Тематические игры-этюды в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
учебно-методическое пособие на тему

Кабанченко Наталия Владимирона

Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены импровизируются фрагменты поведения героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskie_igry-etyudy_.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические игры-этюды в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения

Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены импровизируются фрагменты поведения героев.

Критерии к отбору литературных произведений:

• подбор художественного слова должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;

• содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления о необходимости культурно-гигиенических умений;

• побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании культурно-гигиенических умений в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни;

• содержание литературного произведения должно подходить для драматизации: обязательны игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.

Принципы организации игр-этюдов:

  • Содержательность игр, разнообразие тематики.
  • Ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.
  •  Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  •  Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  • Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

Примерный список рекомендуемых произведений по темам:

Гигиена:

Потешка «Теплою водою»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши»

Г. Лагздынь «Солнце рано утречком»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Прием пищи:

Г. Лагздынь «Куклу кормили?»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали»

A. Прокофьев «Вечером»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмакова «Ай да суп!»

Опрятность:

Потешка «Уж я косу заплету» Потешка «Где мой пальчик?» «Мне уже четыре года» (фольклор) Потешка «Завяжу потуже шарф» B . Бардадым «Вот как Г а л ю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша» С. Капутикян «Пожалейте нас!» Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка» Е. Благинина «Как у нашей Ирки» Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Бережное отношение к вещам и игрушкам:

К. Жанэ «Братишки»

А. Шибаев «Подружки»

И. Муравейка «Я сама!»

М. Александрова «Что взяла — клади на место!»

А. Барто «Лошадка»

Е. Благинина «Приходите, поглядите»

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка»

Н. Глазова «Мальчик Петя»

Для реализации игр-этюдов в работе с детьми среднего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды.


Гигиена

Теплою водою. Потешка

Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру.

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

И.Демьянов Замарашка

"Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин,

Мы на шее лук посадим, репу - на ладошках,

На щеках - картошку, на носу морковь взойдет –

Будет целый огород!

А.Кондратьев Зеркало

Зеркало любит чистые лица.

Зеркало скажет: - надо умыться.

Зеркало охнет: - где же гребёнка?

Что же она не причешет ребёнка?!

Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится

Неряха!

Р.Сеф Мыло

Было мыло,

Мыло было.

Это мыло руки мыло.

Отмывало мыло тело

И худело, и худело…

Это мыло было,

Но нету мыла.

Где оно?

Э.Мошковская Уши

- Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть или пореже?..

Отвечает доктор: - ЕЖЕ... -

Отвечает доктор гневно: - ЕЖЕ – ЕЖЕ-

ЕЖЕДНЕВНО!

Г.Лагздынь Солнце рано утречком

Солнце рано утречком просыпалось,
Студёною водицей умывалось,
Протоптало солнышко сто дорожек,
Почему у солнышка столько ножек?

И.Токмакова Гном

К нам по утрам приходит гном.

В Москве приходит, прямо в дом!

И говорит все об одном:

— Почаще мойте уши!

А мы кричим ему в ответ:

— Мы точно знаем, гномов нет! —

Смеется он : — Ну нет так нет, —

Вы только мойте уши!

Р.Куликова Мыло

Каждый день я мыло мою под горячею водою

И в ладонях поутру очень сильно тру.

Мойся, мыло,не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала.

Прием пищи:

Г. Лагздынь «Куклу кормили?»

- Куклу?
        - Кормили
- Зайку?
        - Кормили.
- А Сашу?
       - Забыли...

О. Дриз «Ну и каша!»

Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось,

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали.

Э. Мошковская «Маша и каша»

Вот это -  хорошая девочка.

Зовут её маша!

А это -  её тарелочка.

А в этой тарелочке...

Нет, не каша, нет, не каша, и не угадали!

Села маша, съела кашу - всю,

Сколько дали!

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Мама чашку молока маше налила.

"мяу, - киска говорит, -  вот и я пришла!"

Киске в миску отольем -

Веселее пить вдвоем.

Ну-ка, кто скорей допьет?

Кто ни капли не прольет?

Потешка «Ножками потопали»

Ручками похлопали! Хлоп-хлоп-хлоп!

Ножками потопали! Топ-топ-топ!

А теперь мы сели

И всю кашку съели!

A. Прокофьев «Вечером»

Аленький цветочек мой,

Галенька, пойдем домой.

Буду кашу варить, буду галю кормить.

Ешь, галинка, не спеша, каша очень хороша!

Ешь, галиночка, до дна, ешь, моя пригожая,

Ведь на самом дне она самая хорошая.

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмакова «Ай да суп!»

Глубоко - не мелко, корабли в тарелках:

Луку головка, красная морковка,

Петрушка, картошка

И крупки немножко,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – экспериментирование в воспитании дошкольника среднего возраста, как субъекта здоровьесберегающей деятельности»

Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые з...

Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта....

Игры-эксперименты и игры-этюды для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Игра-экспериментирование «А ладошки-то отмылись»Цель: Создать условия для расширения представлений оводе (смачивает, очищает), способствовать формированию навыка мыть руки водой через эксп...

Проект «Планета детства » (Воспитание и развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально- ритмическую деятельность, посредством здоровьесберегающих технологий)

ull; В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже ...

Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Блокадный хлеб»

Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувст...

«Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной деятельности»

        Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом мире, где реальное о...