Программа кружка по формированию пространственных представлений «Игралочка»
рабочая программа (средняя группа)
Уровень обучения по программе кружка - стартовый (1 год обучения): практическое знакомство на телесном уровне со схемой тела с переходом к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во вне и к работе над овладением квазипространственными языковыми представлениями, которая осуществляется только при условии свободной ориентации ребенка на предыдущих уровнях.
Каждый этап включает серии разнообразных заданий и упражнений. Игры и задания подобраны с учетом возрастных особенностей, уровня когнитивного и эмоционально-личностного типа развития ребенка с ориентировкой на зону ближайшего развития.
Занятие состоит из трёх подразделов:
- Нейроразминка «Пальчиковый игротренинг», на котором дети знакомятся с комплексами упражнений для развития внимания, памяти, речи и мышления, межполушарного взаимодействия, а также создание положительного эмоционального настроя.
- Дидактические игры и упражнения для формирования собственного пространственных отношений.
- Подвижные игры и упражнения для формирования собственного пространственных отношений.
- «Релаксационные минутки» для снятия психоэмоционального напряжения, обучения приёмам саморасслабления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 7 г. Пензы «Ягодка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по формированию пространственных представлений
«Игралочка»
Возраст учащихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кузнецова О.А
воспитатель.
г. Пенза, 2023г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игралочка»
- по содержанию является социально-педагогической,
- по уровню освоения – стартовый,
- по форме организации - очной, групповой.
- по степени авторства – авторской.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
- Федеральный Закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Устав МБДОУ детский сад № 7 г. Пензы «Ягодка»;
- «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБДОУ детский сад № 7 г. Пензы «Ягодка».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время отмечается значительный рост числа неготовности детей дошкольного возраста к освоению как программы дошкольного образования, так и последующего школьного обучения. При более детальном изучении у этих детей обнаруживается несформированность предпосылок овладения программным материалом при сохранении средненормативных показателей интеллектуального развития. По ряду причин в первую очередь страдает раннее моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования и контроля и регуляции деятельности. Таким образом, к концу дошкольного возраста не формируются необходимые психологические и педагогические предпосылки к последующему обучению.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании.
Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в речь с пониманием и активным употреблением словесных обозначений пространственных отношений, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.
Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений, трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Новизна и отличительные особенности данной программы от уже существующих программ в этой области заключаются в том, что игровой метод проведения занятий придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию пространственных представлений дошкольников.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно - тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
В структуру программы входят 3 основных последовательных этапа, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений и соответствует нормативному овладению ребёнком данными представлений в ходе его развития. Структура заданий от этапа к этапу усложняется - от наиболее простых (топологических) до лингвистических представлений (пространство языка).
Практические занятия по программе связаны с использованием образа «Улитки-путешественницы», которая включена в систему работы. Игрушку «Улитку-путешественницу» можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. Играя «Улиткой» ребёнок, осваивает способы передвижения в пространстве в разных направлениях, через взаимодействие двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов.
Занятие состоит из трёх подразделов:
- Нейроразминка «Пальчиковый игротренинг», на котором дети знакомятся с комплексами упражнений для развития внимания, памяти, речи и мышления, межполушарного взаимодействия, а также создание положительного эмоционального настроя.
- Дидактические игры и упражнения для формирования собственного пространственных отношений. / Подвижные игры и упражнения для формирования собственного пространственных отношений.
- «Релаксационные минутки» для снятия психоэмоционального напряжения, обучения приёмам саморасслабления.
В работе применяются следующие методы:
- Игровой метод (подвижные и дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действий.
Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная, корректировка действий (пальчиковые игры с предметами – массажные мячики, су-джок, корригирующие коврики, ладушки; подвижные и дидактические игры, коммуникативные игры, телесные упражнения – растяжки, ползание, перекаты, качания и пр.).
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что от уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения материалом в соответствии с ОП дошкольного учреждения, а также дальнейшая успешность овладения чтением, письмом, счётом и другими видами учебной деятельности в начальной школе.
Содержание программы учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике (научность, системность, доступность, концентричность изложения материала) с учётом общих закономерностей психического развития ребенка. При составлении программы был использован опыт исследований, проводимых в данном направлении. Ведущим направлением послужила методология и практические наработки Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.
Адресат программы:
Образовательная программа «Игралочка» рассчитана на детей в возрасте от 4 лет до 5 лет.
Возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет: развитие ребёнка происходит через игру; проявляются ролевые взаимодействия, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей; двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики; возрастает объем памяти; начинается развиваться образное мышление; увеличивается устойчивость внимания, ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут; изменяется содержание общения ребёнка и взрослого, оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок, ведущим становится познавательный мотив.
Списочный состав определяется в начале текущего учебного года. Это дети средней группы № 1 МБДОУ детского сада № 7 «Ягодка» с учётом интересов и способностей детей, принципом добровольного участия и после прохождения тестового задания, определяющего уровень владения ребёнка навыками в выбранном виде деятельности, требуемыми для освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Примерный список детей, посещающих кружок
№ п/п | Фамилия, имя ребенка |
1 | Абрашкин Дима |
2 | Андреева Виолетта |
3 | Арифов Тимур |
4 | Грушедская Яна |
5 | Зоткина Маша |
6 | Маслянкин Рома |
7 | Нестеров Дима |
8 | Савина Тая |
9 | Сергеева Вероника |
10 | Сухова Аделина |
11 | Тренькова Аня |
12 | Фокина Алина |
13. | Шершнев Дима |
Объем и сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, с общим количеством часов 54 часа.
Форма реализации образовательной программы очная. Основной формой обучения является игровое занятие.
Режим проведения занятий соответствует возрасту учащихся:
2 раза в неделю по 1 часу (1 учебный час – 20 мин); проводится 6 занятий в месяц, после делается небольшой перерыв для накопления практического опыта полученных умений.
Особенности организации образовательного процесса
Уровни обучения
Стартовый (1 год обучения)
Практическое знакомство на телесном уровне со схемой тела с переходом к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во вне и к работе над овладением квазипространственными языковыми представлениями, которая осуществляется только при условии свободной ориентации ребенка на предыдущих уровнях.
Каждый этап включает серии разнообразных заданий и упражнений. Игры и задания подобраны с учетом возрастных особенностей, уровня когнитивного и эмоционально-личностного типа развития ребенка с ориентировкой на зону ближайшего развития, ведущего типа мотивации (игровая, содержательная, соревновательная).
Разделы
1 этап: формирование представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела): анализ расположения частей лица по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем…; введение предлогов: «над», «под», «между»: что находится над? что находится под? анализ различия между этими представлениями (в отношении характеристик частей лица); анализ положения других частей тела: рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо); непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот); ног (стопа, голень, колено, бедро); предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей, вводятся в указанном выше порядке; отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), по вертикальной оси.
2 и 3 этапы: переход к объектам во вне и введение представления: «ближе к ...», «дальше от ...»; анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве по отношению к себе как объекту (отсчет ведется от собственного тела); игры на сопоставление вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и перенос понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость (в том числе на «рабочую» плоскость стола); по аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук - и только после этого на уровне внешних объектов); по аналогии отрабатываются предлоги «перед» и «за»; переход анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения.
4 этап: анализ расположения объектов (окружающих ребёнка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как «слева», «справа», «левее», «правее»; анализ расположения отдельных частей рук, а затем ног (в первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребёнка (ведущей ногой): в отношении правой руки – то, что «дальше», то «правее»; в отношении левой руки – то, что «дальше», то, соответственно, левее»; переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «право-левой» ориентировки (отрабатываются представления: «слева от...», «справа от...», «левее, чем...», «правее, чем ...».
Цель программы: формирование и развитие собственно пространственных представлений у детей дошкольного возраста (4-5 лет).
Задачи:
- Продолжать формировать представления и ориентировку детей в схеме собственного тела.
- Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, сзади). Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко, высоко – низко.
- Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между). Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами.
- Учить устанавливать пространственное расположение частей предметов относительно друг друга.
- Помогать детям понимать в познавательно-исследовательской деятельности планы, схемы, модели, предложенные взрослым.
- Развивать и совершенствовать зрительно-моторную координацию в пространственной ориентировке и межполушарные связи (умение строить целостный образ; умения действовать обеими руками; координировать тонкие движения кистей рук).
Ожидаемые результаты по годам обучения
1 год обучения: после прохождения курса занятий у детей сформируются основные пространственные представления.
Ожидаемые результаты освоения программы (
Предметные:
- Воспитанники будут понимать и актуализировать предлоги «вертикали» и «горизонтали», право-левосторонней ориентировки.
- Воспитанники смогут ориентироваться в схеме собственного тела по вертикальной и горизонтальной оси; будут знать взаиморасположение объектов по отношению к телу с точки зрения «вертикальной и горизонтальной организации» пространства тела; в схеме тела с упором на «право-левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребёнка; сформируется ориентация и анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
Метапредметные:
- У воспитанников усовершенствуется зрительное восприятие, слухоречевая память, произвольное внимание, логическое мышление, межполушарное взаимодействие.
- Воспитанники усовершенствуют умение осуществлять действия по образцу, подчиняя своё поведение правилам и контролировать свою деятельность по результату.
- Воспитанники будут понимать и актуализировать сравнительные степени прилагательных, причинно-следственных конструкций, усовершенствуется развернутость и грамматическая правильность речи.
Личностные: у воспитанников будут сформирована уверенность в своих силах и движениях, положительное отношение к ориентированию во внешнем пространстве, повысится самооценка и самостоятельность в исследовании окружающего мира.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год обучения | Объем учебных часов по годам обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Режим работы |
1 | 54 | 27 | 54 | 6 занятий по 20 минут в месяц |
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Программное содержание |
1 Этап – 4 часа. Диагностика. | ||||
1 | Сентябрь | Диагностика № 1 | Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости). | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М). |
2 | Сентябрь | Диагностика № 2 | Анализ частей собственного тела. Данный анализ проводится по вертикальной оси. | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) |
3 | Сентябрь | Диагностика № 3 | Анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) |
4 | Сентябрь | Диагностика № 4 | а) анализ взаиморасположения объектов и тела по вертикальной оси; | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) |
2 Этап – 28 часов. Овладение пространством собственного тела; расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси. | ||||
5 | Сентябрь | Части лица. | Анализ частей лица и их расположение относительно друг друга лица по параметрам: - выше всего: ...; - ниже всего: ...; - выше, чем: ...; - ниже, чем: …. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. Игра «Улитка-путешественница»/ «Весёлая ладошка». Ц.: формирование представлений о собственном лице с помощью зеркала, анализ расположения частей лица по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем: …; развитие умения ориентироваться в схеме лица. 3. Игра «Маланья». Ц.: продолжать учить соотносить слова и выразительное движение рук и мимики, закреплять умение ориентироваться в схеме лица. 4. Релаксационная минутка. |
6 | Сентябрь | Части лица. | Закрепление по анализу частей лица и их расположение относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2.Игра «Лягушка-путешественница». Ц.: формирование представлений о собственном лице с помощью движения, с закрытыми глазами; развитие умения ориентироваться в схеме лица. 3.Игра «Солнышко». Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. 4. Релаксационная минутка. |
1 | Октябрь | Схема тела. | Анализ расположения частей собственного тела: рук, непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот); - ног (стопа, голень, колено, бедро). | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. Упражнение «Моё тело». Цель: формирование представлений о схеме собственного тела. 3.Игра «Лавата». Ц.: формирование схемы тела; развитие внимательности, активности, сообразительности, ловкости, быстроту реакции. 4. Релаксационная минутка. |
2 | Октябрь | Схема тела. | Закрепление по анализу расположения частей собственного тела. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. Игра «Я-робот». Ц.: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке; учить ориентироваться в схеме собственного тела. 3. Игра «Весёлый круг». Ц: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке; учить ориентироваться в схеме собственного тела. 4. Релаксационная минутка. |
3 | Октябрь | Части туловища - руки. | Анализ положения рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2.Игра «Улитка-путешественница». Ц.: анализ расположения частей руки по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем: … относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3.Игра «Кто быстрей?». Ц.: продолжение формирование схемы тела; развитие внимательности, активности, сообразительности, ловкости, быстроту реакции. 4. Релаксационная минутка. |
4 | Октябрь | Части туловища - руки. | Закрепление по анализ положения рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. «Чего не хватает?» Ц.: закрепление формирование анализ положения рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3. Игра «Вы можете?» Ц.: продолжение формирование схемы тела; развитие внимательности, активности, сообразительности, ловкости, быстроту реакции. 4. Релаксационная минутка. |
5 | Октябрь | Части туловища – непосредственно туловище. | Анализ положения туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 2.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2.Игра «Улитка-путешественница». Ц.: анализ расположения частей туловища по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем: … (шея, плечи, грудь, спина, живот) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3.Игра «Прикосновение» под музыку. Игра направлена на закрепление знаний о строении человеческого тела, на развитие тактильного восприятия. 4. Релаксационная минутка. |
6 | Октябрь | Части туловища – непосредственно туловище. | Закрепление положения туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2. Игра «Прикосновение». Ц.: закрепление анализа положения туловища (шея, плечи, грудь, спина, живот) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3.Комплекс телесных упражнений: «брёвнышки», «яйцо», «качалка», «лодочка», «самолёт», «кошка сердится», «ползание на животе», «ползание на спине». Ц.: развитие ощущений своего тела в области туловища, моторного контроля. 4. Релаксационная минутка. |
1 | Ноябрь | Части туловища – ноги. | Анализ положения ног (стопа, голень, колено, бедро) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Улитка-путешественница». Ц.: анализ расположения частей ноги по параметрам: выше всего: ...; ниже всего: ...; выше, чем: ...; ниже, чем: … (стопа, голень, колено, бедро) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. 3. Игра «Прыжки с шариками». Ц.: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед. 4. Релаксационная минутка. |
2 | Ноябрь | Части туловища – ноги. | Закрепление положения ног (стопа, голень, колено, бедро) относительно собственного тела и частей тела относительно друг друга. | 1.Нейроразминка – обычные ладушки: хлопок-правая-хлопок-левая-хлопок-вместе-хлопок-правая. 2а. Упражнение «Путаница». Ц.: развитие ориентировки в собственном теле (ноги), закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания. 3. Телесные упражнения: марширование, перекрёстное марширование, ходьба на четвереньках, «Перекрестная ходьба», на четвереньках на ладошках; перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонние четвереньки (правая рука и правая нога, левая рука и левая нога); односторонние четвереньки боком (левым, правым). Усложнение – с закрытыми глазами. Ц.: совершенствовать навык ползания на четвереньках. 4. Релаксационная минутка. |
3 | Ноябрь | «Выше», «ниже». | Формирование значений понятий «выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Улитка-путешественница: выше-ниже». Ц.: формирование значений понятий «выше», «ниже». 3. Игра с мячом. Ц.: формирование умение у детей, передавать и брать мяч двумя руками, стоя на одном месте в вертикальной плоскости. 4.«Релаксационные минутки». |
4 | Ноябрь | «Выше», «ниже». | Дифференциация понятий «выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Вверху – внизу. Кто выше?» Ц.: развитие пространственных представлений. 3. Игра «Теремок». Ц.: продолжать формирование пространственных понятий «выше/ниже». 4. Релаксационная минутка. |
5 | Ноябрь | «Выше», «ниже». | Дифференциации понятий «выше, чем…», «ниже, чем…». | 1.Нейроразминка: «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Улитка-путешественница: выше/ниже, чем…». Ц.: формирование пространственных понятий «выше чем…/ ниже чем…». 3. Игра «Улитка прыгает». Ц.: знакомство с новым способом познакомиться с частями своего тела по шкале «выше-ниже»; формирование пространственных понятий «выше/ниже», «выше чем…/ ниже чем…». 4. Релаксационная минутка. |
6 | Ноябрь | Мое тело по вертикальной оси: «Выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-ладонь»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь. 2. Игра «Улитка спрашивает». Ц.: уточнить сформированность пространственных понятий «выше чем…/ ниже чем…» на примере собственного тела. 3. Игра «Придумай и покажи». Ц.: уточнить сформированность пространственных понятий «выше/ниже» на примере собственного тела. 4. Релаксационная минутка. | |
1 | Декабрь | Мое тело и другие объекты по вертикальной оси: «Выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Игра «Воображение». Ц.: уточнить значение понятия «мое тело и другие объекты по вертикальной оси «выше», «ниже». 4. Релаксационная минутка. | |
2 | Декабрь | Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «выше», «ниже». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Полоса препятствий «Выше-ниже». Ц.: учить уверенному преодолению полосы препятствий и самостраховке при выполнении упражнений, способствовать укреплению здоровья детей (оборудование: модули, гимнастические скамейки, кубы разные по высоте). 3. Игра «Теремок». Ц.: развитие пространственных представления детей (взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «выше», «ниже»). 4. Релаксационная минутка. | |
3 | Декабрь | «Между» | Формирование значения понятия «между». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Игра «Улитка-путешественница». Ц.: вербализация пространственно расположенных частей лица и тела (положение «между»). 3. Игра с мячом. Ц.: Формирование значения понятия «между» телесно. 4. Релаксационная минутка. |
4 | Декабрь | «Между» | Уточнение значения понятия «между». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2.Игра «Улитка-путешественница». Ц.: Уточнение значения понятия «между». 3. Игра с мячом. Ц.: продолжение формирование значения понятия «между» телесно. 4. Релаксационная минутка. |
5 | Декабрь | Работа над понятием «между». | Закрепление значения понятия «между». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Игра «Где же я сижу?». Ц.: закрепление значения понятия «между». 3. Игра «Найди своё место». Ц.: закрепление значения понятия «между». 4. Релаксационная минутка. |
6 | Декабрь | «На», «Над», «под». | Формирование значений понятий «на», «над», «под». | 1.Нейроразминка: «Ребро-разворот»: хлопок-правая рука ребро, левая рука ладонь-хлопок-левая рука ребро, правая рука ладонь-хлопок- правая рука тыльной стороной, левая ладошкой-хлопок-левая рука тыльной стороной, правая ладошкой. 2. Игра с предметами. Ц.: формирование значений понятий «на», «над», «под». 3. Игра «Вспомни и назови». Ц.: уточнение пространственных отношений на, над, под. 4. Релаксационная минутка. |
1 | Январь | Мое тело по вертикальной оси: «над», «под», «между». | Дифференциация значений понятий «над», «под», «между». | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Покажи». Ц.: дифференциация значений понятий «над», «под», «между». 3. «Расскажи стихи с движением». Ц.: дифференциация значений понятий «над», «под», «между». 4.«Релаксационные минутки. |
2 | Январь | Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси: «над», «под», «между». | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Магазин». Ц.: учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках, а также предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений. 3.Игра «Построй и разбери». Ц.: упражнение в значении понятий «на», «над», «под». 4.«Релаксационные минутки. | |
3 | Январь | «Перед», «за». | Формирование значений понятий «Перед», «за». | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Улитка-путешественница: спереди - сзади». Ц.: формирование значений понятий «перед», «за». 3. Упражнение под музыку с движениями «Буги-вуги». Ц.: формирование значений понятий «перед», «за» на телесном уровне. 4.«Релаксационные минутки. |
4 | Январь | Мое тело по вертикальной оси: «перед», «за». | Дифференциация значений понятий. | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Покажи». Ц.: дифференциация значений понятий «перед», «за». 3. Игры с мячом. Ц.: учить понимать пространственные отношения «за», «перед». 4.«Релаксационные минутки. |
5 | Январь | Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси: «перед», «за». | Дифференциация значений понятий | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2. Игра «Теремок». Ц.: развитие умения обозначать в речи взаимное расположение предметов в пространстве, называя расположение персонажей и находя местоположение предмета. 3. Игра с мячом. Ц.: учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. 4.«Релаксационные минутки. |
6 | Январь | Освоение внешнего пространства | Расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижняя зона. | 1.Нейроразминка: «Сверху-снизу»: хлопок-вместе-хлопок-правая рука сверху, левая снизу. 2.Игра «Пустыня». Ц.: расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижняя зона (осознание границ собственного тела). 3. Игра «Бег к реке». Ц.: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела. 4.«Релаксационные минутки. |
1 | Февраль | Освоение внешнего пространства | Расширение диапазона движений в разных зонах пространства: средняя зона. | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Царство животных». Ц.: расширение диапазона движений в разных зонах пространства: средняя зона (осознание границ собственного тела). 3. Игра «Движения в одном направлении». Ц.: Расширение диапазона движений 4.«Релаксационные минутки». |
2 | Февраль | Итоговое занятие по 1 этапу. «Мальчики и девочки. Какие мы?» | Закрепление у детей представления о собственном теле с помощью зрения, уточнять названия частей тела; с помощью тактильных и проприоцептивных ощущений правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей, умения видеть признаком сходства и различия и выражать это в речи, активизируя слова «выше», «ниже», «впереди», «сзади». | Игры «Зеркало», «наоборот», «Стоп», «Путаница», «найди и назови». |
3 этап - 9 часов. Представления о собственном теле и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси. | ||||
3 | Февраль | «Близко», «далеко». | Формирование значения понятий «близко», «далеко…». | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Красная Шапочка». Ц.: формирование пространственных понятий: далеко - близко, дальше - ближе, к, от. 3. Игра «Найди местечко». Ц.: учить ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи. 4.«Релаксационные минутки». |
4 | Февраль | «Ближе к …», «дальше от…». | Уточнение значения понятий «ближе к …», «дальше от…». | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?». Ц.: уточнение значения понятий «ближе к …», «дальше от…»; упражнять в умении ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: ползание на спине и животе. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
5 | Февраль | «Ближе к …», «дальше от…». | Дифференциация понятий «ближе к …», «дальше от…». | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Улитка-путешественница»: «дальше, чем — ближе, чем». Ц.: продолжение формирования схемы тела; дифференциация понятий «ближе, чем …», «дальше, чем…». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: ползание на спине и животе. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
6 | Февраль | «Близко», «далеко». «Ближе к …», «дальше от…». | Закрепление понятий «близко», «далеко», «ближе к …», «дальше от…». | 1.Нейроразминка: «Перекрест плечи и бедра»: хлоп-вместе-хлоп-перекрест на плечах-хлоп- перекрест на бедрах. 2. Игра «Геометрическое лото». Ц.: закрепление понятий «близко», «далеко», «ближе к …», «дальше от…». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: ползание по-пластунски (одноимённые/разноимённые рука-нога). Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
1 | Март | Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...» | Формирование значений понятий «ближе к...», «дальше от...» | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Айболит» Ц.: продолжение формирование значения понятия «Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к ...», «дальше от...». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: растяжки. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
2 | Март | Моё тело по горизонтальной оси: «ближе к...», «дальше от...» | Закрепление значений понятий «ближе к...», «дальше от...» | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Лови мяч и отвечай». Ц.: закрепление значения понятия «Моё тело по горизонтальной оси: «ближе к.…», «дальше от...». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: ползание «локти-колени», одноимённые/разноимённые локти-колени. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
3 | Март | Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к…», «дальше от...». | Формирование значений понятий «ближе к...», «дальше от...» по отношению к другим объектам. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Путешественник». Ц.: формирование значения понятия «Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к.…», «дальше от...». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: обычные четвереньки, одноимённые/разноимённые руки-ноги. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки».
|
4 | Март | Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к.., «дальше от...». | Закрепление значений понятий «ближе к...», «дальше от...» по отношению к другим объектам. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Путешественник» (с усложнением). Ц.: закрепление значения понятия «Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси: «ближе к.…», «дальше от...». 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: перекрёстные четвереньки. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
5. | Март | «Впереди - сбоку» п отношению к своему телу. | Анализ горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Кукутики». 2. Игра «Закинь мяч в корзину». Ц.: уточнение на телесном уровне горизонтального пространства спереди и сбоку. 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: боковые четвереньки. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
6. | Март | Итоговое занятие по 2 этапу: квест-игра «Далеко-близко». | Закрепление представлений детей о понятиях «далеко – близко», обогащение и активизация словаря детей по теме «за, перед, рядом, в, на»; закрепление у детей ранее полученных знаний. | Квест по сказке «Алёнушка и братец Иванушка». |
4 этап – 10 часов. Расположения объектов вокруг собственного тела ребенка посредством пространственной ориентировки в горизонтальной плоскости (право-лево). | ||||
1 | Апрель | «Право-лево» | Формирование представлений «право-лево», ориентируясь на собственное тело. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Улитка-путешественница». Ц.: формирование представлений «право-лево», ориентируясь на собственное тело (у детей на руках одеты браслетики – красный на левой и синий на правой руке). 3. Стихотворения с движениями. Ц.: уточнение представлений о правой и левой руке. 4.«Релаксационные минутки». |
2 | Апрель | «Право-лево» | Уточнение представлений «право-лево», ориентируясь на собственное тело. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Право — лево». Ц.: уточнение представлений «право-лево», ориентируясь на собственное тело. 3. Телесное упражнение «Уроки улитки»: растяжки. Ц.: продолжение развития понимания ребёнком схемы тела, упражнение в навыке ориентации в пространстве, формирование базы для речевого развития, влияние на развитие высших психических функций ребенка. 4.«Релаксационные минутки». |
3 | Апрель | «Право-лево» | Формирование представлений «право-лево», ориентация на листе. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Улитка - художник». Ц.: учить ориентироваться на плоскости листа. 3. Игра на ковре: рисование веревочками. Ц.: учить ориентироваться на горизонтальной плоскости. 4.«Релаксационные минутки». |
4 | Апрель | «Право-лево» | Уточнение представлений «право-лево», ориентация на листе. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Я еду на машине». Ц.: уточнение представлений «право-лево», ориентация на листе. 3. Игра «Раз, два, три, до… беги». Ц.: формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта. 4.«Релаксационные минутки». |
5 | Апрель | «Правее-левее» | Формирование понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Колокольчик». Ц.: формирование понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. 3. Игра «Перейди болото». Ц.: формирование понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. 4.«Релаксационные минутки». |
6 | Апрель | «Правее-левее» | Дифференциация понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. | 1.Нейроразминка: игра-ладушки «Соку-соку, бачи-бачи». 2. Игра «Найдите игрушки». Ц.: дифференциация понятий «правее», «левее» относительно собственного тела; формирование умения детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. 3. Телесные упражнения. Ц.: дифференциация понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. 4.«Релаксационные минутки». |
1 | Май | «Слева от…», «справа от…» | Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…» относительно собственного тела. | 1.Нейроразминка-ладушки 2. Игра «Добавь слово». Ц.: упражнение детей в правильном обозначении положения предмета относительно своего тела, развивать ориентировку в пространстве. 3. Игра «Скок-поскок». Цель: дифференциация понятий «справа от…», «слева от…» относительно собственного тела; формирование умения детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира. 4.«Релаксационные минутки». |
2 | Май | Моё тело и другие объекты: «слева от…», «справа от…». | Дифференциация понятий «слева от…», «справа от…» относительно собственного тела. | 1.Нейроразминка -ладушки 2. Игра «В гости к Матрёшке». Ц.: упражнение детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. 3. Игра «Где же ты сидишь?». Ц.: упражнение детей в ориентировке в пространстве относительно других объектов. 4.«Релаксационные минутки». |
3 | Май | Ориентация в линейной последовательности предметного ряда «справа от…», «слева от…». | Формирование ориентация в линейной последовательности предметного ряда «справа от…», «слева от…». | 1.Нейроразминка-ладушки 2. Игра «Собери бусы». Ц.: уточнять представление детей о линейной последовательности предметного ряда. 2. Игра «Живая цепочка». Ц.: уточнять представление детей о линейной последовательности предметного ряда в пространстве с опорой на ориентир. 3. 4.«Релаксационные минутки». |
4 | Май | Итоговое занятие по 3 этапу «В лесу» | Закрепление пространственных представлений о положении предметов и объектов в пространстве «слева-справа»; уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу. | Игры «В лесу», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Аист», «Замри». |
5 этап – 2 часа. Итоговая диагностика. | ||||
5 | Май | Итоговая диагностика | Выявление уровня развития ориентировки по отношению к собственному лицу, ориентировки по отношению к телу в целом, ориентировки относительно собственных рук; | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М). |
6 | Май | Итоговая диагностика | Выявление уровня развития пространственных отношений предметов между собой, отражении их в речи; способности словесно обозначать пространственные отношения. | Пространственные представления детей (Семаго Н.Я., Семаго М.М). |
Всего 54 часа. |
Формы аттестации и система оценки результативности обучения по программе
Формы диагностики: наблюдение, диагностические игровые задания, итоговое занятие.
Для оценивания результативности обучения по программе используются диагностики Семаго Н.Я., Семаго М.М. в соответствии с цефало-каузальным законом развития (развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем – к туловищу и к ногам), вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем – по отношению к телу в целом и только после этого – относительно собственных рук (в соответствии с проксимо-дистальным законом).
Применяется 3 - бальная шкала (низкий уровень: 0 балла, средний уровень: 1 балл, высокий уровень: 2 балла).
Оценивание результативности обучения проводится: входящая (предварительная) диагностика на 1–2 неделе учебного года. Промежуточная диагностика осуществляется с помощью наблюдения на итоговых занятиях после освоения каждого этапа. Итоговая диагностика – на 27 неделе учебного года по итогам реализации программы.
Условия реализации программы
Материально-технические ресурсы:
№ | Название | Количество |
1 | Групповое помещение | 1 |
2 | Мольберт (магнитно-маркерный) | 1 |
3 | Стулья | по количеству детей |
4 | Ковёр, маты, мягкие модули | 6 |
5 | «Улитка-путешественница» | по количеству детей |
6 | Зеркала | по количеству детей |
7 | «Маркеры» для право-левосторонней ориентировки | по количеству детей |
8 | Гимнастическая скамейка | 1 |
9 | Кубы | 4 |
10 | Колонки (звуковые) + флэш-накопитель | 1 комплект |
11 | Инвентарь для занятий: сюжетные герои - игрушки, материал к дидактическим играм, иллюстрации, схемы для обучения ладушкам, музыкальные инструменты, кубики, воздушные шарики, мячи, игрушки для обыгрывания задания и мотивации, конусы, канат и др. | по плану занятия |
Методические материалы: авторская методика Семаго Н.Я., Семаго М.М. по формированию пространственных представлений у дошкольников.
Кадровые ресурсы: воспитатель средней группы № 1.
Использование дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительной общеобразовательной программы
Не возможна реализация программы в дистанционном формате.
Список литературы:
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. / О.М.
- Дьяченко, Т.В. Лаврентьева - М.: Эксмо, 2009..
- Еливанова М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения. / М.А. Еливанова - СПб.: Златоуст, 2006.
- Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго - М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2000.-
- Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. / Н.Я. Семаго // Дефектология, №1., 2000.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго
- Трясорукова Т.П., Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста детского сада с использованием палочек Кюизенера.
Программа кружка содержит подборку игр и упражнений , моделирование из палочек Кюизенера , направленных на формирование у детей элементарных математических представлений. Материалы ключают разра...
Программа кружка по формированию логико -математических представлений у дошкольников "Размышляй-ка"
В программу входит "Пояснительная записка", актуальность ,предлагаемые методы работы с дошкольниками, программа для среднего и старшего дошкольного возраста....
Программа кружка по формированию представлений о физических свойствах предметов «Школа Чародеев» для детей старшего дошкольного возраст 6-7 лет
Формировать навыки учебной деятельности воспитанников в условиях поисково-познавательной, экспериментальной деятельности....
Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» во второй младшей группе
Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА По формированию естественнонаучных представлений дошкольников. «Почемучка» Для детей 4 – 5 лет на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка»Принята:...
Программа по формированию пространственных представлений
Представлена программа по развитию пространственых представлений у детей с речевыми нарушениями....
Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...