РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА По формированию естественнонаучных представлений дошкольников. «Почемучка» Для детей 4 – 5 лет на 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка»
Принята: Утверждаю:
на заседании Совета педагогов МБДОУ заведующий МБДОУ
детский сад № 12 «Белочка» детский сад № 12«Белочка»
Протокол № ___ ____________ С.В.Нечаева
_______________ Приказ №___ от__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
По формированию естественнонаучных представлений дошкольников.
«Почемучка»
Для детей 4 – 5 лет
на 2019 – 2020 учебный год
Составила:
воспитатель Усова М.В.
г.Котовск
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка
| Стр.2 |
2. | Актуальность программы
| Стр.2 |
3. | Цель и задачи программы
| Стр.3 |
4. | Принципы обучения детей
| Стр.4 |
5. | Создание условий для реализации программы
| Стр.4 |
6. | Формы, методы и режим занятий | Стр.5 |
7. | Планируемые результаты
| Стр.5 |
8. | Перспективное планирование работы с детьми
| Стр.6 |
9. |
Работа с родителями | Стр.16 |
10. |
Список используемых источников
| Стр.17 |
Пояснительная записка
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»
А.Энштейн
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.
Новые образовательные стандарты определяют приоритетность воспитывать через игру, в игре ребенок познает мир, исследует его, отсюда в нем развивается личность, которая будет востребована в обществе. Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
Актуальность программы
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучка» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей.
4. Социально - коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми
Принципы организации
В основу программы положены принципы:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип природосообразности.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип интеграции.
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип системности.
Создание условий для реализации программы
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, лупа, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
- Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Возраст детей, участвующих в программе - от 4 до 5 лет.
В группе занимаются 12 дошкольников.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1 год.
Формы, методы и режим занятий
Направленность программы кружка «Почемучка» является научно - познавательной, по форме организации – кружковой. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность: 20 минут. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.
Методы и приёмы работы: игровой, словесный (беседы, рассуждения, разъяснения), моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.
Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения средних дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Планируемые результаты
К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения:
дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике
Курс рассчитан на 32 часа.
Календарно - тематическое планирование по экспериментированию
для воспитанников среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Содержание и задачи |
Октябрь | 1 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Задачи: - закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). Содержание: - игра «Угадай, что звучит»; - игра «Отгадай по запаху»; - игра «отгадай на ощупь» - на фланеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств. |
2 | Почему все звучит? | Задачи: - подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. Содержание: - игра «Что звучит?» - предложить ребенку тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. | |
3 | У кого какие детки? | Задачи: - выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). - побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка)
| |
4 | Волшебная водица
| Задачи: - закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); - выявить, что вода имеет вес. Содержание: - сравнение двух банок по весу; - заполнение стеклянных банок водой; - игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку) - вывод.
| |
Ноябрь | 1 | Вода принимает форму | Задачи: - выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита. Содержание: - дети наливают в разные сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах; - рассмотреть, какой формы вода в разных сосудах; - вывод.
|
2 | Что растворяется в воде? | Задачи: - показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Содержание: - дети рассматривают воду, вспоминают её свойства; - игра «Покрасим воду»; - игра «Изменим вкус воды»; - вывод. | |
3 | Какие предметы могут плавать? | Задачи: - дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Содержание: - рассмотреть предметы различного качества; - сравнить плавучесть предметов; - вывод. | |
4 | Делаем мыльные пузыри | Задачи: - познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, - познакомить со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленочку. Содержание: - рассматривание картинки «Дети играют с мыльными пузырями» - изготовление состава для пузырей; - игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» | |
5 | Чудо-свеча | Задачи: - познакомить детей со свойством свечи - развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Содержание: -рассматривание свечей разной формы, размера, цвета; - беседа о вреде огня; - игра «Горит – не горит»; - вывод.
| |
Декабрь | 1 | Воздух повсюду | Задачи: - обнаружить воздух в окружающем пространстве; - выявить его свойства: невидимость, без запаха, не имеет формы - сравнить свойства воды и воздуха Содержание: - загадка о воздухе; - беседа «Что такое воздух? Для чего он нужен» - игровое упражнение «Почувствуй воздух»; - игра «Есть ли воздух в предметах» - вывод. |
2 | Морской бой | Задачи: - дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары), имеет силу; - выявить, что воздух легче воды. | |
3 | Каждому камешку свой домик | Задачи: - классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); - показать детям возможность использования камней в игровых целях Содержание: - рассматривание камней; - работа по модели; - игра «Выложи картинку» - ходьба по камням. | |
Январь | 1 | Замерзшая вода | Задачи: - выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Содержание: - беседа о свойстве воды; - рассматривание кусочков льда; - рассматривание иллюстраций айсбергов; - игра с льдинками. |
2 | Тающий лёд | Задачи: - выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед – вода, вода – лед) Содержание: - наблюдение за таянием льда; - рассматривание цветного льда; - изготовление цветного льда; - игра с льдинками. | |
3 | Свет вокруг нас | Задачи: - понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру; - понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. Содержание: - беседа об искусственном и природном свете; - игра «Свет бывает разный»; - игра «Что сначала, что потом»; - вывод. | |
Февраль | 1 | Солнечные зайчики | Задачи: - понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Содержание: - чтение стихотворения «Солнечный зайчик»; - игра «Поймай солнечного зайчика»; - вывод. |
2 | Что отражается в зеркале?
| Задачи: - познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Содержание: - игра с зеркалами; - игра «Найди свое отражение в предметах» - вывод. | |
3 | Все увидим, все узнаем
| Задачи: - познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением. Содержание: - знакомство с лупой; - рассматривание предметов через лупу; - зарисовка в рабочем листе. | |
4 | Песочная страна
| Задачи: - выделить свойства песка (сыпучесть, рыхлость, из него можно лепить); - познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Содержание: - беседа о свойстве песка; - рассматривание песка через лупу; - создание картины с помощью песка.
| |
Март
| 1 | Где вода?
| Задачи: - выявить, что глина и песок по-разному впитывают воду; - выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость показать детям зависимость веса предмета от материала. Содержание: - беседа о свойстве глины и песка; - рассматривание частичек песка и глины через лупу; - игра «Что сыпется?» - игра «Где вода?» - зарисовка в рабочих листах. |
2 | Как развивается растение?
| - выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.
| |
3 | Тепло - холодно | - определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | |
4 | Звенящая вода
| Задачи: - показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук Содержание: - беседа «Что такое звук?», «Как его извлечь из предмета»; - игра на стаканах с водой; - вывод. | |
Апрель | 1 | Угадай-ка | Задачи: - показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Содержание: - рассматривание предметов; - игра «Угадай-ка (на ощупь, на слух); - вывод. |
2 | Волшебная рукавичка | - выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы | |
3 | Мы - фокусники | Задачи: - выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Содержание: - игра «Разборчивый гусь»; - игра «Живые звери»; - игра «Достань иголку из воды»; - вывод. | |
4 | Водяная мельница | Задачи: - дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Содержание: - беседа о пользе воды, о ее свойствах; - игры с водяными мельницами; - вывод. | |
Май | 1 | Волшебное сито | Задачи: - познакомить детей со способом отделения камешка от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Содержание: - рассматривание сита; - просеивание мелких сыпучих веществ; - вывод, |
2 | Цветной песок | Задачи: - познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом). Содержание: - игра «Что в мешочке?»; - рассматривание песка и мела; - превращение мела в порошок; - смешивание песка с цветным мелом – порошком; - игра «Спрячем и найдем»; - вывод. | |
3 | Почему птицы могут летать? | - найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
4 | Кто живет в воде? | - найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
5 | Как спрятаться бабочкам? | - найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
Работа с родителями.
Месяц | № | Тема | Форма работы |
Октябрь | 1 | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка | Консультация |
Ноябрь | 2 | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка
|
Декабрь | 3 | Родители гиды на пути к познанию | Консультация |
Февраль | 4 | Несколько золотых правил для родителей | Памятка |
Март | 5 | Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования | Консультация |
Апрель | 6 | Литература в помощь | Выставка литературы |
Список используемых источников
1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика».- М.: ТЦ Сфера, 2009
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми в ДОУ, в.2000
3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
4. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом – Новосибирск: Сиб. унив.изд-во.
5. Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
6. Дыбина О.В « Ребёнок в мире поиска», МТЦ Сфера, 2003
7. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
8. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
9. Прохорова Л.Н. «воспитание» АРТКИ, 2003
10. . Савенкова А, И. «Маленький исследователь» Ярославль, 20009
11. Уоттон «Всё обо всём»
12. Элиот «Детская энциклопедия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка»
Принята: Утверждаю:
на заседании Совета педагогов МБДОУ заведующий МБДОУ
детский сад № 12 «Белочка» детский сад № 12«Белочка»
Протокол № ___ ____________ С.В.Нечаева
_______________ Приказ №___ от__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
По формированию естественнонаучных представлений дошкольников.
«Почемучка»
Для детей 4 – 5 лет
на 2019 – 2020 учебный год
Составила:
воспитатель Усова М.В.
г.Котовск
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | Стр.2 |
2. | Актуальность программы | Стр.2 |
3. | Цель и задачи программы | Стр.3 |
4. | Принципы обучения детей | Стр.4 |
5. | Создание условий для реализации программы | Стр.4 |
6. | Формы, методы и режим занятий | Стр.5 |
7. | Планируемые результаты | Стр.5 |
8. | Перспективное планирование работы с детьми | Стр.6 |
9. | Работа с родителями | Стр.16 |
10. | Список используемых источников | Стр.17 |
Пояснительная записка
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»
А.Энштейн
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.
Новые образовательные стандарты определяют приоритетность воспитывать через игру, в игре ребенок познает мир, исследует его, отсюда в нем развивается личность, которая будет востребована в обществе. Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
Актуальность программы
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучка» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей.
4. Социально - коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми
Принципы организации
В основу программы положены принципы:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип природосообразности.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип интеграции.
- Принцип научности.
- Принцип доступности.
- Принцип системности.
Создание условий для реализации программы
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, лупа, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
- Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Возраст детей, участвующих в программе - от 4 до 5 лет.
В группе занимаются 12 дошкольников.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1 год.
Формы, методы и режим занятий
Направленность программы кружка «Почемучка» является научно - познавательной, по форме организации – кружковой. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность: 20 минут. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.
Методы и приёмы работы: игровой, словесный (беседы, рассуждения, разъяснения), моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.
Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения средних дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Планируемые результаты
К концу учебного года предполагается видеть следующие результаты обучения:
дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике
Курс рассчитан на 32 часа.
Календарно - тематическое планирование по экспериментированию
для воспитанников среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Месяц | Неделя | Тема | Содержание и задачи |
Октябрь | 1 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Задачи: - закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). Содержание: - игра «Угадай, что звучит»; - игра «Отгадай по запаху»; - игра «отгадай на ощупь» - на фланеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств. |
2 | Почему все звучит? | Задачи: - подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. Содержание: - игра «Что звучит?» - предложить ребенку тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. | |
3 | У кого какие детки? | Задачи: - выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). - побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка) | |
4 | Волшебная водица | Задачи: - закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); - выявить, что вода имеет вес. Содержание: - сравнение двух банок по весу; - заполнение стеклянных банок водой; - игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку) - вывод. | |
Ноябрь | 1 | Вода принимает форму | Задачи: - выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита. Содержание: - дети наливают в разные сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах; - рассмотреть, какой формы вода в разных сосудах; - вывод. |
2 | Что растворяется в воде? | Задачи: - показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Содержание: - дети рассматривают воду, вспоминают её свойства; - игра «Покрасим воду»; - игра «Изменим вкус воды»; - вывод. | |
3 | Какие предметы могут плавать? | Задачи: - дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Содержание: - рассмотреть предметы различного качества; - сравнить плавучесть предметов; - вывод. | |
4 | Делаем мыльные пузыри | Задачи: - познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, - познакомить со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленочку. Содержание: - рассматривание картинки «Дети играют с мыльными пузырями» - изготовление состава для пузырей; - игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» | |
5 | Чудо-свеча | Задачи: - познакомить детей со свойством свечи - развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Содержание: -рассматривание свечей разной формы, размера, цвета; - беседа о вреде огня; - игра «Горит – не горит»; - вывод. | |
Декабрь | 1 | Воздух повсюду | Задачи: - обнаружить воздух в окружающем пространстве; - выявить его свойства: невидимость, без запаха, не имеет формы - сравнить свойства воды и воздуха Содержание: - загадка о воздухе; - беседа «Что такое воздух? Для чего он нужен» - игровое упражнение «Почувствуй воздух»; - игра «Есть ли воздух в предметах» - вывод. |
2 | Морской бой | Задачи: - дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары), имеет силу; - выявить, что воздух легче воды. | |
3 | Каждому камешку свой домик | Задачи: - классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); - показать детям возможность использования камней в игровых целях Содержание: - рассматривание камней; - работа по модели; - игра «Выложи картинку» - ходьба по камням. | |
Январь | 1 | Замерзшая вода | Задачи: - выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Содержание: - беседа о свойстве воды; - рассматривание кусочков льда; - рассматривание иллюстраций айсбергов; - игра с льдинками. |
2 | Тающий лёд | Задачи: - выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед – вода, вода – лед) Содержание: - наблюдение за таянием льда; - рассматривание цветного льда; - изготовление цветного льда; - игра с льдинками. | |
3 | Свет вокруг нас | Задачи: - понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру; - понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. Содержание: - беседа об искусственном и природном свете; - игра «Свет бывает разный»; - игра «Что сначала, что потом»; - вывод. | |
Февраль | 1 | Солнечные зайчики | Задачи: - понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Содержание: - чтение стихотворения «Солнечный зайчик»; - игра «Поймай солнечного зайчика»; - вывод. |
2 | Что отражается в зеркале? | Задачи: - познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Содержание: - игра с зеркалами; - игра «Найди свое отражение в предметах» - вывод. | |
3 | Все увидим, все узнаем | Задачи: - познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением. Содержание: - знакомство с лупой; - рассматривание предметов через лупу; - зарисовка в рабочем листе. | |
4 | Песочная страна | Задачи: - выделить свойства песка (сыпучесть, рыхлость, из него можно лепить); - познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Содержание: - беседа о свойстве песка; - рассматривание песка через лупу; - создание картины с помощью песка. | |
Март | 1 | Где вода? | Задачи: - выявить, что глина и песок по-разному впитывают воду; - выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость показать детям зависимость веса предмета от материала. Содержание: - беседа о свойстве глины и песка; - рассматривание частичек песка и глины через лупу; - игра «Что сыпется?» - игра «Где вода?» - зарисовка в рабочих листах. |
2 | Как развивается растение? | - выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя. | |
3 | Тепло - холодно | - определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | |
4 | Звенящая вода | Задачи: - показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук Содержание: - беседа «Что такое звук?», «Как его извлечь из предмета»; - игра на стаканах с водой; - вывод. | |
Апрель | 1 | Угадай-ка | Задачи: - показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Содержание: - рассматривание предметов; - игра «Угадай-ка (на ощупь, на слух); - вывод. |
2 | Волшебная рукавичка | - выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы | |
3 | Мы - фокусники | Задачи: - выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Содержание: - игра «Разборчивый гусь»; - игра «Живые звери»; - игра «Достань иголку из воды»; - вывод. | |
4 | Водяная мельница | Задачи: - дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Содержание: - беседа о пользе воды, о ее свойствах; - игры с водяными мельницами; - вывод. | |
Май | 1 | Волшебное сито | Задачи: - познакомить детей со способом отделения камешка от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. Содержание: - рассматривание сита; - просеивание мелких сыпучих веществ; - вывод, |
2 | Цветной песок | Задачи: - познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом). Содержание: - игра «Что в мешочке?»; - рассматривание песка и мела; - превращение мела в порошок; - смешивание песка с цветным мелом – порошком; - игра «Спрячем и найдем»; - вывод. | |
3 | Почему птицы могут летать? | - найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
4 | Кто живет в воде? | - найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | |
5 | Как спрятаться бабочкам? | - найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
Работа с родителями.
Месяц | № | Тема | Форма работы |
Октябрь | 1 | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка | Консультация |
Ноябрь | 2 | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка
|
Декабрь | 3 | Родители гиды на пути к познанию | Консультация |
Февраль | 4 | Несколько золотых правил для родителей | Памятка |
Март | 5 | Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования | Консультация |
Апрель | 6 | Литература в помощь | Выставка литературы |
Список используемых источников
1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика».- М.: ТЦ Сфера, 2009
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми в ДОУ, в.2000
3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
4. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом – Новосибирск: Сиб. унив.изд-во.
5. Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
6. Дыбина О.В « Ребёнок в мире поиска», МТЦ Сфера, 2003
7. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
8. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
9. Прохорова Л.Н. «воспитание» АРТКИ, 2003
10. . Савенкова А, И. «Маленький исследователь» Ярославль, 20009
11. Уоттон «Всё обо всём»
12. Элиот «Детская энциклопедия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разновозрастной (второй младшей-средней) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2019-2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разновозрастной (второй младшей-средней) группы комбинированной направленности «Г» «Солнышко» на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа второй младшей группы № 5 (от 3 до 4 лет) на 2019/2020 учебный год
1.1. Пояснительная запискаРабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский ...
Рабочая программа подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) общеразвивающей направленности на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ Сявского детского сада «Колокольчик» от 31.08.2019г.ООП ДО МБДОУ Сявского детско...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в логопедической старшей группе на 2019 - 2020 учебный год «Я ПОЗНАЮ МИР»
рабочая программа...
Рабочая программа организации деятельности с детьми старшей группы №14 общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год
Рабочая рограмма для подготовительной группы...
Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) комбинированной направленности на 2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа старшей группы комбинированной направленности для детей 5- 6 лет по развитию детей старшей комбинированной группы (Далее - Программа). Программа разработана в с...
Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми. Старшая группа 5-6 лет. 2019-2020 учебный год
Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми.Старшая группа 5-6 лет.2019-2020 учебный год...