«Игра – экспериментирование в воспитании дошкольника среднего возраста, как субъекта здоровьесберегающей деятельности»
презентация урока для интерактивной доски (средняя группа) на тему
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_igra-_eksperimentirovanie_1.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегаю-щей деятельности и поведения, закономерно ищет те игровые формы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
В группе можно создать уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование: • емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д. • объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки • различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д. Все это способствует развитию наблюда- тельности, любозна- тельности, повышению интереса к исследовательской деятельности.
В своей работе можно активно использовать для развития познавательной активности у детей — опыты. Опыты проводить как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: • бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т.д. • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. • стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое • ткань мнется и разглаживается,намокает и высыхает и т. д. • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В.В.Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…»
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей среднего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования. Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу — проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
В заключении хочется процитировать слова К.Е.Тимирязева : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем стараться давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.
Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....
Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей
Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...
Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...
«Игры экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
Выступление на педагогическом совете...
Игры-экспериментирование средний дошкольный возраст
План работы с детьми по экспериментированию в средней группе...
Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)
одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и ...
"Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности"
Экспериментирование-эффетивный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира...