Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию на тему «На свету и в темноте» в подготовительной дошкольной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ибраимова Айше Джепаровна

целью этого занятия является создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, развитию мыслятельных операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию  на тему «На свету и в темноте» в подготовительной дошкольной группе. 

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Задачи: 1. Образовательные: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения. Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло).

2. Развивающие: - Развивать познавательную активность в процессе знакомства с растениями, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.

3. Воспитательные:  - Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.

- Продолжать воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, подготовка растений к проведению опыта на занятии,  наблюдение за ростом семян лука в разных условиях.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Методы и приёмы: беседа, художественное слово, вопросы к детям, демонстрация опытов, игры.

Оборудование: комнатные растения, пособия необходимые для демонстрации опытов.

Материалы: конверты   с игрой «Собери целое из частей».  карточки с частями растений.

Структура:

1. Организационный момент.(3 мин)

2. Актуализация знаний.(5 мин)

3. Основная часть.(5 мин)

Динамическая пауза.(3 мин)

4. Опытно-исследовательская работа..(10 мин)

5. Рефлексия (2 мин)

Ход ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент.

Дети встают вкруг и произносят  речевку  «Наша группа»

Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!

Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!

Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,

Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!

Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!

Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

Воспитатель : Ребята, сегодня  я хочу вас познакомить с гимном листу зеленому.

Гимн листу зелёному

Раиса Тростьянова

Поклонись зелёным листьям,
Друг мой, - каждому листу!
На Земле … Великой жизнью
Все обязаны ЕМУ!

ТРУД ЕГО - НЕЗАМЕНИМЫЙ!
В каждой клеточке листа,
Знай, работает незримо
Чудо-фабрика своя!

Капельки воды и света
Да плюс углекислый газ -
Создают ТО, чем планета
ДЫШИТ, СТРОИТ, КОРМИТ нас!

Только гению растений
С хлорофилловым зерном
Грандиозное явленье
Тайно совершать дано!

Воспитатель:  С этим гимном меня познакомила наша хорошая знакомая Фея Флора.  Я не просто так о ней вспомнила.

2. Актуализация знаний.

Воспитатель:  Сегодня мы на электронную почту пришло с просьбой о помощи от феи Флоры.   Каждый день фея обходит свои владения и следит за порядком. А территория огромная - вся планета.  И работы очень много –  то ветка сломана, то гнездо разорено, то цветы помяты, то мусор в лесу разбросан , то вода в водоемах загрязнена.   Вот и решила она  себе подыскать помощников. Фея Флора знает, что мы с вами очень любим природу, ухаживаем за растениями, сажаем весной  цветы и заботимся о них все лето и осень. И вот решила она попросить нас о помощи. Поможем?

Дети: «Да!»

Воспитатель: -Но, чтобы вам стать моими помощниками, нужно много знать и уметь. Вы готовы пройти испытания? Тогда вперед!

3. Основная часть.

В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья.

Нищева Наталия

- О чем это стихотворение? (о комнатных растениях).

- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, о условиях, в которых растениям комфортно жить.  Но для этого нам нужно провести несколько опытов. Итак перемещаемся в нашу исследовательскую лабораторию, вооружаемся необходимыми инструментами для проведения опытов.   Готовы?

Дети: Да.

Игра «Собери целое из частей»

Воспитатель: Хорошо. Но сначала предлагаю поиграть в игру. Для этого нам нужно разделиться на 5 команд.  У каждой команды на столе лежат конверты   с игрой «Собери целое из частей».  Я предлагаю собрать картинки.  (Дети работают за столами. У  каждой команды получается картинка одной из частей растения(корень, стебель, лист, цветок, плод ) )

Воспитатель: Что у вас получилось?

Ответы детей.

Воспитатель:  а теперь один из членов каждой команды  выйдет к доске и расскажет о той картинке, которая получилась.

(корень, стебель, лист, цветок, плод)

- какую важную роль в жизни растения играет корень?

-Для чего нужны стебли??

- Листья?

- Цветок?

- Плод? (дети отвечают на вопросы)

- Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их. 

(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).

Игра «Подумай и ответь»

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подумай и ответь»

- Давайте вспомним как называются некоторые растения в простонародье?

(бальзамин –«огонек»; «Ванька мокрый», зигокактус – «декабрист»; сансевьера пуансеттия – «рождество» –«щучий хвост»;).

- Какие стебли бывают у комнатных растений?

(прямостоячие, свисающие, вьющиеся).

- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, бальзамин, фикус); с вьющимся (циссус); с свисающим (аспарагус, традесканция).

- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др. ?

- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)

- У какого растения самые большие листья ? (фикус) А самые маленькие? (аспарагус)

- Молодцы, на все вопросы вы ответили правильно, теперь предлагаю вам поиграть. 

Динамическая пауза. Игра-имитация «Посадим комнатное растение»

Дети составляют описание действий по представлению: «Сначала нужно насыпать влажную землю в цветочный горшок. В земле выкопать ямку. Аккуратно расправить корешки растения и засыпать их землей. Полить растение». Имитируют движения в соответствии с рассказом.

Воспитатель: Как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они росли хорошо? (Рыхлить землю, поливать, опрыскивать, обрезать сухие части) Имитация движений в соответствии с рассказом.

 Опытно-исследовательская работа.

Воспитатель: - Мы с вами знаем , что растения относятся к живой природе, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения?

 Опыт 1

Материалы: комнатный цветок, трубочки на каждого ребенка, вазелин.

Воспитатель: Но сначала вспомним, как дышим мы. Воздух попадает   в нас через отверстия носа в легкие. Значит,  растения  тоже имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.  Возьмем трубочки. Вдыхаем и выдыхаем  через трубочки. А теперь замажем один конец вазелином.  И попытаемся подышать. Не получается, потому что вазелин плотно закупорил отверстие трубочки. А теперь проверим это же  на растениях. Для этого   смажем один из листиков растения вазелином, и понаблюдаем за ним в течении нескольких дней.  А сейчас мы рассмотрим растение,  листочек которого я смазала вазелином неделю назад. Что с ним произошло?

Дети: листочек пожелтел.

- Давайте сделаем вывод из опыта. 

Дети делают вывод: растение дышит.

Опыт 2.

Следующий опыт «НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ»

Материалы. Лук, коробка из прочного картона.

Воспитатель:  Ребята, неделю назад мы с вами высадили  в наш огород на окне лук.

Мы его поливали, рыхлили землю, у он у нас подрос и зазеленел.   Но один из  лучок  мы  через несколько дней накрыли коробочкой. Давайте посмотрим, что же с ним произошло.  Растение пожелтело, и перестало расти.

 Вывод: растение без света жить не может.

Опыт 3 «Есть ли у растения орган дыхания.

Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Воспитатель: а теперь проверим проходит ли воздух через листья внутрь растения. Для этого нам понадобятся лупы. Рассмотрим срез стебля  через лупу.

(дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля).

Воспитатель: а теперь проведем  опыт.

 Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Опыт 4 «Растение хочет пить»

Материалы. Два цветка бальзамина, лейка с водой.

Воспитатель: Как вы думаете, нужна ли вода растениям?

Давайте проверим.  Мы с дежурными по уголку природы поливали цветы. А одно из них мы не полили специально. Скажите чем отличается цветок бальзамина, который мы полили, от цветка , которые остался не политым.

Ответы детей.

Воспитатель: Цветок ,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились вниз. Делаем вывод: Растение не может жить без воды и может погибнуть.

Воспитатель: Мы с вами очень хорошо потрудились.  Итак сделаем  вывод: ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ НУЖНЫ: СВЕТ И ТЕПЛО,  ВОДА, ЗЕМЛЯ.

Рефлексия - Я вами очень довольна! Мы с вами теперь еще больше узнали о растениях и я, думаю, вы достойны быть помощниками феи Флоры! Я ей обязательно об этом сообщу.

Воспитатель: Что нового вы узнали из нашего занятия? Что еще хотели бы узнать из жизни растительного мира?  Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, которые вы сегодня получили?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» Тема : «Лягушиное болотце» (оригами) в подготовительной к школе группе.

Задачи:1)Обеспечить развитие умения складывать квадратный лист бумаги в разных направлени   ях ,фиксировать точно линии сгиба ,соединяя угол с углом,сторону со стороной.2) Формировать развит...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности-исследования по теме: «Вертолет» для детей подготовительной к школе группы

Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практик...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированного типа по социализации и развитию речи для детей подготовительной группы. На тему «Смело в школу мы пойдём».

Цель: формирование у детей желания  учиться в школе.Задачи:-  обучение установке на преодоление школьных трудностей «Я все смогу».         - форм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) на Тему: «Республика Саха (Якутия)». Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная» для детей подготовительной группы.

Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).Образов...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП Тема «Высокий – низкий, поровну, столько-сколько» во 2 младшей группе

Конспект  «Высокий – низкий, поровну, столько-сколько»Цель: познакомить с терминами  «высокий-низкий», «выше-ниже».Задачи:Образовательные: позн...