СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Воеводина Ирина Ивановна

Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»  (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)

ул.Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00;

телефон: 53-00-16; E-mail:dselochka@nadym.yanao.ru; ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001

 

СЦЕНАРИЙ

выступления на РП(М)О

воспитателя дошкольного образования, школ интернатов

по теме:

 «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе

с детьми раннего и дошкольного возраста»

(из опыта работы)

         Разработчики: 

                                  Воеводина Ирина Ивановна,

                                       

г. Надым

апрель, 2021 г.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста».

Слайд 2

Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии - это система различных, целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемая ОО для медико-психологической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний детей в рамках традиционной системы образования.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

  • Физкультурно-оздоровительные технологии;
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • Экологические здоровьесберегающие технологии;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии;
  • Медико-гигиенические технологии.

Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий:

утренняя гимнастика, прогулка, режим дня, физминутка, подвижные игры, физкультура, динамический час (это наиболее известные);

вело-квест, спортивные игры с элементами туризма, спортивного ориентирования, игры-забавы, нон-стоп (это из более современных);

эко-группа, арт-класс, лидер-кейс, эрудит-круиз, богатырский турнир, мульти-спортивное соревнование, квест-туризм, блиц-марафон (что-то малоизвестное).

Существует множество формулировок, направлений, трактовок и это говорит лишь об одном – тема «Здоровьесберегающие технологии» - очень многогранная, обширная и познавательная. Сегодня нам бы хотелось поделиться некоторыми наработками в этом направлении.

Воспитатель – Ирина Ивановна Воеводина представит свой опыт работы с детьми раннего возраста.

Слайд 3

Добрый день, уважаемые коллеги!

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, от 1 года  до 3, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, об окружающем мире.

Малыши ещё не умеют говорить, они что-то мило лопочут, не знают как общаться друг с другом – общаются жестами, прикосновениями, выражая своё настроение мимикой и эмоциями. Ещё прослеживается болезненной расставание с мамой, преобладает незнание, неуверенность в поведении. Здесь очень важен профессиональный подход воспитателя, индивидуальный  - к каждому ребёнку. Именно заботливый, добрый, внимательный воспитатель научит малышей здороваться, правильно мыть руки, знакомится друг с другом и дружить.

Перед педагогом, безусловно, стоит много задач, направленных на развитие, воспитание у малышей основ правильного поведения, здорового образа жизни и формирование базовых компетенций, необходимых для дальнейшего роста и развития, но сегодня хотелось бы остановиться на одном из активных методов обучения и познания – игре-приветствии.

Игра-приветствие - это игра, включающая в себя одно или несколько слов, направленная к сверстнику, игроку или предмету.

 Она может быть двигательной, музыкальной, спортивной, познавательной, экологической, математической, шуточной, валеологической. Такие игры можно проводить как в медленном темпе, не спеша, чётко проговаривая слова, так и быстро, говоря практически скороговоркой. Приветствие может содержать в себе пожелание, вопрос, познавательную информацию или просто утверждение. Одно неизменно – игра несёт в себе позитивный настрой и хорошее настроение!

В раннем возрасте игры-приветствия проводятся в умеренном темпе, в спокойной обстановке, сопровождаются повторяющимся пояснением. Как правило, цель таких игр – расположить детей к разговору-знакомству, разговору-сотрудничеству друг с другом.

Использовать этот игровой метод можно в утренние часы, как часть любой игры или непрерывно – образовательной деятельности любой направленности, по желанию и настроению детей. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Уважаемые коллеги, приглашаю вас немного поиграть.

Игра - приветствие «Здравствуй, друг!»

Передавая мяч по кругу, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга: «Здравствуй! Я – Таня, а тебя как зовут?» (Игра продолжается до тех пор, пока мяч не обойдёт круг).

Вот мы и познакомились!

Такая игра может иметь своё продолжение в виде переключения на следующий вид деятельности: например, если вы запланировали далее занятие по художественно-эстетическому развитию, вы можете сказать Саше: «Здравствуй, Саша! Давай порисуем!» и т.п.

Игра - приветствие «Доброе утро!»

Цель всё та же: поздороваться и подружиться. Сначала мы здороваемся указательными пальчиками – «Доброе утро!», потом мизинцами – «Добрый день!», потом большими пальцами – «Добрый вечер!»

Замечательно у вас получается! Молодцы!

Игры-приветствия можно использовать во всех возрастных категориях, даже взрослым. После таких игр дети более раскрепощены и с удовольствием идут на контакт друг с другом, с воспитателем. Они начинают друг другу улыбаться и с удовольствием идут заниматься, бегать, прыгать и играть.

Игра - приветствие  «Теремок на новый лад».

Выберите себе один предмет (педагог предлагает на выбор предметы из серии «Овощи», «Музыкальные инструменты», «Смайлики»).

- Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок! И живут в нём овощи. Овощи, вы такие спелые, такие сочные, такие полезные! Давайте познакомимся! Начинай, Помидор! (Я - помидор! Я – баклажан! И т.п.) Очень хорошо, какие вкусные овощи живут в нашем теремке!

- Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок! И живут в нём  музыкальные инструменты. Начнём с Вас! (Я - бубен…) Здорово, вот какие звонкие инструменты, настоящий оркестр!

- Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок! И живут в нём  смайлики. Как смайлики будут знакомиться, они же не умеют говорить? Предлагаю передать настроение смайлика мимикой. Начинай, весёлый смайл!

Молодцы! Спасибо вам за игру!

Мы продолжаем говорить о здоровье, здоровом образе жизни, о здоровьесберегающих технологиях.

Существует множество способов, приёмов и методик, способствующих формированию здоровьесберегающих компетенций у детей дошкольного возраста. Думаю, не стоит их перечислять – вы с ними хорошо знакомы. Хочу поделиться своим опытом и рассказать, как у нас в группе работает «Лаборатории оздоровления». Нам всем хорошо известно, что дети очень часто болеют, особенно в младшем дошкольном возрасте. Поэтому целесообразно уделять должное внимание укреплению и оздоровлению детского организма. Значительную роль в  закладывании начальных основ здорового образа жизни  играет дыхательная гимнастика. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей, оказывают положительное воздействие как на весь организм в целом, так и на отдельные его системы.

Дыхательные упражнения могут различаться по силе вдоха и выдоха, их длительности, прерывистости, сложности выполнения и нагрузке. Они могут проводиться во время утренней гимнастики, физминутки, гимнастики пробуждения, как часть речевого упражнения, во время прогулки на свежем воздухе или в группе. Предметно-развивающая среда в нашей «Лаборатории» постоянно обновляется, пополняется различными атрибутами и новыми приспособлениями, это могут быть: свистки, воздушные шары, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, перья, колокольчики, сухие листья и т.п.. 

Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она сопровождается лёгкой весёлой мелодией. У всех   упражнений есть игровые названия:«Костёр», «Насос», «Часики», «Ветерок», «Ушки» и т.п.

При использовании дыхательной гимнастики необходимо учитывать несколько рекомендаций:

1.  Выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей;

2.  Проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

3. Заниматься до еды;

4. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

5. Дозировать количество и темп проведения упражнений;

6. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

7. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

8. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

9. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.

Слайд 4

А сейчас предлагаю перейти к практической части. 

Соломинку простую сейчас возьму я в рот,

Потом слегка подую в соломинку - и вот,

Сияя гладкой плнкой, растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий, раскрашенный пузырь.

 Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать?  

Поставьте, пожалуйста, перед собой поднос. В стаканчики с разноцветной водой помещаем трубочки.  Дуем в трубочки со средней силой, пока пена не подымется до краёв стакана. Сверху стаканчика на вздутую шапку прикладываем альбомный лист бумаги, и резко снимаем. Можете попробовать ещё раз.

Положите лист перед собой, выберите фломастер и обрисуйте получившиеся формы. Попробуйте  придумать сюжет на темы: «Здоровье», «Семья», «Радость», включая воображение, фантазию, креативное мышление и нарисуйте то, что придумали.

Рисунки в этой особой технике оказываются необычными, отпечатки каждый раз получаются разные, с ними интересно экспериментировать.

Развивая данное направление можно использовать различные методы, приёмы, техники: кляксография, рисование ладошкой, пальчиком, ватными палочками, оттиск мятой бумагой, рисование крупой, песком, зубочисткой и другие.

Вдохновляя детей на творчество, используя дыхательную гимнастику или её элементы, педагог не просто закладывает фундамент понятия «здоровый образ жизни», он сохраняет, развивает и формирует знания, умения, навыки, компетенции, нормы правильного отношения к себе и к окружающему миру. Маленькая игра – большая жизнь!

Слайд 5

Гимнастика для глаз - это один из приёмов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Глазодвигательные упражнения оказывают положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребёнка, повышают его работоспособность, снимают зрительное напряжение, обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышают силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают концентрацию и координацию движений глаз.

У детей зрительные функции податливы для воздействия и могут быть восстановлены специальными упражнениями для глаз. Такая гимнастика для глаз не имеет никаких противопоказаний, её выполнение не должно утомлять глаза. Самое главное - тренировать их регулярно, понемногу и постепенно, чтобы это вошло в привычку и носило чёткую организацию занятий.

Слайд 6

При составлении комплексов глазодвигательных упражнений необходимо соблюдать определённые условия:

- при выполнении глазодвигательных упражнений необходимо контролировать расслабление шейных мышц. Исходное положение - лёжа, сидя или стоя, голова зафиксирована;

- все движения глазного яблока совершаются плавно и мягко;

- если ребёнок носит очки (линзы), нужно снять их на время выполнения упражнений;

- перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток и увлажнить глаза за счёт выделившейся слезы.

Давайте сейчас вместе попробуем выполнить простые глазодвигательные упражнения!

1. Двигайте глазами максимально ВВЕРХ-ВНИЗ!

2. Поворачивайте глаза максимально ВЛЕВО-ВПРАВО!

3. Движения глаз максимально ПО ДИАГОНАЛИ! Двигайте глазами из правого верхнего угла в левый нижний угол. Поморгайте! Повторите упражнение: по диагонали,  из левого верхнего угла в правый нижний угол. Молодцы!

4. Рисуем глазами ПРЯМОУГОЛЬНИК. Смотрим в левый верхний угол, потом в правый верхний, в правый нижний, левый нижний и левый верхний угол. Молодцы! Поморгали! И в другую сторону.  Замечательно!

5. Рисуем БАНТИК. Смотрим в левый верхний угол, правый нижний, правый верхний, левый нижний, и опять левый верхний.

6. Рисуем ВОСЬМЕРКУ. Смотрим в левый верхний угол, правый верхний, левый нижний, правый нижний, и опять левый верхний.

7. Рисуйте глазами круг, ЦИФЕРБЛАТ. Смотрите в самый верх и постепенно вращайте глаза по часовой стрелке. Один круг — это один раз. Поморгали! И против часовой стрелки. Молодцы!

8. ЗМЕЙКА. Рисуете 7 диагональных отрезков слева-направо. Поморгали! И потом обратно. Одного раза достаточно.

9. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СПИРАЛЬ. Представьте перед собой бревно и наматываете на него своим пальцем «проволоку», следя за движением пальца, как и во всех упражнениях. Делаете 5 витков слева-направо. Поморгали! Теперь сделайте справа-налево! Молодцы!

10. ВЕРТИКАЛЬНАЯ СПИРАЛЬ. То же самое что в предыдущем упражнении. Только по вертикали: виток на уровне живота, на уровне груди, на уровне носа, на уровне волос и последний виток над головой (всего пять). Поморгали! И делайте в обратном порядке сверху вниз. Здорово!

11. СПИРАЛЬ. Из центра начинаете делать витки, постепенно увеличивая их диаметр. Последний виток должен охватывать все поле зрения ваших глаз. Всего 5 витков. Поморгали! И теперь наоборот, скручивайте спираль, тоже в 5 витков.

12. ЭКВАТОР. Рисуете круг в горизонтальной плоскости, на уровне своего носа. Так чтобы дальняя точка была на вытянутую руку, а ближняя почти касалась носа. По 8 раз в одну и другую сторону, с морганием в промежутке.

Схемы могут усложняться и выполняться самостоятельно.

Слайд 7

Глазодвигательное упражнение «Симметричные рисунки».

Выполнять это упражнение необходимо используя принцип – «от простого к сложному». Рисовать в воздухе обеими руками зеркально-симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д.). Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.

Повторяйте за мной! Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми.  Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Потом то же само поторяем левой рукой. Затем повторить это движение одновременно двумя руками. Спасибо, закончили.

Следующая игра «Обведи фигуру».  Выберите карточки, положите перед собой. Необходимо одновременно двумя руками обвести контур фигур, изображенных на листе. Не забывайте следить глазами за движением рук. Попробуйте!

Обратите внимание: на данной карточке задание усложнено, а именно – для левой руки – один контур, для правой руки – совершенно другой.

Таким образом, «от простого к сложному», выполняя глазодвигательные упражнения, педагог не только осуществляет постоянный контроль над зрительной нагрузкой детей, систематизирует и чередует отдых для детских глаз, но и способствует формированию здоровьесберегающей компетенции у детей дошкольного возраста, защищая от преждевременного ухудшения визуализаторов – основных источников информации об окружающем мире.

Слайд 8

 «Человек может мыслить сидя неподвижно, однако  для закрепления мысли необходимо движение».

Как выдумаете: что это значит?....

Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

Слайд 9

Вы знаете что такое кинезиология? …..

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.    

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология  или «гимнастика для мозга».

 Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность.

Ещё одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом.  Существует основное требование к использованию кинезиологических  методов. Это точное выполнение всех приёмов и движений. Прежде, чем обучать ребёнка, педагог должен сам сначала освоить все упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая время и сложность от занятия к занятию.  Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день.

Хотелось бы особое внимание уделить  одному из методов активного развития дошкольников – кинезиологическим сказкам.

Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к развивающим упражнениям.   Совместное  проигрывание кинезиологических сказок сближает детей и взрослых. Чем больше и чаще мы используем их, тем больше светлых воспоминаний. Их тексты доступны детям, в них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Чёткая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют лёгкому запоминанию и точному воспроизведению текста и движений.

Слайд 10  

Какие упражнения могут лечь в основу создания кинезиологической сказки? Это:

  • Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата (слайд «Снеговики»…);
  • Дыхательные упражнения  (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль предлагаю вспомнить несколько из них: 1-2);
  • Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма);
  • Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимают мышечные зажимы);
  • Упражнения для мелкой моторики, известные всем как пальчиковая гимнастика (стимулируют речевые зоны головного мозга);
  • Массаж (воздействует на биологические активные точки);
  • Упражнения на релаксацию (способствует расслаблению, снятию напряжения).

Слайд 11  

Кинезиологические сказки можно использовать с раннего и младшего дошкольного возраста.  В этом возрасте малыши легко усваивают игровые дыхательные упражнения и пальчиковые игры. Чтобы вам проще было включиться в практическую деятельность, раздам  небольшие инструкции-подсказки!

Обучение идёт «от простого к сложному»: Повторяйте за мной!  «Мы жили у бабушки жарили оладушки»).

С детьми среднего возраста приёмы усложняются, добавляются такие как: подражание, действие по образцу, по простой схеме, соблюдая ритмический рисунок. Повторяйте за мной! Задаю ритмический рисунок: «Кулак, ребро, ладонь» - «Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут»).

С детьми старшего дошкольного возраста  усложнение заключается в том, что в кинезиологическое упражнение включаются все знакомые приёмы восприятия словесной инструкции и пальчиковой гимнастики. Повторяйте за мной! («Ухо, нос, хлопок»,  «Лезгинка», «Крестики»). Молодцы!

При выполнении игровых упражнений детям очень нравится соединять всё новые и новые движения, возникает «свой» язык общения и взаимодействия друг с другом. Так рождаются кинезиологические сказки.

Следует напомнить, что проигрываться в данной технологии могут как знакомые, так и созданные, придуманные детьми произведения: сказки на новый лад, экологические, словесные, пальчиковые, музыкальные, мимические сказки и т.п.

Слайд 12

Предлагаю вам сегодня принять участие в игровой постановке  «Лесные истории».

(Педагог рассказывает сказку, участники слушают и повторяют движения).

В заключении хотелось бы отметить, что кинезиологические упражнения, сказки, игры совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребёнка более безопасной. Благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребёнка к новым испытаниям, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю, способны помочь ребёнку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя.

Слайд 13

Подводя итог нашего выступления хотелось бы утвердительно заявить, что

Самый лучший отдых – работа!

Самый лучший день – сегодня!

Самый большой дар – любовь!

Самой большое богатство – здоровье!

Берегите своё здоровье! Будьте любимы и счастливы сегодня, прямо здесь и сейчас – на работе! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведен...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Методическая разработка по формированию культуры здорового образа жизни с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста «Желаем здравствовать!»

Знакомство с ценностями здорового образа жизни и присвоение детьми опыта некоторых здоровьесберегающих технологий представлено в форме познавательно-развлекательного досуга, с использованием инфо...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Самой актуальной проблемой во все времена является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном мастер-классе представлены приемы и формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья ...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Технологии, направленные на развитие физических качеств и двигательной активности детей, приобщение детей к здоровому образу жизни....

«Применение здоровьесберегающих технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества....