Программа кружка по формированию пространственных представлений «Игралочка»
рабочая программа (средняя группа)
Уровень обучения по программе кружка - стартовый (1 год обучения): практическое знакомство на телесном уровне со схемой тела с переходом к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во вне и к работе над овладением квазипространственными языковыми представлениями, которая осуществляется только при условии свободной ориентации ребенка на предыдущих уровнях.
Каждый этап включает серии разнообразных заданий и упражнений. Игры и задания подобраны с учетом возрастных особенностей, уровня когнитивного и эмоционально-личностного типа развития ребенка с ориентировкой на зону ближайшего развития.
Занятие состоит из трёх подразделов:
- Нейроразминка «Пальчиковый игротренинг», на котором дети знакомятся с комплексами упражнений для развития внимания, памяти, речи и мышления, межполушарного взаимодействия, а также создание положительного эмоционального настроя.
- Дидактические игры и упражнения для формирования собственного пространственных отношений.
- Подвижные игры и упражнения для формирования собственного пространственных отношений.
- «Релаксационные минутки» для снятия психоэмоционального напряжения, обучения приёмам саморасслабления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 7 г. Пензы «Ягодка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по формированию пространственных представлений
«Игралочка»
Возраст учащихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кузнецова О.А
воспитатель.
г. Пенза, 2023г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игралочка»
- по содержанию является социально-педагогической,
- по уровню освоения – стартовый,
- по форме организации - очной, групповой.
- по степени авторства – авторской.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
- Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Устав МБДОУ детский сад № 7 г. Пензы «Ягодка»;
- «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБДОУ детский сад № 7 г. Пензы «Ягодка».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время отмечается значительный рост числа неготовности детей дошкольного возраста к освоению как программы дошкольного образования, так и последующего школьного обучения. При более детальном изучении у этих детей обнаруживается несформированность предпосылок овладения программным материалом при сохранении средненормативных показателей интеллектуального развития. По ряду причин в первую очередь страдает раннее моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля и регуляции деятельности. Таким образом, к концу дошкольного возраста не формируются необходимые психологические и педагогические предпосылки к последующему обучению.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.
Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в речь с пониманием и активным употреблением словесных обозначений пространственных отношений, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений, трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Новизна и отличительные особенности данной программы от уже существующих программ в этой области заключаются в том, что игровой метод проведения занятий придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию пространственных представлений дошкольников.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно - тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
В структуру программы входят 3 основных последовательных этапа, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений и соответствует нормативному овладению ребёнком данными представлений в ходе его развития. Структура заданий от этапа к этапу усложняется - от наиболее простых (топологических) до лингвистических представлений (пространство языка).
Практические занятия по программе связаны с использованием образа «Улитки-путешественницы», которая включена в систему работы. Игрушку «Улитку-путешественницу» можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. Играя «Улиткой» ребёнок, осваивает способы передвижения в пространстве в разных направлениях, через взаимодействие двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов.
Занятие состоит из трёх подразделов:
- Нейроразминка «Пальчиковый игротренинг», на котором дети знакомятся с комплексами упражнений для развития внимания, памяти, речи и мышления, межполушарного взаимодействия, а также создание положительного эмоционального настроя.
- Дидактические игры и упражнения для формирования собственного пространственных отношений. / Подвижные игры и упражнения для формирования собственного пространственных отношений.
- «Релаксационные минутки» для снятия психоэмоционального напряжения, обучения приёмам саморасслабления.
В работе применяются следующие методы:
- Игровой метод (подвижные и дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действий.
Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная, корректировка действий (пальчиковые игры с предметами – массажные мячики, су-джок, корригирующие коврики, ладушки; подвижные и дидактические игры, коммуникативные игры, телесные упражнения – растяжки, ползание, перекаты, качания и пр.).
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что от уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения материалом в соответствии с ОП дошкольного учреждения, а также дальнейшая успешность овладения чтением, письмом, счётом и другими видами учебной деятельности в начальной школе.
Содержание программы учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике (научность, системность, доступность, концентричность изложения материала) с учётом общих закономерностей психического развития ребенка. При составлении программы был использован опыт исследований, проводимых в данном направлении. Ведущим направлением послужила методология и практические наработки Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.
Адресат программы:
Образовательная программа «Игралочка» рассчитана на детей в возрасте от 4 лет до 5 лет.
Возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет: развитие ребёнка происходит через игру; проявляются ролевые взаимодействия, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей; двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики; возрастает объем памяти; начинается развиваться образное мышление; увеличивается устойчивость внимания, ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут; изменяется содержание общения ребёнка и взрослого, оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок, ведущим становится познавательный мотив.
Списочный состав определяется в начале текущего учебного года. Это дети средней группы № 1 МБДОУ детского сада № 7 «Ягодка» с учётом интересов и способностей детей, принципом добровольного участия и после прохождения тестового задания, определяющего уровень владения ребёнка навыками в выбранном виде деятельности, требуемыми для освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Примерный список детей, посещающих кружок
№ п/п | Фамилия, имя ребенка |
1 | Абрашкин Дима |
2 | Андреева Виолетта |
3 | Арифов Тимур |
4 | Грушедская Яна |
5 | Зоткина Маша |
6 | Маслянкин Рома |
7 | Нестеров Дима |
8 | Савина Тая |
9 | Сергеева Вероника |
10 | Сухова Аделина |
11 | Тренькова Аня |
12 | Фокина Алина |
13. | Шершнев Дима |
Объем и сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, с общим количеством часов 54 часа.
Форма реализации образовательной программы очная. Основной формой обучения является игровое занятие.
Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся:
2 раза в неделю по 1 часу (1 учебный час – 20 мин); проводится 6 занятий в месяц, после делается небольшой перерыв для накопления практического опыта полученных умений.
Особенности организации образовательного процесса
Уровни обучения
Стартовый (1 год обучения)
Практическое знакомство на телесном уровне со схемой тела с переходом к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во вне и к работе над овладением квазипространственными языковыми представлениями, которая осуществляется только при условии свободной ориентации ребенка на предыдущих уровнях.
Каждый этап включает серии разнообразных заданий и упражнений. Игры и задания подобраны с учетом возрастных особенностей, уровня когнитивного и эмоционально-личностного типа развития ребенка с ориентировкой на зону ближайшего развития, ведущего типа мотивации (игровая, содержательная, соревновательная).
Разделы
1 этап: формирование представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела): анализ расположения частей лица по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем…; введение предлогов: «над», «под», «между»: что находится над? что находится под? анализ различия между этими представлениями (в отношении характеристик частей лица); анализ положения других частей тела: рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо); непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот); ног (стопа, голень, колено, бедро); предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей, вводятся в указанном выше порядке; отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), по вертикальной оси.
2 и 3 этапы: переход к объектам во вне и введение представления: «ближе к ...», «дальше от ...»; анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве по отношению к себе как объекту (отсчет ведется от собственного тела); игры на сопоставление вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и перенос понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость (в том числе на «рабочую» плоскость стола); по аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук - и только после этого на уровне внешних объектов); по аналогии отрабатываются предлоги «перед» и «за»; переход анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения.
4 этап: анализ расположения объектов (окружающих ребёнка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как «слева», «справа», «левее», «правее»; анализ расположения отдельных частей рук, а затем ног (в первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребёнка (ведущей ногой): в отношении правой руки – то, что «дальше», то «правее»; в отношении левой руки – то, что «дальше», то, соответственно, левее»; переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «право-левой» ориентировки (отрабатываются представления: «слева от...», «справа от...», «левее, чем...», «правее, чем ...».
Цель программы: формирование и развитие собственно пространственных представлений у детей дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи:
- Продолжать формировать представления и ориентировку детей в схеме собственного тела.
- Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, сзади). Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко, высоко – низко.
- Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между). Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами.
- Учить устанавливать пространственное расположение частей предметов относительно друг друга.
- Помогать детям понимать в познавательно-исследовательской деятельности планы, схемы, модели, предложенные взрослым.
- Развивать и совершенствовать зрительно-моторную координацию в пространственной ориентировке и межполушарные связи (умение строить целостный образ; умения действовать обеими руками; координировать тонкие движения кистей рук).
Ожидаемые результаты по годам обучения
1 год обучения: после прохождения курса занятий у детей сформируются основные пространственные представления.
Ожидаемые результаты освоения программы (
Предметные:
- Воспитанники будут понимать и актуализировать предлоги «вертикали» и «горизонтали», право-левосторонней ориентировки.
- Воспитанники смогут ориентироваться в схеме собственного тела по вертикальной и горизонтальной оси; будут знать взаиморасположение объектов по отношению к телу с точки зрения «вертикальной и горизонтальной организации» пространства тела; в схеме тела с упором на «право-левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребёнка; сформируется ориентация и анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
Метапредметные:
- У воспитанников усовершенствуется зрительное восприятие, слухоречевая память, произвольное внимание, логическое мышление, межполушарное взаимодействие.
- Воспитанники усовершенствуют умение осуществлять действия по образцу, подчиняя своё поведение правилам и контролировать свою деятельность по результату.
- Воспитанники будут понимать и актуализировать сравнительные степени прилагательных, причинно-следственных конструкций, усовершенствуется развернутость и грамматическая правильность речи.
Личностные: у воспитанников будут сформирована уверенность в своих силах и движениях, положительное отношение к ориентированию во внешнем пространстве, повысится самооценка и самостоятельность в исследовании окружающего мира.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год обучения | Объем учебных часов по годам обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Режим работы |
1 | 54 | 27 | 54 | 6 занятий по 20 минут в месяц |
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Программное содержание |
1 Этап – 4 часа. Диагностика. | ||||
1 | Сентябрь | Диагностика № 1 | Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости). | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М). |
2 | Сентябрь | Диагностика № 2 | Анализ частей собственного тела. Данный анализ проводится по вертикальной оси. | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) |
3 | Сентябрь | Диагностика № 3 | Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) |
4 | Сентябрь | Диагностика № 4 | а) анализ взаиморасположения объектов и тела по вертикальной оси; | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) |
2 Этап – 28 часов. Овладение пространством собственного тела; расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси. | ||||
5 | Сентябрь | Части лица. | Анализ частей лица и их расположение относительно друг друга лица по параметрам: - выше всего: ...; - ниже всего: ...; - выше, чем: ...; - ниже, чем: …. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. Игра «Улитка-путешественница»/ «Весёлая ладошка». Ц.: формирование представлений о собственном лице с помощью зеркала, анализ расположения частей лица по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем: …; развитие умения ориентироваться в схеме лица. 3. Игра «Маланья». Ц.: продолжать учить соотносить слова и выразительное движение рук и мимики, закреплять умение ориентироваться в схеме лица. 4. Релаксационная минутка. |
6 | Сентябрь | Части лица. | Закрепление по анализу частей лица и их расположение относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2.Игра «Лягушка-путешественница». Ц.: формирование представлений о собственном лице с помощью движения, с закрытыми глазами; развитие умения ориентироваться в схеме лица. 3.Игра «Солнышко». Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. 4. Релаксационная минутка. |
1 | Октябрь | Схема тела. | Анализ расположения частей собственного тела: рук, непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот); - ног (стопа, голень, колено, бедро). | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. Упражнение «Моё тело». Цель: формирование представлений о схеме собственного тела. 3.Игра «Лавата». Ц.: формирование схемы тела; развитие внимательности, активности, сообразительности, ловкости, быстроту реакции. 4. Релаксационная минутка. |
2 | Октябрь | Схема тела. | Закрепление по анализу расположения частей собственного тела. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. Игра «Я-робот». Ц.: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке; учить ориентироваться в схеме собственного тела. 3. Игра «Весёлый круг». Ц: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке; учить ориентироваться в схеме собственного тела. 4. Релаксационная минутка. |
3 | Октябрь | Части туловища - руки. | Анализ положения рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2.Игра «Улитка-путешественница». Ц.: анализ расположения частей руки по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем: … относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3.Игра «Кто быстрей?». Ц.: продолжение формирование схемы тела; развитие внимательности, активности, сообразительности, ловкости, быстроту реакции. 4. Релаксационная минутка. |
4 | Октябрь | Части туловища - руки. | Закрепление по анализ положения рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. «Чего не хватает?» Ц.: закрепление формирование анализ положения рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3. Игра «Вы можете?» Ц.: продолжение формирование схемы тела; развитие внимательности, активности, сообразительности, ловкости, быстроту реакции. 4. Релаксационная минутка. |
5 | Октябрь | Части туловища – непосредственно туловище. | Анализ положения туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 2.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2.Игра «Улитка-путешественница». Ц.: анализ расположения частей туловища по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем: … (шея, плечи, грудь, спина, живот) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3.Игра «Прикосновение» под музыку. Игра направлена на закрепление знаний о строении человеческого тела, на развитие тактильного восприятия. 4. Релаксационная минутка. |
6 | Октябрь | Части туловища – непосредственно туловище. | Закрепление положения туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. Игра «Прикосновение». Ц.: закрепление анализа положения туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3.Комплекс телесных упражнений: «брёвнышки», «яйцо», «качалка», «лодочка», «самолёт», «кошка сердится», «ползание на животе», «ползание на спине». Ц.: развитие ощущений своего тела в области туловища, моторного контроля. 4. Релаксационная минутка. |
1 | Ноябрь | Части туловища – ноги. | Анализ положения ног (стопа, голень, колено, бедро) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Улитка-путешественница». Ц.: анализ расположения частей ноги по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем: … (стопа, голень, колено, бедро) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3. Игра «Прыжки с шариками». Ц.: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед. 4. Релаксационная минутка. |
2 | Ноябрь | Части туловища – ноги. | Закрепление положения ног (стопа, голень, колено, бедро) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2а. Упражнение «Путаница». Ц.: развитие ориентировки в собственном теле (ноги), закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания. 3. Телесные упражнения: марширование, перекрёстное марширование, ходьба на четвереньках, «Перекрестная ходьба», на четвереньках на ладошках; перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонние четвереньки (правая рука и правая нога, левая рука и левая нога); односторонние четвереньки боком (левым, правым). Усложнение – с закрытыми глазами. Ц.: совершенствовать навык ползания на четвереньках. 4. Релаксационная минутка. |
3 | Ноябрь | «Выше», «ниже». | Формирование значений понятий «выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Улитка-путешественница: выше-ниже». Ц.: формирование значений понятий «выше», «ниже». 3. Игра с мячом. Ц.: формирование умение у детей, передавать и брать мяч двумя руками, стоя на одном месте в вертикальной плоскости. 4.«Релаксационные минутки». |
4 | Ноябрь | «Выше», «ниже». | Дифференциация понятий «выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Вверху – внизу. Кто выше?» Ц.: развитие пространственных представлений. 3. Игра «Теремок». Ц.: продолжать формирование пространственных понятий «выше/ниже». 4. Релаксационная минутка. |
5 | Ноябрь | «Выше», «ниже». | Дифференциации понятий «выше, чем…», «ниже, чем…». | 1.Нейроразминка: «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Улитка-путешественница: выше/ниже, чем…». Ц.: формирование пространственных понятий «выше чем…/ ниже чем…». 3. Игра «Улитка прыгает». Ц.: знакомство с новым способом познакомиться с частями своего тела по шкале «выше-ниже»; формирование пространственных понятий «выше/ниже», «выше чем…/ ниже чем…». 4. Релаксационная минутка. |
6 | Ноябрь | Мое тело по вертикальной оси: «Выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Улитка спрашивает». Ц.: уточнить сформированность пространственных понятий «выше чем…/ ниже чем…» на примере собственного тела. 3. Игра «Придумай и покажи». Ц.: уточнить сформированность пространственных понятий «выше/ниже» на примере собственного тела. 4. Релаксационная минутка. | |
1 | Декабрь | Мое тело и другие объекты по вертикальной оси: «Выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Игра «Воображение». Ц.: уточнить значение понятия «мое тело и другие объекты по вертикальной оси «выше», «ниже». 4. Релаксационная минутка. | |
2 | Декабрь | Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Полоса препятствий «Выше-ниже». Ц.: учить уверенному преодолению полосы препятствий и самостраховке при выполнении упражнений, способствовать укреплению здоровья детей (оборудование: модули, гимнастические скамейки, кубы разные по высоте). 3. Игра «Теремок». Ц.: развитие пространственных представления детей (взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «выше», «ниже»). 4. Релаксационная минутка. | |
3 | Декабрь | «Между» | Формирование значения понятия «между». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Игра «Улитка-путешественница». Ц.: вербализация пространственно расположенных частей лица и тела (положение «между»). 3. Игра с мячом. Ц.: Формирование значения понятия «между» телесно. 4. Релаксационная минутка. |
4 | Декабрь | «Между» | Уточнение значения понятия «между». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2.Игра «Улитка-путешественница». Ц.: Уточнение значения понятия «между». 3. Игра с мячом. Ц.: продолжение формирование значения понятия «между» телесно. 4. Релаксационная минутка. |
5 | Декабрь | Работа над понятием «между». | Закрепление значения понятия «между». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Игра «Где же я сижу?». Ц.: закрепление значения понятия «между». 3. Игра «Найди своё место». Ц.: закрепление значения понятия «между». 4. Релаксационная минутка. |
6 | Декабрь | «На», «Над», «под». | Формирование значений понятий «на», «над», «под». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Игра с предметами. Ц.: формирование значений понятий «на», «над», «под». 3. Игра «Вспомни и назови». Ц.: уточнение пространственных отношений на, над, под. 4. Релаксационная минутка. |
1 | Январь | Мое тело по вертикальной оси: «над», «под», «между». | Дифференциация значений понятий «над», «под», «между». | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Покажи». Ц.: дифференциация значений понятий «над», «под», «между». 3. «Расскажи стихи с движением». Ц.: дифференциация значений понятий «над», «под», «между». 4.«Релаксационные минутки. |
2 | Январь | Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси: «над», «под», «между». | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Магазин». Ц.: учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках, а также предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. 3.Игра «Построй и разбери». Ц.: упражнение в значении понятий «на», «над», «под». 4.«Релаксационные минутки. | |
3 | Январь | «Перед», «за». | Формирование значений понятий «Перед», «за». | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Улитка-путешественница: спереди - сзади». Ц.: формирование значений понятий «перед», «за». 3. Упражнение под музыку с движениями «Буги-вуги». Ц.: формирование значений понятий «перед», «за» на телесном уровне. 4.«Релаксационные минутки. |
4 | Январь | Мое тело по вертикальной оси: «перед», «за». | Дифференциация значений понятий. | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Покажи». Ц.: дифференциация значений понятий «перед», «за». 3. Игры с мячом. Ц.: учить понимать пространственные отношения «за», «перед». 4.«Релаксационные минутки. |
5 | Январь | Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси: «перед», «за». | Дифференциация значений понятий | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Теремок». Ц.: развитие умения обозначать в речи взаимное расположение предметов в пространстве, называя расположение персонажей и находя местоположение предмета. 3. Игра с мячом. Ц.: учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. 4.«Релаксационные минутки. |
6 | Январь | Освоение внешнего пространства | Расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижняя зона. | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2.Игра «Пустыня». Ц.: расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижняя зона (осознание границ собственного тела). 3. Игра «Бег к реке». Ц.: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела. 4.«Релаксационные минутки. |
1 | Февраль | Освоение внешнего пространства | Расширение диапазона движений в разных зонах пространства: средняя зона. | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Царство животных». Ц.: расширение диапазона движений в разных зонах пространства: средняя зона (осознание границ собственного тела). 3. Игра «Движения в одном направлении». Ц.: Расширение диапазона движений 4.«Релаксационные минутки». |
2 | Февраль | Итоговое занятие по 1 этапу. «Мальчики и девочки. Какие мы?» | Закрепление у детей представления о собственном теле с помощью зрения, уточнять названия частей тела; с помощью тактильных и проприоцептивных ощущений правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей, умения видеть признаком сходства и различия и выражать это в речи, активизируя слова «выше», «ниже», «впереди», «сзади». | Игры «Зеркало», «наоборот», «Стоп», «Путаница», «найди и назови». |
3 этап - 9 часов. Представления о собственном теле и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси. | ||||
3 | Февраль | «Близко», «далеко». | Формирование значения понятий «близко», «далеко…». | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Красная Шапочка». Ц.: формирование пространственных понятий: далеко - близко, дальше - ближе, к, от. 3. Игра «Найди местечко». Ц.: учить ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи. 4.«Релаксационные минутки». |
4 | Февраль | «Ближе к …», «дальше от…». | Уточнение значения понятий «ближе к …», «дальше от…». | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?». Ц.: уточнение значения понятий «ближе к …», «дальше от…»; упражнять в умении ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: ползание на спине и животе. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
5 | Февраль | «Ближе к …», «дальше от…». | Дифференциация понятий «ближе к …», «дальше от…». | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Улитка-путешественница»: «дальше, чем — ближе, чем». Ц.: продолжение формирования схемы тела; дифференциация понятий «ближе, чем …», «дальше, чем…». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: ползание на спине и животе. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
6 | Февраль | «Близко», «далеко». «Ближе к …», «дальше от…». | Закрепление понятий «близко», «далеко», «ближе к …», «дальше от…». | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Геометрическое лото». Ц.: закрепление понятий «близко», «далеко», «ближе к …», «дальше от…». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: ползание по-пластунски (одноимённые/разноимённые рука-нога). Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
1 | Март | Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...» | Формирование значений понятий «ближе к...», «дальше от...» | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Айболит» Ц.: продолжение формирование значения понятия «Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к ...», «дальше от...». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: растяжки. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
2 | Март | Моё тело по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...» | Закрепление значений понятий «ближе к...», «дальше от...» | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Лови мяч и отвечай». Ц.: закрепление значения понятия «Моё тело по горизонтальной оси: «ближе к.…», «дальше от...». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: ползание «локти-колени», одноимённые/разноимённые локти-колени. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
3 | Март | Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к…», «дальше от...». | Формирование значений понятий «ближе к...», «дальше от...» по отношению к другим объектам. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Путешественник». Ц.: формирование значения понятия «Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к.…», «дальше от...». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: обычные четвереньки, одноимённые/разноимённые руки-ноги. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки».
|
4 | Март | Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к.., «дальше от...». | Закрепление значений понятий «ближе к...», «дальше от...» по отношению к другим объектам. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Путешественник» (с усложнением). Ц.: закрепление значения понятия «Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к.…», «дальше от...». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: перекрёстные четвереньки. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
5. | Март | «Впереди - сбоку» п отношению к своему телу. | Анализ горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Закинь мяч в корзину». Ц.: уточнение на телесном уровне горизонтального пространства спереди и сбоку. 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: боковые четвереньки. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
6. | Март | Итоговое занятие по 2 этапу: квест-игра «Далеко-близко». | Закрепление представлений детей о понятиях «далеко – близко», обогащение и активизация словаря детей по теме «за, перед, рядом, в, на»; закрепление у детей ранее полученных знаний. | Квест по сказке «Алёнушка и братец Иванушка». |
4 этап – 10 часов. Расположения объектов вокруг собственного тела ребенка посредством пространственной ориентировки в горизонтальной плоскости (право-лево). | ||||
1 | Апрель | «Право-лево» | Формирование представлений «право-лево», ориентируясь на собственное тело. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Улитка-путешественница». Ц.: формирование представлений «право-лево», ориентируясь на собственное тело (у детей на руках одеты браслетики – красный на левой и синий на правой руке). 3. Стихотворения с движениями. Ц.: уточнение представлений о правой и левой руке. 4.«Релаксационные минутки». |
2 | Апрель | «Право-лево» | Уточнение представлений «право-лево», ориентируясь на собственное тело. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Право — лево». Ц.: уточнение представлений «право-лево», ориентируясь на собственное тело. 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: растяжки. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
3 | Апрель | «Право-лево» | Формирование представлений «право-лево», ориентация на листе. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Улитка - художник». Ц.: учить ориентироваться на плоскости листа. 3. Игра на ковре: рисование веревочками. Ц.: учить ориентироваться на горизонтальной плоскости. 4.«Релаксационные минутки». |
4 | Апрель | «Право-лево» | Уточнение представлений «право-лево», ориентация на листе. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Я еду на машине». Ц.: уточнение представлений «право-лево», ориентация на листе. 3. Игра «Раз, два, три, до… беги». Ц.: формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта. 4.«Релаксационные минутки». |
5 | Апрель | «Правее-левее» | Формирование понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Колокольчик». Ц.: формирование понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. 3. Игра «Перейди болото». Ц.: формирование понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. 4.«Релаксационные минутки». |
6 | Апрель | «Правее-левее» | Дифференциация понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Найдите игрушки». Ц.: дифференциация понятий «правее», «левее» относительно собственного тела; формирование умения детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. 3. Телесные упражнения. Ц.: дифференциация понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. 4.«Релаксационные минутки». |
1 | Май | «Слева от…», «справа от…» | Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…» относительно собственного тела. | 1.Нейроразминка-ладушки 2. Игра «Добавь слово». Ц.: упражнение детей в правильном обозначении положения предмета относительно своего тела, развивать ориентировку в пространстве. 3. Игра «Скок-поскок». Цель: дифференциация понятий «справа от…», «слева от…» относительно собственного тела; формирование умения детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира. 4.«Релаксационные минутки». |
2 | Май | Моё тело и другие объекты: «слева от…», «справа от…». | Дифференциация понятий «слева от…», «справа от…» относительно собственного тела. | 1.Нейроразминка -ладушки 2. Игра «В гости к Матрёшке». Ц.: упражнение детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. 3. Игра «Где же ты сидишь?». Ц.: упражнение детей в ориентировке в пространстве относительно других объектов. 4.«Релаксационные минутки». |
3 | Май | Ориентация в линейной последовательности предметного ряда «справа от…», «слева от…». | Формирование ориентация в линейной последовательности предметного ряда «справа от…», «слева от…». | 1.Нейроразминка-ладушки 2. Игра «Собери бусы». Ц.: уточнять представление детей о линейной последовательности предметного ряда. 2. Игра «Живая цепочка». Ц.: уточнять представление детей о линейной последовательности предметного ряда в пространстве с опорой на ориентир. 3. 4.«Релаксационные минутки». |
4 | Май | Итоговое занятие по 3 этапу «В лесу» | Закрепление пространственных представлений о положении предметов и объектов в пространстве «слева-справа»; уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу. | Игры «В лесу», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Аист», «Замри». |
5 этап – 2 часа. Итоговая диагностика. | ||||
5 | Май | Итоговая диагностика | Выявление уровня развития ориентировки по отношению к собственному лицу, ориентировки по отношению к телу в целом, ориентировки относительно собственных рук; | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М). |
6 | Май | Итоговая диагностика | Выявление уровня развития пространственных отношений предметов между собой, отражении их в речи; способности словесно обозначать пространственные отношения. | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М). |
Всего 54 часа. |
Формы аттестации и система оценки результативности обучения по программе
Формы диагностики: наблюдение, диагностические игровые задания, итоговое занятие.
Для оценивания результативности обучения по программе используются диагностики Семаго Н.Я., Семаго М.М. в соответствии с цефало-каузальным законом развития (развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем – к туловищу и к ногам), вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем – по отношению к телу в целом и только после этого – относительно собственных рук (в соответствии с проксимо-дистальным законом).
Применяется 3 - бальная шкала (низкий уровень: 0 балла, средний уровень: 1 балл, высокий уровень: 2 балла).
Оценивание результативности обучения проводится: входящая (предварительная) диагностика на 1–2 неделе учебного года. Промежуточная диагностика осуществляется с помощью наблюдения на итоговых занятиях после освоения каждого этапа. Итоговая диагностика – на 27 неделе учебного года по итогам реализации программы.
Условия реализации программы
Материально-технические ресурсы:
№ | Название | Количество |
1 | Групповое помещение | 1 |
2 | Мольберт (магнитно-маркерный) | 1 |
3 | Стулья | по количеству детей |
4 | Ковёр, маты, мягкие модули | 6 |
5 | «Улитка-путешественница» | по количеству детей |
6 | Зеркала | по количеству детей |
7 | «Маркеры» для право-левосторонней ориентировки | по количеству детей |
8 | Гимнастическая скамейка | 1 |
9 | Кубы | 4 |
10 | Колонки (звуковые) + флэш-накопитель | 1 комплект |
11 | Инвентарь для занятий: сюжетные герои - игрушки, материал к дидактическим играм, иллюстрации, схемы для обучения ладушкам, музыкальные инструменты, кубики, воздушные шарики, мячи, игрушки для обыгрывания задания и мотивации, конусы, канат и др. | по плану занятия |
Методические материалы: авторская методика Семаго Н.Я., Семаго М.М. по формированию пространственных представлений у дошкольников.
Кадровые ресурсы: воспитатель средней группы № 1.
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы
Не возможна реализация программы в дистанционном формате.
Список литературы:
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. / О.М.
- Дьяченко, Т.В. Лаврентьева - М.: Эксмо, 2009..
- Еливанова М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения. / М.А. Еливанова - СПб.: Златоуст, 2006.
- Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго - М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2000.-
- Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. / Н.Я. Семаго // Дефектология, №1., 2000.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго
- Трясорукова Т.П., Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-135317-1351708637.jpg)
Программа кружка по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста детского сада с использованием палочек Кюизенера.
Программа кружка содержит подборку игр и упражнений , моделирование из палочек Кюизенера , направленных на формирование у детей элементарных математических представлений. Материалы ключают разра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001855-1516898674.jpg)
Программа кружка по формированию логико -математических представлений у дошкольников "Размышляй-ка"
В программу входит "Пояснительная записка", актуальность ,предлагаемые методы работы с дошкольниками, программа для среднего и старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/14/picture-669015-1518570925.jpg)
Программа кружка по формированию представлений о физических свойствах предметов «Школа Чародеев» для детей старшего дошкольного возраст 6-7 лет
Формировать навыки учебной деятельности воспитанников в условиях поисково-познавательной, экспериментальной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» во второй младшей группе
Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/18/picture-590627-1671353893.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА По формированию естественнонаучных представлений дошкольников. «Почемучка» Для детей 4 – 5 лет на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка»Принята:...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1089256-1544157883.jpg)
Программа по формированию пространственных представлений
Представлена программа по развитию пространственых представлений у детей с речевыми нарушениями....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1252632-1606177394.jpg)
Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...