Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Блокадный хлеб»
методическая разработка (средняя группа)

Головенко Оксана Сергеевна

Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 49»

Конспект тематического занятия

  в средней  группе № 23

«Блокадный хлеб»

                                                                               

                                                                                                    Воспитатель: Головенко О.С.

   

                                           

                               

г. Ростов-на-Дону

2024 год

Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

Обучающие:

— познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда, блокадный хлеб ;

— формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное;

— способствовать развитию интереса к истории нашей Родины.

Развивающие:

— пополнять знания о Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда;

— развивать речь, пополнять словарный запас;

— уметь правильно формулировать свои мысли;

— развивать интерес к музыкальным произведениям.

Воспитывающие:

— развивать умение сопереживать, сочувствовать;

— испытывать гордость за свой народ, свою Родину;

— воспитывать уважение к военным и людям старшего поколения;

— воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.

Предварительная работа:

— беседы о войне;

— чтение художественной литературы о войне и военных;

— рассматривание иллюстраций с изображением военной техники;

— прослушивание песен о войне;

— экскурсия в музей « Боевой славы» детского сада

Методы и приемы:

Наглядные:

— рассматривание фотографий военных лет, карточек с изображением военной техники, фотографий города Ленинграда (Санкт – Петербурга).

Практические

— беседа,

— использование художественной литературы,

— прослушивание музыкальной композиции.

Игровые

– использование тематической физкультминутки.

Материалы и оборудование:

настенная доска, фотографии военных лет, карточки с изображением военной техники, фотографии города Ленинграда (Санкт – Петербурга, отрывок из книги В. Семенцевой «Лист фикуса», небольшой кусок серого хлеба, запись песни «Вставай страна огромная», запись воздушной тревоги.

Ход занятия

Воспитатель: Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Воспитатель: Как можно сказать про хлеб, какой он?

(Ответы детей)

Воспитатель: действительно хлеб бывает: ржаной, пшеничный, белый, черный, мягкий, воздушный, пышный, свежий, ароматный, запашистый, румяный, золотой, аппетитный, вкусный.

Воспитатель: но сегодня я хочу рассказать вам о другом хлебе — военном или Блокадном хлебе. Это тот хлеб, о котором мы должны знать и помнить, всегда!

Ребята, 80 лет назад, ночью 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. В начале войны родилась замечательная песня .Она звала на борьбу народ«Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»

Враг подошёл к Ленинграду так ранее назывался город «Санкт-Петербург», и город оказался в блокаде.

Блокада это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Еще это кольцо называют блокадой. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать от туда.

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога

Запись воздушной тревоги

Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

-А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки) ( Слайд)

Жизнь в городе становилась всё труднее

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде (кольце, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград, приходили люди с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам.

Карточки — бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день( Слайд).

А кроме хлеба, еды у людей не было. Как вы думаете, можно наесться, этим кусочком хлеба на весь день. Как вы думаете, это сколько? Покажите руками… (Ответы детей).

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба — это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей).

У нас в группе есть математические весы, я предлагаю вам взвесить хлеб(Деятельность с весами) Как вы считаете, этого хлеба было достаточно, что бы наесться? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали.

Чтобы хлеба былобольше в него добавляли: примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.

Чтение рассказа Валентины Семенцевой «Лист фикуса»

Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название рассказа?

В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.

Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…

Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.

Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.

Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.

Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.

Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод.

Воспитатель:

— Вот такой грустный рассказ о маленькой девочке Вале. Почему нам ее жалко?

— Ответы детей (она была голодная, она была одна дома, без мамы и папы, она от голода ела горький лист)

— А почему нельзя есть листья фикуса?

— Ответы детей (Листья горькие, ядовитые)

— Почему Валина мама повела Валю к врачу?

— Ответы детей (Она боялась, что Валя отравиться, что у нее заболит живот, что она может даже умереть)

Но Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. С этого времени в город стали поступать товары первой необходимой помощи. Но война продолжалась еще полтора года…

Воспитатель: с тех пор прошло много времени, но подвиг совершенный Ленинградцами во время блокады, на всегда останется в нашей памяти. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города — героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.

Ребята, как вы думаете, какой подвиг совершили Ленинградцы? (ответы детей).

Воспитатель: каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Я хочу предложить вам, сегодня, когда вы придёте домой, рассказать родителям о блокадном хлебе, предложите родителям испечь такой хлеб всем вместе, в память о том тяжелом времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина-Россия»

Цель — продолжить формирование представлений о России. Воспитывать гордость за родную страну. 2. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность....

21.01.2021 Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Блокадный хлеб»

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста«Блокадный хлеб»...

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Блокадный хлеб»

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине....

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Блокадный хлеб»

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста«Блокадный хлеб»...

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Блокадный хлеб»

Цель: - Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории своей страны;- Вызвать гордость за героическое прошлое близких родственников и всего советского народа....

Конспект интегрированного тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста - "Блокадный хлеб"

Цель: дать представление о тяжёлых и героических днях блокадного Ленинграда....

Конспект беседы тематического занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Блокадный Хлеб»

Цель:  Ознакомить детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга)Задачи:Обучающие:- познакомить с историей на...