Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карты, которая представлена детям в виде путеводителя. Цель занятия: расширение представления об обитателях озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста через составление интеллект-карты в познавательном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_baykal.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Брусничка»
Технологическая карта
Тема: «Путешествие к дедушке Байкалу»
«Ознакомление с окружающим миром»
Выполнила:
воспитатель
Ксения Олеговна
Ольховская.
2024г.
Актуальность: в сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
Цель: развитие познавательных процессов и познавательных психических функций дошкольников путем создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода интеллект – карты.
Гипотеза: с использованием интеллект - карт повысится интерес детей к занятиям, возрастёт их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; будут сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи
Новизна: Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям
Дата | 20.03.2024г. |
Тема | «Путешествие к дедушке Байкалу». |
Возраст | 5-6 лет |
Разработчик | Воспитатель Ольховская Ксения Олеговна |
Культурная практика | «Ознакомление с окружающим миром» |
Культурно-смысловой контекст | Образовательная деятельность с использованием метода интеллект - карты |
Образовательные области | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. |
Цель: | Расширение представлений об обитателях озера Байкал у детей старшего дошкольного возраста через составление интеллект – карты в познавательном развитии. |
Образовательные задачи | Обучающие: Расширять представления об озере Байкал и его обитателях. Развивающие: Развивать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воспитательные: Поощрять желание самостоятельно выполнять работу, проявлять уважение к деятельности сверстников. |
Планируемые результаты | В результате дети смогут: - узнавать и называть обитателей озера Байкал и их особенности, рассказывать некоторые факты об уникальности озера. - проявлять интеллектуальную инициативу, самостоятельно организовывать поисковую деятельность, делать выводы - иметь возможность самостоятельно оказывать помощь сверстникам, не справившимся с заданием по разным причинам. |
Оборудование и материалы | Демонстрационный материал: икт-оборудование (ноутбук, проектор, экран), презентация, изображение батискафа, макет Байкала, два контейнера с песком Раздаточный материал: 2 ёмкости с песком; масло, вода, пипетки, кисти, по 2 пера (на каждого ребёнка), вырезанные силуэты обитателей Байкала |
Предварительная работа | Беседы о уникальности озера Байкал; знакомство с рыбами, живущими в озере Байкал; Чтение художественной литературы |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационный этап | Приветствие «Давайте познакомимся» Цель: формирование положительных отношений между детьми и воспитателями | Дети настраиваются на предстоящую деятельность. |
Проблемно-ориентированный этап | Создание проблемной ситуации: Педагог обращает внимание детей на звук Viber. Акцентные вопросы: Кто нам звонил? Куда они хотят отправится? Что им для этого нужно? Что такое путеводитель? Мы можем им помочь? А как? Что мы будем делать? (путеводитель) | Дети внимательно слушают воспитателя, принимают решение о выполнении задания. Совместно с воспитателем формулируют цель. |
Информационный этап | Видео звонок от Детей с Крыма. Они сообщают, планируют отдохнуть на Байкале и просят составить для них путеводитель Воспитатель спрашивает детей: что же делать? С помощью акцентных вопросов создает условия для целеполагания и совместно с детьми формулирует цель деятельности. Предлагает отправится в путешествие на озеро Байкал. | Дети принимают решение помочь ребятам с Крыма и составить для них путеводитель, выбирают транспорт для путешествия |
Практический этап | Детям предлагается выбрать с воды или с суши начинается путешествие I.Задание. Знакомит детей с батискафом, делит детей на 2 команды по цвету камешков Предлагает детям найти всех обитателей Байкала, найти изображение того животного, которое не живёт в Байкале Предполагаемые вопросы: Давайте узнаем, кто здесь прячется? Подумайте, кто из них не живёт в озере Байкал II. Задание. После просмотра обучающего видео, создаёт условия для исследовательской деятельности Организует работу в лаборатории. Знакомит с особенностями строения птиц (Чайка, Боклан), их приспособленностью к жизни на Байкале Предполагаемый вопрос: давайте проверим так ли это? III Задание Просматривает с детьми фрагмент видео из жизни нерпы на Ушканьих остравах. Проводит беседу по просмотренному видео | Дети делятся на две команды, находят и называют обитателей озера Байкал, находят животное, не живущее в Байкале. Экспериментальным путём подтверждают,что перья водоплавающих птиц не мокнут из-за смазки. Смотрят видео о жизни нерп. Отвечают на вопросы |
Оценочно- Рефлексивный этап этап | Педагог составляет интеллект – карту, опираясь на ответы детей Воспитатель проводит беседу с детьми оценочного характера. Предполагаемые вопросы: Чем мы сегодня занимались? Для чего мы это делали? Всё ли у нас сегодня получилось? Предлагает детям показать класс, если было интересно и всё получилось; и скрестить руки на груди, если что-то не получилось или было скучно. | Дети оценивают свою деятельность, размышляют, рассуждают. Делятся своими впечатлениями, показывая характерные жесты руками. |
Список литературы и электронных образовательных ресурсов. | ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Парциальная программа «Я живу в прибайкалье» |
Самоанализ учебного занятия.
Цели и задачи поставлены с учетом возраста детей.
Воспитанники проявляют интерес к деятельности.
С помощью педагога дети смогли сформулировать цель занятия, спланировать самостоятельную деятельность;
самостоятельно делают элементарные выводы.
Дети взаимодействуют со сверстниками в коллективе (команде), проявляют самостоятельность, самоконтроль.
Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...
Открытое занятие по окружающему миру в старшей группе по изучению органов чувств «В гостях у доктора Пилюлькина»
Тема: В гостях у доктора Пилюлькина. Цель: Изучить органы чувств. Задачи: Расширить знания об органах чувств, развивать зрительную память, фонематический слух, мелкую моторику...
Технологическая карта занятия по окружающему миру для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Полезный и опасный огонь»
Цель занятия: формировать у детей представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, через использование интерактивной игрыЦель занятия для ребенка: изучить пра...
Технологическая карта занятия по окружающему миру "Юпитер" в подготовительной к школе группе
Технологическая карта занятияФИО: Кичакова Евгения ИгоревнаОбразовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Тема занятия: Пла...
Технологическая карта занятия по окружающему миру
Дошкольников необходимо знакомить с традициями, укладом жизни своих предков. Предметы интерьера старинной русской избы, хороводные игры, потешки, народные песни все это неотьемлемая часть ...
Технологическая карта занятия по окружающему миру на тему «Поход в лес»
Актуализация знаний и представлений детей о лесе и его значении в жизни людей....
Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Путешествие на озеро Байкал"
Создать условие для познавательного и коммуникативного развития детей в процессе ознакомления с родным краем. ...