Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта
образовательной деятельности с детьми 5-6 лет в старшей группе
ФИО: Ильина Оксана Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополёк»
Тема: Ознакомление с художественной литературой. Сказка Н.Сладков «Медведь и солнце».
Культурная практика: Речевая деятельность.
Культурно-смысловой контекст: метод «интеллект - карт»
Цели занятия: Закрепляем умение слушать сказку и учим пересказывать, используя метод «интеллект – карта»
Задачи:
Обучающие: Речевое развитие:
- закреплять умение слушать сказку;
- активизировать словарный запас;
- совершенствовать связную речь;
- совершенствовать умение составлять «интеллект - карту»;
- продолжать упражнять детей в предсказывании сказки опираясь на «интеллект – карту»
Познавательное развитие:
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги – формата А4, располагать картинки в указанном направлении;
- продолжать учить выполнять задания по словесной инструкции;
- развивать умение детей «оформлять» интеллект - карты в ходе прочтения сказки.
Социально – коммуникативное развитие:
- развивать умение работать по образцу, точно выполнять словесную инструкцию;
- воспитывать организованность;
- формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
- поощрять инициативу;
- формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
- совершенствовать умения детей поддерживать беседу, высказывать точку зрения.
Физическое развитие:
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Словарная работа: Просочилась, слякоть, уклон, покосолапил.
Средства: Иллюстрации к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце», игра «Думай, отвечай», аудиозапись «Журчанье весны». Листы бумаги формата А4, на каждую подгруппу детей. Наборы иллюстраций к сказке, для составления «интеллект – карт», фломастеры, клей.
Способы: Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится», вопросы к детям, рассматривание иллюстраций к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»; картинки с изображением ранней весны, речевое упражнение «Скажи иначе», «Думай, отвечай», положительная оценка, формирование «интеллект - карт».
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны.
Планируемые результаты: умение пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок.
№ | Этапы | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
1. | Организационно-мотивационный этап (вводная часть) | 1. Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. - Дети, я вам хочу прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Чтение отрывка из стихотворения: «Зима недаром злится… Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора» - Дети, а как шумит весна? - Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна (слушание записи «Весна журчит») | Дети внимательно слушают, | Внутренняя мотивация на деятельность. | |
2
2/1 | Основной этап
Этап постановки проблемы. | Решить поставленные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. - Дети, какие звуки вы слышали? Выявить имеющиеся знания по теме занятия, подготовить детей к восприятию нового материала Речевое упражнение: «Скажи иначе» - Солнце сияет, как можно еще сказать? - Снег проседает. - Вода бежит. -Дети, вы знаете, что медведи спят в берлогах, а весной просыпаются. -Хотите я вам прочитаю сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце» | Развитие познавательного интереса детей. Стимулирование детской интеллектуальной деятельности.
Ответы детей Сверкает, ласкает, радует, припекает, Чернеет, тает, оседает. Капает, журчит, течет.
Да, хотим. | Умеют выражать свои мысли. Проявляют умение слушать других. | |
2/2 | Этап восприятия материала | Познакомить с новой сказкой, развивать связную речь. Воспитывать умение поддерживать беседу и высказывать точку зрения. Чтение сказки «Медведь и солнце» Н. Сладкова «Просочилась вода в берлогу» - Медведю штаны промочила. -Чтоб ты, слякоть. Пересохла совсем!» - заругался медведь. -Вот я тебе сейчас! Испугалась вода; зажурчали тихим голосом: - Не я, Медведюшко, виновата, снег во всем виноват. Начал таять. Воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон. -Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! Взревел медведь. Побелел Снег, испугался, захрипел с перепугу: - Не я Медведь, виноват, солнце виновато. Так припекло, прижгло, растаешь тут! А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать, сияет себе, снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит. Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил, штаны сушить, весну встречать. - А сейчас дети ответьте мне на вопросы. - Почему медведь рассердился? - Почему вода была не виновата? - Как снег оправдывался? - Мог ли медведь что-нибудь сделать Солнцу? - Что пришлось делать Медведю? - Какое время года наступило? - С чего начинается весна? Мы немного с вами устали, давайте отдохнем. Физкультминутка: «Мишка вылез из берлоги Огляделся на пороге. Потянулся он со сна: К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил Наклонился взад-вперед, Вот он по лесу идет, Ищет Мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки Для медведя витаминки». Наконец Медведь наелся и на бревнышке уселся. -Ребята проходим за столы, там приготовлены иллюстрации к сказке. - Рассмотрели, составим «интеллект -карты» по сказке? - Что расположим в центре листа? - Вспомните последовательность событий в сказке. Воспитатель наблюдает, за деятельностью детей при необходимости помогает. Следит за осанкой, во время выполнения работы. | Дети сидят на ковре внимательно слушают сказку и рассматривают иллюстрации к сказке.
Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Весна Ответы детей
Повороты вправо-влево Потягивание, руки вверх.
Вращение головой наклоны вперед-назад
Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, а потом наоборот.
Дети садятся за столы
Да составим.
Ответы детей?
Дети обсуждают и составляют «интеллект - карты в подгруппах. | Умеют внимательно слушать, выражать свои мысли. Проявляют умение слушать других.
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Практическая работа по формированию «Интеллект - карт» Работа в подгруппах. Дети продолжают учиться формировать «интеллект - карту» из готовых иллюстраций. | |
2/3 | Этап практического решения проблемы | Формировать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные. -А сейчас дети, мы с вами поиграем в игру «Думай, отвечай», я вам буду задавать вопросы, а вы будите смотреть на свои «интеллект –карты» и мне отвечать. - Весной снег (Что делает) - Сосульки (Что делают) - Весной солнце (Что делает) - Почки на деревьях (Что делают) - Ручей (Что делает) - Медведь весной (Что делает) - На лесных полянках появляются (Что появляются) - Птицы весной (Какие) - Молодцы дети, приметы весны вы знаете очень хорошо. |
Ответы детей Чернеет, тает Тают на солнце Пригревает, ярче светит Набухают Течет, журчит Просыпается, выходит из берлоги. Подснежники, молодая травка, первые проталины. Звонкие радостные, голосистые.
| Активность в процессе речевой деятельности | |
3 | Заключительный этап | Формировать умение анализировать свою деятельность. - Ребята вы хорошо поработали и у каждой подгруппы получились отличные «Интеллект – карты» - Расположим их на нашей доске. - О каком времени года говорится в сказке «Медведь и солнце»? - Какие приметы весны вы знаете? - Кому было легко на занятии – потопаем. - Кому было трудно на занятии – похлопаем. - Кому было интересно – улыбнитесь. |
Дети демонстрируют свои «интеллект – карты»
Ответы детей.
Оценивают своё эмоциональное состояние в конце занятия | Речевое взаимодействие всех участников занятия. Осознание себя как участника познавательного процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия на тему игра-путешествие «Сокровища пустыни»
Основной вид детской деятельности: Игровая, изобразительная Форма проведения мероприятия: Подгрупповая Используемые образовательные технологии: Игровая, Здоровьесберегающая Цель в...
Технологическая карта занятия по теме "Усатый - полосатый" в старшей группе
Данное занятие проводится в старшей группе по теме "Усатый-полосатый". Проводя занятие мы знакомим детей передавать образ котенка, используя навыки...
Технологическая карта занятия на тему "Заучивание шуточного стихотворения Агнии Барто "В защиту Деда Мороза"
В данном документе представлена технологическая карта занятия по художественной литературе....
Технологическая карта занятия "Сочиним сказку" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая карта занятияПо образовательной области «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»старшая группаТема: «Формирование у детей 5-6- лет умения пользоваться алг...
Технологическая карта занятия "Флаг России" по окружающему миру с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая карта...
Технологическая карта занятия "Не понимаю!" по смысловому чтению с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Цель–Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста предпосылок умения анализировать прослушанный текст.Образовательные: - Закреплять умение детей правильно задавать вопросы.- Ф...
Технологическая карта занятия по теме: Н.Сладков "Медведь и солнце" с использованием метода "интеллект-карт".
Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи с использованием технологии "Интеллект - карта"...