Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ольховская Ксения Олеговна

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карты, которая представлена детям в виде путеводителя. Цель занятия: расширение представления об обитателях озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста через составление интеллект-карты в познавательном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_baykal.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Брусничка»

Технологическая карта

Тема: «Путешествие к дедушке Байкалу» 

«Ознакомление с окружающим миром»

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                Выполнила:

                                                                                                                                                                                воспитатель

                                                                                                                                                                                 Ксения Олеговна      

                                                                                                                                                                               Ольховская.

2024г.

Актуальность: в сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.  ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.

Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.

Цель: развитие познавательных процессов и познавательных психических функций дошкольников путем создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода интеллект – карты.

Гипотеза: с использованием интеллект - карт повысится интерес детей к занятиям, возрастёт их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; будут сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи

Новизна: Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям

Дата

20.03.2024г.

Тема

«Путешествие к дедушке Байкалу».  

Возраст

5-6 лет

Разработчик

Воспитатель Ольховская Ксения Олеговна

Культурная практика 

«Ознакомление с окружающим миром» 

Культурно-смысловой контекст 

Образовательная деятельность с использованием метода интеллект - карты

Образовательные области

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:

Расширение представлений об обитателях озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста через составление интеллект – карты в познавательном развитии.

Образовательные задачи

Обучающие: Расширять представления об озере Байкал и его обитателях.

Развивающие: Развивать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Воспитательные: Поощрять желание самостоятельно выполнять работу, проявлять уважение к деятельности сверстников. 

Планируемые результаты

В результате дети смогут:

- узнавать и называть обитателей озера Байкал и их особенности, рассказывать некоторые факты об уникальности озера.

- проявлять интеллектуальную инициативу, самостоятельно организовывать поисковую деятельность, делать выводы

- иметь возможность самостоятельно оказывать помощь сверстникам, не справившимся с заданием по разным причинам.

Оборудование и материалы

Демонстрационный материал: икт-оборудование (ноутбук, проектор, экран), презентация, изображение батискафа, макет Байкала, два контейнера с песком

Раздаточный материал: 2 ёмкости с песком; масло, вода, пипетки, кисти, по 2 пера (на каждого ребёнка), вырезанные силуэты обитателей Байкала

Предварительная работа

Беседы о уникальности озера Байкал; знакомство с рыбами, живущими в озере Байкал; Чтение художественной литературы

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный этап

Приветствие «Давайте познакомимся»

Цель: формирование положительных отношений между детьми и воспитателями

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Проблемно-ориентированный этап

Создание проблемной ситуации: Педагог обращает внимание детей на звук Viber.

Акцентные вопросы:

Кто нам звонил? Куда они хотят отправится? Что им для этого нужно? Что такое путеводитель? Мы можем им помочь? А как? Что мы будем делать? (путеводитель)

Дети внимательно слушают воспитателя, принимают решение о выполнении задания. Совместно с воспитателем формулируют цель.

Информационный этап

Видео звонок от Детей с Крыма. Они сообщают, планируют отдохнуть на Байкале и просят составить для них путеводитель

Воспитатель спрашивает детей: что же делать? С помощью акцентных вопросов создает условия для целеполагания и совместно с детьми формулирует цель деятельности.

Предлагает отправится в путешествие на озеро Байкал.

 Дети принимают решение помочь ребятам с Крыма и составить для них путеводитель, выбирают транспорт для путешествия

Практический этап

Детям предлагается выбрать с воды или с суши начинается путешествие

 I.Задание.

Знакомит детей с батискафом, делит детей на 2 команды по цвету камешков

Предлагает детям найти всех обитателей Байкала, найти изображение того животного, которое не живёт в Байкале

Предполагаемые вопросы:

Давайте узнаем, кто здесь прячется? Подумайте, кто из них не живёт в озере Байкал

II. Задание.

 После просмотра обучающего видео, создаёт условия для исследовательской деятельности Организует работу в лаборатории. Знакомит с особенностями строения птиц (Чайка, Боклан), их приспособленностью к жизни на Байкале

Предполагаемый вопрос: давайте проверим так ли это?

III Задание

Просматривает с детьми фрагмент видео из жизни нерпы на Ушканьих остравах. Проводит беседу по просмотренному видео

Дети делятся на две команды, находят и называют обитателей озера Байкал, находят животное, не живущее в Байкале.

Экспериментальным путём

подтверждают,что перья водоплавающих птиц не мокнут из-за смазки.

Смотрят видео о жизни нерп. Отвечают на вопросы

Оценочно-  Рефлексивный этап

этап

 Педагог составляет интеллект – карту, опираясь на ответы детей

Воспитатель проводит беседу с детьми оценочного характера.

Предполагаемые вопросы:

 Чем мы сегодня занимались? Для чего мы это делали? Всё ли у нас сегодня получилось? Предлагает детям показать класс, если было интересно и всё получилось; и скрестить руки на груди, если что-то не получилось или было скучно.

Дети оценивают свою деятельность, размышляют, рассуждают. Делятся своими впечатлениями, показывая характерные жесты руками.

Список литературы и электронных образовательных ресурсов.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /

Парциальная программа «Я живу в прибайкалье»

Самоанализ учебного занятия.

Цели и задачи поставлены с учетом возраста детей.

Воспитанники проявляют интерес к деятельности.

 С помощью педагога дети смогли сформулировать цель занятия, спланировать самостоятельную деятельность;

 самостоятельно делают элементарные выводы.

Дети взаимодействуют со сверстниками в коллективе (команде), проявляют самостоятельность, самоконтроль.

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по изучению органов чувств «В гостях у доктора Пилюлькина»

Тема: В гостях у доктора Пилюлькина. Цель: Изучить органы чувств. Задачи: Расширить знания об органах чувств, развивать зрительную память, фонематический слух, мелкую моторику...

Технологическая карта занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Полезный и опасный огонь»

Цель занятия:  формировать у детей представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, через использование интерактивной игрыЦель занятия для ребенка: изучить пра...

Технологическая карта занятия по окружающему миру "Юпитер" в подготовительной к школе группе

Технологическая карта занятияФИО: Кичакова Евгения ИгоревнаОбразовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Тема занятия: Пла...

Технологическая карта занятия по окружающему миру

Дошкольников необходимо знакомить с  традициями, укладом жизни своих предков. Предметы интерьера старинной русской избы,  хороводные игры, потешки, народные песни все это неотьемлемая часть ...

Технологическая карта занятия по окружающему миру на тему «Поход в лес»

Актуализация знаний и представлений детей о лесе и его значении в жизни людей....

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Путешествие на озеро Байкал"

Создать условие для познавательного и коммуникативного развития детей в процессе ознакомления с родным краем. ...