Планирование воспитательно-образовательной работы "Неделя народного творчества. Народная игрушка" старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Колчина Ирина Николаевна
формировать представление детей о народной игрушке, народных промыслах и народных играх. Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси. Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 05.02.2024г. - 09.02.2024г.

Группа: № 10 (старшая)

Тема недели: «Неделя народного творчества. Народная игрушка» 

Цель: формировать представление детей о народной игрушке, народных промыслах и народных играх. Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси. Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.

День недели

Интеграция видов деятельности

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для

самостоятельной   деятельности детей (центры активности)

Взаимодействие   с родителями/

социальными

партнерами

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации

образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная

Понедельник,

05.02.2024г

игровая;

коммуникативная;

трудовая;

познавательно – исследовательская;

изобразительная;

музыкальная;

восприятие художественной литературы,

двигательная

Утро

Утренняя гимнастика. Комплекс №21 Пензулаева с.47

Утренний круг. Проводится в форме развивающего общения (диалога)

Беседа с детьми на тему «Русские народные игрушки: матрешка, дымковская барыня, гжельская и хохломская посуда, музыкальные инструменты.» (обобщить представление детей по теме, развивать речь, мышление).

Дидактическая игра «Собери картинку» (учить собирать из частей целое.)

Чтение потешек. Беседа о прочитанном (учить внимательно слушать, отвечать на вопросы) Загадка: «Ростом разные подружки» (см. приложение)

Пальчиковая гимнастика ««Матрешки»» (см. приложение)

Труд в природе: полить комнатные растения

Индивидуальная работа: учить составлять описательный рассказ о народной игрушке по плану:

Что это?

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как в нее играют? Вова, Костя, Саша, Максим

Подготовить иллюстрации предметов посуды (гжель, хохлома, городецких мастеров), разные народные игрушки (дымковские игрушки, матрешки), музыкальные инструменты; пазлы "Матрешки", "Дымковская барыня".

Индивидуальные консультации для родителей "Игрушки для развития детей"

Приоритетное направление развития: познавательное развитие

ООД

9.00 – 9.25 Развитие речи (Составление описательного рассказа на тему «Зима», стр.77-81 Ушакова О.С.)

10.50 – 11.15 Музыка (по плану муз. работника)

15.10 – 15.35 Развивающие игры Воскобовича (по плану Паршиной Л.А.)

Прогулка

Наблюдение «Как птицы прилетают на кормушку» Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. «Зимний пейзаж». Наблюдение за красотой зимней природы.

П/и «Елочки-пенечки», «Ловишки».

П/и «Ловишки», «Бездомный заяц». Цель: развивать умение бегать врассыпную, формировать умение играть в коллективные игры.

Труд: очистить веранду, лавочки от снега.

Индивидуальная работа: упражнять детей в беге и ходьбе в чередовании; повторить игровые упражнения в равновесии, прыжках и с мячом. С Костей, Лизой, Марком и Вовой

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим, массажным дорожкам.

Вечерний круг. Проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Чтение художественной литературы: чтение потешек, прибауток, закличек

Познавательно – исследовательская деятельность. (презентация) «В гости к русским мастерам» Цель: знакомство детей с русскими мастерами.

Индивидуальная работа: Д/и «Назови ласково игрушку» (словообразование). Цель: совершенствовать умение говорить ласкательно, изменяя окончание. Максим, Варя, Олеся

День недели

Интеграция видов деятельности

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для

самостоятельной   деятельности детей (центры активности)

Взаимодействие   с родителями /

социальными

партнерами

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации

образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная

Вторник,

 06.02.2024г

игровая;

коммуникативная;

трудовая;

познавательно – исследовательская;

изобразительная; музыкальная;

восприятие художественной литературы,

двигательная

Утро

Утренняя гимнастика. Комплекс №21 Пензулаева с.47

Утренний круг. Проводится в форме развивающего общения (диалога).

Беседа "История Матрешки"(дать представление о том, как народные мастера изготавливают матрешку).

Д/ игра: "Добрые слова" (продолжать развитие речевой активности)

Стих «У Матрешиной сестрицы»» (см. приложение)

Пальчиковая гимнастика «Снежок» (см. приложение)

Дыхательная гимнастика: «Метель», «Снежинки», «Сдуй снежинку с варежки».

Труд в природе: уборка игрушек в игровом уголке.

 Индивидуальная работа по рисованию элементов Городецкой росписи (ягодки, завитки) Андрей, Агния, Олеся

Иллюстрации, картины, книги, карточки по теме недели.

Оформление центров по теме недели.

Плакаты и дидактический материал

Предложить родителям сочинить рассказ или сказку о своей любимой игрушке с иллюстрациями.

Приоритетное направление развития:  

речевое развитие

ООД

9.00 – 9.25 Оригами

9.55 – 10.20 Физкультура (по плану физ. работника)

10.30-10.55 ИЗО («Солдат на посту» стр.42 Т.С. Комарова)

15.50 – 16.15 Конструирование (по плану Алахвердиевой Е.М.)

Прогулка

Наблюдение за погодой. Рассказывать о свойствах снега.

Д/и «Назови по описанию» - закрепить у детей умение угадывать по описанию деревья и кустарники.

П/игра: «Не оставайся на снегу» - упражнять детей в ловкости, прыжках.

 П/и «Не попадись» Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах.

 Расчистка от снега дорожек на участке: воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа: где игрушка. Цель: продолжать формировать навыки ориентировки в пространства.с Ваней, Матвеем и Евой

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим, массажным дорожкам.

Вечерний круг. Проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Чтение художественной литературы:

 Дидактические игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Конструирование: «Теремок для матрёшек»

Д/игра: «Чей сувенир?»

Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. С Максимом, Полиной, Олесей, Надей

День недели

Интеграция видов деятельности

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для

самостоятельной   деятельности детей (центры активности)

Взаимодействие   с родителями \

социальными

партнерами

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации

образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная

Среда,

07.02.2024г

игровая;

коммуникативная;

трудовая;

познавательно – исследовательская;

изобразительная; музыкальная;

восприятие художественной литературы.

двигательная

Утро

Утренняя гимнастика. Комплекс №21 Пензулаева с.47

Утренний круг. Проводится в форме развивающего общения (диалога).

Беседа «Матрёшка – игрушка символ страны» - Расширять представление об обычаях русского народа.

Д/игра «Узнай узор»

Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю» (см. приложение)

Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку».

Труд в природе: протереть поддончики и полки в уголке природы

Индивидуальная работа: закрепить с подгруппой детей состав числа из единиц.

Беседа на тему «Можно и нельзя» - формировать ответственность за своё здоровье

с Кирой, Максимом, Варей, Никитой

Иллюстративный материал по теме недели: картины, карточки, книги.

Книжный центр: художественная литература по теме недели. Самостоятельная деятельность в центре творчества.

Рекомендация: Преобрести расскраски: "Хохлома", "Гжель", "Уральские промыслы"

Приоритетное направление развития: социально – коммуникативное развитие

ООД

9.00 – 9.25 Обучение грамоте (по плану воспитателя)

9.35 – 10.00 Лепка («Щенок» или «Собака со щенком» стр.41 Т.С. Комарова)

15.30 -15.55 Музыка (по плану муз. работника)

Прогулка

Наблюдение за солнцем – развивать наблюдательность, умение делать выводы.

П/и Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Прокати в ворота», «Мороз-красный нос», «Пройди по кругу», «Бездомный заяц», «Не попадись», «Ловишки со снежками», «Полоса препятствий», «Сбей флажок», «Лавата». Трудовая деятельность: Расчистка от снега дорожек на участке: воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа: по физическому развитию. Игровое упражнение «С кочки на кочку». Цель: развивать согласованность движений рук и ног. По подгруппам (мальчики, затем девочки)

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим, массажным дорожкам.

Вечерний круг. Проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Чтение художественной литературы: Татарская народная сказка «Три дочери»,

Д/игра «Математические пазлы».

Индивидуальная работа: д/и «Собери матрешку», Задачи: Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

День недели

Интеграция видов деятельности

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для

самостоятельной   деятельности детей (центры активности)

Взаимодействие   с родителями \

социальными

партнерами

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации

образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная

Четверг,

08.02.2024г

игровая;

коммуникативная;

трудовая;

познавательно – исследовательская;

изобразительная; музыкальная;

восприятие художественной литературы.

двигательная

Утро

Утренняя гимнастика. Комплекс №21 Пензулаева с.47

Утренний круг. Проводится в форме развивающего общения (диалога).

Беседа о традициях; кукла не только игрушка, но в старину и показатель умения и мастерства. Знакомство детей с тряпичной куклой. Показ иллюстраций, как изготавливалась кукла.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка» (см. приложение)

Работа с календарем природы: отметить состояние погоды в календаре

Индивидуальная работа: беседа «Интересное вокруг нас»- развивать внимание, память, познакомить с пословицами, поговорками, стихами о культуре еды Максим, Маргарита, Ева

Пополнение книжного уголка книгами по теме недели

Рассматривание: народных игрушек, альбомов «Гжель», «Дымковская роспись», «Узоры России», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Урало-сибирская роспись», «Матрешки», «Росписная посуда».

Консультация для родителей «Игры детей с матрешками».

Приоритетное направление развития:  

физическое развитие

ООД

9.50 – 10.15 Развивающие игры Воскобовича (по плану Паршиной Л.А.)

10.25 – 10.50 Физкультура (по плану физ. работника)

Прогулка

 Наблюдение за сорокой. Цель: вызвать интерес к окружающему миру; учить узнавать птицу по оперению; обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам.

 Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Прокати в ворота», «Мороз-красный нос», «Пройди по кругу», «Бездомный заяц», «Не попадись», «Ловишки со снежками», «Полоса препятствий», «Сбей флажок», «Лавата».

Трудовая деятельность: Расчистка от снега дорожек на участке: воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа: по физическому развитию. Игровое упражнение «Прыжки в длину». Цель: развивать физическую активность. с Евой, Ваней и Марком

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим, массажным дорожкам.

Вечерний круг. Проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Чтение художественной литературы: рассказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны

Просмотр: презентации «Народные игрушки»

Индивидуальная работа: по речевому развитию. Д/и «Дополни предложение».

Цель: развивать речевую активность по лексической теме недели

Варю, Агнию и Маргариту

День недели

Интеграция видов деятельности

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для

самостоятельной   деятельности детей (центры активности)

Взаимодействие   с родителями \

социальными

партнерами

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации

образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная

Пятница,

09.02.2024г

игровая;

коммуникативная;

трудовая;

познавательно – исследовательская;

изобразительная; музыкальная;

восприятие художественной литературы.

двигательная

Утро

Утренняя гимнастика. Комплекс №21 Пензулаева с.47

Утренний круг. Проводится в форме развивающего общения (диалога).

Беседа: формировать представление детей о народной игрушке, народных промыслах и народных играх. Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси.

Пальчиковая гимнастика «Снежок» (см. приложение)

Труд в природе: полить комнатные растения

Индивидуальная работа: Д/и. «Звуки спрятались вокруг».

Продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки Аня, Варя, Богдан, Лиза

Иллюстративный материал по теме недели.

Консультация для родителей

Речевые игры: «Какое слово заблудилось», «Придумай предложение со словом игрушка», «Я начну, а вы продолжите», «Назови три предмета»,  

«Звуки спрятались вокруг».

Приоритетное направление развития: художественно – эстетическое развитие

ООД

9.00 – 9.25 Оригами

9.40 – 10.05 ИЗО («Деревья в инее» стр.42 Т.С. Комарова)

Прогулка

 Наблюдение, как стали одеваться люди». Цель: продолжать формировать представления о сезонной одежде, уточнять названия частей одежды, название материала, из которого она сшита. Наблюдение за снежинками.

П/и «Белые снежинки». Цель: учить плавно двигаться.

 П/И «День –ночь»  

Д/И «Что говорит нам пословица» Цель: развивать умение детей понимать смысл народных пословиц и поговорок.

Трудовая деятельность: почистить кормушки, насыпать корм.  Цель: воспитывать желание помогать птицам.

Индивидуальная работа Речевые игры: «Какое слово заблудилось», с Вовой, Костей, Маргаритой

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим, массажным дорожкам.

Вечерний круг. Проводится в форме рефлексии-обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», произведения С. Михалкова.

С.Р.игры: "Ярмарка",  «Мастерская по росписи игрушек»,

Индивидуальная работа: Речевые игры: «Придумай предложение со словом игрушка» с Вероникой, Надей, Ан ей и Сашей

Итоговое мероприятие: совместное творчество родителей и детей выставка «Игрушки наших бабушек»

Приложение

Загадать загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка?

Русская красавица

И повсюду славится.

У матрешки говорят —

Самый лучший наряд.

Сарафанчик расписной

Весь блистает красотой.

Под платочком коса

Ну и девица – краса!

На окошке стоит

И на всех на нас глядит.

Улыбнется. По секрету

Красивей матрешки нету!

Пальчиковая гимнастика "Матрешки"

Мы - красавицы матрешки,

(разжимают кулачки)

Разноцветные одежки.

(шевелят пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять.

(загибают пальцы поочередно, начиная с большого)

Нас не трудно сосчитать.

(разжимают кулачки 2 раза)

Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрёнки»

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки, на

 чиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылицы: Ритмичные удары пальцами левой руки, на

 чиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке, На каждое название животного дети загиВ теплом полушубке, бают пальцы на обеих руках, начиная с болъКурочка — в жилете, ших.

Петушок — в берете,

Кошка в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и

Корова в рогоже. удары кулачками.

Русская народная потешка

Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю. рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках, начиная

Начинаем вслух считать: с больших.

«Раз, два, три, четыре, пять

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — «верхушка» елочки).

Шишечки, иголочки, (Сжатые кулачки, потом растопыренные пальчики.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, «фонарики» — вниз).

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательных и средних пальчиков, потом сложенные вместе ладони.)

Звезды, человечки.  (Ладони сложены, пальцы расправлены, - потом указательные

и средние пальцы стоят на столе.)

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми

пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то

другой стороной.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой;

руки

Н. Нищева под щеку

Снежок

Раз, два, три, четыре. Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони

вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз — подбросим. Подбрасывают воображаемый снежок,

смотрят вверх.

Два —- поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три — уроним. Встают, роняют воображаемый снежок.

И... сломаем. Топают.

И. Нищева

Подарки

Дед Мороз принес подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки, На каждое название подарка загибают

Кукол, мишек и машины, по одному пальцу: сначала на правой,

Попугая и пингвина, потом на левой руке.

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. - 04.02.18г. Тема: февраль 1неделя. «Знакомство с русским народным фольклор -

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. – 11.02.18г. Тема: февраль 2 неделя. «Знакомство с русским народными сказками

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. ...

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Народная игрушка"

Тема недели: «Народная игрушка»Цель:  Дать детям представление о народной игрушке. Учить выделять яркость, красочность народной игрушки. Воспитывать интерес к народному творчеству. ...

Перспективное планирование по ознакомлению детей с устным народным творчеством в младшей группе

Составлено в соответствии с ФГОС , соответствует возрастным особенностям...

Планирование воспитательно-образовательной работы на день. Тема. Народные промыслы.

Тема. Народные промыслы. Задачи: формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном ис...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по теме недели "Народная игрушка" в средней группе

Формирование представлений о народных игрушках, приобщение к традициям русского народа....