Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ" в рамках проекта "Ресурсная школа"
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
Знакомство родителей и педагогов с 3-мя видами современных здоровьесберегающих технологий, позволяющими дошкольнику эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_k_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 38.54 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii_.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1935»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2
109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11
ОКПО 18564631, ОГРН 1037739069708, ИНН 7721179357, КПП 772101001
E-mail: 1935@edu.mos.ru Сайт: http://sch1935uv.mskobr.ru/
109431 г. Москва, ул. Генерала Кузнецова, д.27, к.3 тел.8(495)704-30-00 Email: gou2377@yandex.ru
Мастер-класс
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Булатова Э.Ю.
Москва
23.12.2017
Предварительный просмотр:
В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта, основная цель дошкольного образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с ОВЗ: проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных, с нарушением слуха и зрения.
В связи с этим, в последние годы широкое применение в работе с детьми с проблемами в развитии получила здоровьесберегающая практика (технологии).
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания и культуры здоровья детей, позволяющие дошкольнику эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения. Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью коррекционной работы педагога.
В своей практической деятельности в нашем ДО мы используем 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая.
Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, развитие графомоторных навыков.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции;
- снижает утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция;
- улучшается соматическое состояние.
И нам бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми вышеизложенными методами, которые мы используем в своей работе.
Прежде, чем начать свой мастер — класс, мы предлагаем вам зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер — класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие упражнения в работе с детьми с ОВЗ.
Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке. Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Некоторые упражнения мы предлагаем вам сделать сейчас вместе с нами:
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую различные виды массажа и самомассажа
Давайте пересядем с вами на маленькие стульчики и представим, что мы пришли на весенний лужок.
Массаж спины
Мы пришли на луг, светит солнышко.
Солнышко ласковое и приятное ( погладить плечики).
Ветерок ласкает наши щёчки ( погладить щёчки).
Сильнее и сильнее дует ветерок ( погладить спинку)
Вдруг закапал дождик ( пальцами ударять по спинке).
Гром и молния ( ребром ладони водить по спине).
Речевая игра с самомассажем «Дождик»
Кап-кап, надо нам расходиться по домам (Дети поглаживают спинку друг другу.)
Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек (кулачками стучат по спинке)
Град-град, сыплет град, (пальчиками стучат по спинке)
Все под крышами сидят. (делают «Крышу» руками над головой).
В своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Я хочу познакомить вас с самомассажем ушных раковин. Он производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не должно превышает 2 минут и проводить такой массаж можно 1 – 2 раза в день. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.
Взяли ушки за макушки (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (Несильно потянуть вверх)
Пощипали… (Несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали. (С постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать (Пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять... (Приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
Полезно сделать массаж ножек волшебным орешком.
Вот волшебный орешек лежит, помассировать ножки велит.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Гимнастика с мячом «Ежик»
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.
Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или по — другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнения с элементами кинезиологии.
Упражнения «Как мы
себя любим», «Плечо — пояс», «Локотки»
Звучит песня «Улыбка». На первый куплет выполняется упражнение «Как мы себя любим»: дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая — поверх правой и т.д. На припев выполняются упражнения «Плечо — пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот), «Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая — на правый), где также чередуются движения правой и левой рук.
Кинезиологическая физминутка «Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.
Движения, пересекающие среднюю линию тела.
Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое!
Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга.
Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
4. правая рука указательный палец на нос, левая рука на правое ухо. Хлопок – поменяли положение рук.
«Перекрестные движения» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота (4-8 раз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту – инсценировке по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста.
Инсценировка имеет целью развитие коммуникативных умений детей с применением технологий сказкотерапии, технологии невербального общения, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, самомассажа и ...
Использование современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе
Статья содержит рекомендации инструктора по физической культуре высшей категории по использованию современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе...
Семинар практикум "Технология работы с детьми ОВЗ" в рамках городского проекта "Ресурсная школа" Мастер класс музыкального руководителя Черемисиной Галины Борисовны.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"18025854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"562","width":"863"}}]]...
План работы по самообразованию на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подготовительной к школе группе»
План работы по самообразованию...
Использование инновационных технологий в работе с детьми в подготовительной к школе группе.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных ид...
Реализация современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в рамках проекта «Доброжелательный детский сад»
В своей практике мы активно используем современные технологии в рамках реализации проекта «Доброжелательный детский сад». Приведем примеры из опыта работы использования технологии «У...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....