Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
рабочая программа на тему
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vozrozhdenie.docx | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено педагогическим советом
МБДОУ д/с № 31
Протокол № ____ от «____»________
Парциальная программа
по нравственно – патриотическому воспитанию
«Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств
у дошкольников»
Авторы – составители
Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В.
Старший воспитатель Пичкурова Н.А.
Воспитатель Сурнева О.В.
1.Тема: Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
2.Методологическое обоснование проекта: деятельностный, личностно – ориентированный, культурологический подход в воспитании и обучении к ребенку, теория развития личности, а также работы педагогов по проблеме нравственно – патриотического воспитания и духовности в дошкольном детстве.
2.1.Актуальность программы для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края: заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль культуры как источника развития детей.
В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей.
ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально – регионального компонента в систему образования разного уровня.
В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватить следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном поселке, крае. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего поселка, прекрасные картины природы родного края. Но есть еще и историческая память поколений. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
2.2.Нормативно – правовое обеспечение программы
- Закон «Об образовании»
- ФГОС ДО
- Устав МБДОУ д/с № 31
2.3.Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».
Ушинский К.Д., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Мария Монтессори отмечала, что "местные" черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах "Я люблю свой край" нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый поселок, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быта, культуре края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, поселок. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.
Учитывая, что современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, становится необходимым знакомить детей с окружающим миром через традиции своей социокультурной среды – историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. С данным утверждением согласились 95% родителей от числа опрошенных, они признают роль культуры как источника развития детей и считают необходимым знакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, так как без формирования привязанности к своим этническим корням невозможно приобщить детей к богатствам национальной и мировой культуры. Наш регион – это золотой запас духовности, совокупность наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда, обычаи и традиции, богатства недр, полей, лесов, достижения народа. Это ресурс для культурных практик детей, для реализации собственных замыслов и саморазвития.
На основе выше изложенного педагогическим коллективом учреждения было разработано методическое пособие «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников».
2.4.Цели реализации Программы:
формирование нравственно – патриотических чувств, духовности у детей дошкольного возраста, воспитание познавательного интереса и любви к своей малой и большой Родине.
2.5.Объект инновационной деятельности:
1. Систематическая образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей с детьми 3-7 лет под общим названием «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников».
2.6.Предмет инновационной деятельности:
1. Разработка и реализация детско - взрослых проектов по изучению родного поселка, края.
2. Экскурсионная работа.
3. Музейная педагогика.
4. Акции.
2.7.Гипотеза инновационной деятельности:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил поселок, начнут проявлять интерес к событиям жизни поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
2.8.Задачи:
- организовать образовательный процесс на познание ребенком мира культуры, реализацию себя в мире культуры,
- воспитывать у дошкольников такие качества, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям, чувство принадлежности к определенной культуре,
- дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к своей семье, к поселку, в котором они живут, помочь им осознать значение Краснодарского края в развитии страны.
- формирование бережного отношения к природе и всему живому, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символами государства, края, района, поселка (герб, флаг, гимн).
2.9.Теоретические и методологические основания программы (научно – педагогические принципы, подходы, научные школы, концепции положенные в основу программы):
Концептуальным подходом в разработке методического пособия является раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники, будущее Родины зависит от созидательной роли каждого.
Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Особенности работы по краеведению
- Введение личности ребенка в поле родной культуры.
- Формирование целостного представления об окружающем мире, установление соотношения между информацией и деятельностью.
- Отбор материала с учетом возрастных возможностей дошкольников.
- Работа проводится системно в различных видах детской и совместной со взрослыми деятельности.
- Деление материала по темам.
3.Обоснование идеи, сущности инновации и механизма реализации инновационной программы:
Каковы же источники краеведческих сведений?
Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.
Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.
Богатые краеведческие сведения несут в себе открытки – художественные и фотографические. Они могут быть видовыми – запечатлевшими виды поселка, природы и предметов быта. Открытки – репродукции с произведениями изобразительного искусства иногда являются единственным источником сведений об исчезнувшем произведении. Открытки дают ценнейший этнографический материал, позволяющий точно установить прежний облик строений и среды, местонахождения памятников истории, культуры и природы, позволяют представить облик городов и сел.
Восстановить утраченный облик родного края помогают и произведения изобразительного искусства. В этом плане интересны картины
кубанских художников. Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным.
Своеобразным хранилищем различных материалов по истории и культуре, природе, экономике и хозяйству края являются музеи: краеведческий, художественный, литературный и др. Дети в учреждении могут открыть для себя родной поселок только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой поселок.
Знакомя детей с родным поселком и страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.
4.Обоснование новизны инновационной деятельности:
Система работы по краеведению
1. Систематическая образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей с детьми 3-7 лет под общим названием «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников».
2. Разработка и реализация детско - взрослых проектов по изучению родного поселка, края.
3. Экскурсионная работа.
4. Музейная педагогика.
5. Акции.
Возрастная группа | младшая группа | средняя группа | старшая группа | подготовительная к школе группа |
Организованная образовательная деятельность «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» | 1 раз в 2 недели | 1 раз в 2 недели | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
В системе формирования эколого-краеведческих представлений используются различные культурно-смысловые контексты:
- игра (игровые обучающие ситуации с использованием игрового персонажа – куклы Домовенка Кузи, детские игры и упражнения, компьютерные игры, квест – игры и др.),
- наблюдения,
- экспериментирование,
- моделирование,
- художественно-творческая деятельность,
- работа с книгой и разнообразными изобразительными материалами,
- детские досуги,
- акции.
Особое место занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к окружающему миру.
Деятельность с дошкольниками базируется на использовании педагогических технологий:
- игровой,
- музейной педагогики,
- метода проектов,
- домашнего кинотеатра,
- коллективное творческое дело (по технологии И.П.Иванова),
- информационных компьютерных технологий.
Специфика образовательной деятельности по краеведению заключается в том, что она проходит не только в группе (микросреде), но и в макросреде: в парке, на спортивной площадке, в библиотеке, на выставке и т.п. Работа по краеведению включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего нашего поселка, края и страны. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду. Хорошим примером совместного творчества является познавательно-исследовательская деятельность, результатом которой является создание коллекций в группах ДОУ, краеведческой комнате.
5.Содержание программы, изложенное относительно принципиальных особенностей программы: категории участников, сроков реализации и др.
события традиции праздники
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 1,5–7 лет
1 младшая группа (1,5 – 3 года)
НА ПРОГУЛКЕ | РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ | ВО ВРЕМЯ ЕДЫ | НАБЛЮДЕНИЯ | |||||
сентябрь | Уходи с дороги, кот, Наша Танечка идет. Топ – топ – топ – топ, Никогда не упадет. | Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. | Пышка-лепешка В печке сидела, На нас глядела- В рот захотела! | Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти, Дай капустке подрасти. | ||||
октябрь | Киска, киска, киска, рысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет. | Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке. | Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую | Синичка, синичка, Воробью сестричка. Воробей – воришка Залез в амбаришко. Клевать просо- Тупым носом.. | ||||
ноябрь | Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. | Идет коза рогатая За малыми ребятами. Ножками — топ-топ, Глазками — хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет— Забодает, забодает! | Гу-ту-ту, гу-ту-ту, Варю кашу круту. Подливай молочка, Накорми казачка. | Ой ты зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет. | ||||
декабрь | Нарвите горошка Полное лукошко! Домой принесите, Всех угостите! | Мальчик-пальчик, где ты был? | Ой да, ой да, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить. Один скажет — кашкою, Другой — простоквашкою. | Ты, мороз, мороз, мороз. Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем, Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки — Самокаточки. | ||||
январь | Тяги, тяги, потягушеньки, На дочку порастушеньки. Ты расти здоровая во все времечко, Как пшеничное тестечко. | Водят мыши хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод. | Ладушки, ладушки! Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушки! | Как на горке - снег, снег. И под горкой - снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише, - не шуметь. | ||||
февраль | Потягушечки – потягушечки, От носочков от макушечки, Мы потянемся – потянемся, Маленькими не останемся. | Этот пальчик в лес пошел, | Дубы, дубочки, пеку блиночки, Блиночки горячи, не хотят сидеть в печи. Блиночки румяные, с маслицем, сметаною. | Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу. | ||||
март | Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня на тележке Щелкает орешки. Поехали, поехали, С орехами, с орехами, К дедке по репку, По пареньку, По сладеньку. | Курочка-тараторочка По двору ходит, Цыпляток водит, Хохолок раздувает, Своих деток подзывает: — Куд-куда, куд-куда! | Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонек, Стали кашу варить, Стали Машу кормить. | Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты, где была? Ты с чем пришла? За морем бывала, Погоду добывала, Несу, несу Весну-красну! | ||||
апрель | Вот они, сапожки: Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки. Этот — с правой ножки, Этот — с левой ножки. Вот так хорошо. | Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет. | Сорока-белобока Этому не дала: | Иди, весна, Иди, красна, Принеси ржаной колосок, полной снопок, Большой урожай В наш край! | ||||
май | Еду, еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам. Все прямо и прямо, А потом вдруг В ямку — бух! | Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы, Глаза смелые, зубки белые. | Ой, дуду, дуду, дуду... Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - На-ка, милый пастушок , Ты спеши-ка на лужок. Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашку варить, Сашу кашей кормить. | — Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Брызни в поле пуще: Станет травка гуще. |
2 Младшая группа (3 - 4 года)
Тема организованной деятельности | Период проведения | Содержание деятельности | Варианты форм проведения |
«Давайте знакомиться» | 3-я неделя сентября | Любовь к своей семье. Иметь элементарные представления о родном доме, улице, дворе. Знать название родного поселка. Осознавать себя сыном (дочкой). Знать свое имя, фамилию. Знать членов семьи по именам. Осознать понятие «Я - член семьи» Уметь выразить отдельные состояния с помощью речи. Узнавать себя и выделять среди членов семьи на фото. Задавать вопросы о себе и своем организме. Узнавать на фото близких людей, друзей, знакомые уголки родного поселка. Говорить о себе в первом лице с положительным чувством. Выражать привязанность к близким, родному поселку. | Выставка фотографий «Дети дома… » |
1-ая неделя октября | Иметь элементарные знания о реке Кубань. Иметь представления о ее значении в жизни людей .Переживать радость, любопытство, удивление при знакомстве с легендой о реке Кубань. | Работа с картой «Путешествие по Кубани» | |
«Путешествие осеннего листочка» | 3-я неделя октября | Иметь элементарные знания о животных, птицах, растениях, растущих в родном крае. Иметь представления об их среде обитания. Бережно относиться к естественной среде (беречь все живое) Переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие, при встрече с растениями, животными ; сочувствие, сопереживание при неосторожном обращении с ними. | Воображаемое путешествие в лес |
«Прогулка по родному поселку» | 1-ая неделя ноября | Иметь представление о родном поселке, истории его возникновения, богатой и разнообразной природе, достопримечательностях. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Воспитывать основы гражданственности и патриотизма. | Составление плана путешествия по родному поселку. Использование методики «Волшебная труба» (через трубу дети рассматривают различные объекты, рассказывают о них) |
«Как животные родного края к зиме готовятся» | 3-я неделя ноября | Иметь элементарные представления о подготовке животных к зиме. Умение устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и поведением животных. Включение детей в природоохранную деятельность. | Составление писем животным о необходимости подготовки к зиме Проект «Осенние письма» |
«Кубанская народная игра» | 1-ая неделя декабря | Представления детей о культуре и традициях этноса через знакомство с кубанскими народными играми. Понимание событий игры. Воспитание осторожности, взаимопонимания, взаимовыручки. | Беседа на тему «Кубанская народная игра, игровая ситуация «Я поиграю с вами в игры», которым научила меня моя бабушка» |
«В гости к Деду-природоведу» | 3-я неделя декабря | Представления о том, чем можно помочь растениям и животным зимой. Включение детей в социально-значимую деятельность по разработке и реализации акции « Покормите птиц зимой» | Проект «Покормите птиц зимой» |
«История холодного сугроба» | 3-я неделя января | Представления об особенностях кубанской зимы, о возможности интересно проводить время на свежем воздухе. Зимние забавы детей. | Рассказ от имени сугроба о том, чем занимаются дети зимой. |
«Кубань – степная дочь России» | 1-я неделя февраля | Воспитывать любовь к родному краю, расширять представление о природе, богатствах края, его населении, воспитывать бережное отношение к окружающему миру, привлечь внимание к неповторимой красоте Кубани, обогащать и активизировать словарь. Воспитывать добрые чувства к родным местам. | |
«Кубанская народная песня» | 3-я неделя февраля | Обогащать опыт детей произведениями Кубанской народной культуры, учить понимать настроение народной песни, ее характер. Воспитывать интерес к народной культуре. | Слушание аудиозаписей, просмотр видео, разучивание детских народных песен, использование карточек - схем «Мое настроение» |
«Путешествие в будущее» | 1-ая неделя марта | Представление о том, что природу необходимо беречь. Выработка правил поведения в природе людям будущего. | Игра - фантазия «Как сорока -белобока в будущее летала», где окружающая среда загрязнена. Дети отправляются на помощь. |
«Да здравствуют птицы! | 3 –я неделя марта | Включение детей в поиск ответа на вопрос: «Почему надо беречь птиц?». Воспитание гуманного отношения ко всему живому. | Праздник птиц в честь возвращения птиц в родные края. |
«Путешествие в страну улыбок» | 1-ая неделя апреля | Осознавать себя воспитанником Детского сада, понимание необходимости жить по правилам, установленным в группе. Воспитание доброжелательности эмпатии. | Создание игровой ситуации: путешествуя по станциям «Загадки», «Весна»… дети попадают в страну улыбок и дарят их друг другу. Можно предложить собрать копилку улыбок. |
«Волшебный сундучок» | 3-я неделя апреля | Знакомить детей со сказками и легендами Кубани. Воспитывать интерес к народному искусству, инициативность. | Создание сюжетно - ролевой ситуации «Изба», Дидактические игры «Отгадай загадку и найди отгадку», «Умею - не умею»…, рассматривание иллюстраций, предметов избы. |
«Еще тогда нас не было на свете» | 1-я неделя мая | Предложить задуматься о прошлом. Познакомить с подвигом народа по защите Родины . | Акция «Бессмертный полк» |
«Цветут маки, маки цветут! Конец весны. Начало лета. Они пылают там и тут - предвестники тепла и света» | 3-я неделя мая | Познакомить в доступной форме с легендой о кубанских цветах - маках. Рассмотреть цветы, определить на что похожи. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. | Акция «Украсим землю цветами» |
Средняя группа (4 - 5 лет)
Тема организованной деятельности | Период проведения | Содержание деятельности | Варианты форм проведения |
«Детский сад – дом счастливый для ребят» | 1-я неделя сентября | Освоить ближайшее окружение родного дома, познакомиться с первой общественной средой - детским садом. Освоить понятия: я - житель двора, улицы, поселка, я - воспитанник детского сада. Проявлять активное стремление к самостоятельной деятельности, действиям, отношениям со взрослыми, работающими в детском саду, подражать им, отражать в играх интересующие области деятельности. Задавать вопросы о мире, о себе, о своем организме. Ориентироваться на местности ( возле дома, детского сала) Сознавая, уметь относить к себе лично общие указания взрослых, работающих в детском саду. Уметь строить отдельные высказывания о себе, своем самочувствии, настроении. Ориентировать свое поведение на положительную оценку взрослых, прежде всего педагогов детского сада. | Выставка фотографий « Дети в детском саду » |
«Учимся сотрудничеству» | 3-я неделя сентября | Иметь представление о возрасте, различать пол людей, знать их профессии. Разбираться во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми в детском саду. Знать элементарные правила культурного поведения. Узнавать и называть людей отдельных профессий, прежде всего работающих в детском саду. Задавать вопросы о действиях старших, их поступках. Отражать разные сюжеты из жизни семьи и детского сада в играх. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада . Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых (быть добрым, вежливым, внимательным). Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. | Изготовление альбома «Все профессии нужны, все профессии важны» |
«Река Кубань» | 1-ая неделя октября | Иметь элементарные знания о реке Кубань. Иметь представления о ее значении в жизни людей. Понимание того, почему необходимо беречь водные ресурсы. Переживать радость, любопытство, удивление при знакомстве с легендой о реке Кубань. | Работа с картой «Путешествие по реке Кубань» |
«Путешествие осеннего листочка» | 3-я неделя октября | Иметь элементарные знания о животных, птицах, растениях, растущих в родном крае. Иметь представления об их среде обитания. Бережно относиться к естественной среде (беречь все живое) Переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие, при встрече с растениями, животными; сочувствие, сопереживание при неосторожном обращении с ними. | Воображаемое путешествие в природные сообщества |
«Прогулка по родному поселку» | 1-ая неделя ноября 2-ая неделя ноября | Иметь представление о родном поселке. Переживать гордость за свою семью, испытывать любовь к членам семьи. | Рисование древа с корнями и листьями , рассматривание семейных альбомов , рассказы детей о семье. |
«Как животные родного края к зиме готовятся» | 3-я неделя ноября | Иметь элементарные представления о подготовке животных к зиме. Умение устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и поведением животных. Включение детей в природоохранную деятельность. | Составление писем животным о необходимости подготовки к зиме Проект «Осенние письма» |
«Кубанская народная игра» | 1-ая неделя декабря | Представления детей о культуре и традициях этноса через знакомство с кубанскими народными играми. Понимание событий игры. Воспитание осторожности, взаимопонимания, взаимовыручки. | Беседа на тему «Кубанская народная игра», игровая ситуация «Я поиграю с вами в игры, которым научила меня моя бабушка» |
«В гости к Деду-природоведу» | 3-я неделя декабря | Представления о том, чем можно помочь растениям и животным зимой. Включение детей в социально-значимую деятельность по разработке и реализации акции «Покормите птиц зимой» | Проект «Покормите птиц зимой» |
«История холодного сугроба» | 3-я неделя января | Представления об особенностях кубанской зимы, о возможности интересно проводить время на свежем воздухе. Зимние забавы детей. | Рассказ от имени сугроба о том , чем занимаются дети зимой. |
«Мой поселок Мирской» | 1-я неделя февраля | Расширить опыт детей знаниями о родном поселке, об истории его возникновения. Закрепить понятия «родной дом», «родной двор», родная улица», родной поселок» Воспитывать добрые чувства к родным местам. | Вернисаж «Поселок мой родной» |
«Кубанская народная песня» | 3-я неделя февраля | Обогащать опыт детей произведениями кубанской народной культуры, учить понимать настроение народной песни, ее характер. Воспитывать интерес к народной культуре. | Слушание аудиозаписей, просмотр видео, разучивание детских народных песен, использование карточек - схем «Мое настроение» |
«Путешествие в будущее» | 1-ая неделя марта | Представление о том, что природу необходимо беречь. Выработка правил поведения в природе людям будущего. | Игра - фантазия «Как сорока - белобока в будущее летала», где окружающая среда загрязнена. Дети отправляются на помощь. |
«Да здравствуют птицы! | 3 –я неделя марта | Включение детей в поиск ответа на вопрос: «Почему надо беречь птиц?». Воспитание гуманного отношения ко всему живому. | Праздник птиц в честь возвращения птиц в родные края. |
«Путешествие в страну улыбок» | 1-ая неделя апреля | Осознавать себя воспитанником Детского сада, понимание необходимости жить по правилам, установленным в группе. Воспитание доброжелательности, эмпатии. | Создание игровой ситуации: путешествуя по станциям «Загадки», «Весна»… дети попадают в страну улыбок и дарят их друг другу. Можно предложить собрать копилку улыбок. |
«Волшебный сундучок» | 3-я неделя апреля | Знакомить детей с произведениями малых фольклорных форм Кубани (загадки, скороговорки, считалки, потешки), с их жанровыми особенностями. Воспитывать интерес к народному искусству, инициативность. | Создание сюжетно - ролевой ситуации «Изба», Дидактические игры « Отгадай загадку и найди отгадку», «Умею - не умею», рассматривание иллюстраций, предметов избы. |
« Еще тогда нас не было на свете» | 1-я неделя мая | Предложить задуматься о прошлом. Познакомить с подвигом народа по защите Родины. | Акция «Бессмертный полк» |
«В саду растут у нас цветы небывалой красоты» | 3-я неделя мая | Познакомить в доступной форме с кубанскими цветами. Рассмотреть цветы, определить на что похожи. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. | Акция «Украсим землю цветами» |
Старшая группа (5-6 лет)
Тема организованной деятельности | Период проведения | Содержание деятельности | Варианты форм проведения |
«Мы все такие разные» | 1-я неделя сентября | Иметь представление о себе как о жителе поселка Мирской, понимание того, что каждый человек уникален и неповторим, имеет свои особенности, предпочтения и чувства. Способность к самопознанию, умение считаться с особенностями и возможностями других людей | фотовыставка «Мы все такие разные», выставка увлечений, игры на сотрудничество, детский проект «Почему меня так назвали?» |
2-я неделя сентября | |||
«Казачок-здоровячок» | 3-я неделя сентября | Представление о здоровье и его составляющих, понимание того, что о здоровье необходимо заботиться, используя ресурсы природы и спортивных сооружений нашего города. Знакомство со спортсменами поселка, района и края. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью. | Проект «Я вырасту здоровым!» |
4-я неделя сентября | |||
«Течет река Кубань» | 1-я неделя октября | Иметь знания о реке Кубань, о речной фауне. Понимание того, почему необходимо беречь водные ресурсы. Переживать радость, любопытство, удивление при знакомстве с легендой о реке Кубань. Включение детей в природоохранную деятельность. Умение делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности. | Презентация «Река Кубань» Изготовление экологических знаков в защиту природы ( реки Кубань) |
2-я неделя октября | |||
«Берегите нашу природу» | 3-я неделя октября 4-я неделя октября | Иметь представление о растениях, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по сохранению растений. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. | Игра – путешествие «По страницам красной книги» |
«Недаром называется Мирской поселок мой» | 1-я неделя ноября | Знание географии и социально - экономических условий родного поселка. Знание истории улиц и достопримечательностей поселка. Посильно помогать взрослым, сохранять природный и рукотворный мир родного поселка. Составлять рассказы о родном поселке, интересных местах малой родины. Воспитание любви и гордости за родной поселок. | Детский проект «Дети – поселку, поселок – детям» |
«Люби и знай родной свой край» | 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября | Иметь первоначальные представления об истории, географии края (недра, водоемы, животные, растения) социально-экономических условиях. Умение планировать познавательно – исследовательскую деятельность. Воспитание познавательного интереса . | Игра «За стрелкой компаса» |
«Я живу в России» | 4-я неделя ноября | Представление о том, что наша страна – Россия, в ней много городов и сел. Москва – главный город, столица нашей страны, ее достопримечательности. Знакомство с Красной площадью, с флагом и гимном России. | Виртуальная экскурсия на Красную площадь. |
| 1-я неделя декабря 2-я неделя декабря | Представление о животных края, о роли человека в сохранении редких видов животных и растений. Воспитание интереса к природе, умения бережно расходовать все, что дает природа. Включение детей в природоохранную деятельность. | Изготовление экологических знаков в защиту природы. |
«Пернатые друзья ребят» | 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря | О птицах родного края, их значении в природе. Учить различать, называть, заботиться . | Акция «Покормите птиц зимой» |
«Художники Кубани» | 2-я неделя января | Ознакомление детей с продуктом труда художников, который отражают кубанские народные традиции, чувства, личностные качества, интересы. Воспитание интереса к народным традициям. | «В гостях у художников Кубани» |
«Сказания и легенды Кубани» | 3-я неделя января | Вовлечение детей в познавательно – исследовательскую деятельность по поиску ответов на вопросы, касающиеся истории края. Переживание радости, любопытства, удивления при знакомстве со сказаниями и легендами Кубани. | |
«Знаменитые люди края» | 4-я неделя января 1-я неделя февраля | Представление о личностях, внесших большой вклад в культуру, искусство, технические достижения края. Понимание созидательной роли человека. Уважение к великим открытиям. | Галерея знаменитых людей края. |
«Путешествие по Кубани» | 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля | Представление о разнообразии края. Знакомство с природными особенностями, населением, обычаями, традициями. Воспитание познавательного интереса и уважения к разным культурам. | |
«Природные богатства края» | 4-я неделя февраля 1-я неделя марта | Представление о крае, как кладовой природных богатств. Знание полезных ископаемых, их использование в жизни человека. О необходимости бережного использования природных богатств. | Детская лаборатория |
Путешествие по карте Краснодарского края (природные зоны) | 2-я неделя марта 3-я неделя марта | Представление о природном многообразии края. Изучение по карте своеобразия природных зон Краснодарского края. | Виртуальное путешествие |
Красная книга Краснодарского края (животные) | 1-я неделя апреля 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля | Представление о животных Красной книги Краснодарского края, причинах занесения в нее редких животных. Развитие экологического мышления в процессе познавательно - исследовательской деятельности. | Игра – путешествие «По страницам красной книги» |
«Их помнит вся Россия» | 4-я неделя апреля 1-я неделя мая | Приобщение к традиции поселка – праздновать День победы. Знакомство с ветеранами войны и труда, их подвигом. Вовлечение в празднование в поселке Дня победы. | Акция «Бессмертный полк» |
« Не нужен клад, если в семье лад» (к Дню семьи) | 2-я неделя мая | Интерес к семье, отношениям между членами семьи. Изучение семейных традиций. Воспитание добрых чувств. | Гостиная |
«Я поведу тебя в музей» | 3-я неделя мая | Знания о музеях, их предназначении, особенностях. Вовлекать в коллекционирование предметов. Умение видеть прекрасное в предметах рукотворного мира. | Экскурсия в музей |
Экологическая викторина «Знатоки цветов Краснодарского края» | 4-я неделя мая | Знание мира растений (цветы) Краснодарского края. Умение делать простейшие выводы и умозаключения, проявлять самостоятельность, находчивость, сообразительность. Воспитание любви к родному краю, чувство прекрасного. | Акция «Украсим землю цветами» |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема организованной деятельности | Период проведения | Содержание деятельности | Варианты форм проведения |
«Мы все такие разные» | 1-я неделя сентября | Иметь представление о себе, как о жителе поселка Мирской, понимание того, что каждый человек уникален и неповторим , имеет свои особенности , предпочтения и чувства. Способность к самопознанию, умение считаться с особенностями и возможностями других людей. Развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает и т.д). | Фотовернисаж «Какими мы стали», детский проект «Что в имени моем...?» |
2-я неделя сентября | |||
«Казачок-здоровячок» | 3-я неделя сентября | Представление о здоровье и его составляющих, понимание того, что о здоровье необходимо заботиться, используя ресурсы природы и спортивных сооружений нашего поселка. Знакомство со спортсменами поселка, района и края. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью. | Проект «Я здоровье сберегу – быть здоровым я хочу!» |
4-я неделя сентября | |||
«Река Кубань» | 1-я неделя октября | Иметь знания о реке Кубань, о речной фауне. Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды, как ухудшение экологических условий влияют на жизнь живой природы. Переживать радость, любопытство, удивление при знакомстве с легендой о реке Кубань. Включение детей в природоохранную деятельность. Умение делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности. | Презентация «Река Кубань» Изготовление экологической книги «Среди лесов, холмов, полей течет могучая Кубань» |
2-я неделя октября | |||
«Кубанская осень» | 3-я неделя октября 4-я неделя октября | Иметь представление о растениях Краснодарского края, занесенных в Красную книгу. Продолжать прививать бережное отношение к природе, понимать ее ценность, развивать экологическую культуру; навыки, ресурсы, сбережения. Помогать видеть красоту и разнообразие природы, получать удовольствие от общения с ней. | Создание Красной книги из рисунков детей (растения Краснодарского края). Совместно с родителями |
«История поселка в названиях улиц» | 1-я неделя ноября | Формировать у детей знания географии и социально - экономических условий родного поселка, знания истории улиц и достопримечательностей. Составлять рассказы о родном поселке, интересных местах малой родины. Воспитание любви и гордости за родной поселок. | Презентация «Ах, улочки...», фотовыставка. |
«Край, в котором я живу» | 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября | Расширять представления об истории, географии края (недра, водоемы, животные, растения) социально-экономических условиях. Умение планировать познавательно – исследовательскую деятельность. Воспитание познавательного интереса . | Детский проект «Юные защитники природы» |
«Россия – родина моя» | 4-я неделя ноября | Знакомить детей в самых общих чертах с государственным устройством России, армией, флотом, авиацией, формировать представления об основных современных профессиях. Формировать начала гражданственности на основе уважения к деятельности взрослых и детей на общее благо, гордости за достижение других граждан России. | Презентация «Россия – родина моя» |
| 1-я неделя декабря 2-я неделя декабря | Расширять знания о животных и растениях Кубани, о роли человека в сохранении редких видов животных и растений. Воспитание интереса к природе, умения бережно расходовать все, что дает природа. Включение детей в природоохранную деятельность. | КВН «Ребенок и природа» |
«Пернатые друзья» | 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря | О птицах родного края, их значении в природе, об исчезающих видах пернатых. Продолжать учить различать, называть и заботиться о них. | Акция «Покормите птиц зимой» |
«Писатели и поэты Кубани» | 2-я неделя января | Знакомить детей с творчеством писателей и поэтов, которое отражает кубанские народные традиции, чувства, личностные качества, интересы. Воспитание интереса к народным традициям. | Творчество писателей и поэтов Кубани |
«Сказки Кубани» | 3-я неделя января | Вовлечение детей в познавательно – исследовательскую деятельность по поиску ответов на вопросы об истории родного края. Переживание радости, любопытства, удивления при знакомстве со сказками и легендами Кубани. | Выставка работ детей. |
«Они прославили наш край» | 4-я неделя января 1-я неделя февраля | Продолжать знакомить со знаменитыми людьми Краснодарского края, внесших большой вклад в культуру, искусство, спорт, технические достижения края. Понимание созидательной роли человека. Уважение к великим открытиям. | Презентация «Аллея знаменитостей» |
«Кто живет с нами рядом?» | 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля | Представление о разнообразии края. Знакомство с народами, населяющими наш край, праздниками, обычаями, традициями. Воспитание познавательного интереса и уважения к разным культурам. | «Игры народов Кубани» |
«Полезные богатства края» | 4-я неделя февраля 1-я неделя марта | Расширять представления о крае, как кладовой природных богатств. О необходимости бережного использования природных богатств. | «Юный исследователь» |
Путешествие по карте Краснодарского края (природные зоны) | 2-я неделя марта 3-я неделя марта | Расширять представления о природном многообразии края, продолжать изучение по карте своеобразия природных зон Краснодарского края. | Изготовление макетов природных зон |
Редкие животные Краснодарского края | 1-я неделя апреля 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля | Знакомство с редкими животными Красной книги Красноярского края, причинах занесения в нее. Развитие экологического мышления в процессе познавательно - исследовательской деятельности. | Игра – путешествие «По страницам красной книги» |
«Они защищали Родину» | 4-я неделя апреля 1-я неделя мая | Приобщение к традиции поселка – праздновать День победы. Знакомство с ветеранами войны и труда, их подвигом. Вовлечение в празднование в поселке Дня победы. | Акция «Бессмертный полк», «Обелиск» |
«Вся семья вместе, так и душа на месте» (к Дню семьи) | 2-я неделя мая | Интерес к семье, отношениям между членами семьи. Изучение семейных традиций. Воспитание добрых чувств. | Конкурс «Герб моей семьи» |
«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» | 4-я неделя мая | Обобщить и закрепить знания о природе: лесе, деревьях, грибах, цветах и ягодах, о животных и птицах, о взаимосвязи всего живого и неживого в природе Краснодарского края. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе, расширять представления об охране природы. Развивать логическое мышление, память, смекалку, фантазию. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей. | Вечер досуга «Все интересно то, что неизвестно» |
Детско-взрослые проекты по краеведению
Возрастная группа | Название проекта |
Младшая группа | «Осенние письма», «Огород на подоконнике», «Покормите птиц зимой» |
Средняя группа | |
Старшая группа | «Почему меня так назвали?», «Я вырасту здоровым», «Дети – поселку, поселок – детям» |
Подготовительная к школе группа | «Что в имени моем…?», «Я здоровье сберегу – быть здоровым я хочу!» «Юные защитники природы» |
Особенности предметно-пространственной развивающей среды
Центры активности в группах пополняются материалами краеведческого содержания с учетом возраста детей. Макросреда учреждения оформляется с учетом центральной темы и дополняется этнокультурным компонентом. Деятельность организуется в кубанской избе и групповых помещениях через создание игровых ситуаций с помощью «куклы - Домовенка Кузи», которая вместе с детьми путешествует по малой и большой Родине. В кубанской избе собран и систематизирован материал о Краснодарском крае, промыслах, ремеслах, истории, архитектуре, укладе жизни жителей края и поселка Мирской.
Вся работа выстроена по блокам:
1. История Краснодарского края.
Цель – пополнение знаний о прошлом края.
2. Природа моей малой Родины.
Цель – углубление и систематизация знаний о природных объектах,
ознакомление дошкольников с животным и растительным миром
Краснодарского края, с заповедными местами.
3. Интересно мы живем в краю родном.
Цель – ознакомление с достопримечательностями родного края
(библиотеками, музеями, производственными предприятиями).
4. Народные промыслы Краснодарского края.
Цель – воспитание чувства гордости за богатую ремеслами
Краснодарскую землю.
5. Моя Кубань.
Цель – ознакомление с творческим наследием родного края.
6. Мирской - поселок Краснодарского края.
Цель – пополнение знаний о родном поселке.
Проведение методической работы на краеведческом материале предполагает поэтапную организацию различных форм деятельности с педагогами через работу методических объединений учреждения:
– изучение теоретических вопросов и ознакомление с особенностями творчества художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства исторического прошлого;
– отбор материала для ознакомления дошкольников с наиболее близким для них окружением, систематизация отобранного материала и перспективное планирование;
– подготовка наглядных пособий для проведения занятий, игр, совместной деятельности;
– определение последовательности проведения работы по ознакомлению с местным материалом;
– оптимальный выбор путей применения полученных знаний, умений и навыков в разных видах и формах детской деятельности.
6.Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность программы
Предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие критерии и показатели:
- Обязательное наличие предметно-развивающей среды, насыщенной богатым материалом краеведческого содержания
- Обязательное использование методов развития познавательной активности, в частности, проектно-исследовательского и экспериментального метода
Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Для этого выдвинуты следующие задачи:
Актуализировать краеведческие знания
Повысить профессиональное мастерство, в вопросах краеведческого образования дошкольников, научиться максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона.
Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах, а создание творческой группы единомышленников – просто жизненно важное для любой идеи условие.
Целевые ориентиры
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свои город, край, страну, их достижения, имеет представление об их географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу, ощущает принадлежность к определенной культуре.
- Обладает способностями, позволяющими адаптироваться в социально-культурной среде.
Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, поселка, страны.
Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, наблюдение.
На начальном этапе работы по данной теме результаты диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста показывали , что дети проявляют интерес к культуре и истории родного края, но их знания поверхностны, бедны. Так, высокий уровень развития показали 45% детей, средний уровень- 35% детей, 20% детей – низкий уровень развития
Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим. Количество детей находящихся на высоком уровне увеличилось - теперь оно составляет 60%; 30%детей находится на среднем уровне; На низком уровне 10% детей. У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
7.Проектируемые результаты, дополняющие программу инновационные продукты (Приложения)
Заключение
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.
IV. Перечень литературы
- Перечень литературы:
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. и др. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты» методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2010 – 192с.
- «Моя страна»практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт.сост.Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205с.
- Сборник по дошкольному образованию (духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста)
- Абрамова А. «Введение в традицию» . пособие в помощь родителям и педагогам. М.: Никея, 2014 – 208 сл.
- «Ты, Кубань, ты наша Родина» Материалы из опыта работы районных служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов.
- Крутикова О.А. Краеведение - основа патриотического воспитания http://ficte.kem-edu.ru/downloads/conf/s4/4.28.pdf
- М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Издат. дом "Карапуз", 2000. - 272
- Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993
- Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста http://pedsovet.su/load/312-1-0-14672
- Приложение к журналу «Управление в ДОУ»: Л.Д.Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», А.А.Сидорова «Как организовать проект с дошкольниками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
Формирование нравственно-патриотических чувств у дощкольников...
Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников
формирование чувства патриотизма у детей путем осмысления понятия «малая родина»...
Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Быть гражданином...
Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...
Консультация для воспитателей на тему: «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному селу и род...
Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»
Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...
Проект «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников к народам разных национальностей России - День черкесского костюма»
Цель проекта: Формирование представлений у детей о национальном черкесском костюме посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности....