Использование современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Статья содержит рекомендации инструктора по физической культуре высшей категории по использованию современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
современных здоровьесберегающих технологий
при работе с детьми в детском саду и школе
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия:
Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого
обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них особое внимание – 30 - 40 минут коррекционной работе.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Ритмическая гимнастика
- Гимнастика состоящая из хороводов
- Сюжетные танцы
- Обыгрывание сюжетного стихотворения
- Подвижные игры
- Оздоровительный бег
- гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
- оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
- гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия
Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
- Традиционные
- Игровые
- Сюжетно-игровые
- Тренировочного типа
- Тематические
- Интегрированные-оздоровительные
- Занятия ритмической гимнастикой
- Занятия по интересам
- Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
- Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы:
Стретчинг – комплекс упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.
Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем ортопедическую гимнастику.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Точечный самомассаж - проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста.Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.
Пальчиковая гимнастика
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.
Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.
Технологии музыкального воздействия
Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Психогимнастика - используется для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Занятия проводятся по специальным методикам
Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья ребёнка. Проводится со старшей группы.
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Ежедневно после дневного сна проводится Гимнастика бодрящая , 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
В свободное время, можно во второй половине дня проводятся проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Коррекционные технологии
Арттерапия
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-655377-1441025061.jpg)
Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста
методическая разработка...
Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрываются понятие условия формирования здорового образа жизни дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-258147-1369256281.jpg)
Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-1322569-1615978570.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми.
Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1345614-1634057463.jpg)
«Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и педагогами»
Невозможно разработать и использовать одну-единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Цель здоровьесбережения достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с уч...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-1288247-1666244860.jpg)
Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с нарушениями речи и с ОВЗ
Су-Джок терапия – это очень полезный и эффективный массаж пальцев и ногтевых пластин кистей - эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-380106-1389873941.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в детском саду
Мастер - класс здоровьесберегающих технологий с детьми, чтобы раскрыть значение здоровьесберегающих технологий и познакомить с методикой их проведения...