«Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной деятельности»
статья

Дегтярева Наталья Александровна

          Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

  1. Введение
  2. Роль музыкального воспитания в развитии личности ребёнка
  3. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
  4. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
  5. Список используемых источников

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности.  В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Платон и его последователи полагали, что «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».                                                                                    

Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, в формировании таких тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.  С точки зрения светского образования педагогическая проблематизация духовного воспитания не имеет точного определения. Духовное развитие человека можно трактовать и как путь осознания себя в окружающей действительности, путь развития внутреннего мира, процесс самосовершенствования. Роль и миссия педагога в данном процессе — быть проводником, сопровождающим ребенка по сложному, тернистому и непредсказуемому пути, ведущему к развитию Сознания.                                                                                                                            

Данная методологическая позиция обусловливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку, уважение к его индивидуальности и личности, принятие его таким, каков он есть. Это дает ключ к более тонкому использованию художественного творчества и различных видов искусств в образовании детей, поскольку настоящее искусство всегда обращено к глубинной сущности человека, его внутреннему миру, духовному потенциалу. Реализация этих сложных задач требует новых методологических и концептуальных оснований, современного педагогического инструментария, системного подхода в едином образовательном пространстве от детского сада до окончания школы.

Актуальность темы заключается в том, что личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план новые подходы к организации процесса обучения в современном учреждении среднего специального образования, способствующие лучшему усвоению материала.

1. Роль музыкального воспитания в развитии личности ребёнка

Музыкальное воспитание не только развивает природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии. В музыкальном образовании детей можно выделить как общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующиеся в различных видах музыкальной деятельности.

Процесс развития общества требует сохранения и передачи накопленных знаний, а также опыта их получения. Одним из традиционных понятий в этой связи является содержание образования как совокупность тех качеств и отношений образовательного процесса, которые необходимы для ретрансляции накопленного практического и духовного опыта. За содержанием образования всегда выступает модель человека - идеального носителя желаемой образованности. Между тем в процессе развития образования в нашей стране возникла на определенном этапе необходимость создания конкретных моделей постановки проблем и их решения. Все это получило название научной парадигмы образования. Научная парадигма, в свою очередь, ограничила число дисциплин и направлений, которые, по ее критериям, отвечают понятиям образовательная дисциплина и научное направление. Вспомним, как в конце двадцатых годов (в силу целого комплекса взаимосвязанных причин) размежевались культура и образование во всех его типах, что было закреплено и в соответствующих государственных структурах, существующих и поныне. Обособленность узкоспециальных знаний приводит к тому, что человек уже в детстве лишается возможности выбора собственной первоначальной установки мироощущений. В этой связи можно привести вывод Е. Фрейбурга: "Только искусство, дополняя науки естественные и гуманитарные, проецируя весь мир человека, - только оно и может сообщить целостность восприятия мира современному человеку. Искусству замены нет. Функции гуманитарной части образования, включая искусство, должны расти, если человечество желает сохранить здоровье..."

Музыкальная педагогика – область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях музыкального образования детей была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением, овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и пр.).

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии, эстетики.

Занятия с ребёнком – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся.

Профессиональная музыкальная педагогика должна создавать условия для плодотворной деятельности ученика, и в этом содержание и достоинство истинного профессионализма. Настало время, когда вопрос о качестве работы педагога, эффективность его музыкально-воспитательной деятельности становятся первостепенными. В рамках действующих учебных планов и программ необходимо уделять гораздо больше внимания изучению психологии, педагогики, методики, а также педагогической практике.

Образовательный процесс – целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур и др.

Современное образование развивается под воздействием целого ряда противоречивых тенденций – экономических, идеологических, общественных, иных. Отсюда – разнообразие определений и формулировок стратегических целей, содержания учебных программ, подходов к проверке качества образования и обучения. Сегодня в педагогической профессии доминирует «знаньевый» и антропологический подходы к пониманию сути педагогической деятельности.

Для педагога, живущего в рамках «знаньевого» подхода, профессиональной ценностью становятся объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику. Для учителей такого типа во все времена был актуален девиз «Знание – сила», а любой результат процесса обучения или воспитания может быть оценен в системе «да – нет», «знает – не знает», «воспитан – не воспитан», «владеет – не владеет». При этом оценка качества знаний (поведения) переносится и на личность.

          В данном подходе всегда предполагается существование некоего внешнего, объективно заданного эталона (нормы, стандарта), по которому сверяется уровень обученности, воспитанности, профессиональной подготовки. Многообразными могут быть методики – от репродуктивных до интерактивных. Суть остается прежней: задача педагога – нахождение и передача алгоритма, позволяющего «завести» эталонное содержание в сознание и поведение ученика и обеспечить как можно более полное и точное его воспроизведение.

Всякая наука имеет своей задачей открытие и исследование законов и закономерностей в своей области. В законах и закономерностях выражается сущность явлений, в них отражены существенные связи и отношения. Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

- связи педагогического процесса с более широким общественными процессами и условиями;

- связи внутри педагогического процесса;

- связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития;

- между процессами педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых;

- между процессами воспитательных влияний всех субъектов воспитания (воспитателей, детских организаций, семьи, общественности и др.);

- связи между задачами, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса.

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:

1) Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

2) Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

3) Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

4) Закон единства и взаимосвязи теории и практики.

5) Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

6) Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

- наследственности;

- воспитательной и учебной среды;

- применяемых средств и способов педагогического воздействия.

7) Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

- интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

- величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

8) Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

- действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

- интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

9) Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

- интенсивности и качества чувственного восприятия;

- логического осмысления воспринятого;

- практического применения осмысленного.

10) Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

- качества педагогической деятельности;

- качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

11) Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты педагогического процесса зависят от:

- потребностей общества и личности;

- возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;

- условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие).

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.

Таким образом, социальное явление образования можно определить, как общественную ценность. При этом от степени и уровня развития образования в обществе зависит нравственный, интеллектуальный, научно-технический потенциал общества.

2. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синтезивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше.

Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребёнка уйдёт навсегда.

Дошкольный возраст – период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога – развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке.                                                                                                  В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом. Ребёнок, подражая взрослому, подпевает    отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности.

И здесь задача педагога – стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. 

Детей можно подводить к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению.

Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково. 

Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей-дошкольников, особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей.

Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).  

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Необходимо помнить, что отношение к музыке самого педагога становится определяющим в решении обозначенной задачи. Развитие музыкальности зависит от «погружения» ребенка в содержание музыкальных произведений, от восприятия и переживания и музыкальных образов, и адекватного выражения воспринятого образа различными художественными средствами.

Для этого необходимо создавать новые педагогические технологии: восприятия и переживания детьми музыки, развития детской фантазии и воображения, формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка. Так же важно помнить, что музыкальных произведений не должно быть много.

3. Ребенок как субъект музыкальной деятельности

Первым шагом в основе проектирования и организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, станет определение феномена ребенка как субъекта музыкальной деятельности. В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом музыкальной деятельности?

Субъект – это источник познания и преобразования действительности, носитель активности. Субъектность человека проявляется прежде всего в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему).

Затем на основании отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:

- эмоциональный компонент выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;

- эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность;

- деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся:

- ценностное отношение;

- интерес;

- избирательная направленность;

- инициативность;

- свобода выбора;

- самостоятельность, автономность, творчество.

Как же проявляются эти качества в дошкольном возрасте? Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника.

Принципиальным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Своего Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентации. Иными слонами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.

Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятелъностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектная, поскольку дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе                                                                                                                                  оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности:

- эмоционально-субъектные,

- деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.).

На первый взгляд может показаться, что избирательность присуща только детям старшего дошкольного возраста. Однако будьте наблюдательны! Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное развитие!

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.

 Самым простым способом определения проявлений ребенка как субъекта музыкальной деятельности является следующий. Понаблюдайте за ребенком в минуты его свободной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности. А если в практике педагогического процесса детского сада такая картина чрезвычайно редка, то подумайте, почему это происходит? Что, по-вашему, может самостоятельно делать ребенок в музыке?

Таким образом, у ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества:

- интерес к музыке;

- избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности;

- инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью;

- самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности;

- творчество в интерпретации музыкальных произведений.

4. Генезис детской музыкальной деятельности

В чем специфика детской музыкальной деятельности и каков генезис музыкальной деятельности в дошкольном возрасте?

Конечно, нелепым будет выглядеть предположение о том, что результаты музыкальной деятельности взрослого и музыкальной деятельности ребенка идентичны. Музыкальная деятельность ребенка в чем-то гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности – он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку.

Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно! Понаблюдайте, так ли это?

Генезис развития музыкальной деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Установление такого рода связей и зависимостей позволяет еще раз взглянуть на развитие дошкольника как на целостный процесс.

Напомним, что тип отношения к миру у дошкольника формируется и выражается через деятельность. На этом базируются практически все возрастные периодизации. Именно в рамках характерной для того или иного возрастного периода деятельности ребенок выражает собственное отношение к миру, проявляет инициативы, осуществляет выбор и действует самостоятельно.

 Следуя общей логике развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:

1 этап – музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами – носителями звуков;

2 этап – музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится на этом этапе:

- источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении;

- увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка – игра;

- содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением музыкальной культуры социума;

3 этап – музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:

- слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;

- исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);

- сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).

Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности и последовательную смену этапов его музыкальной деятельности? Как связаны музыкальный опыт и процесс развития музыкальной деятельности? Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности.

Опыт – содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт – важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности. Опыт предопределяет субъектность человека, поскольку «мы свободны, когда наша деятельность направляется результатами осмысления собственного опыта, когда мы не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону».

Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает:

- опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке;

- опыт знания музыки;

- опыт умений взаимодействовать с музыкой;

- опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

Рассмотрим подробнее каждый компонент в структуре музыкального опыта.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, дифференцированных музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке.

 Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции.

Опыт умений взаимодействовать с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений:

1-я группа – умения, которые в свое время были точно названы Н.А. Ветлугиной как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку:

•        адекватно реагировать на характер музыки;

•        осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа;

•        понимать (декодировать) музыкальный образ;

•        деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу;

•        интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;

2-я группа – умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические – певческие, инструментальные, танцевальные.

Педагог акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования.

В младшем дошкольном возрасте создаются предпосылки для развития показателей певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a cappella.

Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос–ответ», с преодолением регистрового порога, с учетом анатомо-психологических особенностей строения детского голосового аппарата. В сотворчестве взрослого и ребенка рождаются звуковые образные импровизации.

Двигательные творческие импровизации позволяют ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на ее характер, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3 – 4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.

Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения несложных мелодий на простейших детских музыкальных инструментах – дудке, барабане, бубне и т.д.

Средний дошкольный возраст. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребенок 4 – 5 лет становится уже активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение.

Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, движениями, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, танца, музицирования. Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения, чтобы сохранить у ребенка интерес к музыке как средству самовыражения.

Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:

•        воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;

•        развитие умений сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;

•        развитие музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение элементарной музыкальной грамоты.

На основе сформировавшегося метроритмического чувства у детей развивается интонационный, тембральный, ладовый слух, музыкальная память. Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации.

Дети 4 – 5 лет могут различать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), распознавать двух- и трехчастную форму музыкальных произведений, понимают, что музыкой можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить, например, скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. Они уже осознают, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает – внешний.

Освоенные в младшем дошкольном возрасте простейшие понятия о звуке позволяют перейти к азам музыкальной грамоты, в которой общепринятая музыкальная терминология заменена доступными детям названиями. В играх путем ассоциаций дети овладевают музыкальными представлениями об интервалах, например, секунда («мышка»), терция («кошка»), кварта («ворона»), квинта («кит»), секста («олень»), септима («носорог»), октава («жираф»).

Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

•        развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков;

•        освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах;

•        освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-двигательных образов в играх и драматизациях;

•        стимулирование желания ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Благодаря введению приемов сольмизации дошкольники могут начинать попевку от любой ступени, соответственно перенося мелодический рисунок в «нотный дом» (пять пальцев руки). У них уже достаточно развит артикуляционный аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании, построенном на умении расслаблять голосовые связки.

Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором, знакомятся с двухголосным звучанием. Различать звучание одновременно двух голосов им помогает игра двумя палочками на металлофоне.

Метроритмические навыки укрепляются с помощью чтения ритмослогов с поддержкой ударных инструментов (бубен, ксилофон).

Соответственно музыкальному образу дети самостоятельно выбирают выразительные средства, инструмент, наиболее подходящий для передачи характера, находят нужные движения под ту или иную музыку, подбирают адекватную песенную интонацию.

У детей этого возраста появляется важнейшее умение – переносить полученный на занятиях в детском саду музыкальный опыт в иную среду, например использовать его в домашнем музицировании, пении. Все это свидетельствует об уровне освоения музыкальной культуры.

Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его художественный вкус, музыкальную эрудицию. Он не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Здесь важно показать ребенку способы пользования выразительными средствами (голос, движение, музицирование) для создания художественного образа.

Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими музыкальное развитие дошкольника.

Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:

•        обогащение слухового опыта у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке;

•        накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;

•        обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;

•        развитие умений творчески интерпретировать музыку разными средствами художественной выразительности.

Старшие дошкольники проявляют немалую активность в слушании и интерпретации музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, выборе музыкального инструмента, который бы лучше характеризовал художественный образ, изображении музыкальных впечатлений в рисунке, сочинении стихотворения, отражающего впечатление от услышанного музыкального произведения, желании использовать эту музыку в детском оркестре или в музыкально-художественной театрализации.

Таким образом, ребенок реализует естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.

Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:

•        развитие умения чисто интонировать в пении a cappella;

•        освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования;

•        стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;

•        развитие навыка сотворчества в условиях коллективной музыкальной деятельности.

Ребенок старшего дошкольного возраста охотно участвует в играх на ритмическое многоголосие; слышит двух и трехдольный ритм и исполняет его на различных ударных инструментах в синтезе с речевыми играми в коллективе детей; владеет приемами игры на ложках, «копытце», ксилофоне, металлофоне, резонаторах, клавишных, клавишно-духовых, духовых и струнных инструментах. 5-6-летним детям особенно нравится импровизировать в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, сочинять оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемый текст; соединять движения в танец; создавать небольшие оркестровки. В музыкальных играх и хороводах они выступают сочинителями сюжетов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.

Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

Благоприятные эмоционально-ценностные отношения ребёнка – одно из важнейших внутренних условий развития личности младшего школьника, поскольку непосредственно определяют формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностную активность, инициативность. Динамика становления, развития, угасания, восстановления эмоционально-ценностных ориентации ребёнка становится самым чутким индикатором в возникновении признаков неблагополучия в его личностном развитии, отклонений в становлении его личности.

Список используемых источников:

1. Анисимов В. В. Общие основы Педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006. – 361 с.

2. Бабанский Ю. Интенсификация процесса обучения/Ю. Бабанский. - М.:Просвещение, 1991. – 143c.

3.Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В. Беспалый. - М.: Педагогика, 1995. – 237c.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий/В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

5. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Б21 Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб. : Аничков мост, 2016. — 144 с.

6. Коган А.Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности. Сб. научных трудов. – http:/www.flogiston.ru

7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М., 2001. – 186 c.

8. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцев. - М., 1991. – 357 c.

9. Куклин В., Наводнов В. О сравнении педагогических технологий/В. Куклин, В. Наводнов// Высшее образование в России. – 1994. - № 1. – C.16-24.

10. Лопанова Е.В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации: Учебно-методическое пособие/Е. В. Лопанова, Т. Б. Рабочих. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 120 с.

11. Лукин Ю.А. Искусство как информационная система [Текст] / Ю.А. Лукин // Профессиональное образование. – 1995. – С. 6.

12. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования/М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: Прима- Пресс, 1998. – 214 c.

13. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). /Под ред. 3. И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. – 197 c.

14. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под ред. В.С. Кукушина. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Ростов н/Д.: Март, 2004. -335 с.

15. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребёнок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности воспитателя и музыкального руководителя

Описание сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей ребёнка дошкольного возраста...

Развитие ребенка дошкольного возраста посредством игровой деятельности

В материале представлены рекомендации для родителей по организации развивающих игр для детей дошкольного возраста....

"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"

Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей...

Статья "Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром".

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...

Гармоничное развитие ребенка с ОВЗ посредством музыкальной деятельности

В статье сообщается о методах и приемах в музыкальной деятельности в работе с детьми с ОВЗ, которые способствуют коррекции в развитии ребенка....