Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятие – экспериментирование) на тему: «Кинетический песок»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

(занятие – экспериментирование)

на тему: «Кинетический песок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineticheskiy_pesok.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

(занятие – экспериментирование)

на тему: «Кинетический песок»

Подготовила:

Гумерова Н.М.

Ачинск

Цель: изучить особенности соды, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соде и соблюдения правил поведения при проведении опытов с содой, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соды и научить использовать соду, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с содой, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы,  губка, одноразовые стаканчики, мерные ложечки, пищевые красители, баночки для кинетического песка, подносы для замешивания кинетического песка, салфетки влажные, фартуки, пипетки, жидкое мыло.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соде и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соду?».

• Наблюдение «Как мама использует соду?».

Ход НОД:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Вот лежала, не горела,

На полке в баночке белела.

Кулинара пригласили,

Её уксусом гасили.

Воспитатель: Откройте мешочки. Что там? (сода)

Педагог высыпает соду в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна сода? Где люди используют соду?»

Просмотр презентации «Что такое сода?  и    где ее добывают?»

Историческая справка

 

Издревле сода была известна человеку и применялась им в лечебных целях. Древние индусы три тысячи лет назад уже знали о существовании соды. В древнеегипетских манускриптах можно найти описание её применения, относящиеся ещё к 1-2 вв. до нашей эры. В основном египтяне использовали ее для мумификации, а вот древние римляне применяли ее в быту и в качестве гигиенического средства.

В летописи древних славян встречаются рецепты целебных снадобий от древних волхвов, в состав которых входила родниковая вода, мёд и сода. Применение этого напитка воинами приводило к обретению ими силы и недюжинной выносливости. Это самый настоящий энергетик, в разы повышающий работоспособность организма.

Древние люди добывали соду из особых источников и озёр, выпаривая её на огне.

Другой древний способ получения соды – из золы сожжённых водорослей. До начала XIX в. использовалась почти исключительно природная сода, но с ростом ее потребления возникла необходимость производства соды в больших масштабах искусственным путем [3].

Сода в жизни человека (Вопрос – ответ) -игра с мячом

Воспитатель бросает детям мяч и предлагает ответить на вопрос «Как можно использовать соду?»

Примерные ответы детей:

  • Раствор для избавления от веснушек;
  • Компрессы;
  • Раствор от прыщей;
  • Для отбеливания зубов;
  • Избавление от пятен на одежде.

Игра «Сода  полезна для того, чтобы ….» (с мешочком, в котором сода, передавать и говорить) 

1. Чтобы …. Отбеливать зубы

2. Чтобы ….

3. Чтобы …..

Вывод: Сода необходима для жизни и здоровья человека, её используют в разных сферах нашей жизни, в том числе и в медицине.

Воспитатель: «Сегодня всем нам предстоит

     Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

        И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с содой:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Итак,  внимание.

Сегодня в нашей лаборатории мы будем делать кинетический песок. Каждый из вас знает,  что это такое.

Воспитатель: Перед вами тарелочка с содой. Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (сода похожа на порошок)

Воспитатель:  Действительно, что с виду сода похожа на порошок.

Дети:  Сода сыпучая, без запаха.

Подуйте тихонько на соду через трубочку.

Вывод: сода рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт «Сода хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соды и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие, скрипучие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

При надавливании ложкой на соду её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт  «Кинетический песок»

Многим известно, что кинетический песок предоставляет возможность создавать самые разнообразные фигурки, строить красивые башни и другие конструкции. Чтобы не приобретать дорогостоящую массу, мы можем сами приготовить этот состав, после чего сделать желаемый шедевр.

Для создания кинетического песка из соды нам потребуется:

  • моющее средство для посуды;
  • сода пищевая;
  • ложечка и пиала.

Готовится масса для игр очень просто. Налейте моющее средство в ёмкость (количество будет зависеть от того, какой объем готового продукта Вы хотите получить). Для начала можно взять 0,5 стакана мыльного вещества (получится приличное количество кинетического песка для лепки). Постепенно добавляйте в него бикарбонат натрия, тщательно перемешивая каждую введенную порцию. Соду следует подсыпать до того момента, пока масса не обретет сухой вид, сбиваясь в большие комки. После этого, выложите на стол полученный продукт и хорошенько разомните его.

Как только Вы убедитесь, что из смеси можно лепить комки и разнообразные изделия — можете приступать к процессу. Состав получится белый как известь, но если разделить массу на части и к каждой добавить цветные красители (несколько капель), то можно получить отличный материал для реализации фантазий в лепке.

Творческая работа

Дети лепят из кинетического песка разные фигурки.

- Как красиво у вас получается!

Рефлексия

Итак, скажите, пожалуйста, что такое сода?

- Давайте вспомним и скажем, откуда берется сода?

- Как вы думаете, ребята сода полезна или вредна

- Согласны ли вы с утверждением, что сода - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке,  что- то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с экспериментированием на тему: «Что в пустом стакане?».

Цель: познакомить детей с понятием «воздух», доказать, что воздух есть повсюду; развивать способности к преобразованию.Что дает ребенку деятельность экспериментирования?Во-первых, у детей формир...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «ВСТРЕЧА СНЕГОВИКА И ЛЕДОВИКА»

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах воды и льда- формирование у детей умение ставить цели, планировать свою деятельность, делать простейшие умозаключения;- п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: "Свойства воздуха".

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность  Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:1. Способствова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию на тему «КАПЕЛЬКА»

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по экспериментированию на тему «КАПЕЛЬКА» (средняя группа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию на тему «Подарки Мойдодыра» для детей средней группы

Занятие знакомит детей со свойствами мыла, его использованием. Дети делают опыты и рисуют мыльными пузырями....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию на тему «На свету и в темноте» в подготовительной дошкольной группе.

целью этого занятия является создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, развитию мыслятельных операций....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «День почемучек»

Конспект занятия направлен на способность развивать положительных эмоций путем игр. Развивать умение передавать эмоции. Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию. Поощря...