Программа факультатива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"Родничок"
методическая разработка (старшая группа)

Ахмерова Лариса Семеновна

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу, и родной стране. В чем проявляется патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органогосударственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку в среднем  группе в рамках реализации ФГОС  определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

    Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа. Люди и их труд, замечательно и народное творчество. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.  

   Рассказывая о родном городе,  необходимо указать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

  Диапазон объектов, с которыми знакомят  дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям необходимо объяснить в честь кого они воздвигнуты. Дети в подготовительной группе  должны знать название своего района , города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Необходимо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

   Для этого нужно проводить экскурсии по району, выезды на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

На конкретных фактах из жизни прабабушек и прадедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах необходимо открыть детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любили свою Родину. Отчизна чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением  работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом, гербом государства.

Не верно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе Родины, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка или бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?

   Показать через малое большое. Зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Актуальность:

В своем послании народу В.В.Путин определил основные направления и наметил пути преобразования образовательной и воспитательной  системы. В национальной образовательной инициативе «Будущее дошкольного образования» одним из приоритетных направлений развития общего образования стали – сохранение и укрепление здоровья воспитанников, духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения. Поэтому мы считаем, что одним из перспективных направлений, используемых в нашем дошкольном образовательном учреждении,  является нравственно-патриотическое воспитание.

Президент также  назвал важнейшие нравственные ценности, ориентиры на которые должно опираться современное образование. Это – жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию и определил приоритеты образования на современном этапе. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу, и родной стране. В чем проявляется патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

   Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально. Поэтому патриотические чувства к родному городу, стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной.  Эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких. Даже очень удачных непосредственных образовательных деятельностей.  Это – результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Практическая значимость:

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа и коренного народа Ямало-Ненецкого автономного округа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, любви к малой родине. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство патриотизма - многогранно по содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своего округа, страны.

Программа патриотического воспитания воспитанников «Родничок»  определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у воспитанников.

Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.

Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Вид  программы:  авторская.

Новизна: обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, регионального компонентов;

Отличительные особенности программы - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с городом, районом его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

- реализация регионального компонента, приобщение к истории родного края, города, приобщение к культурным традициям народов Севера;

Цели и задачи программы

Цель: - обеспечить восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры;

- формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка;

- знакомить детей  старшего дошкольного возраста с культурными традициями народов Севера;

- использовать взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом;

Задачи: - формировать целостное представление о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном социкультурном контексте;

- дать детям элементарные знания о правах человека;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям,  народам, их традициям;

- расширить  представление о Ямале, России и их  столицах;

- знакомить  детей с символами округа и  государства (герб, флаг, гимн);

- воспитывать  у ребенка любовь  и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- воспитывать уважение к людям труда;

Теоретические идеи программы: составили положения «Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим и общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личности для духовно-нравственного и патриотического развития личности.

Ключевые понятия программы: создание мотивации, личностно значимой для дошкольников, с учетом: познавательных потребностей детей, творческих возможностей, достигнутого уровня знаний. Проблемное обучение позволяет: выдвигать гипотезы, учитывая противоречие в сознании ребенка сформулированной проблеме, принимать любые предложения, развивает способность к прогнозированию и предвосхищению решений;

Основные направления реализации программы:

В ходе реализации  программы по патриотическому воспитанию воспитанники должны знать: что такое патриотизм, нравственные законы социальной жизни, права ребёнка как гражданина и человека, символику российской государственности и округа, традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России

При составлении программы учитывались следующие принципы:

  • научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности;
  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы непосредственной образовательной деятельности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Диапазон объектов, с которыми нужно ознакомить воспитанников большой — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.  Дошкольник должен знать название своего  района города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей со столицей округа и  другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Знакомство с историческим прошлым России – также  очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

К концу  дошкольного  периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Формы  подведения итогов  реализации  программы:

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувств любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующим программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность включены беседы о родном городе (районе), городах России, животного и растительного мира родного края, рассматривание тематических альбомов, иллюстрации, организацию выставок предметов детского творчества.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средства эстетического воспитания, поэтому в программе отводится роль и изобразительной деятельности. Прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Наибольший эмоциональный отклику детей вызывают праздники, торжественные вечера, развлечения. При осуществлении программы им тоже отводится важная роль.

Психологические особенности средней группы детей:

Всю работа строится  таким образом, чтобы она повышала детскую мыслительную активность у детей  5-6 лет. Этому помогают примеры сравнения, вопросы, индивидуальные задания, нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях.

 Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важные, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое села, в гости к почетным жителям села, к достопримечательностям города, в гости к ненцам). Таким образом, каждая тема подкрепляется различными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

 Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, вызваны тем, что детям 5-6 лет  свойственно наглядно - образное мышление. Поэтому мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную посуду, орудия труда и т. д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого мы организовали  центр  народных традиций - «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

 Развитие детей по нравственно-патриотическому воспитанию проходит  по всем видам детской деятельности. Психолого-педагогическая работа по данному направлению осуществлялась по всем образовательным областям, в ходе непосредственно-образовательной деятельности, во время режимных моментов, при самостоятельной деятельности детей и при совместной деятельности с семьями воспитанников.

Вид детской группы: профильный;

Состав: постоянный;

Особенности набора детей: свободный;

Количество обучающихся по годам обучения: 10 человек;

Режим непосредственной образовательной деятельности:

 Общее количество часов в год:  36 часов;

Количество часов и занятий в неделю: 1час, 1– занятие в неделю;

Периодичность занятий:  1 – раз в неделю;

Программа разработана  для детей  4-5 лет.  

    Программа рассчитана:

- на девять  календарных месяцев, для детей  4-5  лет;

- продолжительность одного занятия составляет 20 минут.    

   Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводится в октябре  и в апреле месяцах  по методикам Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Зеленовой Н.Г., Журавель Н.М.

Прогнозируемый результат воспитания:

- формирование  чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину.    Осмысление ребёнком себя гражданином и патриотом своего народа;

- формирование уважения и чувства долга по отношению к окружающей природе;

- развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

 Результативность реализации программы патриотического воспитания измеряется степенью готовности и стремлением воспитанников к выполнению своего гражданско-патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста проявления патриотизма в конкретных действиях воспитанников.

Мониторинг освоения программы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста:

- ребенок имеет представление о ближайшем окружении, о том, что нужно делать в проблемных ситуациях, связанных с решением разнообразных повседневных задач, умеет общаться с сотрудниками детского сада и со сверстниками;

- контролирует свое поведение, стремиться осуществлять принятые решения, доводить начатое дело до конца, соблюдать правила поведения, не нарушать порядок;

-следит за своим внешним видом и порядком вещей, стремится помогать взрослым;

- имеет некоторые культурно-исторические представления о своей семье (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей, об истории улицы, района, города, округа, страны, знает  имя отчество, профессии родителей, домашний адрес);

- знает названия района, в котором мы проживаем, города, столицы округа и столицы страны;

- знает основные символы своего района, города, округа;

- имеет представление о функциональном назначении государственных символов;

- имеет представления о коренных жителях Ямала, их основных занятиях и отношении к природе;

-проявляет желание вести бережное  по отношению к миру природы, умеет объяснять назначение заповедников, Красной Книги;

-имеет представление о народных праздниках;

Учебно-тематический план:

Продолжительность

 образовательной деятельности

Периодичность

в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час (25 минут)

1 раз

1 час

36 часов

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

I

Моя семья.

1.Семья крепка ладом;

2. «При солнышке - тепло, при матушке – добро». Разучивание стихотворений о маме ;

3. Составление рассказов на тему: «Очень я люблю маму милую мою»;

4. Спортивное развлечение: «»Вместе с папой»;

5.Выполнение открыток папам и дедушкам к 23-у февраля;

5 часов

II

Мой детский сад

  1. Целевая прогулка по району;

1 час

III

Родной край

1.Мой город -  Новый Уренгой;

2.Экскурсия к памятнику Д.И. Коротчаеву и в музей школы имени Д.И. Коротчаева;

3. «Край родной навек любимый». Знакомство детей с расположением ЯНАО, с геральдикой, столицей;

4. Животный и растительный мир Ямала;

5. Как и живут и чем занимаются коренные жители Ямала;

6.Знакомство с творчеством писателей Ямала Л. Лапцуем, П. Явтысыем, Ю. Шесталовым;

7. Знакомство с Красной Книгой Ямала;

8.Труд взрослых в родном районе.

8 часов

IV

Родная страна

  1. Наша Родина – Россия.  Знакомство с культурой и традицией русского народа и народов живущих на территории российской Федерации;
  2. Мое Отечество. Рассматривание карты Российской Федерации и определение различных климатических зон;
  3.  «Хлеб – всему голова». Знакомство с процессом выращивания пшеницы, с орудиями труда;
  4. Какие народы живут в России? Рассказывание и рассматривание  народно-прикладного творчества;
  5. Государственные символы России – герб.

Беседа о символическом значении герба;

  1. Государственные символы России – флаг и гимн.
  2. Родина – мать, умей за нее постоять. Просмотр слайдов. Пение песен о армии;
  3.  Русская матрешка.
  4. Зимний лес.
  5. Загадочный космос. Познакомить с историей развития космонавтики в стране и о великих космонавтах;
  6. О праздниках людей мира. Просмотр видеороликов и обсуждение;
  7.  Это День Победы. Тематический вечер, посвященный Великой Победе;
  8.  Знакомство с городами героями;
  9. По Новогодней карте. Рассказывание истории происхождения встречи Нового года. Изготовление елочных игрушек;
  10. Юные  патриоты – викторина;

14 часов

IIV

Права и обязанности

  1. Законы, по которым мы живем.
  2. Чтение отрывков из сказок Д. Родари «Приключения Чиполлино» и Ю. Олеши «Три толстяка»;
  3. Мы тоже имеем право. Развлечение

3 часа

IIIV

Народные гуляния

  1. Новогодний праздник – Усень.
  2. Русские народные игрушки.
  3. Масленица. Развлечение.
  4. Береза – символ России. Развлечение.

4 часа

Итого часов: 36

Способы и формы работы с детьми:

Способы: Индивидуальные и групповые,  практические и теоретические:

Формы: игра, беседа, экскурсии, целевые прогулки, рассказывание, рассматривание, просмотр, прослушивание и т.д.;

Методы: приучения, упражнений, положительный пример взрослых, показ действия, организация деятельности, труд, игра, организация педагогических ситуации способствующих преобразованию положительного опыта поведения, оценка взрослых, похвала;

Перечень дидактических материалов:  дидактические игры, книги, иллюстрации, предметы быта, домашняя утварь, народные игрушки, видеоматериал, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, развлечений;

Средства для реализации программы: демонстрационный материал, использование информационно-коммуникативных технологии,  учебная и методологическая  литература и т.д.;

Литература:

  1. Н.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»;
  2. Л.А.Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»;
  3. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»;
  4. Т.Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества»;
  5. Н.В.Алешина «Мое Отечество Россия»;
  6. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
  7. С.А.Козлова «Мы имеем право»;
  8. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?»;
  9. Е.К.Ривина «Российская символика»;
  10. М.Ю.Новицкая «Наследие»;
  11. Т.И. Стафеева, Л.Ф.Емельянова «В объятиях севера. К 35-летию Коротчаева».

Литература, используемая  для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1.  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  2. Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание»;
  3. О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры»
  4. Т.А.Бударина, О.Л. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
  5. М.Н.Власова «Неизведанные материалы экспедиций на русский север»;
  6.  Н.М. Журавель. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа;
  7. Т.С.Комарова,  О.А. Соломенникова. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу;
  8. Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология;
  9. О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением;

Перспективное планирование

Тема образовательной деятельности

Содержание работы

Связь с другими видами деятельности

1.

Сентябрь:

  1. «Семья крепка ладом»

1.Беседа о семье, родственниках.

2.Разучивание стихотворения  Я.Акима «Моя родня»;

3.Рассказы детей о членах семьи из личного опыта;

1.Рисование на тему «Моя семья»;

2.Беседа на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографии);

3.Обсуждение ситуации  из  жизни семьи;

  1. 4.Сюжетно-ролевая игра «Семья»;

2.«Мой любимый детский сад»

1.   Экскурсия по району (пешая);

2.  Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду;

3.  Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы;

4.  Составление схемы  «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад);

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;

2.Труд по уборке листьев на участке детского сада;

3.Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»;

4. Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада);

3.«Наш город  Новый Уренгой»

1. Беседа о дне рождении нашего города, о его тружениках (газодобытчиках, нефтяниках), об его истории (выгодное местоположение, особенности застройки);

2.  Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе;

3.  Слушание песен о городе Новый Уренгой (в записи);

1.Изготовление панно из природного материала «Герб Нового Уренгоя»;

2.Рисование на тему «Мой город»;

4.Экскурсия (на автобусе) к памятнику Д.И. Коротчаеву и в школьный музей имени Д.И.Коротчаева

1.Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы).

 1.  Увлекательная прогулка на берег  реки  Пур;

2. Разучивание стихотворения П. Явтысый «Пуночка»;

2.

Октябрь:

1.«Край родной на век любимый»

1. Рассказывание о своей  «малой Родине», о коренных населениях края, об основных занятиях ненцев;

2.  Знакомство с ненецкой народной сказкой «Кукушка»;

 

1.Коллективное изготовление макета «Стойбище оленеводов»;

2.Животный и растительный мир Ямала

1.Знакомство с Красной книгой Ямала;

2.Решение проблемной  ситуации:  «А что было бы, если бы на Севере поселили крокодила?»;

3.Экскурсия к озеру

1.Разучивание ненецкой народной подвижной игры «Охотник и куропатки»;

2.Иллюстрирование стихотворения  П.Явтысыя «Полярная сова»;

3.Знакомство с творчеством  писателей Ямала Л. Лапцуй, П. Явтысыем, Ю. Шесталовом.

1.Беседа о творчестве писателей;

2.Отгадывание литературных загадок  Л. Лапцуя, разучивание стихотворения П. Явтысыя «Весна в тундре»;

1.Изготовление оригами «Северные олени».

2.Дидактические игры «Дикие животные тундры», «Угадай, чей след»;

4.Совместная выставка поделок (детей и родителей)  из природного материала»

1.Ритмическая пауза «Олений танец»;

2.«В мире животных», выполнение моделей животных из папье-маше и природного материала;

3.Рассматривание фотоальбома «Коротчаево»

1.Разучивание подвижной игры народов Крайнего севера «Хейро»;

3.

Ноябрь:

1.«При солнышке -тепло, при матушке – добро»

1.Разучивание стихотворений о маме, инсценировок;

2.Фотовыставка,  «Вот какие мамы»

1. Изготовление подарков для мам и бабушек;

2.Дидактическая игра, «Какая моя мама»

2.Родина – мать, умей за нее постоять»

1.Беседа о многонациональной России, об их культуре и традициях;

2.Прослушивание фольклорных музыкальных произведений;

1.Рассматривание иллюстрации, открыток с видами разных городов России;

2.Русская народная подвижная игра  «Цепи кованные»;

3.Отечество моя – Россия

1.Рассматривание карты Российской  Федерации, определение разных климатических зон;

1.Знакомство с пословицами и поговорками  о Родине;

2.Выставка рисунков «Моя Родина»;

 4.«Хлеб – богатство России»

1.Беседа о хлеборобах;

2.Рассматривание картины М.Шишкина «Рожь»

3.Разучивание стихотворения Ю. Ждановской «Нива»;

1.Выставка рисунков

2.Конструирование «Полевые работы»

4.

Декабрь:

1.Какие народы живут в России

1.Беседа о многонациональной культуре нашей страны;

2.Рассматривание образцов народно-прикладного творчества;

1.Знакомство с подвижными играми различных народов;

2.Законы, по которым мы живем

1.Беседа о Конституции Российской Федерации, о правах и обязанностях гражданина;

1.Прослушивание гимна Российской Федерации;

3.Чтение отрывков из сказок Д. Родари «Приключения Чиполлино». Ю. Олеши «Три толстяка»;

1.Активизирующее общение о справедливости сказочного государства;

1.Театрализованная деятельность. Инсценирование понравившейся сказки;

4.По новогодней карте

1.Рассказывание истории происхождения встречи Нового года;

2.Изготовление елочных игрушек, открыток.

1.Разучивание  хороводной песни к утреннику, стихотворений к

5.

Январь:

1.Новогодний праздник – Усень. Развлечение

1.  Рассказывание о Великорусском празднике - Усень;

2.   Разучивание народных хоровых песен, колядок

1.Выставка рисунков

«Рождественская ночь»;

2.Составление рассказов о будущем России

1.Слушание песен о Родине;

1.Дидактическая игра «Узнай наш герб»

3.Государственные символы России – герб, флаг, гимн

1.Беседа о символическом значении герба, о связи с фольклором  и народным декоративно-прикладным искусством;

2.Наблюдение в ходе прогулок  и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы;

1.Прослушивание гимна Российской Федерации

6.

Февраль:

1.«Родина – мать, умей за нее постоять»

1.Беседа о защитниках Отечества;

2.Просмотр видеофильма;

3.Пение песен об армии;

1.Игры-соревнования

2.Знакомство с пословицами и поговорками о храбрости и героизме;

2.Выполнение открыток папам и дедушкам;

1.Прослушивание военных песен;

1.Выставка рисунков

3.Спортивное развлечение «Вместе с папой»

1.Разучивание стихотворений и песен об армии;

1.Подвижные спортивные игры на улице;

4.Знаменитые спортсмены России

1.Беседа о российском спорте;

2.Рассматривание иллюстрации из журналов и газет;

3.Компьютерная презентация «Знаменитые спортсмены России»

2.Рассказывание детей о знаменитых спортсменах;

7.

Март:

1.«Русские народные игрушки»

1.Рассматривание иллюстрации дымковских, богородских, филимоновских, игрушек.

1.Лепка и рисование дымковских игрушек;

2.Сюжетно-ролевая игра «Магазин народных игрушек»;

2.«Очень я люблю маму милую мою»

1.Составление рассказов «За что я люблю свою маму. Как я  помогаю ей»;

Пение песен о маме, чтение стихов;

1.Рисование портрета

   «Моя мама»;

2.Изготовление  подарка маме;

3.В мире знаменитых людей

3.Рассказывание о знаменитых россиянах;

Рассматривание фотографии соотечественников;

Прослушивание литературных произведений и стихов;

1.Рисование «Встреча весны»;

4.Масленица. Развлечение.

1.Беседа о масленичной неделе, символическом значении блинов;

Изготовление чучела Масленицы;

1.Спортивные состязания;

8.

Апрель:

1.Мы тоже имеем право»

1Театрализованное представление

1. Разучивание песни «Айболит»

2.Наши космонавты

1.Рассказывание воспитателя о российских космонавтах, о Ю.А.Гагарине и о науке космологии (с просмотром видеофильма);

1. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты»;

3.Береза – символ России. Развлечение.

1.Разучивание хоровода. Закличек.

1. Изготовление атрибутов оформление зала;

4.«О праздниках народов мира»

1.Рассказывание о праздниках других народов;

2. Рассматривание иллюстрации и обсуждение;

3.Просмотр видеороликов;

2. Сюжетно-ролевая игра «Семейный праздник»

9.

Май.

1.  « Этот День Победы»

 

1.  Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов;

2. Слушание и пение фронтовых песен;

1.Изготовление праздничных открыток;

2. Выставка рисунков;

2.Знакомство с городами героями. Видеопрезентация

1.Просмотр видео слайдов парад Победы  в Москве;

1. Спортивная эстафета;

3.Что такое заповедник?

1.Рассказывание о заповедниках  ЯНАО;

2.Рассматривание иллюстрации с изображением редких животных;

1.Рисование «Красная книга России»;

4. Мы - патриоты

1.Проведение занятия – викторины;

2.Разгадывание кроссворда о Родине;

3.Фотоколлаж;

1.Выставка детских рисунков;

Мониторинг освоения знаний по нравственно-патриотическому воспитанию

Дата проведения: _____________

Педагог: _____________________

Раздел исследования

Ф.И. ребенка

Образ Я.

Изменение позиции ребенка

Мои объязанноти

Элементарные знания о правах ребенка

Семья.

Знать историю своей семьи

Знание домашнего адреса и телефона

Знание имен и отчеств родителей

Профессия родителей

Награды бабушек и дедушек, родителей

Детский сад

Детский сад и я. Знать ближайшее окружение, общение с сотрудниками, сверстниками. Правила общения

Родная страна

Знание названия нашей страны, столицы

Знания о том, как выглядит государственный герб России:

Знания о том, как выглядит государственный флаг России:

Представления о функциональном назначении государственных символов:

Элементарные представления о цветах российского флага, о символическом значении изображений на гербе России:.

Знания и представления о государственном гимне России

Государственные праздники

Родной край

Знания о том, как выглядит  герб ЯНАО, Нового Уренгоя, символический знак района Коротчаево

Знания о том, как выглядит флаг ЯНАО, г. Новый Уренгой

Элементарные представления о символическом значении изображений на гербе ЯНАО, Нового Уренгоя и символическом знаке  района Коротчаево

Элементарные представления о значении результатов труда жителей города Новый Уренгой и района Коротчаево для страны

Знание названия нашего района. 

Почему наш район имеет такое название. Главные объекты района: школа, магазин, КДЦ, почта и пр.

Знания о коренных жителях Ямала. Основные занятия ненцев и их отношение к природе

Итог:

Условные обозначения:                                        Уровень развития:

1-1 балл                                                               1-1,9- низкий

2-2 балла                                                             2-2,5- средний

3-3 балла                                                             2,6-3- высокий

Количественный анализ:

Высокий уровень –

Средний уровень 

Низкий уровень -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родничок»

Тема: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Родничок»Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.Вид проекта: познавательный, краткосрочный, гру...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...

Программа по дополнительной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родные истоки»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна их наиболее важных. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в ...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...