Перспективное планирование по ознакомлению детей с устным народным творчеством в младшей группе
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Лягушина Татьяна Анатольевна

Составлено в соответствии с ФГОС , соответствует возрастным особенностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovan.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Перспективное планирование

по ознакомлению детей с устным народным творчеством

в  младшей группе

МДОУ Чернокурьинского детского сада

                                   

                                                          Воспитатель: Лягушина Т.А.

недели

Занятия

Культурно- гигиенические навыки

Игры

Беседа

Прогулка.

1

             2

               3

                 4

                  5

                6

Сентябрь

1 неделя

Адаптация

«Водичка, водичка, умой мое личико,

чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели, чтоб кусался зубок,

чтоб смеялся роток»

Цель: вызвать у детей радость от многократного слушания и проговаривания песенки.

«Заинька походи, серенький походи, вот так важно походи…»

Цель: доставить детям радость от игры. Помочь понять содержание русской народной песенки.

«Кыска, кыска, кыска, брысь….»

Цель: привлекать детей к повторению знакомых слов, развивать наблюдательность.

2 неделя

Адаптация

Ай лады, лады, лады,

не боимся мы воды

чисто умываемся,

маме улыбаемся.

Цель: учить детей правильно мыть руки, получая от этого удовольствие.

«Сорока, сорока кашу варила, деток кормила…»

Цель: учить слушать потешку, выполнять действия за воспитателем.

О кошке.

Как у нашего кота шубка очень хороша…

Цель: закреплять знания по строению тела; воспитывать любовь к животным.

Транспорт.

«Грузовик шофёр везет крутит руль он и поёт».

Цель: знакомить детей с видами транспорта, закреплять произношение звука «р».

      1

               2

                    3

                    4

                      5

              6

3 неделя

Заучивание стихотворения

А. Барто «Лошадка»

Цель: помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть стихотворение.

Повторение потешки «Водичка, водичка…»

Цель: закрепить знания детей о частях тела, лица.

«Зайка серенький сидит, и ушами шевелит…»

Цель: учить детей повторять слова и действия игры; вызвать у детей эмоциональный интерес.

О диких животных.

Зайчишка- трусишка

по болоту бежал, в огород забежал сидит, грызёт, иди прочь!

Хозяин идет.

Цель: закреплять знания о строение тела животного, чем оно покрыто, повадки животного, где живет, чем питается.

«Солнышко – ведрышко

выгляни в окошко

твои детки плачут по камушкам скачут»

Цель: закреплять умения детей прыгать на двух ногах; объяснить понятие слова «высоко».

4 неделя

Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса».

Цель: познакомить с новой сказкой; формировать умение внимательно слушать, не отвлекаясь; воспитывать интерес к родственным отношениям.  см.  Гербову стр. 30

«Чистая водичка умоет Саше личико

Анечки – ладошки,

А пальчики – Антошке»

Цель: закреплять строение руки, количество пальчиков- много.

«Колпачок»

Цель: учить водить хоровод, выполнять движения по правилам игры, учить выполнять главную роль – колпачка.

«Вот они сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки…»

Цель: закреплять знания о разновидности обуви.

Октябрь

     1

               2

                 3

                     4

                        5

                6

1 неделя

Рассматривание игрушки- Лошадка.

Повторение стихотворения

А. Ьарто «Лошадка».

Цель: учить рассматривать предметы, выделять детали; учить использовать в речи формы вежливости; учить вести диалог.

см. Гербову стр.44

Повторение потешки: «Ай лады-лады,  лады..»

Разучивание потешки: «Умница, Катенька,

ешь кашу сладеньку,

вкусную, пушистую,

мягкую, душистую»

Цель: развивать память; воспитывать культуру поведения за столом, культуру еды.

Пальчиковая игра: «Этот пальчик дедушка….»

Цель: развивать пальчиковую моторику руки; развивать память.

О домашних животных.

Корова.

«Уж как я свою коровушку люблю …»

Цель: знакомить детей с домашними животными, закрепить знания о строение тела животного, его повадки, чем питается; развивать разговорную речь.

«Ветер, ветер,

не дуй мне в лицо, а дуй мне в спину, чтоб идти было в силу».

Цель: учить ласково называть ветер; объяснить понятие выражения «в силу».

2 неделя

Рассматривание игрушек, которые «живут» в нашей группе.

Цель: продолжать знакомить детей с игрушками, побуждать детей к активности, умение ориентироваться в местонахождении игрушек.

см. Волчкову Спепанову стр.24

Повторение потешки: « Чистая водичка, умоет Даше, Саше личико…»

«Каравай»

Цель: закрепление умений в ходьбе по кругу, взявшись за руки; разучить движения игры.

«Дождик, дождик, не дожди…»

Цель: познакомить с новым словом «донышко»; закреплять произношение звука «ж».

1

                2

                  3

                     4

                        5

                6

3 неделя

Звуковая культура речи.

Чтение стихотворения Благининой «Алёнушка»

«Кран откройся…»

Цель: учить открывать и закрывать  кран.

«Идет коза рогатая…»

Цель: развивать разговорную речь детей,; доставить радость от игры, создать хорошее настроение.

Беседа о диких животных.

«Сидит белка на тележке…»

Цель: закреплять знания детей о диких животных зимующих птицах; развивать отношение к ним.

«Туман, туман, не стелись по лугам…»

Цель: объяснить что такое «туман».

4 неделя

Чтение русской народной сказки «Репка»

Цель: познакомить с новой сказкой; учить слушать с наглядным сопровождением и без него; воспитывать внимание.

«Ох уж эта Маша!»

Цель: воспитывать желание следить за порядком.

«Осторожно, пузыри…»

Цель: доставить удовольствие детям; развивать дыхание.

«Белая вата , плывет куда-то»

Цель: сравнить вату с облаками; учить различать цвета, форму, количество.

Ноябрь

1 неделя

Чтение стихотворения

К. И. Чуковского

«Цыпленок»

Цель: познакомить детей с новым  художественным произведением; предложить желающим «поиграть в сказку».

Повторение потешки

 « Кран откройся…»

Игры с матрёшками.

«Мы весёлые матрешки…»

Цель: учить детей самообслуживанию ( собирать игрушки ); учить сравнивать , выполнять инструкцию взрослого, сопровождать свои действия речью.

Беседа о комнатных растениях.

«От чего расцвел цветок?

Мальчик спрашивает мать…»

Цель: учить ухаживать за комнатными растениями, познакомить с условиями хорошего роста.

«Ну и лошадка, шерстка гладка…»

Цель: закреплять знания детей о том, чем лошадь питается, её повадки, части тела.

    1

                  2

     

                 3

                      4

                       5

                6

2 неделя

Игра – инсценировка «Купание куклы». Чтение  стихотворения Благининой «Алёнушка»

«Кто не моет руки с мылом, от среды и до среды…»

Цель: учить мыть руки с мылом, правильно их намыливать, смывать, правильно пользоваться полотенцем.

Игры с водой и мелкими игрушками.

«Теплую водичку льём на нашу птичку…»

Цель: доставить удовольствие от игр с водой, воспитывать культуру поведения при игре с водой.

«Курочка- тараторочка, по двору ходит, ….»

Цель: продолжать знакомить детей с домашними птицами, её повадками, внешним видом.

«Чили, чили, воробей…»

Цель: продолжать наблюдения за птицами, их повадками, внешним видом, чем питается.

3 неделя

Чтение рассказа «Цыпленок и утенок» Сутеева

Повторение песенки «Водичка…»

Цель: познакомить с произведением, дать представление о цыпленке, его внешнем виде;

продолжать развивать культурно- гигиенические навыки ( умывание)

Повторение потешки «Умница, Катенька…»

Игра – песенка «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку…»

Цель: активизировать речи детей, вызывать отзывчивость к другим людям.

«Этот пальчик детка….»

Цель: развивать мелкую моторику, память, учить играть в коллективе.

«Ой, ты, зимушка- зима, ты  с морозами пришла…»

Цель: знакомить с признаками зимы.

      1

                2

                3

                    4

                   5

               6

4 неделя

Рассказывание сказки «Три медведя»

Цель: Приучать детей внимательно слушать большое по объему произведение; вызвать у детей эмоциональный отклик, формировать интонационную выразительность речи.

Повторение потешки «Чистая водичка умоет Алеше личико…»

Игра «Заинька- походи»

Цель: помочь понять содержание потешки; учить водить хоровод  сопровождая речь соответствующими движениями.

«Заяц- Егорка, свалился в

озерко…»

Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными, их внешним видом, повадками, местом обитания.

«Снег кружится, снег

кружиться, белая вся улица…»

Цель: учить  в игре согласовывать слова и действия; развивать речь детей.

Декабрь

1 неделя

Чтение сказки «Яблоко» Сутеева

Цель: учить детей слушать сказку; воспитывать любовь к животным; продолжать знакомство с жизнью животных.

« А сейчас за дело дружно, убирать игрушки нужно…»

Цель: прививать детям опрятность, аккуратность.

«Чики- чики- чикалочки, едет Саша на палочке…»

Цель: доставить радость, желание слушать и проговаривать с воспитателем.

«Птичка летает, птичка летает….»

Цель: продолжать знакомство с птицами; их внешним видом, повадками.

    1

                  2

                   3

                       4

                      5

               6

2 неделя

Чтение английской народной потешки «Перчатки».

Цель: учить понимать речь окружающих, выполнять словесные поручения; тренировать произвольное внимание и память  при  определении предметов и их размеров ( большой, маленький).

см. Гербову стр. 61

«Кран откройся, нос умойся…»

Цель: учить правильно умываться, пользоваться полотенцем; закреплять знания частей тела.

«Еду, еду, к бабе, к деду…»

Цель: доставить детям радость; развивать речь, память.

Беседа о петушке, он хозяин птичьего двора.

«Петушок, петушок, золотой гребешок…»

Цель: разучить потешку, отрабатывать интонационную выразительность речи детей ( не спеша, не напрягая голос); закреплять знания о его строении, повадках, чем питается.

«Валенки, валенки, невелики - маленьки…»

Цель: учить правильно различать и называть обувь; учить правильно определять цвет, материал из чего сделаны.

3 неделя

Чтение стихотворения «Сапоги»

Мирясова.

Цель: учить слушать небольшое по объему произведение, отвечать на поставленные вопросы; обогащать словарную речь детей ( тематический словарь в картинках)

Повторение потешки « Ай, лады, лады….» Цель: закреплять умения пользоваться полотенцем, правильно умываться.

Разучивание игры

 «Шёл король по лессу».

Цель: доставить радость от игры,  от общения друг с другом; учить делиться на пары.

«Вырастала ёлка, зимой во дворе…»

Цель: познакомить с новым деревом- ёлка, его форма, цвет иголок.

     1

                2

                  3

                    4

                       5

               6

4 неделя

Игра – инсценировка «Маша обедает»

Цель: закреплять знания детей о посуде, о правилах поведения за столом.

Повторение потешки «Кран откройся…»

Цель: учить правильно пользоваться мылом.

Игра с куклой.

«Баю, баю, баю, куколку качаю…»

Цель: воспитывать заботу, ласку, нежность к окружающему; учить пеленать куклу.

Беседа о дружбе.

«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…»

Цель: развивать в детях нравственные качества

( что такое дружба?); воспитывать жалость, желание защищать других.

«Снеговик, снеговик, появился во дворе…»

Цель: учить катать из снега шар, закреплять память, цвет.

Январь

               2 неделя

Чтение произведения «Курочка» Чарушин.

Цель: учить воспринимать текст без наглядного сопровождения; обогащать словарный запас; побуждать повторять  текст за воспитателем; обогащать словарь.

«Чок, чок, чок, зубы на замок…»

 Цель: воспитывать культуру поведения за столом( во время еды кушать тихо, следить за осанкой).

Игры с матрешкой.

Цель: учить собирать, разбирать игрушку за столом ( развивать внимательность, закреплять понятие большой - маленький, один – много;

закреплять знания цвета.

Беседа про кошку.

«Пошёл котик на торжок…»

Цель: воспитывать нравственные качества

( доброжелательность, отзывчивость).

Загадка.

«Рук нет, а рисовать умеет»

Цель: рассматривать с детьми узор на окне, развивать наблюдательность.

3 неделя

Чтение русской народной песенки «Тили - бом, тили – бом …» ( игра – драматизация)

Цель: познакомить с новым произведением; воспитывать навыки драматизации; формировать интонационную выразительность речи.

«Мойся мыло, не ленись…»

Цель: закреплять умения детей самостоятельно умываться.

«Детки, детки, маленьки…»

Цель: учить играть в игру дружно, развивать координацию движений, воспитывать активность.

«Снег кружиться, снег кружиться, снег, снег, снег…»

Цель: наблюдение за снегом; выяснить цвет, свойства.

      1

                   2

                3

                    4

                       5

                 6

4 неделя

Рассказывание рассказа «Кровать куклы».

Цель: познакомить с новым художественным произведением, помочь понять содержание рассказа; побуждать к общению.

см. Бондаренко

 стр. 123

«Расти коса до пояса…»

Цель: приучать к личной расчёске, правильно пользоваться расчёской.

«Музыкальные игрушки»

Цель: закреплять правильное произношение звуков: «в», «б»; учить различать на слух звучание музыкальных инструментов ( барабан, бубен, колокольчик).

Беседа о транспорте.

Поезд.

Цель: познакомить с электровозом, составом, кто водит поезд. « Чу-чу-чу! Вот поезд наш едет, колёса стучат…»

«На полянку, на лужок….»

Цель: рассматривание снежинок, отметить красоту,

разнообразие узоров.

Февраль

1 неделя

Чтение потешки «Петушок и его семья»

Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается о петушке;

формировать познавательную активность, закреплять жёлтый цвет.

Повторение потешки.

«Мойся мыло,  не ленись…»

Цель: закрепить навыки умывания; правильного пользования полотенцем.

Игра «Идет старик дорогою»

Цель: учить повторять движения по игре; развивать ловкость; доставить радость.

Беседа о домашних животных.

«Вот собачка – жучка…»

Цель: воспитывать заботливое отношение к животным; закреплять знания строения тела животных, окрас, какую пользу приносит.

«Падал снег на порог…»

 см. Волчкова

стр. 187.

Цель: знакомство детей со свойствами снега.

2 неделя

Речевая игра «загорелся Кошкин дом»

Цель: развивать умение детей разыгрывать простой знакомый сюжет; учить строить дом из конструктора.

Закрепление потешек: «Расти коса до пояса»,

«Чистая водичка, умоет Саше личико…»

«Вороны»

«Вот под ёлочкой зелёной, скачут весело вороны…»

цель: тренировать память детей, звукопроизношение звука «р»; называть повадки птиц.

Беседа о птицах.

Цель: обогащать словарный запас детей; развивать познавательную активность.

«Снежиночки- пушиночки устали на лету…»

Цель: отрабатывать звукопроизношение  звуки «ж», «ш»; учить выполнять движения согласованно с текстом.

     1

                  2

                 3

                   4

                           5

                6

3 неделя

Чтение стихотворения «Мяч» А. Барто

 «Кто попадет?»

Цель: учить внимательно слушать худож. произведения;

понимать содержание произведения; побуждать малышей помогать читать текст стихотворения; вызвать сочувствие Тане.

«Когда я кушаю, никого не слушаю…»

Цель: учить детей во время еды не разговаривать, воспитывать аккуратность.

Пальчиковая игра «Ай -ду-ду-ду-ду!»

Цель: познакомить с потешкой, учить выполнять движения по тексту.

За лошадкой.

«Накормлю лошадку свежею травою…»

Цель: закрепить знания детей о внешнем виде , строении, пользе лошади; учить подражать движениям лошадки.

4 неделя

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: воспитывать у детей умение слушать большую по объему сказку и понимать её содержание; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; познакомить с русской народной песенкой»Как у нашего кота».

«Чок-чок – чок, зубы на крючок…»

Цель: воспитывать у детей чувство такта, порядочность, уважение к взрослым.

«Сорока- ворона…»

Цель: помочь понять содержание потешки.

Беседа о домашних птицах.

Утка, гусь.

«Наши уточки с утра…»

Цель: учить подражать голосам домашних птиц, воспитывать любовь к птицам.

Загадка. «Рук нет, а ворота отворяет»

«Ветер- ветрище, не дуй мне в лицо…»

Цель: определить силу направления ветра, холодный, теплый, со снегом и т. д. ( флажок, лента).

Март

1 неделя

Заучивание стихотворения «Мама»

«Маму, мамочку свою очень сильно я люблю…»

Цель: помочь детям запомнить стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.

Повторение потешки «Ай, лады-лады – лады, не боимся мы воды…»

«По дорожке мы идем, песенку с тобой поем…»

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев; понимать глаголы: «бежим», «идем».

Беседа о птицах.

«Села птичка на дорожку, посиди, попей немножко…»

Цель: учить сравнивать птиц (внешний вид, величина и т. д.);обогащать словарный запас детей; развивать наблюдательность.

«Я сосульку не сосу, я домой её несу…»

Цель: наблюдение за сосульками ( холодная, тает, разбивается).

2 неделя

Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»

Цель: познакомить с новой сказкой; вызвать желание возвращаться к ней неоднократно; при повторении отрывков ( на выбор детей) договаривать слова, заканчивать фразы.

Повторение потешки «Расти коса до пояса…»

Цель: приучать пользоваться зеркалом, исправлять неопрятность в причёске.

«Мишка косолапый, манил деток лапой…»

Цель: заинтересовать детей новой игрушкой; закрепить знания частей тела; развивать память.

«Зайка в кустиках сидит и тихонечко дрожит….»

Цель: напомнить, что зайчата опять поменяют шубку, мишки проснуться, выйдут из спячки.

см. Борисенко стр. 46

«Снег везде …»

Цель: дать представление о снеге; воспитывать навык наблюдательности.

1

                 2

                 3

                      4

                      5

                  6

3 неделя

Чтение худ. произведения «Кошка» Чарушин

Цель: упражнять в четком произношении звука «м», учить произносить слова с разной силой голоса; совершенствовать навыки диалогической речи.

«Когда я ем, я глух и нем…»

Цель: учить кушать за столом аккуратно, не разговаривать громко, следить за своей осанкой.

Игра с куклой.

«Куклу Машу угощаю….»

Цель: совершенствовать зрительное восприятие; узнавать кухонную посуду.

Беседа о транспорте.

«Автобус мчится в зоопарк…»

Цель:  познакомить с общественным транспортом, кто ездит, кто водит.

«Солнце теплое светило и сосульки распустило…»

Цель: развивать навык наблюдательности, учить делать несложные выводы.

4 неделя

Этическая беседа.

Чтение худ. произв. «Что такое хорошо, что такое плохо…» Маяковский.

Цель: помочь понять содержание, запомнить фрагменты произведения; обогатить представление о хороших и плохих поступках.

см. Гербову стр. 94

Повторение потешки.

«Мойся мыло, не ленись!»

 Игра «Ровным кругом, друг за другом…»

Цель: учить строиться в круг, двигаться по кругу, повторять движения за ведущим.

Беседа об игрушках.

 «Дети с куклой поиграли, ручки, ножки оторвали…»

Цель: воспитывать  бережное отношение  к игрушкам.

«Солнце по небу гуляло, и за тучку убежало…»

Цель: определить характер погоды; закреплять понятие «высоко»- «низко»;закрепить цвет, форму.

Рисование на земле солнышко.

Май

1 неделя

Повторение  чтение рассказа «Петушок с семьей» Ушинский

Цель: обогатить и уточнить знания детей о повадках домашней птицы; совершенствовать звуковое восприятие.

«Лейся чистая водица, ты умой Дашу чисто- чисто…»

Цель: закреплять навык умывания.

«Скачут зайки скок - скок-скок….»

Цель: закрепить прыжки на двух ногах, с продвижением вперед; учить соблюдать правила игры.

Беседа о том, как дети помогают маме.

«У Танюши дел не мало…»

Цель: воспитывать желание трудиться, приучать к посильному труду, начатое поручение доводить до конца.

«Травка зеленеет, солнышко блестит…»

Цель: развивать наблюдательность, бережное отношение к природе.

2 неделя

Рассказывание сказок по желанию детей.

Цель: учить самостоятельно делать вывод; воспитывать уважение к желанию других.

«Ручки мыли?

Ушки мыли?.....»

Цель: разучивание потешки, воспитывать желание ухаживать за своим внешним видом.

Повторение игры «Ровным кругом».

Цель: закрепление правил игры.

«Я нашла себе жука…»

Цель: наблюдение за насекомыми, расширять кругозор.

3 неделя

Игра – инсценировка сказка «Теремок»

Цель: закреплять интонационную выразительность речи,; продолжать  учить подрожать повадкам животных.

Повторение потешки.

«Лейся чистая водица…»

Цель: закреплять навыки  соблюдения личной гигиены.

Повторение ранее разученных игр.

Цель: закрепление знаний правил игр.

Беседа об овощах.

«Сидит девица в темнице, а коса на улице…»

Цель: пополнять знания детей о разновидностях овощей ( что растет на грядке)

«Носит одуванчик, желтый сарафанчик…»

Цель: развивать чувство цвета; учить беречь красоту природы.

4 неделя

       

  Повторение. Диагностический период.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Парциальная программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.   Приобщение детей к традиция...

Методическая разработка образовательного проекта «Ознакомление детей с устным народным творчеством»

В ходе реализации проекта происходит приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»

Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству....

Ознакомление детей с устным народным творчеством

    Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы  с устным народным творчеством.     ...

Конспект НОД в группе раннего возраста по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Цель:Знакомить детей с домашними животными, используя малые фольклорные жанры. Воспитывать интерес к домашним животным и устному народному творчеству....