Программа по формированию пространственных представлений
рабочая программа
Представлена программа по развитию пространственых представлений у детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkdou_prost._ot_onr.docx | 60.77 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №274 комбинированного вида»
Согласовано
Старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад № 274»
Майер О.А.________________
«___»___________2019г
Программа
по формированию пространственных представлений
у дошкольников с речевыми нарушениями
Педагог-психолог: Пермякова О. М.
Новосибирск 2019г.
Целевой раздел
Пояснительная записка
По мнению А. Р. Лурия, пространственные представления — это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Система пространственных представлений начинает своё формирование уже в раннем возрасте, возможно даже до момента рождения. Недостаточная сформированность пространственных и квазипространственных представлений особенно отчетливо проявляется в школьном возрасте. Она напрямую влияет на уровень актуального речевого и интеллектуального развития ребёнка, проявляясь в нарушениях графической деятельности, чтении, письме, сформированности математических операций, нарушениях различных видов мышления (абстрактно – логического компонента речемыслительной деятельности).
Пространственные представления имеют уровни формирования. Уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, пересекаясь и «встраиваясь» друг в друга (Н.Я. Семаго и М.М. Семаго).
1 уровень - Представления о пространстве собственного тела (телесность, схема тела). Ребенок сначала учится ориентироваться на собственном лице: глазки, носик и т.д. Затем в частях тела и после на руке.
2 уровень – Представления о физическом пространстве. Взаимодействие с внешним пространством (пространство окружающих предметов по отношению к телу ребёнка, взаимоотношения между двумя или несколькими предметами). Сначала формируются представления вертикали («верх – низ»), затем представления горизонтали («от себя») вперёд, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».
3 уровень – Уровень вербализации пространственных представлений. Пространство речи и языка. Имеется два подуровня: понимание и использование в речи предлогов и слов, обозначающих «физическое пространство» и так называемые квазипространственные представления – речевая и языковая компетентность ребенка. Для организации психологического сопровождения на данном уровне важно знание специалистом возрастных нормативов понимания и использования предлогов и временных последовательностей в речи.
Возрастные нормативы:
2,5-3 года – понимание и использование предлогов: в, на, у, с.
3,5-4 года – по, после, вместо, до, «выше-ниже»
4-4,5 года – «выше, чем», «ниже, чем»
4,5-5 лет – «над-под», «посередине», «ближе, чем», «дальше, чем»
5,5 – «перед»
5,5-6 лет – «за»
7-8 лет – понимание сложных речевых конструкций
Понимание и использование в речи временных последовательностей:
После 5,5 лет – последовательность времен года
После 6,5-7 лет – дни недели
После 7,5 лет – месяцы
4 уровень – Пространство межличностных отношений ребенка. Оно зависит и опирается на все сформировавшиеся всей нижележащие структуры пространственных представлений, включая и начальный уровень – телесный – представление о собственном теле.
К типичным недоразвитиям детей дошкольного возраста с ОНР Е. В. Мальцева, Р. Д. Тригер, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова относят несформированность у них элементарных процессов восприятия, а также недоразвитие широкого круга пространственных представлений, что эти авторы считают препятствием для дальнейшего развития у детей высших психических функций и выделяют в качестве одной из важнейших причин неготовности их к включению в учебную деятельность.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники с ОНР в устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к — у, в — на (к дому — у дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги перед — после — за, что является следствием несформированности пространственных отношений, например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом».
Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных широкий — узкий, толстый — тонкий. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький, например: широкая река — большая река, тонкий стебелёк — маленький стебелёк. В дальнейшем при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования пространственных представлений. Впоследствии это найдет своё проявление в затруднениях при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению: пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформления работы «в два — три столбика», равномерного заполнения тетрадного листа текстом. Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки, проявляющиеся в зеркальном написании букв, в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, сохраняются у детей с ОНР.
В ходе выявления особенностей пространственных представлений у дошкольников с ОНР в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием было установлено, что дошкольники с ОНР слабо ориентируются в схеме собственного тела и в соотнесении окружающих предметов со схемой своего тела; демонстрируют в целом более низкий уровень сформированности навыка узнавания предлогов и понятий, отражающих пространственные представления, чем дети контрольной группы; демонстрируют низкий уровень способности создать пространственный образ.
Итак, к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Пространственные представления должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др. Недостаточное развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи может привести к нарушениям письменной речи при их поступлении в школу.
Пространственные представления развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников: занятии физической культурой, в наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании, моделировании и конструировании.
Мощным средством формирования пространственных представлений являются игры: подвижные и настольные. Играть с ребенком должны каждый день и родители, и педагоги.
Своевременная и эффективная помощь ребенку в формировании пространственных представлений является условием успешной адаптации к новым условиям обучения.
Цель программы:
- Создание условий для формирования пространственных представлений у детей имеющих речевые нарушения.
Задачи:
-развитие когнитивных процессов и навыков коммуникативной, эмоционально-личностной сферы у детей с парциальной недостаточностью ВПФ, ОНР и дизартрией.
-формирование предпосылок пространственных представлений, в том числе пространственно-временных.
Принципы построения программы:
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются.
- Принцип возрастания сложности.
- Принцип доступности.
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
- Деятельностный принцип.
Этапы реализации программы:
Этап | Цель | Мероприятие | Срок |
Организационный | Создание необходимых психолого-педагогических условий. Подготовка программы и оборудования. | Подготовка программы и оборудования. Диагностическое исследование уровня сенсомоторного развития. | Сентябрь |
Содержательно-практический | Реализация программы | Занятия по программе | Октябрь-Май |
Оценочный | Оценка динамики Изменения сенсомоторного развития детей. | Диагностика | Май |
Планируемые результаты программы:
– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
- развитие пространственной ориентировки, пространственных представлений и формирование пространственно-временных последовательностей;
– развития представлений о своем теле;
– совершенствования разных сторон речи ребенка;
- развития игровой деятельности;
– ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности.
– ребенок имеет представления о эмоциях;
- положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Основные методы программы педагога-психолога:
- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног. Это повышает эмоциональный тонус, работоспособность детей.
- Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирования тонкой моторики руки.
- Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
- Метод психогимнастики. Помогает преодолевать двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознанию эмоциональных реакций. В результате чего, дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлимым компонентом эмоциональной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении.
- Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.
- Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формируют способность к произвольной регуляции поведения, что позволяет повысить уровень социализации ребенка.
Содержательный раздел
Содержание коррекционной работы обусловлено особенностями сенсомоторного развития детей с речевыми нарушениями, спецификой недостатков их эмоционального развития и требует обязательного дифференцирования индивидуализации. Основными критериями дифференцировании и индивидуализации содержания требования выступают, с одной стороны, педагогически значимые личностно-психологические различия детей, с другой – задачи коррекционной работы, а также специфика сенсорных стимулов.
Предлагаемые игры и игровые задания в данном цикле направлены на развитие высших психических функций, пространственных представлений а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В.Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития. Системно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития произвольного внимания через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Программа является коррекционно-развивающей для детей с ОНР в возрасте от 5-7 лет.
Цикл занятий рассчитан на учебный год, занятия ведутся с октября по май, 1 раз в неделю, всего 26 занятий. Существует 2 уровня прохождения программы – для детей старшей (5-6) и подготовительной к школе (6-7) группы.
Желательно, чтобы занятия проводились с подгруппой детей-логопатов, не более 7-8 человек.
Содержание коррекционной программы педагога-психолога
для детей с речевыми нарушениями в возрасте 5-6 лет
Месяц | Занятия | Задачи | Формы занятия |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №1 | Сплочение группы; Развитие невербального и вербального общения; Снятие телесного и эмоционального напряжения Развитие речи Развитие пространственной ориентации | 1.Игра «Искра настроения» 2. Игра «Клубочек имени» 3. Задание «Найди, что выше, ниже…» 4. Игра «Колечко» 5. Релаксация 6. Ритуал прощания |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №2 | Сплочение группы, формирование коммуникативных навыков. Осознание ребенком своих положительных качеств; совершенствование умения выступать перед группой. Развитие навыков самосознания. | 1.Игра «Как живешь?» 2. Игра «Делай как я» 3. Задание «Хвастун» 4. задание «Найди отличия» 5. упражнение «Пересядьте те, кто...» 6. Ритуал прощания |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №3 | Закрепление и обобщение знаний о чувствах, эмоциональное развитие. Развитие мышления, воображения. Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования. | 1.Игра «Комплимент» 2. Игра «Кубик эмоций» 3 Задание На что это похоже? 4. Задание «Разложи по порядку» (времена года/месяцы) 5.Задание Построиться по росту от самого низкого. 6. Ритуал прощания «Пожелание» |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №4 | Развитие зрительной памяти, мышления, внимания. Развитие коммуникации, моторики рук. Развитие пространственной ориентации. | 1.Игра «Волшебная рукавица» 2. Загадка 3. Упражнение «Найди отличия» 4. Задание «Встань так, чтобы справа от тебя был … Сядь так, чтобы впереди тебя сидел… 5. Задание «Правая и левая» 5. Ритуал прощания |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №5 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ВПФ: памяти, мышления. | 1.Игра «Давай поздороваемся» 2. Задание «Запоминай-ка» 3. Задание «Лабиринт» 4. Задание «Угадай время года» 5. Задание «Расставь игрушки как у меня» 8. Ритуал прощания |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №6 | Сплочение группы. Развитие невербального общения. Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой и общей моторики. | 1.Упражнение: «Я тебе рад!» 2. Игра «Угадай жест» 3. Задание «Мой колпак» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Задание «Логический квадрат» 6. Ритуал прощания «Комплимент» |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №7 | Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, речи, мелкой моторики пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации. | 1.Игра «Рукопожатие» 2. Игра «Слепой и повадырь» 3. Упражнения: Повтори за мной. 4. Задание «Домик» 5. Задание «Верно - неверно» 6. Ритуал прощания |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №8 | Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим. Развивать ВПФ, пространственные представления. Развитие мелкой и общей моторики | 1.Игра «Доброе настроение» 2. Задание «Найди друга» 3. Задание «Построй, как у меня» 4. Задание «Рыбалка» 5. задание «Найди пару» 6. Ритуал прощания «Комплимент» |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №9 | Идентификация ребенка со своим именем. Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я. Развитие невербальных средств коммуникации. Развитие мышления, внимания. Развитие пространственных представлений. | 1.Игра «Ласковое имя» 2. Игра «Зеркало» 3. Задание «Внимание!» 4. Задание «Противоположности» 5. Задание: «Встань также, как на схеме». 6. Ритуал прощания |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №10 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие зрительной памяти. Развитие внимания, графо-моторных навыков и пространственной ориентации. | 1.Игра «Здравствуй» 2. Задание «Путаница» 3. Задание «Кубик настроения» 4. Задание «Повтори узор» 5.Задание «Правая и левая» 6. Ритуал прощания |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №11 | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Развитие ВПФ. Развитие пространственной ориентации. | 1.Игра «Комплимент» 2. Пальчиковая гимнастика 3. упражнение «Угадай муз. настроение» 4. «Найди предмет по указанным ориентирам», 5.Задание «Правая и левая» 6. Ритуал прощания |
Январь | Коррекционно-развивающий комплекс №12 | Развивать зрительную память, мышления, внимания. Развитие коммуникации, тонкой моторики руки. Развитие пространственных представлений.
| 1.Приветствие 2. Игра «Снежки» 3. Задание «Разложи по местам» 4. Задание «Новогодняя гирлянда» 5. Кто стоит слева/справа от меня…» 6. Ритуал прощания «Пожелание» |
Январь | Коррекционно-развивающий комплекс №13 | Развитие мышления. Развитие коммуникации, Развитие эмоционально-волевой сферы. | 1. Игра «Давай поздороваемся» 2. Загадка 3. Задание «Найди игрушку по плану» 4. Игра «Запретное движение» 5. Игра «Черепаха». 6. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №14 | Развитие невербальной коммуникации, умения сотрудничать. Развивать внимание, память, мышление. Развитие пространственной ориентации. | 1.Приветствие 2. Задание «Объясни без слов» 3. Игра «Сосульки, сугробы, снежинки» 4. Задание «Логический квадрат» 5. Задание «Повтори за мной» 6. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №15 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие зрительной памяти. Развитие мышления, Внимания, моторики. | 1. Упражнение: Здравствуй, друг! 2. Игра «Зеркало» 3. Задание «Лабиринт» 4. Задание «Запоминай-ка» 5.Пальчиковая гимнастика. 6. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №16 | Развитие невербальное общение. Развитие ВПФ. Развитие мелкую и общую моторику. Развитие навыков самосознания. | 1.Приветствие. 2. Упражнение «Угадай друга» 3. Упражнение «Паучок» 4 Задание «Добавь слово» 5. Игра «Попади в 10ку. 6. Ритуал прощания «Пожелание» |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №17
| Развитие эмоциональной сферы. Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие пространственной ориентации | 1.Игра «Доброе настроение» 2. Задание «Запомни 10 предметов» 3. Задание «Найди по плану свою кровать» 4.Игра «Воробушки и автомобиль» 5. Ритуал прощания «Комплимент» |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №18 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие ВПФ. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания. | 1. Упражнение: Здравствуй… (по кругу) 2. Игра «Угадай, кто позвал» 3. Задание «Найди предмет, который я загадала» 4. Задание «Найди похожее» 5. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №19 | Развитие позитивного отношения к себе, умения взаимодействовать. Развивать ВПФ. Развивать навыки самосознания. | 1.Игра «Клубочек имени» 2. задание «Мостик дружбы» 3. Игра «Глухой телефон». 4. Задание «Отыщи похожее». 5. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №20 | Формирование отношения умения сотрудничать. Развивать навыки самосознания. Развитие слухового восприятия, внимания. Развитие графо-мотрных навыков, пространственной ориентации | 1. Игра «Паутинка» 2. задание «Отгадай, что звучит». 3. Игра «Жмурки» 4. Упражнение: «Дорисуй узор» 5. Задание «Поймай жука» 6. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №21 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие зрительной памяти. Развитие внимания. Развитие пространственной ориентации. | 1.Игра «Рукопожатие» 2. Упражнение «Скопируй домик» 3. Задание «Кто стоит слева/справа от меня…» 4. Координация речи с движением «Платочки» 5. Задание «Разложи по местам» 6. Ритуал прощания. |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №22 | Формирование пространственно-временных последовательностей. Развитие ВПФ. | 1. Упражнение: Здравствуй… (по кругу) 2. Игра «Лисьи прятки» 3. Загадка. 4. Отгадай день недели. 5. Задание «Встань между…» 6. Ритуал прощания |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №23 | Формирование пространственно-временных последовательностей. Развитие ВПФ. Развитие моторики. Развитие эмоционально-личностной сферы. | 1. Приветствие 2. Игра «Мое настроение» 3. Задание « Назови по порядку» (месяцы) 4. Задание «Правая и левая» 5. Ритуал прощания |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №24 | Развитие коммуникативной. Развитие зрительной памяти. Развитие внимания, пространственных представлений. | 1.Игра «Здравствуй» 2. Задание «Фигуры» 3. Задание «Кубик настроения» 4. Задание «Нарисуй зеркально» 5. Рассматривание карты г. Новосибирска 6. Ритуал прощания |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №25 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие навыков самосознания. Развитие ВПФ. Развитие внимания, пространственных представлений. | 1. Упражнение: Здравствуй! 2. Игра «Поменяйтесь » 3. Задание «Найди предмет, который я загадала» 4. Задание «Отметь на плане свой шкафчик» 5. Ритуал прощания |
Май | Коррекционно-развивающий комплекс №26 | Развитие коммуникативных навыков, навыков самосознания, уверенности в себе. Развитие мышления, внимания. Развитие графо-моторных навыков. | 1.Приветствие - обними соседа! 2. Игра «Ты похож на меня…» 3. Задание «Найди предмет, который я загадала» 4. Задание «Штриховка» 5. Ритуал прощания «Пожелания на лето» |
Содержание коррекционной программы педагога-психолога
для детей с речевыми нарушениями в возрасте 6-7 лет
Месяц | Занятия | Задачи | Формы занятия |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №1 | Развитие невербального и вербального общения; Снятие телесного и эмоционального напряжения Развитие пространственной ориентации Развитие ВПФ | 1.Приветствие 2. Упражнения «Мое настроение» 3.Игра «Подбери парную картинку» 4. Игра «Поставь пальчик» 5 Игра «Запомни картинки» 6. Упражнение «Порхание бабочки» 7. Прощание. |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №2 | Формирование коммуникативных навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ВПФ Снятие психо-эмоционального напряжения. | 1. Приветствие. 2.Игра «Комплимент» 3.Игра «Чем похожи, чем отличаются» 4. Игра « Левая и правая» 5. Игра «Выложи по порядку» 6. Упражнение «Тихое озеро» 7. Прощание. |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №3 | Закрепление и обобщение знаний о чувствах, эмоциональное развитие. Развитие ВПФ Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования. | 1.Приветствие 2.Игра «Рукопожатие» 3. Упражнение «Отгадай эмоцию» 4. Задание «Разложи по местам» 5. Задание отгадай день недели». 6. Задание «Правая и левая» 7.Прощание. |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №4 | Развитие зрительной памяти, мышления, внимания. Развитие коммуникации, моторики рук. Развитие пространственной ориентации. | 1.Приветствие «Я тебе рад!» 2. Игра «Найди отличия» 2. Игра «Кто это? Что это?» 3. Графический диктант 4. Игра «Выложи цифры так, как только что видел» 5. Упражнение «Путешествие в волшебный лес» 6. Игра «Повтори за мной». 7. Прощание. |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №5 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ВПФ: памяти, мышления. | 1.Приветствие «Комплимент» 2. Игра «Построй, как у меня и по-своему» 3. Задание «Противоположности» 4. Упражнение «Кто позвал» 5. Задание «Найди предмет по указанным ориентирам», 6. Прощание |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №6 | Сплочение группы. Развитие невербального общения. Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой и общей моторики. | 1.Приветствие. 2. Игра «Кубик эмоций» 3. Задание «Подбери парные карточки» 4. Задание: «Встань, как на схеме». 5. Упражнение: Кто быстрее скрутит ленту». 6. Игра «Колечко-колечко, выйди на крылечко» 7. Прощание. |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №7 | Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, речи, мелкой моторики пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации. | 1.Приветствие. 2.Игра «Найди похожее» 3. Игра «Что слева, что справа» 4. Игра «Разложи карточки» 5. Упражнение «Плывем в облаках» 6. Задание « Собери слова на МА…» 7. Прощание. |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №8 | Формирование доброжелательного отношения к окружающим. Идентификация ребенка со своим именем. Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я. Развивать ВПФ, пространственно-временные последовательности. | 1.Приветствие. 2. Игра «Ласковое имя» 3. Задание «Кто стоит слева/справа от меня…» 4.Упражнение «Закончи предложение» 5. Упражнение «Кто, кем был» 6. Учим дни недели, месяцы 7. Прощание. |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №9 | Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я. Развитие невербальных средств коммуникации. Развитие ВПФ Развитие пространственной ориентировки. | 1.Приветствие «Я тебе рад!». 2. Задание «Отгадай предмет, по описанию» 3. Задание «Найди игрушку по плану» 4. Игра «Левая и правая» 5. Задание «Отгадай настроение музыки» 6. Прощание |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №10 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие ВПФ Графо-моторных навыков и пространственной ориентации. | 1.Игра «Здравствуй» 2. Игра «Азбука эмоций» 3. Задание «Подбери пару» 4. Упражнение «Штриховка» 5. Задание «Положи камешек на нужную клетку» 6.Загадки 7. Прощание. |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №11 | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Развитие ВПФ. Развитие пространственных представлений.
| 1.Приветствие 2. Игра Снежный ком 3. Игра «Глухой телефон». 4. Игра «Выложи буквы так, как только что видел» 5. Игра Черепаха 6. Ребус 7. Прощание. |
Январь | Коррекционно-развивающий комплекс №12 | Развивать ВПФ. Развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы, тонкой моторики руки. Развитие пространственных представлений.
| 1.Приветствие: Здравствуй, с разными эмоциями. 2. Игра «Чудесный мешочек» 3. Игра «Слушай хлопки» 4. Задание «Найди по плану игрушку» 5. Упражнение «Ладушки» 6. Игра «Запретное движение» 7. Прощание |
Январь | Коррекционно-развивающий комплекс №13 | Развитие ВПФ: слухового восприятия, мышления. Развитие коммуникативных навыков Развитие пространственных представлений, моторики. | 1.Упражнение: Здравствуй, друг 2. Задание «Зайчик-колечко», «Зайчик-коза». 3. Игра «Слушай ритм» 4. Игра «Отметь на плане свой шкафчик». 6. Задание «Найди предмет, который я загадала» 7. Прощание |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №14 | Развитие коммуникации, умения сотрудничать. Развивать ВПФ Развитие графо-моторных навыков. | 1. Упражнение: Здравствуй… (по кругу) 2.Игра «Что сначала, что потом?» 3. Игра «Нарисуй и зачеркни» 4. Игра «Читаем слоги» 5. Штриховка 6. Игра «Что к чему подходит» 7.Прощание. |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №15 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие ВПФ Внимания, моторики. | 1. Приветствие 2. Игра «Хлопни и топни» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Игра «Мы похожи» 5. Упражнение «На что это похоже?» 6.Графический диктант. 7. Прощание |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №16 | Развитие коммуникации. Развитие ВПФ. Развитие мелкой моторики. | 1.Приветствие 2. Игра «Четвертый лишний» 3. Игра «Передай по кругу, пока звучит музыка» 4. Пальчиковая гимнастика 5. Игра «Какой буквы не стало» 6. Упражнение «Необычная радуга» 7. Прощание |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №17
| Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы. Развитие ВПФ Развитие пространственно-временных последовательностей. Развитие навыков самосознания. | 1. Приветствие 2. Игра «Клубочек имени» 3. Упражнение «Словесные аналогии» 4. Угадай месяц по описанию 5. Задание «Встань между…» 6. Упражнение «Кто, кем был» 7. Прощание |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №18 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие ВПФ. Развитие графо-моторных навыков | 1. Приветствие 2. Игра «Угадай, кто позвал» 3. Задание «Найди предмет, который я загадала» 4. «Справа, слева, выше-ниже, нарисуешь, как услышишь» 5. задание «Отгадай, что звучит». 6. Упражнение: «Дорисуй узор» 7. Прощание |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №19 | Развитие позитивного отношения к себе, умения взаимодействовать. Развитие ВПФ. Развитие графо-моторных и пространственно-ориентированных навыков. | 1.Игра «Поздоровайся ласково!» 2.Найди на карте… 3. Упражнение: «Дорисуй узор» 4. Упражнение «Четвертый лишний» 5. Задание «Рисуй зеркально» 5. Разложи карточки по группам. 6. Задание «Найди ошибки» 7.Прощание. |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №20 | Формирование отношения умения сотрудничать. Развитие ВПФ Развитие графо-моторных навыков, пространственной ориентации | 1. Приветствие 2.Игра «Паутинка» 3. Конкурс загадок. 4. Игра «Поменяйтесь те, кто…» 5. Графический диктант. 6. Задание «Разнеси по местам» 7. Прощание. |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №21 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие ВПФ Развитие пространственной ориентации, графо-моторики. | 1.Приветствие 2. Угадай эмоцию 3. Задание «Угадай друга…» 4. Задание «Штриховка» 5. Задание: Запомни предметы 6. Задание: «Чем похожи, чем отличаются» 7.Прощание |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №22 | Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентировок. Развитие ВПФ. | 1. Приветствие 2. Задание «Найди фигуры по описанию» 3. Задание «Нарисуй двумя руками» 4. Задание Раскрась по точкам 5. Игра «Робот» 6.Учим дни недели, месяцы. 7. Прощание |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №23 | Формирование пространственно-временных последовательностей. Развитие ВПФ. Развитие моторики. Развитие коммуникативной и эмоционально-личностной сферы. | 1. Приветствие 2. Задание «Расположи правильно месяцы» 3. Задание «Найди заплатку» 4. Задание «Дорисуй половинку» 5. Задание «Объясни свой лабиринт» 6. Игра «Клубок имен» 7. Прощание |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №24 | Развитие коммуникативной сферы. Развитие ВПФ, пространственных представлений. Снятие эмоционально-психического напряжения. | 1.Приветствие 2. Задание «Ты похож на меня» 3. Задание «левая и правая» 4. Задание «Запомни 10 слов» 5. Упражнение «Отдых на море» 6. Прощание |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №25 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие ВПФ. пространственных представлений. | 1. Упражнение: Здравствуй! 2. Игра «Поменяйтесь » 3. Раскрась коврик. 4. Задание «Чего тут не было» 5. Задание «Найди на плане» 6. Задание « Колокольчик» 7. Прощание |
Май | Коррекционно-развивающий комплекс №26 | Развитие коммуникативных навыков, навыков самосознания, уверенности в себе. Развитие ВПФ Развитие моторики рук. | 1.Приветствие - обними соседа! 2. Задание «Отметь на карте клад» 3. Задание «Объясни предмет жестами» 4. Рисуем пожелания! 5. Мешочек « Добрые пожелания на лето» 6. Прощание |
Ресурсное обеспечение реализации программы
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и светлым. Комната делится на две зоны: для подвижных игр и для индивидуальных занятий.
Оснащение занятий включает:
- демонстрационный материал: плакаты – схема тела, предметные картинки, последовательные сюжетные картинки, раздаточный материал, календари, план-схема группы и детского сада, карта города Новосибирска и т.д.
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития пространственных и сенсомоторных функций (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, пазлы и т.д.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
- оборудование: компьютер с мультимедиапроектором, диски с танцевальной, детской и релаксационной музыкой;
- материалы для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, альбомные, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, пластилин, ножницы, клей);
- другое оснащение: мягкие игрушки, колокольчик, кубик с эмоциями, веревочка, пуговицы, бусины, воздушные шарики, мыльные пузыри, клубок пряжи, и т.д.
- напольное покрытие в зоне подвижных игр.
- тетрадь в клетку, два простых карандаша, две ручки, набор цветных карандашей.
Требования к специалистам, реализующим программу:
- наличие специального образования или опыта работы с детьми, имеющими нарушения речи;
- соблюдение единого речевого режима;
- владение конкретными диагностическими и психокоррекционными методами и методиками;
- при проведении занятий руководствоваться следующими правилами:
1) точно планировать время проведения каждого элемента занятия;
2) не использовать оценочные высказывания;
3) применять разнообразные игровые способы деления участников на команды; положительная эмоциональная оценка достижений ребенка;
4) развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы;
5) создание чувства безопасности в системе межличностных отношений;
6)постепенность коррекционно-развивающего процесса, отсутствие попыток его ускорить;
7) оказание конструктивной помощи в проблемных ситуациях;
8) включение педагога в процесс групповой работы.
Оценка результативности реализации программы
Результативность, эффективность программы можно выявить путем диагностического обследования, проводимого до начала занятий и в конце реализации программы, можно оценить и промежуточные результаты
Целесообразно использовать следующие методы диагностики:
- анализ анкетных данных, полученных в процессе бесед с родителями;
- наблюдения за детьми во время свободной деятельности и в процессе проведения занятий;
- индивидуальная диагностика;
- анализ продуктов детской деятельности.
Изучение анкетных данных и историй развития детей направлено на выяснение следующих вопросов: характер и сроки развития двигательной сферы детей, формирование ориентировки в окружающем предметном мире, развитие и характер деятельности.
При наблюдениях за детьми фиксируется развитие двигательной сферы, способность ориентировки на собственном теле, на теле другого человека, ориентировка в окружающем мире, владение пространственно-временными понятиями, различение пространственных предлогов, характер игровой, продуктивной деятельности ребенка, учет в деятельности свойств и отношений объектов, возможные для данного ребенка способы усвоения общественного опыта (в совместной со взрослым деятельности, по подражанию, по образцу, с помощью речи и т. п.) в связи с уровнем сенсорного развития ребенка. Все эти данные необходимы для сопоставления характера развития ребенка, для анализа влияния различных факторов на двигательное и сенсорное развитие ребенка.
Диагностика, реализуемая в рамках программы по формированию пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями представлена традиционными психодиагностическими методиками и экспериментальными методиками, которые проводят психолог и воспитатель в рамках мониторинга.
Методы психоло-педагогической диагностики, реализуемой в рамках программы
Объект (диагностически значимые показатели) | Форма (перечень диагностических средств, методик) | Периодичность | Ответственный |
Задача: изучение уровня сформированности коммуникативной компетентности | |||
Практические коммуникативные умения | - Беседа - Наблюдение - Анализ способности продуктивно использовать средства общения | 2 раза в год | Психолог, воспитатель |
Задача: изучение особенностей двигательной сферы | |||
Оценка психомоторного развития | Оценка психомоторного развития Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич | 2 раза в год | Психолог, инструктор по физической культуре |
Двигательные функции, тактильные и соматогностические функции, зрительный гнозис, пространственные представления | Нейропсихологический метод изучения ВПФ | 2 раза в год | Психолог |
Эмоционально-волевая регуляция, произвольность | Лабиринты Н.И. Озерецкий | 2 раз в год | Психолог |
Пространственные представления и зрительно-моторная координация | - Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика - Гештальт-Бендер тест | 2 раз в год | Психолог |
Задача: изучение особенностей когнитивных процессов (уровень сформированности) | |||
Внимание | Методика «Шифровка» (субтесты Векслера) | 2 раза в год | Психолог |
Восприятие | Нейропсихологический метод изучения ВПФ | 2 раза в год | Психолог |
Память | Методика «Узнавание фигур» (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В | 2 раза в год | Психолог |
Мышление | Матрицы Равена | 1 раз в год | Психолог |
Креативность | Наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, беседы | 1 раза в год | Воспитатель, психолог |
Задача: изучение особенностей эмоционально-личностной сферы | |||
Эмоциональное состояние, вегетативный коэффициент | Цветовой тест Люшера | 2 раза в год | Психолог |
Эмоциональное состояние, взаимоотношения с родными, тревожность, агрессивность | - Рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» - «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен) | 2 раза в год | Психолог, |
Задача: выявление позитивного потенциала личности | |||
Лучшие адаптивные личностные характеристики человека | Наблюдение (Некрасова Ю.Б.) | 1 раз в год | Психолог, воспитатель |
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 88 с.
2. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96с.
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М.: Школьная Пресса, 2003. – 80 с., ил.
4. Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. М., 2006
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М., 2000.
Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет.- М., 2004.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
7. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В.,Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 160 с.
8. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2003г
9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекцитя в детском ворзрасте, М. 2003г
10. Чистякова М.И. Психогимнастика, М. 1995г.
11. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М., 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....
Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и н...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...
Этапы формирования игры «Муха» для формирования пространственных представлений.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии пространственных ориентировок дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра «Муха»....
Программа саморазвития по теме: «Формирование пространственных представлений в процессе конструирования из бумаги».
Программа саморазвития с целями, задачами и планом на год....
Программа по формированию пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями
Система пространственных представлений начинает своё формирование уже в раннем возрасте, возможно даже до момента рождения. Недостаточная сформированность пространственных и квазипространственных пред...