Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности
материал
Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.17_rebenok_doshkolnogo_vozrasta_kak_subekt_igrovoy_deyatelnosti3.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности
1. Ведущее значение игры в дошкольном возрасте
Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка.
Особенности детской игры:
1- Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры.
2- Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений.
3- Творческий характер игровой деятельности – творчество проявляется в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов-заместителей.
4- Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре проживает обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях.
5- Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой). Ценность игры – в возможности развития в ней всех возрастных новообразований дошкольников.
6- Два вида отношений между детьми в игре как основа организации детского общества: игровые отношения (определяются содержанием, правилами игры); реальные отношения (проявляются по поводу игры: сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил).
7- Логическая и временная последовательность развития игры – обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.
Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме классификации игр детей дошкольного возраста
Ф. Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр:
• на развитие ума – умственные игры,
• на развитие внешних органов чувств – сенсорные игры,
• на развитие движений – моторные игры.
П. Ф. Лесгафт делил игры на две группы:
имитационные (подражательные) – самостоятельные творческие игры;
подвижные игры (игры с правилами).
Н. К. Крупская выделила игры, придуманные самими детьми, – творческие игры; игры, придуманные взрослыми, – игры с правилами.
В. В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со скрытыми правилами – сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами – дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в классификацию детских игр включают: сюжетные игры (индивидуальные и коллективные); игры с правилами (формализованная деятельность с четко определенными и обязательными для выполнения правилами: шансовые игры, игры на физическую компетенцию, смешанный тип игр – требуются и физическая, и умственная компетентность и присутствует элемент удачи).
Современная педагогическая классификация детских игр:
- игры творческие (со скрытыми правилами): режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные;
- игры с фиксированными правилами: подвижные, дидактические.
Сюжетно-ролевая игра
Игра, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в специально создаваемых игровых условиях отображают деятельность взрослых и отношения между ними.
Режиссерская игра
Индивидуальная игра ребенка, в которой партнерами по игре выступают игрушки, а ребенок не берет на себя какой-либо определенной роли, действует как режиссер, т.е. организует события и отношения между персонажами.
Театрализованная игра
Синтез сюжетно-ролевой игры и литературного произведения
Строительная игра
Игра, основным содержанием которой является созидание; воплощение замысла связано с деятельностью конструирования.
Подвижная игра
Игра, в основе которой лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.
Дидактическая игра
Обучающая игра, соединяющая в себе два начала: познавательное и игровое.
С. Л. Новоселова разделяет детские игры на 3 класса на основании представления о том, по чьей инициативе возникает игра.
1-й класс игр – игры, возникающие по инициативе детей (самостоятельные). Они делятся на сюжетные самодеятельные (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры-экспериментирования (с природными объектами, явлениями, материалами, животными, игрушками и предметами, общения с людьми).
2-й класс игр – игры, возникающие по инициативе взрослых (организованные): обучающие (автодидактические, сюжетнодидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические игры); досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные).
3-й класс игр – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).
В теории и практике наблюдается стирание грани между самодеятельными и обучающими играми. Новая классификация поможет воспитателю выработать верную стратегию применения игры в воспитательном процессе ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения
Каждый воспитатель обязан помнить, что ребенок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучение, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить - не навреди! Бойся помешать...
Тематические игры-этюды в воспитании ребенка среднего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется ...
Ребёнок дошкольного возраста как субъект музыкальной деятельности воспитателя и музыкального руководителя
Описание сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей ребёнка дошкольного возраста...
Развитие речи у ребенка раннего возраста в процессе игровой деятельности
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоров...
«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»
Проблема процесса развития ребенка в творчестве музыкального воспитания имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...
«Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной деятельности»
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом мире, где реальное о...