Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности
материал

Рункова Любовь Васильевна

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности

1. Ведущее значение игры в дошкольном возрасте

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка. 

Особенности детской игры:

1-    Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры.

2-    Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений.

3-    Творческий характер игровой деятельности – творчество проявляется в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов-заместителей. 

4-    Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре проживает обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях. 

5-    Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой). Ценность игры – в возможности развития в ней всех возрастных новообразований дошкольников. 

6-    Два вида отношений между детьми в игре как основа организации детского общества: игровые отношения (определяются содержанием, правилами игры); реальные отношения (проявляются по поводу игры: сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). 

7-    Логическая и временная последовательность развития игры – обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме классификации игр детей дошкольного возраста

Ф. Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр:

• на развитие ума – умственные игры,

• на развитие внешних органов чувств – сенсорные игры,

• на развитие движений – моторные игры.

П. Ф. Лесгафт делил игры на две группы:

имитационные (подражательные) – самостоятельные творческие игры;

подвижные игры (игры с правилами).

Н. К. Крупская выделила игры, придуманные самими детьми, – творческие игры; игры, придуманные взрослыми, – игры с правилами.

В. В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со скрытыми правилами – сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами – дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в классификацию детских игр включают: сюжетные игры (индивидуальные и коллективные); игры с правилами (формализованная деятельность с четко определенными и обязательными для выполнения правилами: шансовые игры, игры на физическую компетенцию, смешанный тип игр – требуются и физическая, и умственная компетентность и присутствует элемент удачи).

Современная педагогическая классификация детских игр:

- игры творческие (со скрытыми правилами): режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные;

- игры с фиксированными правилами: подвижные, дидактические.

Сюжетно-ролевая игра

Игра, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в специально создаваемых игровых условиях отображают деятельность взрослых и отношения между ними.

Режиссерская игра

Индивидуальная игра ребенка, в которой партнерами по игре выступают игрушки, а ребенок не берет на себя какой-либо определенной роли, действует как режиссер, т.е. организует события и отношения между персонажами.

Театрализованная игра

Синтез сюжетно-ролевой игры и литературного произведения

Строительная игра

Игра, основным содержанием которой является созидание; воплощение замысла связано с деятельностью конструирования.

Подвижная игра

Игра, в основе которой лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.

Дидактическая игра

Обучающая игра, соединяющая в себе два начала: познавательное и игровое.

С. Л. Новоселова разделяет детские игры на 3 класса на основании представления о том, по чьей инициативе возникает игра. 

1-й класс игр – игры, возникающие по инициативе детей (самостоятельные). Они делятся на сюжетные самодеятельные (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры-экспериментирования (с природными объектами, явлениями, материалами, животными, игрушками и предметами, общения с людьми).

2-й класс игр – игры, возникающие по инициативе взрослых (организованные): обучающие (автодидактические, сюжетнодидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические игры); досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные).

3-й класс игр – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).

В теории и практике наблюдается стирание грани между самодеятельными и обучающими играми. Новая классификация поможет воспитателю выработать верную стратегию применения игры в воспитательном процессе ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения

Каждый воспитатель обязан помнить, что ребенок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучение, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить -  не навреди! Бойся помешать...

Тематические игры-этюды в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется ...

Ребёнок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности воспитателя и музыкального руководителя

Описание сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей ребёнка дошкольного возраста...

Развитие речи у ребенка раннего возраста в процессе игровой деятельности

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоров...

«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»

Проблема процесса  развития  ребенка в творчестве  музыкального  воспитания  имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...

«Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной деятельности»

        Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом мире, где реальное о...