Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» во второй младшей группе
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное
автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Белогорска Амурской области
Рабочая программа кружка
по формированию элементарных математических представлений
«Математический калейдоскоп»
во второй младшей группе
Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год
Составила: Гажа Е.А., воспитатель
Г.Белогорск
2019 г.
1.Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», в соответствии с Основной образовательной программой МАОУ «Школа № 4 города Белогорск» (дошкольное образование), с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г, ст 2, 48;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»
-Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 4 г.Белогорск» от 28.09.2015г., постановление № 1751
-Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03.02.2016 г. серия
ОД № 5293, бессрочная.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Предлагаемый курс кружка ориентирован на развитие математических способностей детей 3-4 лет, которое определяется в двух направлениях:
-систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);
-организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.
В ходе реализации кружка «Математический калейдоскоп» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.
Содержание кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.
2.Цели и задачи программы
Цели программы:
-раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
-приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
-создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
-введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;
-формирование основ математической культуры.
Задачи:
-развивать потребность активно мыслить;
-создавать условия для развития математических способностей;
-приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
-развивать логическое мышление;
-формировать инициативность и самостоятельность;
-учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
-формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоскостное моделирование);
-формировать простейшие графические умения и навыки;
-воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
3.Принципы и подходы к формированию программы
При разработке Программы использовались следующие принципы:
-соответствия развивающему образованию;
-активности и самостоятельности;
-соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
-обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;
-построения программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
4.Формы и методы
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) ;
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).
5.Учебный план
Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
Занятия проводятся с сентября по май.
Неделя: одно занятие, по 15 мин.
Месяц: 4 занятия (в среднем).
1 год – 36 занятий.
Расписание кружка: 1 раз в неделю – понедельник, во вторую половину дня.
6.Программное содержание
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Учить:
-сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
-устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
-понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
-понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
-называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
-согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
-решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учить:
-приемам обследования зрительно-двигательным путем;
-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Познакомить:
-с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
-с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
ВЕЛИЧИНА
Учить:
-сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Учить:
-различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
-различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Учить:
-различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
-обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
-двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
7. Планируемые результаты как целевые ориентиры
К концу года ребенок:
-сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
-устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
-понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
-называет числительные по порядку в пределах пяти;
-относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
-называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
-понимает, что фигуры могут быть разного размера;
-видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
-сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
-использует в речи результаты сравнения;
-правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
-правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
-обозначает словами положение предмета относительно себя;
-решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
8.Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Задачи | Дата проведения планируемая | Дата проведения фактическая |
1 | Утро. Большой – маленький. Один-много. | Познакомить с частью суток – утро; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много. | 02.09.19 | |
2 | Дидактическая игра «Спрячь мышку». | Познакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета. | 09.09.19 | |
3 | День. Круг. Число 1. | Познакомить с частью суток – день; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки. | 16.09.19 | |
4 | Один, много. Цвет. | Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменение цвета. | 23.09.19 | |
5 | Вечер. Высокий –низкий, большой– маленький, один – много. | Познакомить с частью суток – вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи. | 07.10.19 | |
6 | Выше, ниже. Игра «Третий лишний». | Познакомить детей с пространственным отношением «выше», «ниже»; находить в пространстве низкие и высокие предметы; учить находить лишние предметы на картинки; развивать мышление, логику. | 14.10.19 | |
7 | Ночь. Число 1. Круг. | Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы. | 21.10.19 | |
8 | Сравнение совокупностей предметов по количеству. | Продолжать формировать умение сравнивать совокупность предметов, по количеству, используя понятия «много», «один», «мало»; привлекать детей к самостоятельному составлению множеств и его дроблению на отдельные элементы; ориентироваться в групповом помещении. | 28.10.19 | |
9 | Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. | Познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять признаки сходства и различия. | 04.11.19 | |
10 | Слева, справа. Круг, шар. | Учить детей ориентироваться в пространстве; дать знания о левой и правой руке и ноге; развивать память; расширить словарный запас детей. Познакомить детей с геометрическими фигурами «круг» и «шар»; рассказать о их свойствах; назвать отличия между ними; развивать мышление и воображение. | 11.11.19 | |
11 | Осень. Число 2. Треугольник. | Продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник. | 18.11.19 | |
12 | Понятия «тяжёлый», «лёгкий». | Формировать умение определять массу предметов сенсорно- чувственным путем: тяжелый – легкий; Упражнять в умении воспроизводить хлопки на слух в доступном пределе; Закреплять в умении называть и различать предметы разной формы, находить их в групповом пространстве. | 25.11.19 | |
13 | Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. | Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры. | 02.12.19 | |
14 | Сравнение предметов по контрастным признакам. | Продолжать упражнять в определении равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, узкий – широкий). | 09.12.19 | |
15 | Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький. | Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине). | 16.12.19 | |
16 | Столько же, больше, меньше. | Продолжать учить сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранение количества. | 23.12.19 | |
17 | Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача. | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание. | 06.01.20 | |
18 | «Три медведя» | Учить детей внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, обратить их внимание какие по размеру предметы у каждого медведя, воспитывать интерес к беседе, развивать память, уверенность в своих ответах. | 13.01.20 | |
19 | Зима. Число 4. Квадрат. | Познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | 20.01.20 | |
20 | Столько же, больше, меньше. Один, много. | Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях один и много. Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом. | 27.01.20 | |
21 | Число4. Квадрат. Логическая задача. | Продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | 03.02.20 | |
22 | Поровну, больше, меньше. | Закрепить с детьми умение делить поровну, отличать большее от меньшего, развивать мышление, воспитывать интерес к познанию. | 10.02.20 | |
23 | Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. | Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. | 17.02.20 | |
24 | Игры с палочками. | Учить составлять геометрические фигуры из палочек. Развитие фантазии, воображения. | 24.02.20 | |
25 | Весна. Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. | Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – весна; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. | 02.03.20 | |
26 | Времена года. | Учить детей устанавливать временные отношения, закрепить знания о природных явлениях в различное время года, развивать умственные способности, мышление и воображение. | 16.03.20 | |
27 | Число 5. Утро, день. Вечер, ночь. Логическая задача. | Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. | 23.03.20 | |
28 | Счет в пределах пяти. | Упражнять детей в счете в пределах пяти; закреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой. | 30.03.20 | |
29 | Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. | Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине. | 06.04.20 | |
30 | Счет в пределах пяти. Геометрические фигуры. | Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры. | 13.04.20 | |
31 | Времена года. Овал. Слева, справа. | Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг. | 20.04.20 | |
32 | Цвет. Форма. | Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | 27.04.20 | |
33 | Числовой ряд. Порядковый счёт. | Формировать на основе предметных действий представления о порядковом и числовом ряде. Закреплять умения соотносить цифры с количеством. Формировать представления о порядковом счёте. | 04.05.20 | |
34 | «В стране геометрических фигур» | Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений. | 11.05.20 | |
35 | «Путешествие по комнате» | Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. | 18.05.20 | |
36 | «Путешествие в математическую страну» | Закрепить пройденный материал. | 25.05.20 |
9.Программно-методическое обеспечение
-Е.В.Колесникова Я начинаю считать
-Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015
- Е.В.Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2015
-Е.В.Колесникова Математика вокруг нас. 120 учебно-игровых заданий для детей 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2015
Интернет ресурсы:
http://www.maam.ru/
http://ped-kopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по Формированию элементарных математических представлений Образовательная область «Познание» (вторая младшая группа).
Интегрируемые образовательные области: «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы»Виды детской деятельности: двигательная,игровая,ко...
Итоговое занятие по Формированию элементарных математических представлений Образовательная область «Познание» (вторая младшая группа).
Цели:-развивать самостоятельные познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;-закрепить знания и представления о геометрических фигурах. Круг, квадрат, треугольник. Их форма, цвет, ра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/08/picture-463943-1649417398.jpg)
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников во второй младшей группе
В данном конспекте вы найдёте конспект интересного и увлекательного занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Цель занятия: закрепить умения детей различать и называть геометрические фигур...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-759696-1456156464.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказкам» вторая младшая группа
Приемы деятельности детей в НОД:1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, релаксация.2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: мультимедиа, кукольный...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-860190-1481619023.jpg)
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ "ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА"(во второй младшей группе)
ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ "ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА"(во второй младшей группе)Задачи:-...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/07/picture-952696-1636272532.jpg)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/19/picture-1334241-1621411004.jpg)
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию математических представлений «Геометрическая деревенька» во второй младшей группе детского сада.
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию математичес...