Паспорт педагогического проекта Моя здоровая семья
методическая разработка (младшая группа)
Паспорт педагогического проекта Моя здоровая семья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_pedagogicheskogo_proekta_moya_zdorovaya_semya.doc | 841.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Моя здоровая семья»
для детей 3-4 лет
Автор: Иванцова Ольга Владимировна
Март 2017
Паспорт педагогического проекта
Проект: «Моя здоровая семья!»
Тип проекта: межгрупповой
Срок реализации: 1 неделя
Наличие межпредметных связей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Вид проекта: информационно – практико - ориентировананный
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: художественная литература иллюстрационный материал, картотеки: потешек, загадок, стихов, подвижных игр
Необходимые условия для реализации проекта: безопасность, доступность, заинтересованность.
Актуальность : Актуальность проекта обусловлена низким уровнем побуждений участников образовательного процесса к ведению здорового образа жизни, что снижает эффективность здоровьесберегающей среды детского сада. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, необходима совместная работа педагогов и родителей. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Цель проекта: Воспитание у детей, родителей и педагогов потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье; создание системы совместной деятельности педагогов и родителей в развитии мотивации на здоровый образ жизни.
- Задачи проекта: привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их своевременному и полноценному психическому развитию и подготовке к школе;
- продолжить работу по вовлечению родителей в педагогический процесс с целью приобретения родителями педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом;
- улучшить здоровье детей, их родителей и педагогов;
- активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Методы проекта:
* Обогащение зоны физического развития
* Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
* Дидактические игры и упражнения.
* Художественное слово.
* Чтение художественной литературы.
*Беседы.
* Работа с родителями.
* Оформление коллажа по теме
Что знаем? | Что хотим знать? | Где и как найдем ответы на вопросы? |
Быть здоровым хорошо! | Как сохранить свое здоровье! | Прочитаем книги, проведем эксперимент, поиграем вместе в игры. |
Предполагаемые конечные результаты реализации проекта:
* Укрепление семейных связей, формирование единого воспитательного пространства семьи и детского сада, снижение детской заболеваемости.
Для детей:
- сформированные навыки здорового образа жизни;
- правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;
- улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности;
- сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
- сформированная активная родительская позиция;
- повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья;
- активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
- качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
- личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
Сбор литературы по данной теме.
Оформление картотеки потешек, стихотворений по теме.
Разработка содержания проекта.
Основной этап
Формы организации работы
Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
- Презентация «Смешарики – спортсмены»
| -анкетирование «Здоровый образ жизни»; - конкурс совместного творчества на тему «Растем здоровыми». - семинар-практикум на родительском собрании «Здоровый образ жизни» -Консультации: «Здоровый образ жизни формируется в семье», «Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду», - создание рубрики «ЗОЖ – основа жизни» в родительских уголках; - индивидуальные консультации, информационные стенды. викторина «За здоровый образ жизни» -памятки: «О здоровом питании», «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой». |
Системная паутинка проекта
Познавательное развитие | Блок познавательных бесед на тему «Что нужно делать чтобы быть здоровым», «Азбука здоровья», Занятия на тему: «Как лечили жирафика», «Наши куклы врачи», «Таблетки растут на ветке», Дидактические игры: «Части тела», «Что полезно и что вредно», отгадывание загадок по теме здоровый образ жизни. |
Речевое развитие | Подборка художественных произведений, потешек, загадок, пословиц,словесных игр по данной теме.Заучивание пословицы: «В здоровом теле – здоровый дух». Дидактические игры: «Овощи и фруткты», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Социально-коммуникативное развитие | Чтение сказок «Про непослушные ручки и ножки», «Мойдодыр», «Федорино горе», ,В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Дидактические упражнения: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол», «Что нужно кукле?» «Оденемся на прогулку», «Кукла Катя заболела» «Моем чисто руки и лицо». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование на темы: «В нашем саду растут витамины», лепка : «Витамины на ветках», совместное творчество «Растем здоровыми». |
Физическое развитие | Подвижная игра: «Тишина у пруда», «Зайка белый умывался», игры имитации : чистим зубы, моем руки, причесываемся и т.д. |
Заключительный этап
Итоговое занятие:
Межгрупповое спортивное соревнование: «Папа, мама, я – здоровая семья»
Оформление коллажа по теме: «Растем здоровыми»
Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Консультация для родителей
Значение двигательной активности в жизни ребенка.
«Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких- либо успехов и результатов.
Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте говорить еще рано , но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям.
Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов.
Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечно - сосудистой системы, органов дыхания. За последние годы появляется все больше семей, где физкультура становится жизненной потребностью каждого члена семьи.
К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Ведь правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Для тех родителей, которые всерьез думают заняться физическим воспитанием своего ребенка, небезынтересно узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза , а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая.
Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует начинать их сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5- 2 часа до сна.
После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теплый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект.
Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка.
Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и и нередко заигрываются (во вред здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными. Лучше чуть- чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью.
При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизнерадостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить занятия.
Одежда должна соответствовать погоде, быть легкой, удобной, не стеснять движений.
Дети должны иметь свой спортивный инвентарь, который будет соответствовать их возрасту, храниться в определенном месте. Следят за сохранностью инвентаря сами дети, очищают от снега, пыли.
Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у детей хороший тонус. Имейте в виду, что психика детей неустойчива, легко ранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибку, будьте тактичны. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру - ребенок может зазнаться.
А вот малыша, которому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить. Во время занятий место родителя зависит от конкретного вида игры и спортивного развлечения: он должен быть рядом, чтобы что-то подсказать, помочь, подстраховать, предоставляя по мере обучения и усвоения движения все больше самостоятельности.
Консультация для родителей
«Здоровый образ жизни формируется в семье»
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас)» Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, педагогам. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.
Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».
Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» - говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.
Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым
признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.
Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
Сценарий викторины «За здоровый образ жизни»
Цель: - актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни среди детей и родителей;
- формировать у детей и родителей потребность в здоровом питании.
Участники: дети 3-5 лет, родители, педагоги
Оборудование: «Чудесный мешочек с овощями и фруктами», карточки с вопросами о здоровом питании для родителей, фишки разного цвета за ответы детей и родителей.
Памятки о правилах здорового питания.
Ход:
Викторина проходит в рамках акции: «Вместе с папой вместе с мамой быть здоровыми хотим» и является заключительным этапом. Место проведения – участок детского сада. Для родителей приготовлены вопросы о правильном питании, о пользе тех или иных продуктов. Для детей викторина проходит в форме дидактической игры «Чудесный мешочек» (малыши достают овощи и называют его, старшие дети угадывают на ощупь и называют качественные характеристики фрукта или овоща). За правильный ответ взрослые и дети получают фишку красного цвета, за неточный ответ – зеленую. Фишки отдают воспитателю группы. Количество набранных фишек влияет на конечный результат всего конкурсного мероприятия. Все участники викторины получают памякти о правильном питании.
Вопросы викторины для родителей
1.Какие витамины содержит морковь?
(Б1, Д, каротин в организме превращается в витамин А, фолиевая кислота, С (аскорбиновая кислота), соли калия, кальция, марганца и фитонциды).
2.Каковы условия эффективного усвоения каротина, содержащегося в моркови?
(употреблять с маслом, сметаной).
3.Какие существуют противопоказания при употреблении капусты?
(высокая кислотность желудочного сока).
4.Какие витамины содержит капуста?
(С, В, В2, В6, РР, провитамин А, биотин, бактерицидные свойства, фитонциды).
5. Как в народной медицине используется укроп?
(как мочегонное средство, при расстройствах пищеварения, как примочки при гнойничковых поражениях кожи, при снижении лактации).
6. Как в народной медицине можно использовать петрушку?
(при укусах ос, пчел, комаров, при ушибах на больные места прикладывают свежие листья петрушки).
7. Главная ценность гороха.
(оказывает нормализующее действие на обменные процессы организма).
8.Какой овощ способствует выведению токсичных веществ из желудочно-кишечного тракта?
(свекла).
9. Какой овощ является чемпионом по содержанию йода?
(свекла).
10. Назовите самые полезные крупы.
(овес, перловка, гречка).
11. Какое блюдо является самым полезным для желудка?
(каши).
12. Какое блюдо является обязательным в рационе полезного питания?
(каши).
13. Какие вы знаете пословицы о здоровье? · Береги платье снову, а здоровье … (смолоду.)
Чистота – половина… (здоровья.) Болен – лечись, а здоров… (берегись.)
Было бы здоровье, а счастье… (найдётся.) Где здоровье, там и… (красота.)
Двигайся больше – проживёшь… (дольше), Забота о здоровье – лучшее… (лекарство.)
Здоровье сгубишь – новое… (не купишь), Смолоду закалиться – на век… (пригодится.)
В здоровом теле… – (здоровый дух.)
Памятка о здоровом питании
Ваш ребенок – самый лучший! Он заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если вы хотите, чтобы ваши дети росли сильными, активными - чаще обращайте внимание на то, что они едят. Ведь пища – единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в дошкольные годы. Правильное питание ребенка в этот период – залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь.
В ежедневное меню ребенка и подростка должны входить продукты из всех 5 основных групп. Только тогда питание растущий организм ребенка получит полный набор необходимых пищевых веществ в достаточном количестве.
ВСЕ ПРОДУКТЫ ДЕЛЯТСЯ НА 5 ОСНОВНЫХ ГРУПП:
Хлеб, крупяные и макаронные изделия
- Овощи, фрукты, ягоды
- Мясо, птица, рыба, бобовые, яйца и орехи
- Молочные продукты, сыры
- Жиры, масла, сладости
Составляйте сбалансированное меню на каждый день. Ежедневно включайте в него продукты, богатые необходимыми питательными веществами. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания должно быть 1:1:4
ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК БЕЛКОВ:
Мясо, рыба, яйца,
Молочные и кисломолочные продукты (кефир, творог, сыры), крупы.
ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ
Мясные и молочные продукты.
ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РАСТИТЕЛЬНЫХ ЖИРОВ:
Подсолнечное, кукурузное и рыжиковое масло, орехи (фундук, грецкий, кедровый и т.д.), семена подсолнечника.
ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЛЕГКОУСВОЯЕМЫХ УГЛЕВОЛОВ:
Свежие плоды (фрукты) и ягоды, молочные продукты.
ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН (КЛЕТЧАТКИ):
Фрукты, ягоды и овощи, бобовые (фасоль, соя, чечевица), крупы (гречневая, овсяная, перловая и т.д.) и продукты, созданные на их основе (хлеб, зерновые хлопья, макароны и т.д.)
ПОЧЕМУ ОРГАНИЗМУ НЕОБХОДИМЫ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА?
Белки – «кирпичики», из которых строятся клетки организма и все необходимые для жизни вещества: гормоны, ферменты, витамины.
Жиры – источник энергии, минеральных веществ, жирорастворимых витаминов.
Углеводы – основной поставщик энергии для жизни.
Пищевые волокна – способствуют хорошему пищеварению, защищают организм от пищевых канцерогенов, помогают в профилактике многих заболеваний.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Важно, чтобы еда была вкусной, и ребенок ел с удовольствием! «Нелюбимые» блюда можно заменить на равноценные, схожие по составу, но «любимые».
Попробуйте добавить «изюминку» в привычные блюда (например, орешки, сухофрукты, горсть ягод- в кашу или сухарики и свежую зелень в суп).
Трапеза должна проходить в спокойной обстановке. Выделите на каждый прием пищи достаточно времени, чтобы детям не приходилось
торопиться. Важно, чтобы ребенок тщательно пережевывал пищу. От этого зависит, насколько хорошо она переварится и усвоится.
Уважаемые родители!
Надеемся, что наши советы помогут вам организовать
правильное питание ваших детей.
Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит детям заряд энергии и крепкое здоровье. При правильном питании Вы очень скоро заметите, что ребенок стал чаще радовать вас хорошим настроением, здоровым цветом лица и успехами в развитии
Семинар-практикум для родителей на родительском собрании во второй младшей группе «Здоровый образ жизни»
Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Задачи: Формировать навыки сотрудничества детей и родителей. Приобщить родителей к участию в жизни группы и детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения.
Ход семинара- практикума.
Вводная часть.
Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание будет проходить в форме семинара – практикума. Я прошу вас стать его активными участниками. Как вы считаете, что для человека дороже всего на свете? (Здоровье.) Воспитатель: - Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Особенно важно, для каждой мамы, здоровье ее ребенка. А что же такое здоровье? (ответы родителей) «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». (из толкового словаря Ожегова) О том, как его сохранить и укрепить, мы и поговорим сегодня.
Тема нашего семинара «Здоровый образ жизни »
Основная часть.
Давайте выясним, что необходимо нашим детям, чтобы быть здоровыми! Предлагаю поиграть в игру “Неоконченное предложение” Передавая мяч, родители договаривают предложение.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и во время питаться и т. д.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … закаливаться.
- Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня.
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой.
Воспитатель: - Итак, подведем итог, мой ребёнок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни.
Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна. Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Организм человека называют системой, насквозь пронизанной ритмами. Дирижер этой системы — суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.
- Кто из вас, уважаемые родители, соблюдает режим дня дома?
- Как вы это делаете?
- Ваш режим дня совпадает с режимом дня в детском саду?
Для того чтобы заинтересовать ребенка в соблюдении режима дня, предлагаю вам вместе с ребенком проявить творческие способности, и составить режим дня вашей семьи.
Одним из основных этапов в режиме дня, является – выполнение утренней гимнастики. (карточка «Утренняя гимнастика»)
- Для чего необходима утренняя гимнастика?
- Скажите, кто из вас выполняет утреннюю гимнастику дома?
- Поделитесь с нами, как у вас это проходит?
Я предлагаю вам интересный комплекс утренней гимнастики под музыку, которая возможно понравится вам и вашему ребенку и станет полезной привычкой.
Родители выполняют комплекс музыкальной утренней гимнастики .
А теперь поговорим о питании. (Карточка «Питание»)
- Как вы считаете, каким должно быть здоровое питание? (ответы родителей)
- Все это конечно правильно, но не секрет, что дети не хотят есть кашу, овощи, молочные блюда.
- Что делать в этой ситуации, как вызвать аппетит у ребенка к полезной пище?
• Дайте блюдам необычные названия, приговаривайте разные «заклинания», когда готовите еду на глазах у ребенка.
• Попробуйте ловко «прятать» нелюбимые ингредиенты в привычные блюда.
• Иногда достаточно придать блюдам необычную форму, чтобы кроха с интересом принялся кушать ранее обычное блюдо. Запеканки украшайте смешными рожицами из овощей, пироги делать в виде ракет, звездочек или сердечек и выкладывать мозаики на бутербродах. Проявите фантазию, заинтересуйте своего ребенка и ни в коем случае не заставляйте его кушать, такое поведение только усугубит желание малыша.
Немаловажным элементом в жизни и здоровье ребенка является закаливание.
Что такое закаливание?
Закаливание — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Кто-то из вас может поделиться своим опытом? (ответы родителей)
Всем известно, что особую роль в жизни и здоровье ребенка имеет развитие двигательной активности. У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения.
Расскажите, какие подвижные игры вы используете с детьми дома и на прогулке?
(ответы родителей)
Предлагаю вам несколько игр, в которые вы можете поиграть с детьми дома.
(Липкий мячик, "Бадминтон воздушными шарами", «Хвосты».) Приложение №1
Родителям раздаются карточки с играми.
Заключительный этап собрания.
Уважаемые родители, согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле – здоровый дух! » Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. О чем же они говорят, мы сейчас узнаем. Предлагаю вам собрать пословицы о здоровье из частей. (Родители собирают пословицы и поговорки из частей и зачитывают вслух)
Приложение №1
В какие игры можно поиграть с ребенком дома?
1.Липкий мячик
Эта подвижная игра подойдет для детей любого возраста. Но особенно она понравится деткам 3-5 лет, которые ещё не научились ловко ловить мяч.
Вам понадобятся трикотажные перчатки, липучка и мячики (пластиковые, теннисные )
Чтобы мяч был пойман ребёнком наверняка, надо на мячик приклеить кусочки липучки. Чем больше кусочков липучки вы приклеите, тем легче будет поймать мяч.
Одной пары перчаток хватит на двоих. Перчатку надо одеть на ту руку, которой удобнее ловить мячик. А другой рукой, которая без перчатки, придётся отдирать этот прилипчивый мячик. Играя с малышом в такую подвижную игру, у него будет больше поводов для восторга от пойманного мяча. Желаем веселого настроения
2. Игра "Бадминтон воздушными шарами".
Веселая, подвижная игра.
Но требуются ракетки для настольного или большого тенниса и 1-2 воздушных шарика. Кстати, у ребенка 3-4 лет может не сразу получиться попадать ракеткой по шару (хотя шарик весьма не маленький). Так что есть возможность научиться ловкости и меткости. А также вымотать слишком активного ребенка или засидевшегося родителя. Вариант — взять два шара и стараться, чтобы они оба были на территории соперника.
3. «Хвосты».
Хвосты - очень веселая подвижная игра для детей на развитие реакции.
Описание игры: В эту игру играют по два человека. Игрокам за пояс заправляют по куску веревки, чтобы сзади свешивался "хвостик". Игрок должен выдернуть "хвостик" у своей пары, в то же время следя, что бы пара не выдернула хвостик у него самого.
Примечание: Можно играть одновременно и большим количеством игроков. К примеру, 4-5 человек будут пытаться отобрать "хвосты" друг у друга, а победит тот, кто соберет больше всех "хвостиков".
Приложение №2
ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА
ЗДОРОВЬЕ НЕ ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ НЕ КУПИШЬ
РАНО В КРОВАТЬ, РАНО ВСТАВТЬ – ГОРЯ И ХВОРИ НЕ БУДЕТЕ ЗНАТЬ
ХЛЕБ ДА КАША СИЛА НАША
ЕСТЬ ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИТЬ ЧТОБЫ ЕСТЬ
Беседа с детьми о здоровье и чистоте.
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.
-Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.
-Дети должны уметь правильно умываться.
-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.
В-третьих, это гимнастика, физ. занятия и подвижные игры.
-Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
По утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.
Прогоню остатки сна одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна помогает здорово.
-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.
В-четвертых, культура питания.
-обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Вини – Пух в гостях у Кролика»;
- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус!», «Будь здоров!»
Отсюда вывод: НЕЛЬЗЯ: пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.
Беседа на тему: Полезная и вредная пища.
Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.
Ход: Воспитатель предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут в группе.
Воспитатель: Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые блюда.) Как много всего вы назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот, может стошнить. А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.)
Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине.
Все вместе «идут в магазин», роль продавца исполняет воспитатель, который спрашивает, что дети хотят купить. В диалоге воспитателя и детей называются полезные продукты. Продавец, «делая рекламу», расхваливает все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети должны выбрать только продукты для приготовления обеда, а не покупать все, что им хочется.
Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные.
Дидактические игры:
«Части тела»
Цель: закрепить знание частей тела и лица; формировать умение показывать нужную часть тела или лица по словесной инструкции.
Ход игры: педагог просит ребенка показать по очереди части тела и лица на себе. Как вариант усложнения – показать определенную часть тела или лица на кукле или другой игрушке.
Дидактические игры.
«Что полезно и что вредно»
Цель: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни и валеологической культуры, расширять словарь дошкольников, развивать коммуникативные навыки, внимание, память, слух, быстроту реакции.
Ход:
Дети сидят на стульчиках. У воспитателя в руках 5-7 пар карточек с изображением вредных и полезных продуктов (или действий человека). Например: «Овощи», «Чипсы», «Дети играют на свежем воздухе», «Ребенок сидит за компьютером, а за окном - ночь», «Ребенок моет руки с мылом», « Чумазый ребенок» и т.п.
Воспитатель поочередно показывает карточки и называет то, что на них изображено. Если это полезный продукт (или действие), дети хлопают в ладоши и говорят «Да, да, да!». А если вредный, то ребята топают ногами и, говоря «Нет, нет, нет!», отрицательно качают головой. Сначала можно чередовать плохое и хорошее, а потом усложнить задачу, показывая, например, подряд насколько полезных продуктов (действий), а потом один вредный. Заканчивать игру надо обязательно положительным примером .
В конце игры -похвалить детей за внимание и правильные ответы, пожелать им и себе крепкого здоровья.
«Полезно - вредно»
На большом листе бумаги изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно. Воспитатель объясняет, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.
Вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду. (Дети перечисляют продукты из меню детского сада).
И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают хлеб. Особенно полезен ржаной хлеб. Сейчас мы будем дегустировать очень полезный ржаной хлеб. Дегустировать - значит пробовать. А человека, который пробует, называют - дегустатор. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. (Дети пробуют хлеб).
Вот вы ребята говорили, что надо закаляться. А как это, что нужно делать? Послушайте стихотворение про закаливание:
Все, кто хочет быть здоров,
Закаляйтесь вы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий.
Чаще окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Руки мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга
НОД для детей 3-4 лет
по познавательному развитию на тему:
«Как мы лечили жирафика»
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание оказать посильную помощь больной игрушке;
- вызвать эмоциональный отклик у детей, побуждать испытывать разную гамму чувств от сочувствия к другому до восторга своей причастности к доброму делу.
Ход занятия:
- Ребята, а вы заметили, что у нас в шкафу живет игрушка, с которой никто не хочет играть? (Вместе с воспитателем подходят к шкафу, проверяют все игрушки, вспоминают, как дети с этими игрушками играли, и вдруг понимают, что с жирафом давно никто не играет).
- Ребята, как вы думаете, почему с жирафиком никто не играет? (он рваный, у него нет глазок, носика, оторвана лапа, из него сыплется вата и т.д.)
- А почему он у нас теперь такой, кто сделал его грязным и некрасивым? (Дети).
- А как дети смогли так сделать? (Бросали на пол, тянули, оторвали лапу и глазки).
- Мне кажется, что жираф очень переживает, что с ним никто не хочет играть, его никто не любит, не обращают на него внимание. Поэтому он такой грустный, у него плохое настроение и он от этого может заболеть.
- А хотите помочь жирафику? Что нужно сделать для того чтобы он стал опять красивым? (вымоем, пришьем ногу, приклеим нос и глаза).
- Вот здорово придумали! Ведь игрушки нельзя лечить таблетками, витаминами – игрушки надо ремонтировать, мыть. Давать им новую жизнь.
А чтобы не забыть как это делается, мыс вами нарисуем схему. Работы много, хватит на несколько дней. (Дети называют что нужно жирафику сделать, воспитатель напрвляет детей и схематично рисует последовательность действий).
Постирать – посушить= пришить- приклеить-нарядить.
Воспитатель вместе с детьми несколько дней лечат игрушку, жалеют его, вспоминают сказку К.И. Чуковского «Доктор Айболит», дают жирафу новую жизнь. (Понаблюдать за детьми как изменится отношение детей к игрушкам, обратить внимание детей на их отношение ко всем игрушкам).
Побуждать детей к эмоциональной оценке своих поступков, желанию помогать и беречь свои игрушки.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга
НОД для детей 3-4 лет по речевому развитию на тему:
«Наши куклы врачи»
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие.
Задачи:
- закреплять умения детей самостоятельно составлять короткий рассказ;
- внимательно слушать рассказы других детей;
- обогащать словарь детей медицинской терминологией;
- закреплять правильное произношение звука «а», протяжно и кратко.
Ход занятия:
В гости к детям приходят две куклы. Здороваются с детьми.
- Ребята, к нам в гости пришли куклы. Одну куклу зовут Надя, другую Валя.
Сейчас вы должны угадать кто из них Валя, а кто Надя.
У Вали глаза голубые. Волосы не светлые. Нет колпака.
У Нади глаза не зеленые , волосы не темные, на голове нет косынки.
(Дети отгадывают кукол).
Ребята глаза у кукол разные, волосы разные, головные уборы разные, а что у кукол одинаковое? (Обувь, халаты белого цвета, сумочки).
- Ребята, а ка вы думаете кем они работают? (Врачами, медсестрами).
- Как вы угадали? Что куклы работают врачами? (Белые халаты, на халатах красные медицинские кресты).
- Ребята, а какие предметы могут лежать у них в сумочках? (Бинты, шприцы, грелки, таблетка, фонендоскоп, вата).
- Если врачи – куклы, то кого они будут лечить? (Игрушки).
- Игрушек у нас в группе очень много и наверняка найдутся больные игрушки.
- Ребята, найдите в группе больные игрушки, рассмотрите каждый свою игрушку, подумайте, что у нее может болеть?
Наши врачи Надя и Валя будут ваши игрушки лечить. (Дети подходят к врачам, говорят, что болит у игрушки, врачи лечат).
- Вот хорошо! Все игрушки врачи вылечили! Теперь все здоровые! Посадите игрушки к себе на колени и расскажите рассказ «Как моя игрушка заболела, а врачи ее вылечили» (составление рассказов).
- Когда игрушки болели, как они плакали? (А-а-а),
- Когда игрушки поправились, как они хохотали? (Ха-ха-ха).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта "Здоровым быть здорово"
Паспорт пректа в подготовительной группе....
Паспорт педагогического проекта Тема: «Семья и семейные традиции»
Девиз проекта:«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»...
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «Я ЗДОРОВЬЕ БЕРЕГУ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ Я ХОЧУ» старшая группа
Проект физкультурно-оздоровительной направленности. Работа по реализации проекта направлена на становление ценностного отношения к здоровью, способствует физическому развитию детей, раскрывает эффекти...
Паспорт педагогического проекта "Семья"
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для ф...
Паспорт педагогического проекта "Моя семья"
Основная цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочнос...
Паспорт педагогического проекта "Здоровым быть-здорово жить"
Формирование у детей основ здорового образа жизни посредством создания детьми и родителями альбома о здоровье «Спорт- залог крепкого здоровья»...
Паспорт педагогического проекта "Неделя здоровья" старшая группа ДОО
Краткосрочный педагогический проект по теме "Неделя здоровья" разработан для старшего дошкольного возраста....