«Образовательное событие» — современная технология в работе с детьми дошкольного возраста в рамках реализации программы воспитания
статья (старшая группа)

Сахаватова Асият Набиюллаевна

Инновационные педагогические технологии – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности приёмов, методов и форм организации учебной деятельности и обучения, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Выбор современных педагогических инновационных технологий должен помочь создать такие организационно-педагогические условия в части воспитания, чтобы у дошкольников появилась возможность:

  • быть услышанным и оцененным;
  • для личностного развития и социализации;
  • возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, предлагать собственные творческие решения и отстаивать свое личное мнение!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательное событие» — современная технология в работе с детьми дошкольного возраста в рамках реализации программы воспитания

Технология (от др.-греч. tέχνη «искусство, мастерство, умение

«слово; мысль, смысл, понятие») - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Инновационные педагогические технологии – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности приёмов, методов и форм организации учебной деятельности и обучения, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Выбор современных педагогических инновационных технологий должен помочь создать такие организационно-педагогические условия в части воспитания, чтобы у дошкольников появилась возможность:

  • быть услышанным и оцененным;
  • для личностного развития и социализации;
  • возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, предлагать собственные творческие решения и отстаивать свое личное мнение;
  • приобретать опыт поведения, работать в группе, в команде, сотрудничать, помогать друг другу;
  • уходить от помощи взрослого, двигаясь к автономии группы («мы сами»)
  • приобщаться к бережному отношению к культурным наследиям и традициям страны и др.

Образовательное событие в детском саду – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. Это достаточно длительный отрезок времени, на протяжении которого, дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т.е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.

Образовательное событие имеет ряд особенностей:

  • Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.
  • Образовательное событие – развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников.
  • Образовательное событие подчиняется законам драматургии, в ней есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Однако, в отличии от сюжетной игры или театрализованной, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом.
  • Образовательное событие – история, происходящее в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Образовательное событие не завершается развязкой. Оно продолжает существовать в виде детских воспоминаний, рефлексии.

Образовательное событие требует от педагогов особого внимания к эмоциям детей. Ведь в образовательном событие особое внимание уделяется не выполнению всех задуманных мероприятий, а эмоциональному настрою детей их вовлеченности. Ведь если деятельности не вызывает эмоционального отклика, то его эффективность как образовательной единицы значительно снижается.

Формы образовательной деятельности, которые помогут обеспечить вовлеченность всех воспитанников и полноценную реализацию их возможностей:                                                                                                                             экскурсии, исследования и опыты, наблюдения с комментариями происходящего и обсуждениями, походы, путешествия по природно-климатическим зонам; театрализованные игры, игры-драматизации, игры-импровизации, игровые шоу; творческие мастерские; фольклорные игры, фестивали народного творчества; календарно-обрядовые праздники; создание коллективных продуктов (тематических плакатов, атрибутов для оформления среды группы), выставки, мини-музеи, музыкально-литературные гостиные для детей и родителей; тематические развлечения, спортивные праздники, соревнования и др.

Реализация образовательного события проходит несколько этапов

1 этап: определение тематики образовательных событий в соответствии с содержанием образовательной программы.

2 этап: постановка целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

3 этап: подготовка к образовательному событию.

4 этап: проведение образовательного события.

5 этап: аналитический, проводится рефлексия, выявляется эффект от участия в образовательном событии.

Организация образовательного события

  • образовательные события запланированные или спровоцированные

воспитателем – это схожие события, т.к. инициатором их является воспитатель.

Отличие в том, что начинание воспитателя скрыто от детей, он выстраивает работу так, как будто инициатива исходит от них. С их точки зрения, это совершенно спонтанно возникшая ситуация, в которой они действуют самостоятельно.

  • образовательные события, возникшие по инициативе детей.

Этот вид событий, который взывает затруднение для педагогов.

Во-первых, нужно очень внимательным быть к вопросам детей, их разговорам, увлечениям.

Во-вторых, ему необходимо превратить интерес одного ребенка или группы детей в общий.

В-третьих, ему необходим навык умения быстро развернуть образовательное событие.

В-четвертых, умение педагогом предвидеть какие виды деятельности могут стать интересными детям.

 

В планировании, подготовке и проведении «образовательного события» включены все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги, специалисты.

Подводя итог, хочется отметить, что событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности. Одно и то же образовательное событие не может быть пережито дважды одними и теми же участниками, не может быть повторено заново. Но о нем дети будут вспоминать, отчасти вновь ощущать те эмоции, которые сопровождали его проживание.

По содержанию «образовательное событие» включает интеграцию всех образовательных областей, что невозможно сделать в организованной образовательной деятельности (на занятии) и задействует всех участников образовательного процесса.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Логинова Л. «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие/МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 88 с. Под ред. О.А. Шиян – М.:
  2. www.ped-kopilka.ru
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. – М., 2012.
  4.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. 1967.
  5.  Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2013. — 144 с.,
  6. Логинова Л. Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие / Под.ред. О.Л. Шиян – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2021, - 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

Информационная карта социокультурного педагогического проекта «Интерактивный музей как одна из форм современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Педагогическая работа с детьми   с использованием интерактивного музея. Технология развивающего взаимодействия....

Использование современных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Камешки Марблс.

основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. Тактильные ощущения, мелкая моторика. мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельнос...

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Реализация современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в рамках проекта «Доброжелательный детский сад»

В своей практике мы активно используем современные технологии в рамках реализации проекта «Доброжелательный детский сад». Приведем примеры из опыта работы использования технологии «У...