая.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны.

 Планируемые результаты: умение пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок.

 

 

Этапы

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап (вводная часть)

1. Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

 - Дети, я вам хочу прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Чтение отрывка из стихотворения:

«Зима недаром злится…

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора»

- Дети, а как шумит весна?

- Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна (слушание записи «Весна журчит»)

Дети внимательно слушают,

Внутренняя мотивация на деятельность.

2

 

 

 

 

 

2/1

Основной этап

 

 

 

 

 

Этап постановки проблемы. 

Решить поставленные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

- Дети, какие звуки вы слышали? Выявить имеющиеся знания по теме занятия, подготовить детей к восприятию нового материала

Речевое упражнение:

«Скажи иначе»

Солнце сияет, как можно еще сказать?

- Снег проседает.

- Вода бежит.

-Дети, вы знаете, что медведи спят в берлогах, а весной просыпаются.

 -Хотите я вам прочитаю сказку НСладкова «Медведь и солнце»

Развитие познавательного интереса детей. Стимулирование детской интеллектуальной деятельности.

 

 

 

 

Ответы детей

Сверкает, ласкает, радует, припекает,

Чернеет, тает, оседает.

Капает, журчит, течет.

 

 

Да, хотим.

Умеют выражать свои мысли.

Проявляют умение слушать других.

2/2

Этап восприятия материала 

Познакомить с новой сказкой, развивать связную речь.

Воспитывать умение поддерживать беседу и высказывать точку зрения. Чтение сказки «Медведь и солнце» Н. Сладкова «Просочилась вода в берлогу»

Медведю штаны промочила.

-Чтоб ты, слякоть. Пересохла совсем!» - заругался медведь.

-Вот я тебе сейчас!

Испугалась вода; зажурчали тихим голосом:

- Не я, Медведюшко, виновата, снег во всем виноват. Начал таять. Воду пустил.

А моё дело водяное – теку под уклон.

-Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! Взревел медведь.

Побелел Снег, испугался, захрипел с перепугу:

- Не я Медведь, виноват, солнце виновато. Так припекло, прижгло, растаешь тут! А что «сейчас»Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать, сияет себе, снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит. Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил, штаны сушить, весну встречать.

- А сейчас дети ответьте мне на вопросы.

- Почему медведь рассердился?

- Почему вода была не виновата?

- Как снег оправдывался?

- Мог ли медведь что-нибудь сделать Солнцу?

- Что пришлось делать Медведю?

- Какое время года наступило?

- С чего начинается весна?

Мы немного с вами устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка:

«Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил

Наклонился взад-вперед,

Вот он по лесу идет,

Ищет Мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки».

Наконец Медведь наелся и на бревнышке уселся.

-Ребята проходим за столы, там приготовлены иллюстрации к сказке.

- Рассмотрели, составим «интеллект -карты» по сказке?

- Что расположим в центре листа?

- Вспомните последовательность событий в сказке.

Воспитатель наблюдает, за деятельностью детей при необходимости помогает. Следит за осанкой, во время выполнения работы.

Дети сидят на ковре внимательно слушают сказку и рассматривают иллюстрации к сказке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Весна

Ответы детей

 

 

 

 

Повороты вправо-влево

Потягивание, руки вверх.

 

 

Вращение головой

наклоны вперед-назад

 

Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, а потом наоборот.

 

 

 

 

Дети садятся за столы

 

Да составим.

 

Ответы детей?

 

Дети обсуждают и составляют «интеллект - карты в подгруппах.

Умеют внимательно слушать, выражать свои мысли.

Проявляют умение слушать других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа по формированию «Интеллект - карт»

Работа в подгруппах.

Дети продолжают учиться формировать «интеллект - карту» из готовых иллюстраций.

2/3 

Этап практического решения проблемы

Формировать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные.

 -А сейчас дети, мы с вами поиграем в игру «Думай, отвечай», я вам буду задавать вопросы, а вы будите смотреть на свои «интеллект –карты» и мне отвечать.

- Весной снег (Что делает)

- Сосульки (Что делают)

- Весной солнце (Что делает)

- Почки на деревьях (Что делают)

- Ручей (Что делает)

Медведь весной (Что делает)

- На лесных полянках появляются (Что появляются)

- Птицы весной (Какие)

     - Молодцы дети, приметы весны вы знаете очень хорошо.

 

 

 

 

Ответы детей

Чернеет, тает

Тают на солнце

Пригревает, ярче светит

Набухают

Течет, журчит

Просыпается, выходит из берлоги.

Подснежники, молодая травка, первые проталины.

Звонкие радостные, голосистые.

 

Активность в процессе речевой деятельности

3

Заключительный этап

Формировать умение анализировать свою деятельность.

- Ребята вы хорошо поработали и у каждой подгруппы получились отличные «Интеллект – карты»

- Расположим их на нашей доске.

 - О каком времени года говорится в сказке «Медведь и солнце»?

- Какие приметы весны вы знаете?

- Кому было легко на занятии – потопаем.

- Кому было трудно на занятии – похлопаем.

- Кому было интересно – улыбнитесь.

 

 

 

Дети демонстрируют свои «интеллект – карты»

 

 

Ответы детей.

 

 

Оценивают своё эмоциональное состояние в конце занятия

Речевое взаимодействие всех участников занятия.

Осознание себя как участника познавательного процесса.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия на тему игра-путешествие «Сокровища пустыни»

Основной вид детской деятельности:  Игровая, изобразительная Форма проведения мероприятия: Подгрупповая Используемые образовательные технологии: Игровая, Здоровьесберегающая Цель в...

Технологическая карта занятия по теме "Усатый - полосатый" в старшей группе

Данное занятие проводится  в  старшей группе по теме "Усатый-полосатый". Проводя  занятие мы  знакомим  детей передавать образ котенка,  используя  навыки...

Технологическая карта занятия на тему "Заучивание шуточного стихотворения Агнии Барто "В защиту Деда Мороза"

В данном документе представлена технологическая карта занятия по художественной литературе....

Технологическая карта занятия "Сочиним сказку" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Технологическая карта занятияПо образовательной области «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»старшая группаТема: «Формирование у детей 5-6- лет умения пользоваться алг...

Технологическая карта занятия "Не понимаю!" по смысловому чтению с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Цель–Формирование умения у  детей старшего дошкольного возраста предпосылок умения анализировать прослушанный текст.Образовательные: - Закреплять умение детей правильно задавать вопросы.- Ф...

Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...